2

Продолжение Флот в мире альтернативного коммунизма — предыстория, посвященное легким силам по эсминцы включительно

Сторожевики

Первыми сторожевиками, как уже было сказано выше, стали старые, еще угольные эсминцы царского флота последних серий.

Флот в мире альтернативного коммунизма - легкие силы

Их модернизация была очень короткой и простой – на кораблях капитально ремонтировалась ходовая и…все. По мере появления свободных мощностей – с кораблей снимали торпедные аппараты и (не всегда) одно 102-мм орудие, устанавливая взамен три-четыре «пом-пома», либо же пару «пом-помов» и несколько пулеметов, а также бомбосбрасыватели для глубинных бомб. Такой модернизации подверглись все 17 имевшихся миноносцев, причем 14 из них дожили, и даже участвовали во второй мировой войне. А вот вновь спроектированные сторожевые корабли проекта «Ураган», увы, стали  тем самым «первым блином», который всегда идет «комом» Согласно судостроительной программе планировалось построить 16 сторожевых кораблей – по 8 для Балтики и для Черного моря. Корабли предполагались относительно небольшими (до 400 т) и, соответственно, дешевыми – возможно именно это и подтолкнуло проектировщиков и моряков впихнуть в них все многообещающие нововведения, которые только можно было.

Все дело в том, что по флот хотел получить маленький, но очень удаленький корабль – при водоизмещении в 400 тонн от корабля требовалось скорость в 30 уз, трехтрубный торпедный аппарат и главный калибр из 2*102-мм/60 орудий от старых «Новиков» плюс пара-тройка одноствольных «пом-помов».  Эти требования, совершенно излишние для сторожевика были выдвинуты в силу того, что командование флотом хотело бы использовать их также как малые миноносцы, в том числе и для борьбы в шхерах Балтики.

Флот в мире альтернативного коммунизма - легкие силы

Оценивая недостатки этой серии, никогда не нужно забывать, что данные корабли создавались во многом экспериментальными, с тем, чтобы по опыту их эксплуатации оценить те или иные конструкторские решения. Несмотря на явную неудачность проекта, такой подход себя вполне оправдал, предохранив последующие проекты отечественных кораблей от сомнительных нововведений.

Новые турбины работали на перегретом паре, что обещало большой выигрыш массогабаритных характеристик – но оказалось, что при безусловном выигрыше в массе турбины еще сильнее проигрывают в надежности. Использование особо прочной маломарганцовистой стали позволило облегчить корпус – однако же большая прочность повлекла за собой и большую хрупкость, в результате чего в корпусе образовывались трещины даже при не слишком удачной швартовке. В результате переоблегчения корпуса, толщина обшивки была минимальной, но ржавчина быстро сокращала ее еще больше. Стремление разместить мощное вооружение привело к тому, что корабль имел дифферент на нос и принимал воду на бак уже при волнении свыше 3 баллов.

Первые корабли этой серии были заложены в конце 1926-начале 1927 года, и вышли на испытания  летом 1929 г. По результатам всесторонних испытаний, пришлось срочно перепроектировать готовый к тому времени проект новейшего эсминца — и это, наверное, основная заслуга кораблей данной серии.

Всего было построено 8 сторожевиков типа «Ураган» из 12 заложенных — 4 корпуса, находящихся в ранней стадии готовности на момент испытаний головного корабля, разобрали на металл.

Минно-тральные силы

В дальнейшем флот отказался от строительства экстравагантных «сторожевиков-миноносцев» и сделал ставку на универсальность. Был создан «проект 3», так называемый «проект «Фугас» — большой тральщик водоизмещением 410 тонн, с деревянным корпусом, скоростью в 18 узлов и вооружением из одного 102-мм/60 орудия (впоследствии – универсальной 76-мм пушки) и 2-3 40-мм «пом-помов».

Флот в мире альтернативного коммунизма - легкие силы

Эти последние  заменялись сначала на 37-мм автоматы, а в ходе войны некоторые тральщики получили даже одноствольные 40-мм «бофорсы». Минно-тральное оборудование этих кораблей было чрезвычайно разнообразным, ну а в противолодочном варианте оно снималось, кораблик получал (увы – достаточно примитивную) ГАС и бомбосбрасыватели с глубинными бомбами. Всего было построено около 60 таких кораблей в тральной и противолодочной ипостасях.

