Флагман флота двуединой монархии. Эскадренный броненосец «Радецкий». Австро-Венгрия
Будучи континентальной державой, Австро-Венгрия львиную долю своего военного бюджета закономерно направляла на содержание армии. Финансирование флота было скромным. Однако, в сложившейся ситуации были и свои преимущества.
Во-первых, Империя была вынуждена полагаться на собственные ресурсы, поскольку приобретение судов за рубежом было непозволительной роскошью для её военно-морского ведомства.
Во-вторых, ограниченность бюджета не позволяла главному корабельному инженеру Зигфриду Попперу рисковать с экспериментальными разработками, поэтому для «Кайзерлих унд Кёниглих Кригсмарине» строились только проверенные и надёжные типы кораблей. Когда Великобритания дала старт «дредноутной гонке», которую с энтузиазмом поддержали другие страны, Австрия смогла выделить средства лишь на постройку классических эскадренных броненосцев. Но эти корабли стали лучшими в своём классе!
Первый корабль серии был назван в честь фельдмаршала графа Йозефа Венцеля Радецкого фон Радец, победителя итальянских войск в битвах при Кустоцце и Новаре. Именно в его честь Штраус написал свой знаменитый марш, известный каждому, даже тем, кто не знает его происхождения. Строительство осуществлялось в Триесте, на верфи «Стабилименто Технико Триестино», а артиллерийское вооружение поставлялось чешской компанией «Шкода», основным поставщиком вооружений для Австро-Венгерской империи.
Закладка «Радецкого» состоялась 26 ноября 1907 года. К этому моменту «Дредноут» уже бороздил океанские просторы, но, с другой стороны, в России «Евстафий» заложили только в 1911 году, Франция активно строила «Дантоны», а Великобритания, помимо дредноутов, достраивала восемь броненосцев типа «Кинг Эдвард VII». Однако, австрийским кораблестроителям не было нужды ориентироваться ни на «Евстафий», ни на «Дантоны», ни на «Кинг Эдуарды». Дунайская монархия имела уникальное преимущество: всего один театр военных действий и одного вероятного противника.
Австро-Венгрию из всего мирового океана интересовало лишь 0,04 процента акватории, известное как Адриатическое море, а из всех флотов мира – только итальянский. Соответственно, имперские инженеры имели возможность строить корабли с запасом топлива, достаточным для действий только в Адриатике, и не нуждающиеся в выдающейся мореходности. Теоретическими противниками броненосцев типа «Радецкий» были два броненосца типа «Реджина Маргерита» и четыре броненосца типа «Реджина Елена». Определённую боевую ценность представляли и три устаревших броненосца типа «Ре Умберто».
Корабли типа «Реджина Маргерита» представляли собой небольшие броненосцы с полным водоизмещением 14093 тонны. Они развивали скорость до 20,3 узла и были вооружены четырьмя 305-мм орудиями главного калибра в двухорудийных башнях, расположенных в носовой и кормовой частях, четырьмя 203-мм орудиями в казематах по углам надстройки и двенадцатью 152-мм пушками в казематах на главной палубе. Противоминное вооружение состояло из двадцати 76-мм, двух 47-мм и двух 37-мм пушек, а также нескольких пулемётов. Стоит отметить, что для защиты от эсминцев начала XX века этот калибр был явно недостаточен. Броневая защита итальянских кораблей оставляла желать лучшего: толщина пояса составляла 152 мм в центральной части и 76 мм в оконечностях.
Проект кораблей типа «Реджина Маргерита» не удовлетворил итальянских адмиралов, так как они оказались одинаково неэффективными как в дальнем, так и в ближнем бою. Ошибки проектирования были учтены в следующем проекте – «Реджина Елена». Водоизмещение корабля уменьшилось до 12550 тонн, скорость увеличилась до 21 узла, а бронирование стало значительно лучше: 250 мм – основной пояс, 250 мм – траверзы, 100 мм – палуба, 200 мм – башни главного калибра, 150 мм – башни промежуточного калибра. Однако вооружение было ослаблено: два 305-мм орудия в носовой и кормовой башнях, шесть 203-мм орудий в бортовых башнях, шестнадцать 76-мм противоминных орудий.
«Ре Умберто» был самым крупным из описанных кораблей, его полное водоизмещение составляло 15454 тонны. Вооружение состояло из четырех 343-мм орудий в носовом и кормовом барбетах, восьми 152-мм орудий за бронещитами на верхней палубе (по четыре с каждого борта), противоминной батареи из шестнадцати 120-мм орудий в казематах по бортам. К 1907 году вся артиллерия устарела. Броня кораблей типа «Ре Умберто» была еще слабее, чем у типа «Реджина Маргерита»: главный пояс – 102 мм, палуба – 76 мм, барбеты – 349 мм, боевая рубка – 300 мм. Броня была произведена компанией «Шнейдер-Крезо». Максимальная скорость корабля составляла 18,3 узла.
Что же австро-венгерские инженеры противопоставили итальянским кораблям? «Радецкий» имел небольшое водоизмещение – 14700 тонн. Его бронирование было неплохим, но не чрезмерным: пояс – 230 мм, палуба – 48 мм, переборки – 54 мм, башни главного калибра – 250 мм, башни вспомогательного калибра – 200 мм, казематы – 120 мм, боевая рубка – 250 мм. А вот вооружение было выдающимся.
