«Карманный линкор» для Австро-Венгрии

24

Открывая тему «карманный линкор для Венгрии», я хотел увидеть именно «карманный линкор». Однако у коллеги SergeyF, были иные планы.

А с другой стороны, почему бы и нет?

Броненосцы типа «Радецкий» (нем. Radetzky-Klasse, венг. Radetzky-osztály) — серия эскадренных броненосцев Австро-Венгрии 1900-х годов. Последняя серия австро-венгерских эскадренных броненосцев и первая, приблизившаяся по своим размерам к зарубежным аналогам. В отличие от облегчённых предыдущих проектов, таких как тип «Эрцгерцог Карл», броненосцы типа «Радецкий» являлись одними из наиболее мощных кораблей этого типа в мире, однако устарели ещё до ввода в строй в связи с переходом других стран на строительство дредноутов.

Всего в 1907-1911 годах было построено три корабля типа «Радецкий».

Ещё до того, как эскадренные броненосцы типа «Эрцгерцог Карл» были спущены на воду, инженеры Австро-Венгрии уже начали работы над проектом нового, более совершенного корабля. Анонсированная в 1905 году программа развития флота адмирала Монтекукколи предполагала создание в ближайшее время армады из двенадцати линкоров, четырёх броненосных и восьми легких крейсеров, 18 эсминцев, 36 больших миноносцев и шести субмарин. Пять различных перспективных проектов были рассмотрены в 1905—1906 году.

Первые два проекта предполагали небольшой броненосец, два других – в некотором роде суперброненосец с вооружением из 6-8 орудий 280-305мм.

В итоге, к рассмотрению был принят весьма консервативный пятый проект. Он предусматривал постройку «классического» эскадренного броненосца водоизмещением около 15 000 тонн. Вооружение корабля по проекту должно было состоять из четырёх 305-миллиметровых, восьми 190-миллиметровых и двенадцати 100-миллиметровых орудий. Однако, (в том числе и по настоянию главного инженера флота Зигфрида Поппера, склонилось к единому калибру. Было решено вооружить корабль 6 орудиями в двух трехорудийных башнях новой системы.

Несмотря на возникшие технические сложности, австро-венгерцы справились с созданием трехорудийной башни. Что касается броненосца, то он даже выигрывал в огневой мощи 2660 (при 4-х 305-мм и 8 240-мм) против 2700 кг (при 6 305-мм). Хотя выигрыш был не таким и большим, следует учитывать дистанцию огня.

***

Одни из последних заложенных эскадренных броненосцев (хотя «Радецкий» больше занимает промежуточное положение – не совсем броненосец, но еще и не линкор), корабли класса «Радецкий» заслуженно претендуют на статус одних из лучших в классе броненосца. Для своего ограниченного (15000 тонн) водоизмещения, они были почти идеально сбалансированы. В отличие от других стран России, Франции, Великобритании, Японии, Австро-Венгрия отказалась от артиллерии промежуточного калибра, сделав ставку на главный калибр. В результате, в классе додредноутов, тип «Радецкий» занял уверенное лидерство.

Главным недостатком этих в целом, очень удачных кораблей, была устарелость их концепции, очевидная даже на момент закладки (броненосец уступает линкору). Три броненосца серии «Радецкий» были заложены де-факто с единственной целью — ввести в состав флота хоть какие-то пусть и «карманные» линкоры, пока доки модернизируются для обслуживания более крупных дредноутов. Тем не менее, постройка их прошла весьма быстро, и вступив в строй в 1910—1911 годах они составили надежный паритет с итальянским флотом того времени, превосходя все существующие итальянские броненосцы.

Не случайно, что в последствии, зажатая Версальскими ограничениями, Германия выбрала именно тип «Радецкий» в качестве корабля для подражания.

 

П.С.

Другой вариант, более похожий на немецкие «Дойчланды» — 6 280-мм ГК и 8 190-мм ПМК (флот выжившей Австрии? / Австро-Венгрии?)

Подписаться
Уведомить о
guest

47 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account