Впрочем, нужно признать, что как тральщики «Фугасы» были откровенно слабы. Их недостатки – слишком большая осадка и высокая скорость для траления – проистекали из необходимости иметь эскадренный тральщик, способный прокладывать дорогу военным кораблям, но вели к большим потерям этих кораблей при тралении. И конечно же, обеспечивать с его помощью расчистку судоходных маршрутов и прочую рутинную работу тральщиков было расточительно и глупо. Поэтому был реанимирован проект «Клюз», еще 1917 года — кораблики полным водоизмещением в 210-220 тонн, развивающие 11 узлов и вооруженные пушкой калибра 76-мм и парой пулеметов. 

Флот в мире альтернативного коммунизма - легкие силы

Скромный по своим данным кораблик как нельзя лучше подходил для выполнения тральной работы, всего было построено до сотни таких тральщиков. Это количество нельзя было считать достаточным на все 4 флота, но вместо строительства специализированных тральщиков флот предпочел создавать суда двойного назначения – буксиры водоизмещением в 150 тонн, с приличными машинами, малой осадкой и загодя сделанными креплениями под одноствольный «пом-пом» или же «эрликон», а то и просто крупнокалиберный пулемет. Ну и местом под размещение тральных принадлежностей, конечно.

Флот в мире альтернативного коммунизма - легкие силы

Флот в мире альтернативного коммунизма - легкие силы

Сторожевые катера и охотники за ПЛ

В начале 1930 –х стране понадобился небольшой катер, способный нести и пограничную службу и дозор в прибрежных районах и на подходах к своим ВМБ, гоняя не только надводного, но и подводного противника.  Такой катер (МО-2) был создан в 1933 году – при водоизмещении в 50 тонн он развивал 26 узлов и вооружался двумя 37-мм автоматами «пом-пом» и двумя пулеметами.

Флот в мире альтернативного коммунизма - легкие силы

Катер оказался чрезвычайно удачным, если бы не некоторая слабость первоначального состава вооружения, поэтому впоследствии (уже в 40-х годах) его несколько увеличили (до 60 тонн) и вооружили одноствольной 40-мм «бофорс» и 20-мм эрликоном.

Флот в мире альтернативного коммунизма - легкие силы

Получившийся МО-4 оказался весьма удачным, всего катеров типов МО-2 и МО-4 было произведено около 300, из них примерно 200 – до войны.

А вот попытка создать бронированный охотник (БО) за подводными лодками оказалась не слишком успешной – вновь подвела тяга к универсализации. Предполагалось, что данный корабль станет универсальным  и будет использоваться не только для охраны тервод, но и для озерных и даже речных флотилий.

Флот в мире альтернативного коммунизма - легкие силы

Естественно, «пресноводная» модификация получала усиленное артиллерийское вооружение вместо глубинных бомб. Но ничего хорошего из этого ни вышло —  малая мореходность не сделала БО желанным пополнением для флота, а речники предпочитали все же бронекатера и лучше защищенные мониторы. Всего до войны было построено 30 кораблей этого типа. 

Флот в мире альтернативного коммунизма - легкие силы

Торпедные катера

Флот в мире альтернативного коммунизма - легкие силыТорпедный катер стал первым послевоенным построенным (не достроенным, а именно построенным) боевым кораблем. К разработке кораблей этого типа приступили сразу же после принятия судостроительной программы на первую пятилетку 1926-1930  гг. Но царский флот торпедных катеров не имел и никакого задела по их разработке в России не было – неясно было, кому заказывать разработку. В конце концов пришли к выводу, что высокоскоростные суденышки ближе всего к гидроавиации, а потому проектирование торпедного катера было возложено на ЦАГИ – Центральный аэрогидродинамический институт.

Флот в мире альтернативного коммунизма - легкие силыВ 1926 году в строй вошел «Первенец» – девятитонный семнадцатиметровый катер, ставший первым кораблем послевоенной постройки (не достройки, а именно постройки).

