BGM-109 «Tomahawk»: самая классическая крылатая ракета (часть 3)

10

Содержание:

ПУСКОВЫЕ УСТРОЙСТВА

Все ракеты “Томагавк” хранятся в транспортно-пусковых контейнерах, заряжаемых в ячейку пусковой установки. Запуск осуществляется “горячим” способом, ракетный ускоритель зажигается прямо в пусковом контейнере, выталкивая из него ракету. Существенно отличаются только версии подводного пуска – UGM-109 – обычный пусковой контейнер на которых заменен прочной стальной капсулой, служащей для защиты ракеты от давления воды. После подъема на безопасную глубину, капсула сбрасывается.

Торпедные аппараты: наиболее базовым способом запуска ракет “Томагавк” является запуск их из торпедных аппаратов многоцелевых атомных подводных лодок. Ракета в пусковой капсуле выполнена примерно в габаритах стандартной 21-дюймовой (533-мм) тяжелой противокорабельной торпеды США. Она хранится в торпедном отсеке субмарины вместе с остальным вооружением (торпедами, минами, ракетами “Суб-Гарпун”) и заряжается в аппарат как обычная торпеда. Запуск капсулы осуществляется подачей в трубу воды под высоким давлением, превосходящим забортное. После запуска капсула всплывает до установленной глубины, после чего раскрывается и сбрасывается: ракета же запускает ракетный ускоритель, выходит из воды и раскрывает крылья и воздухозаборник маршевого двигателя.

В настоящее время, запуск “Томагавков” через торпедные аппараты подводных лодок больше не применяется. Во-первых, современные модели ракеты имеют облегченные корпуса и не в состоянии выдержать продольные нагрузки при таком пуске. Во-вторых, “Томагавки” размещались на субмаринах за счет части их обычной торпедно-ракетной нагрузки (например, субмарины типа “Лос-Анджелес” могли нести всего 26 единиц вооружений, и стандартная нагрузка из 8 “Томагавков” отнимала почти треть боекомплекта).

Контейнерные пусковые установки Mk-134 ABL (Armored Box Launcher): первые специализированные пусковые установки, предназначенные именно для “Томагавков”. Разработаны для оснащения ракетами надводных кораблей – ракетных крейсеров и крупных эсминцев.

Пусковая установка ABL представляет собой прямоугольный стальной контейнер, монтируемый на верхней палубе корабля. Внутри контейнера, соединенные с крышкой, располагаются четыре пусковых ячейки для ракет “Томагавк”. При запуске, крышка контейнера приподнимается вместе с ячейками на угол в 45 градусов. Так как ракета запускается “горячим” выхлопные газы выбрасываются с противоположной стороны контейнера – что вынуждает иметь зону безопасности позади ABL.

Пусковые установки ABL позволили оснащать существующие типы надводных кораблей американского флота ракетами “Томагавк” с минимальными расходами на переоборудование. Их главным недостатком, впрочем, стал значительный верхний вес: каждая установка ABL весит 26 тонн, и поскольку располагается на верхней палубе корабля, существенно сказывается на остойчивости.

Даже сравнительно крупные атомные ракетные крейсера и большие эсминцы (типа “Спрюэнс”) могли нести не более двух ABL, т.е. не более 8 ракет. Именно стремление увеличить ракетный арсенал флота стало одним из стимулов модернизации и возвращения в строй линкоров типа “Айова”, размеры и остойчивость которых позволяли нести восемь пусковых ABL (до 32 ракет).

Вертикальные пусковые Mk-41: эта революционная универсальная пусковая установка стала, подобно самому “Томагавку”, стандартом систем корабельных вооружений. Представляет собой блок из восьми пусковых ячеек с общей системой газоотвода, монтируемый под верхней палубой корабля. От одного и до восьми таких блоков (8-64 ячеек) составляют пусковую установку типа Mk-41. На ранних моделях, в каждой пусковой установке три ячейки одного из модулей были отведены под складной кран для перезарядки в море. Впоследствии от этой практики отказались.

Изначально, пусковые Mk-41 были разработаны для размещения зенитных ракет RIM-66 “Стандарт”. Идея была в том, чтобы отказаться от необходимости подавать ракету на балочную пусковую установку перед стартом, и вместо этого запускать ее прямо из ячейки хранения. Однако ввиду технических проблем, первые Mk-41 устанавливались на эсминцы типа “Спрэюнс” именно для запуска с них “Томагавков”. Выгоды от использования подпалубных пусковых установок были несомненны: эсминец типа “Спрюэнс” мог нести до 61 (8 блоков по 8 ячеек минус три под складной кран) “Томагавка” в пусковых типа Mk-41, против всего 8 “Томагавков” в контейнерных пусковых типа ABL.

В настоящее время, пусковые Mk-41 являются стандартным способом запуска “Томагавков” с надводных кораблей ВМФ США и флотов, ориентирующихся на американские стандарты. ВМФ США практически полностью перешел на универсальные установки типа Mk-41 в начале 2000-ых, списав все пусковые установки старых типов. Следует отметить, однако, что существуют три модели Mk-41, различающихся длиной: “модель самообороны”, “тактическая модель” и “ударная модель”. Ракеты “Томагавк” могут устанавливаться только в самые длинные Mk-41 ударной модели.