В качестве главного калибра австрийцы выбрали четыре 305-мм орудия «Шкода» с длиной ствола 45 калибров, которые современники часто называли «превосходными». И орудия оправдывали эту характеристику: при скорострельности 3 выстрела в минуту (в первую минуту, затем скорострельность снижалась до 2 выстрелов) они могли отправить 450-килограммовый бронебойный снаряд на расстояние до 20 километров.
Для сравнения, скорострельность главного калибра «Реджины Маргериты» составляла один выстрел в минуту, а вес снаряда – 417 кг. Промежуточный калибр «Радецкого» был и вовсе уникальным: восемь 240-мм орудий в четырех башнях, по две на борт. Противоминная батарея состояла из двадцати 100-мм скорострельных пушек, по десять на борт. Их скорострельность достигала 8-10 выстрелов в минуту, а вес снаряда составлял 26,2 кг. Этого было достаточно для защиты от эсминцев даже во времена Второй Мировой войны, а уж в 1907 году… Также имелась малокалиберная артиллерия: два 66-мм десантных орудия и пять 47-мм пушек. И три торпедных аппарата: два по бортам и один в носовой части.
Как инженерам удалось добиться столь впечатляющих характеристик? Во-первых, финансовые ограничения стимулировали работу мысли. Во-вторых, австрийцам было чем пожертвовать. Им не требовалась большая дальность плавания! Дальность плавания «Радецкого» составляла всего 4000 миль. Для сравнения, итальянцам, как владельцам африканских колоний, пришлось предусмотреть дальность плавания до 10000 миль в «Реджине Маргерите» и 11000 миль в «Реджине Елене». Даже «Ре Умберто» мог пройти 6000 миль. Но «Радецкому» в Адриатике это было не нужно.
Боевое крещение «Радецкий» получил во время Балканских войн. Международная эскадра под командованием британского адмирала Сесила Берни, в которую входили и австро-венгерские корабли, пыталась блокировать побережье Черногории, чтобы помешать сербам перебрасывать подкрепления. Однако, броненосцам не довелось пострелять, «Радецкому» и его систершипам досталась роль базы для гидросамолетов.
В Первую Мировую войну корабль принял участие в боевых действиях. Австро-венгерский флот не проявлял особой активности, тем не менее, в 1914 году корабль был задействован в операции по прикрытию немецких крейсеров «Гебен» и «Бреслау» во время их прорыва через Средиземное море. Затем «Радецкий» участвовал в обстреле французского десанта на горе Ловчен 21 октября 1914 года. Обстрел оказался эффективным: французские войска оставили свои позиции. В 1915 году произошло то, ради чего корабль и был построен: Италия вступила в войну!
23 мая 1915 года «Радецкий» начал бомбардировку побережья Италии и Черногории, главной целью была военно-морская база в Анконе. Затем корабль обстрелял Термитские острова и несколько городов. Итальянцы выслали на перехват броненосца два эсминца, но противоминная батарея «Радецкого» проявила себя с лучшей стороны: один эсминец отступил, а второй был сильно поврежден и потерял ход. Австрийцы планировали взять его на буксир и отвести в Полу в качестве трофея, но, узнав о подходе подкреплений, отказались от этой идеи и отошли. По пути домой броненосец уничтожил железнодорожный мост у города Фермо, что привело к гибели 63 солдат и гражданских. Обстрел Анконы задержал итальянское наступление на две недели, что позволило австрийцам укрепить свои позиции, перебросив войска с Восточного фронта и Балкан.
На этом успехи и боевая деятельность австро-венгерского флота в целом и броненосца «Радецкий» в частности завершились. Запасы топлива подошли к концу, а затем флот был блокирован в заливе Отранто. В октябре 1918 года Австро-Венгрии пришел конец. По логике вещей, весь имперский флот должен был достаться Италии, но австрийцы не собирались отдавать корабли врагу, с которым готовились воевать и воевали. Немцы в этой ситуации затопили корабли в Скапа-Флоу. Но адмиралы умирающей империи нашли другой выход: они отдали корабли новообразованной Югославии. Югославские экипажи поднялись на борт «Радецкого» и вывели его из Пулы. По пути их попытались остановить итальянцы, но югославы подняли американские флаги. Хитрость сработала, но ненадолго. По результатам переговоров Австро-Венгрию обязали передать часть кораблей итальянцам. В 1920 году «идеальный броненосец» попал в руки Италии и был отправлен на слом.
«Радецкий» стал одним из лучших представителей «преддредноутов», класса кораблей, заложенных до появления дредноутов и достроенных после. Ему, как и большинству одноклассников, не довелось участвовать в крупных морских сражениях Первой Мировой войны. В линейном бою с дредноутами и сверхдредноутами у них не было шансов. Но именно на их плечи легла основная часть боевой работы на второстепенных театрах: Дарданелльская десантная операция, погони за «Гебеном» и «Бреслау» и обстрелы турецкого побережья на Черном море, Моонзундское сражение на Балтике. И они с честью вынесли это бремя.
По материалам — https://topwar.ru/260239-radeckij-idealnyj-bronenosec.html