Клепаный реданный корпус обеспечивал глиссирование кораблика, вооруженного одной торпедой и одним пулеметом. Два бензомотора, общей мощностью 1100 л.с., разгоняли его до 54 узлов, что на тот момент делало «Первенец» мировым лидером среди катеров своего класса. Испытания прошли успешно и торпедный катер в 1927 году был передан флоту в качестве опытного судна, а с 1928 года пошел в серию  ГАНТ-4 – усовершенствованная модель «Первенца» имевшая два  450-мм торпедных аппарата, и 52 –уз скорость. К 1930 году программа кораблестроения в части торпедных катеров была выполнена на 100% досрочно — все 48 катеров этого типа (по 24 на Балтику и Черное море) вступили в строй.

Но вскоре после начала эксплуатации стало ясно, что серьезного оружия из глиссирующих катеров не получилось. Главной проблемой этих кораблей стала совершенно мизерная мореходность, из за которой дальность плавания по большей части определялась волнением на море и соответствующем ему расходом топлива. Катера могли действовать не более, чем при двухбалльном волнении, а все, что свыше таило для них смертельную опасность – даже при полном отсутствии противника… К тому же практические стрельбы показали чрезвычайно низкую точность лотковых торпедных аппаратов (торпеды выбрасывались в корму). В общем, строительство глиссеров было признано ошибкой и решено было вернуться к созданию обычных, килевых торпедных катеров. В начале 30-х годов удалось ознакомиться с немецкими торпедными катерами (S-1) и, на его основе, был разработан отечественный аналог, названный Д-3.

Флот в мире альтернативного коммунизма - легкие силы

Имея стандартное водоизмещение в 45 тонн, он развивал скорость 34 узлов (впоследствии, с ростом мощности двигателя  – до 38) и оснащался двумя 533-мм торпедами в трубчатых направляющих и двумя спаренными 12,7-мм пулеметами, вскоре замененными на 20-мм установки «эрликон». Этот торпедный катер обладал приличной мореходностью (до 6 баллов) и дальностью хода. При этом, за счет деревянного корпуса, Д-3 оказался существенно дешевле Ш-4, на изготовление которого шел дюралюминий. Всего до начала войны было построено 78 таких катеров и не менее сотни – в годы войны.

Флот в мире альтернативного коммунизма - легкие силы

Эсминцы

К 1926 году страна располагала 13 эсминцами 5 различных типов (типа «Победитель» — один, и по три штуки типов «Капитан Изыльметьев», «Гавриил» и «Изяслав» на Балтике и три типа «Фидониси» на Черном море. Все они представляли собой различные модификации знаменитого «Новика», который в начале первой мировой мог считаться, пожалуй, лучшим в мире эскадренным миноносцем.

Флот в мире альтернативного коммунизма - легкие силы

Но годы проходят быстро, а военная техника устаревает еще быстрее. Вооружение «Новиков» — 3-5  102-мм орудий и 8-12 торпедных труб 450-мм калибра, грозно смотрелось в 1914-16 годах, но уже в конце войны англичане ставили на свои эсминцы 120-мм артиллерию, а результаты морских сражений однозначно свидетельствовали – 100 кг заряда 450-мм торпеды категорически не хватало для поражения крупных боевых кораблей.

Для уничтожения дредноутов противника требовалось не менее чем 200 кг боевая часть, но таковую никак нельзя было впихнуть в 450-мм корпус. Поэтому во всем мире стали переходить на 533-мм (21 дюйм) торпеды. Заказ на разработку такой торпеды получил завод Г.А.Лесснера еще при царе, в начале 1917 года, но разработка и производство опытной партии (6 торпед) в силу революционных пертурбаций затянулась. Однако Непенин, получив таки пост морского министра особое внимание уделял тому, чтобы разработка перспективного оружия ни в коем случае не прерывалась – в результате ему удалось обеспечить пускай недостаточное, но все же финансирование торпедного проекта. Разработка и испытания новой торпеды медленно продолжались… К 1926 году 533-мм торпеды для эсминцев и подводных лодок были вроде бы и готовы, и даже произвели установочную партию (50 торпед) для опытной эксплуатации… но они оказались чрезвычайно капризны. Многочисленные недостатки новых торпед (плохо держали глубину и не обладали достаточной герметичностью)  удалось преодолеть только к концу 1927 года, после чего данная торпеда под наименованием 53-27 была принята на вооружение и пущена в серийное производство.