Периферические пусковые Mk-57: вариация стандартных Mk-41, разработанная для эсминцев типа “Зумвальт”. Главное отличие в том, что эти пусковые установки предназначены для размещения вдоль бортов корабля. Такое расположение позволило упростить конструкцию, и сделать пусковые установки более безопасными – в случае попадания в пусковую и взрыва ракеты в ней, энергия взрыва выходит наружу сквозь борт, а не распространяется внутрь корабля. Более совершенная система отвода газов также позволяет заряжать в эти пусковые более тяжелые и мощные ракеты.

Вертикальные пусковые Mk-45: вертикальные пусковые шахты, встроенные в корпуса современных моделей американских подводных лодок — типа “Лос-Анджелес” Flight II/III, и типа “Вирджиния”. Разработаны специально под ракеты “Томагавк”. Представляют собой герметичные пусковые трубы, размещаемые вне прочного корпуса субмарины и прикрываемые двойными крышками (собственно крышка шахты, и наружный обтекатель).

Внедрение пусковых шахт позволило во-первых, отказаться от транспортировки “Томагавков” в ограниченном объеме торпедного отсека субмарины, а во-вторых, позволило оптимизировать условия пуска ракеты. Теперь капсула с ракетой выбрасывается из шахты вертикально, давлением газов от встроенного газогенератора. Это позволило значительно снизить нагрузки на корпус ракеты, сделать его более легким и дешевым.

Эксплуатируемые сейчас подводные лодки типа “Лос-Анджелес” Flight II/III и “Вирджиния” Block I-IV несут по 12 пусковых шахт, втиснутых между носовыми балластными цистернами. Также в носители “Томагавков” были переоборудованы (в рамках соглашений о сокращении ядерных вооружений) четыре подводных ракетоносца типа “Огайо”: их пусковые шахты для баллистических ракет были перестроены так, чтобы вмещать по семь Mk-45 в каждой (всего 154 ракеты). В перспективе, эти “подводные мониторы” будут заменены субмаринами типа “Вирджиния” Block V. Эти строящиеся многоцелевые субмарины будут нести дополнительный “модуль полезной нагрузки” с четырьмя шахтами большого диаметра под семь “Томагавков” в каждой. Вместе со стандартными 12 пусковыми в носовой части, это обеспечит лодкам “Вирджиния” Block V боезапас в 40 крылатых ракет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Крылатая ракета BGM-109 “Томагавк” является в своем роде “культовым” оружием американского флота, наиболее известной его системой вооружений. Если речь заходит об ударах с кораблей по наземным целям – то практически всегда речь в первую очередь заходит о крылатых ракетах. В настоящее время, на вооружении ВМФ США состоят ракеты “Tactical Tomahawk” Block IV и Block V, ракеты старых серий TLAM-C Block III и TLAM-D Block III снимаются с вооружения. В перспективе, предполагается модернизировать все ракеты Block IV в модели Block V.

На момент своего появления, “Томагавк” вызвал настоящий шок у специалистов противовоздушной обороны всего мира. Концепция этой ракеты существенно расходилась с бытовавшими в тот момент представлениями о средствах воздушного нападения. Летящая на предельно малой высоте, скрывающаяся среди неровностей рельефа малозаметная крылатая ракета могла (при правильно построенном маршруте) пройти незамеченной мимо РЛС обнаружения. И даже если “Томагавк” был бы замечен, вероятность, что зенитная система окажется в радиусе прямой видимости ракеты, была очень невелика. Для самолетов-перехватчиков, “Томагавк” тоже представлял значительную проблему, поскольку его небольшая радарная сигнатура легко терялась на фоне помех от поверхности.

Решение проблемы “Томагавков” потребовало существенного пересмотра самой концепции построения ПВО, со сдвигом в сторону обнаружения низколетящих малозаметных целей. Плотность противовоздушной обороны пришлось существенно увеличивать, чтобы не оставить возможности проскользнуть незамеченным (что потребовало значительных расходов), внедрять новые системы обнаружения низколетящих целей, модифицировать ЗРК и УРВВ для эффективного поражения подобных объектов. До сих пор, однако, проблема защиты от малозаметных низколетящих крылатых ракет полностью не решена.

Высокая эффективность в поражении широкого спектра целей, надежность и неприхотливость, а также модульная конструкция (позволяющая легко осуществлять необходимые модернизации) гарантировали “Томагавку” впечатляющее долголетие и статус основного не-авиационного средства поражения наземных целей в арсенале ВМФ США. Успешное применение ракет “Томагавк” в конфликтах конца XX – начала XXI века вызвало значительный интерес к такого рода оружию и в других странах. На основе концепции “Томагавка” – низколетящей дозвуковой крылатой ракеты – были созданы такие крылатые ракеты как советская С-10 “Гранат”, российская 3М-14/54 “Калибр”, французская “Missile de Croisière Naval”.

источник: https://fonzeppelin.livejournal.com/239423.html

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account