В целом торпеда 53-27, в сравнении со своей 450-мм предшественницей  обладала куда большим могуществом – при весе заряда в 245 кг (100 кг у 450-мм) она имела дальность 3 км на 45 узлах и 10 км на 30 узлах (против 2 км на 43 уз и 5 км на 30 уз), но и цена оказалась велика.  Габариты и масса новой торпеды (7 метров против 5,58 и 1710 кг против 810 кг) были существенно выше – разумеется и речи идти не могло о размещении на эсминце дюжины торпедных труб.

Морское министерство не видело никакого смысла в достройке «Новиков» со старым вооружением. Решено было перепроектировать корабли под два трехтрубных 533-мм торпедных аппарата и 3 (для «Изяславов» — 4, т.е. на одно орудие меньше) 120-мм орудия.

Флот в мире альтернативного коммунизма - легкие силы

Так на достраивавшиеся «Новики», вместо 102мм/60 пушек обр. 1911г попали более старые 120-мм/50 пушки образца 1905 года, устанавливавшиеся еще на «Андреи» и балтийские дредноуты, но с увеличенным до 40 градусов углом возвышения. Это стало удачной заменой — хотя 120-мм установка весила на 2,6 тонны больше и требовала дополнительных подкреплений корпуса, но оно отправляло 28,97 кг снаряд почти на 18 км (а чуть облегченный, 26,3 кг снаряд, созданный в 1928 г – и вовсе на 23 км) в то время как 102-миллиметровка могла забросить свой 17,5 кг снаряд только на 15,5 км.  При этом такая замена оказалась еще и относительно дешевой — использовались старые, оставшиеся на складах орудия (а также снятые с самих «Андреев», но об этом позже).

Помимо новых орудий и торпед на достраивавшиеся новики ставили и более совершенные дальномеры, а также зенитное вооружение, состоявшее из 3 (а впоследствии – даже 5) автоматических 40-мм пушек Виккерса (одноствольный «пом-пом») Производство этого оружия было налажено в России по английской лицензии и в целом эти автоматы пока еще считались удовлетворительными. А даже если бы и нет – все равно ничего сделать было нельзя, поскольку кроме трехдюймовок Лендера и «пом-помов» Виккерса, флот все равно ничем не располагал.

Флот в мире альтернативного коммунизма - легкие силы

В строй были введены все 13 недостроенных эсминцев.

Эсминцы проекта 1

Разрабатывать новый тип эсминцев решено было на основе великолепно зарекомендовавших себя «новиков», чья прочность корпуса, мореходность, и устойчивость  в качестве артиллерийской платформы были выше всяких похвал. Правда расположение артиллерии «Новиков» было весьма архаичным, мир переходил на линейно-возвышенную схему, и сосредоточение стволов на корме корабля уже не отвечало требованиям артиллеристов. Следовало также повысить скорость – 33-34 узла последних «Новиков» «ушаковских» серий были приемлемы, когда скорости легких крейсеров редко превосходили 26-27 узлов, но теперь, когда крейсера перешагнули тридцатиузловый рубеж, выглядели довольно бледно.

Согласно выданному ОТЗ скорость новых эсминцев должна была достигать 37-38 узлов, дальность хода – 1800 миль на 21 узле,  вооружение – четыре линейно-возвышенных орудия главного калибра в щитовых установках, зенитная 75-мм пушка, 4 40-мм автомата и 2 трехтрубных 533-мм торпедных аппарата. При этом настоятельно не рекомендовалось выходить за пределы 1500 т стандартного водоизмещения.

Большие споры вызвал главный калибр новых эсминцев. В сущности, для его разработки имелось 2 прекрасных прототипа – 120-мм/50 орудие, обр. 1905 г и 130-мм/55 орудие образца 1911 г. С одной стороны, было бы очень привлекательно поставить на эсминец четверку 130-мм с их 36 кг снарядами, что гарантировало бы новейшему эсминцу явное превосходство над любым соперниками своего класса. Но с другой стороны, 130-мм пушки были существенно тяжелее и требовали более сильных подкреплений корпуса, нежели 120-мм – а с учетом обязательности линейно-возвышенного расположения, получающийся верхний вес пугал проектировщиков.  А потому все же приняли решение остановиться на 120-мм артсистеме.

Наибольшую сложность при проектировании нового эсминца вызвала его энергетическая установка. «Новики» имели 2 турбины и от 4 до 6 котлов. В конце концов  удалось сократить количество котлов до 3, каждый из которых обеспечивал 13 тыс.л.с., так что при водоизмещении в 1450-1500 тонн и мощности ЭУ в 39 000 л.с. эсминцы развивали 36-36,5 узлов.

Несмотря на относительно скромные ТТХ получившиеся эсминцы («проект 1») оказались вполне удачными «тружениками моря» — крепкие, с хорошей мореходностью и приличным на начало 30-х годов вооружением. Эти эсминцы закладывались в период с 1930 по 1935 гг и вступали в строй в период с 1934 по 1938 год – всего было введено в строй 24 эсминца этого типа.

Флот в мире альтернативного коммунизма - легкие силы

Однако уже в  начале 1930-х годов ситуация изменилась – в составе иностранных флотов появились крупные и чрезвычайно мощные эсминцы, заведомо превосходящие «Проект 1». Итальянские «Навигатори», японские «Фубуки», французские "contre-torpilleurs"… Эти корабли имели по 5-6 стволов 120-138-мм артиллерии и 6-9 торпедных труб при скорости 35-38 узлов и даже выше. Ни уйти, ни противостоять таким кораблям эсминцы проекта 1 не могли. Но и это еще не все – имевшиеся в распоряжении ВМФ торпеды 53-27 уже не в полной мере  удовлетворяли чаяниям военных моряков, и в первую очередь – из за слабости заряда. Появилась информация, что ПТЗ новых линейных кораблей будет способна противостоять 350-400 кг зарядам.  В результате всего этого для нужд ВМФ в период с 1935 по 1938 год была разработана целая линейка новых торпед, с которой флот и вступил в Великую Отечественную.

Для новых надводных кораблей была создана мощнейшая 600-мм торпеда (60-36) с 450-кг зарядом. К сожалению , в отличие от японцев, создавших свои великолепные «лонг-лэнсы», наши проектировщики создали торпеду с обычным, не кислородным движителем. В результате этого, несмотря на высокую мощность, торпеда имела «классическую» дальнобойность и скорость – 4 км на 45 узлах, 8 км на 35 узлах и 12 км – на 30 узлах. Зато торпеда получилась несколько легче японской – 2260 кг против 2700 кг и вполне успешно размещалась как на надводных, так и на подводных кораблях.

Однако же увеличившиеся габариты и масса полностью исключали применение таких торпед на старых кораблях, оснащенных 533-мм аппаратами. Для них создали 533-мм торпеду 53-38 – глубокую модернизацию старушки 53-27. Новая торпеда при тех же массогабаритных характеристиках несла 317 кг боевую часть с той же  скоростью и на ту же дальность, что и 60-36.

Для нужд морской авиации в 1935 году была создана 45-35 — малогабаритная 450-мм торпеда массой в 800 кг и БЧ в 160 кг, а в 1939 г на вооружение поступила ее глубокая модернизация – 45-39, способная доставить 250 кг ВВ на дистанцию в 3 км со скоростью в 40 узлов или 6 км, со скоростью 30 уз.

Флот в мире альтернативного коммунизма - легкие силы

Но если необходимость кардинального повышения боевой мощи торпед ни у кого не вызывала сомнений, то вот по поводу их носителей развернулась большая дискуссия.

Часть моряков предложила концепцию «эсминец-лидер», т.е. строить относительно дешевые эсминцы проекта 1, либо нового проекта, но водоизмещением не свыше 1,5 тыс. тонн и одновременно с ними закладывать ограниченное количество кораблей-лидеров, способных уничтожать или хотя бы драться на равных с вражескими большими эсминцами. Другие предлагали отказаться от строительства эскадренных миноносцев и лидеров, а спроектировать промежуточный корабль, не слишком еще большой для массового строительства, но достаточно сильный, что бы иметь шансы в бою с лидерами других держав (концепция «большого эсминца»).

К середине 30-х годов проект 1 уже не считался современным кораблем. Его вооружение признавалось недостаточным ни по количеству ни по качеству.  Из за того, что палубные 120-мм орудия не были универсальными, приходилось размещать 76-мм зенитку, которая отъедала изрядный вес но ничего не добавляла к противокорабельным возможностям. В то же время наличие всего лишь одной средней зенитки считалось уже недостаточным. Да и сами палубно-щитовые установки главного калибра казались анахронизмом. Военные моряки, оценив преимущества новых артиллерийских башен, разработанных для крейсеров типа «Светлана» очень хотели поменять палубные 120-мм артустановки на башенные.

Разработки универсальной двухорудийной башенной 120-мм установки начались еще в самом начале 30-х годов — но создание столь сложной техники столкнулось с очень большими сложностями. Во первых, установке следовало придать высокие угловые скорости наведения, каких никогда не было раньше. Во вторых, обеспечение угла возвышения в 85 град вместо обычных 15-35 и даже 45 градусов новых башен являлось большой и сложной проблемой, как и обеспечение заряжания на таких углах. К тому же для зенитных орудий крупного калибра требовались снаряды с дистанционным взрывателем, поскольку прямое попадание в самолет было практически невероятным. Сам по себе дистанционный взрыватель не был чем-то сверхсложным, и его удалось создать, но нужен был механизм, который выставлял бы требуемое значение на снаряде (вручную это было сделать крайне затруднительно). 

Все сложности конструирования новой башни в 1934 году были понятны, тем не менее предполагалось, что флот сможет получить такое оружие не позднее 1936 года. Соответственно, концепция «эсминец – лидер» требовала создания не только нового лидера, но и нового эсминца  под 600-мм торпеды и 120-мм башни.

Однако уже первые прикидки по эскадренному миноносцу показали, что корабль с двумя 120-мм башенными установками (каждая из которых весила больше, чем все 4 120-мм палубно-щитовых установки эсминцев проекта 1), двумя трехтрубными 600-мм аппаратами и с увеличением количества зенитных автоматов до 6-7 при скорости в 36-37 узлов совершенно невозможно запихнуть в 1500 тонн стандартного водоизмещения – такой эсминец мог получится при водоизмещении в 1800 тонн, и это была еще очень оптимистичная оценка. Создавать столь крупные, но все же уступающие «Навигатори» и «Фубуки»  эсминцы было неумно.

Флот в мире альтернативного коммунизма - легкие силы

В результате решено было сократить требуемую скорость с 37 до 36 узлов, водоизмещение добавить еще, но установить не две, а три 120-мм башни.

 Состав торпедного вооружения также был пересмотрен. Моряки с тоской вспоминали частокол торпедных труб «Новиков», ибо одновременный залп  8-12 торпед создавал воистину эпические сектора поражения. Конечно же 6 торпед эсминцев проекта 1 на этом фоне выглядели достаточно бледно. В общем, моряки предложили или поставить три трехтрубных торпедных аппарата (эту идею сразу же зарубили из за веса установок) или спроектировать и установить два пятитрубных торпедных аппарата для 600-мм торпед. Однако же быстро стало ясно, что размещение ТА такой массы на эсминце  столкнется с большими сложностями. В итоге моряков поставили перед выбором – или сократить количество труб хотя бы до четырех, или же смириться с тем, что пятитрубный ТА на эсминце будет в единственном числе. Моряки поворчали, но смирились с четырехтрубными.

Первый эсминец нового проекта (проект 7) был заложен в начале 1936 года. При стандартном водоизмещении в 2100 тонн корабль нес  6*120-мм в трех двухорудийных башнях, 7 зенитных автоматов и 2*4 600-мм ТА, а ЭУ мощностью в 48 тыс. л.с. должна была сообщить ему скорость в 36 узлов.

Подобный гигантизм вполне вписывался в концепцию развития отечественного военно-морского флота – опыт первой мировой войны и интенсивные учения флота неопровержимо свидетельствовали – время дневных торпедных атак уходит в прошлое. Слишком крупной целью был теперь эсминец и слишком дорогой, чтобы вот так вот запросто бросать его под многочисленные стволы и тяжелые снаряды крупных боевых кораблей. Увеличение дальности действительного артиллерийского огня увеличило время, которое эсминец должен был пройти под огнем противника до того, как дать торпедный залп с достаточными шансами поразить цель. И даже и в этом случае современные быстроходные линкоры и крейсера имели шанс увернуться энергичным маневром. А еще совершенно ясно стало и то, что линкоры и крейсера первоклассных морских держав всегда будут иметь мощный эскорт эсминцев, которые, в случае атаки опекаемых ими кораблей, немедленно ринутся на перехват.

Флот в мире альтернативного коммунизма - легкие силы

А потому в эсминце стали видеть в первую очередь универсальный торпедно-артиллерийский корабль, который и с воздуха прикроет, и подлодку отгонит и по берегу постреляет, и с вражескими эсминцами подерется… И только с наступлением сумерек вспомнит о славных своих миноносных традициях и под покровом ночи атакует торпедами крейсера и линкоры противника. 

 Но… гладко было на бумаге.

Универсальной 120-мм башенной установки не получалось, хоть плачь. Имевшиеся в 1936 году образцы страдали целым рядом пороков – скорость наводки была меньше, чем того требовалось, а автоматический досылатель  категорически отказывался работать на углах возвышения больше 45 градусов. Автомат установки дистанционных взрывателей так же барахлил (его в итоге пришлось перепроектировать заново). Однако же по кораблям установка стреляла достаточно исправно, а возвращаться к производству палубно-щитовых установок и вовсе не было никакого смысла. В итоге башни, хоть и неуниверсальные, все же запустили в серию и стали ставить на эсминцы,  но добавили  76-мм зенитное орудие, сократив количество зенитных автоматов до 5.

Впрочем, даже и в таком виде новый эсминец получился весьма грозным. Помимо усиления вооружения он был избавлен еще от одного недостатка «проекта 1» — отсутствия ПУАЗО. Главная артиллерия «проекта 1» имела КДП и автомат стрельбы – но зенитное орудие и автоматы наводились самостоятельно. Теперь же на кормовой надстройке корабля появился директор управления зенитной стрельбой. Мореходность кораблей вполне соответствовала высокому уровню, заданному еще «Новиками». Но корабли оказались сильно перегруженными (стандартное водоизмещение доходило до 2300 т), правда мощность ЭУ оказалась даже выше, чем рассчитывали (до 50-51 тыс. л.с.) так что скорость эсминцев этого типа оставалась на уровне 35.5-36 узлов. Всего до войны в строй вошло 18 таких кораблей.

А начиная с  1938 года стали закладываться эсминцы улучшенного  типа – проект 7у. Отличий было не так, чтобы много,  но они были весьма принципиальны – стандартное водоизмещение увеличилось до 2450 тонн, улучшенная силовая установка выдавала до 56 000 л.с. что позволяло эсминцам развивать 36 узлов. Вместо 1-76-мм зенитки и 5*1-37-мм автоматов корабль получил 9 новейших 40-мм автоматов, сделанных по лицензии «Бофорса». Правда, поставка этого оружия не покрывала потребностей флота, так что первые эсминцы получали смешанное вооружение из старых 37-мм и новых 40-мм автоматов. Практика эксплуатации семерок показала, что одного директора для корректировки зенитной стрельбы категорически не хватало – семерке «У», добавили второй. А начиная с 1940 года корабли наконец-то получили универсальную 120-мм артиллерию. Увы, как и в случае с 40-мм автоматами производство универсальных башен не поспевало за кораблями, так что на первых кораблях серии, вынужденных ходить «безбашенными», даже пришлось временно поставить 120-мм палубные установки из старых запасников. Еще одно отличие от проекта 7 заключалось в том, что на эсминцах изначально было предусмотрено место для радиолокационных станций.

Флот в мире альтернативного коммунизма - легкие силы

В целом эсминцы 7у полностью отвечали новым требованиям руководства ВМФ к кораблям такого типа. Их артиллерия позволяла эффективно бороться с любыми эсминцами неприятеля, некоторый проигрыш в мощи 120-мм снаряда в сравнении со 127-138-мм орудиями конкурентов компенсировался весьма совершенной для эсминцев СУО. Зато, за счет 120-мм универсального орудия эсминцы ощутимо превзошли  практически все эсминцы (кроме американских) в возможностях ПВО. Торпедное вооружение также было очень грозным, уступая разве что японским кораблям.

Если в кораблях проекта 7 руководство ВМФ видело именно универсальные большие эсминцы, годные для действия на всех театрах,  то корабли проекта 7у создавались специально для сопровождения океанских эскадр. Дальность хода на 15 узлах у эсминцев проекта 7 не превышала 3900-4100 миль, в то время как для 7у ставилась задача достигнуть 6500 миль. С этой задачей справиться не удалось, но все же дальность новых эсминцев доходила до 5-5,5 тыс. миль.

9 кораблей проекта 7у вошли в строй до начала войны, и еще 8 было достроено в военные годы.

Флот в мире альтернативного коммунизма - легкие силы

Подводные лодки

Основу подводных сил нашего флота в 1925 году составляли 11 подводных лодок типа АГ.

Флот в мире альтернативного коммунизма - легкие силы

Для своего времени это были весьма приличные и грозные корабли, к тому же имелась по ним имелась достаточно полная документация, поэтому решено было не первых порах приступить к строительству аналогичных подводных лодок, поменяв только вооружение – вместо 450-мм аппаратов установили 533-мм под новые торпеды  «53-27». Всего заложили 8 таких подводных лодок, но достроили только 6 – все же ясно было, что проект, несмотря на все его достоинства, уже устарел.

К 1925 году руководство нашего флота пришло к выводу, что необходимо иметь 3 типа подводных лодок – тип средней ПЛ для закрытых морских театров (Балтики и Черного моря), большой ПЛ для Северного и Тихоокеанского театров и единого типа подводного минного заградителя. В соответствии с этой концепцией все три типа подводных лодок были начаты разработкой в 1926-1927 гг.  Средняя ПЛ разрабатывалась под литерой «Щ», крупная – под литерой «П», а минзаг – «Л». Однако же отечественным проектантам удался только проект минного заградителя «Л». Всего таких кораблей было построено 25.

Флот в мире альтернативного коммунизма - легкие силы

При создании средней ПЛ типа «Щ» проектировщики совершенно не преуспели, попытавшись во второй уже раз усовершенствовать АГ, конструкция которого явно исчерпала запас модернизации. А потому руководство ВМФ вынуждено было вернуться к предложению рейхсмарине годичной давности, когда последние предложили нам проект ПЛ для Турции – U-III.

Флот в мире альтернативного коммунизма - легкие силы

Наши специалисты тогда поспешили обозвать ее устаревшей… ну а теперь, под вежливые ухмылки немецких представителей проект был приобретен и на верфях Балтики и Черного моря закипело строительство….  Правда с немцев потребовали доработки – емкость батарей была увеличена, за счет чего удалось довести дальность хода в подводном положении со 100 до 150 миль.

Флот в мире альтернативного коммунизма - легкие силы

Всего до начала войны было построено 32 таких лодки.

Большие подводные лодки типа "П" стали самым большим п… самым крупным довоенным провалом отечественного судостроения. На бумаге эти ПЛ были неплохи, но их реальные эксплуатационные характеристики были столь ужасающи, что флот категорически отказался принимать их в свой состав. В итоге 3 построенные ПЛ этого типа использовались исключительно в качестве учебных судов.

Провал с разработкой подводных лодок типа «П» привел к необходимости проектировать ПЛ с нуля или… обратиться к тем, кто располагал большим опытом подводной войны. Например – к немцам. Правда тем было строжайше запрещено разрабатывать подводные лодки, но… конечно же, немцы схитрили. Они создали фирму в нейтраль­ной Голландии, известную как «Ingenierskantoorvoor Scheepsbouw», или со­кращенно IvS, которая немедленно приступила к проектированию ПЛ. первыми заказчиками стали Турция и Финляндия (U-III как раз была «турецкой» подводной лодкой), а теперь к ним присоединилась Испания… заложенная для испанского флота Е-1 привлекла наших моряков своими отличными и сбалансированными характеристиками… в результате флот к 1933 г получил усовершенствованный проект Е-2 и с 1934 г развернул его строительство.  Всего было построено 9 подводных лодок типа С

Флот в мире альтернативного коммунизма - легкие силы

В 1936 году была создана новая 600-мм торпеда и, разумеется, у моряков возникло большое желание вооружить ею новейшие ПЛ типа «С». Торпеды «60-36» поместились практически без изменения прочих ТТХ корабля, только водоизмещение увеличилось на 30 тонн.  Всего подводных лодок типа «С» второй серии было построено 39 единиц до войны и еще 14 достроено в 1941-1942 гг.

Флот в мире альтернативного коммунизма - легкие силы

Подписаться
Уведомить о
guest

51 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account