Американский ответ Китаю. Истребитель шестого поколения F-47 Thunderbolt III. Что известно о будущем флагмане американской авиации

19

Двадцать первого марта 2025 года президент Дональд Трамп объявил, что фирма «Боинг» выиграла контракт на разработку, испытание и производство, возможно, последнего пилотируемого истребителя в истории американской авиации; перспективного самолета шестого поколения NGAD (англ. Next Generation Air Dominance — Воздушное Доминирование Следующего Поколения) под официальным обозначением F-47.

Американский ответ Китаю. Истребитель шестого поколения F-47 Thunderbolt III. Что известно о будущем флагмане американской авиации

Согласно предварительным данным, это должен быть тяжелый истребитель завоевания превосходства в воздухе нового поколения для USAF — замена стоящему на вооружении F-22 «Raptor». Приоритет в новой машине отдается дальности, боевой нагрузке и малозаметности; высокая маневренность, еще недавно представлявшаяся критически важной для истребителей, очевидно, более не рассматривается как ключевой параметр. По словам Трампа, прототип машины тайно испытывался на протяжении пяти лет — хотя речь, скорее всего, идет не столько о прототипе, сколько о демонстраторе концепции, сведения об испытаниях которого действительно появились еще в 2020 году.

Выбор для проекта такого масштаба компании «Боинг» с учетом её… не лучшей репутации, сложившейся за последние годы, может показаться довольно странным. Однако, он представляется, по сути дела, единственным сейчас возможным. Компания «Нортроп Грумман» отказалась от участия в программе NGAD, предпочтя сосредоточить основные свои усилия на перспективном стелс-бомбардировщике B-21 «Рейдер». Другой потенциальный кандидат, «Локхид-Мартин», на ближайшие десятилетия занят производством, обслуживанием и модернизацией истребителей-бомбардировщиков F-35 «Лайтинг-II» и кроме того уже участвует в программе разработки палубного истребителя шестого поколения для американского флота; еще одну дорогостоящую программу параллельно «Локхид-Мартин» может просто не потянуть.

«Боинг» же, ввиду уже идущего сокращения производства истребителей «классических» моделей — таких, как F-15, F-16 и F/A-18 — располагает значительными незадействованными индустриально-технологическими ресурсами. И эта корпорация слишком важна для американской военной промышленности, чтобы оставить ее без заказов (рискуя тем самым утратой трудновосполнимых компетенций). Кроме того, последние громкие скандалы с участием «Боинг» наконец-то привели к масштабным реорганизациям компании; новое руководство сходу закрутило гайки в отношении «эффективного менеджмента» вновь вернув на первое место реальное производство.

Американский ответ Китаю. Истребитель шестого поколения F-47 Thunderbolt III. Что известно о будущем флагмане американской авиации

Итак, что же известно о F-47?

* Это тяжелый истребитель завоевания превосходства в воздухе, прямо называемый перспективной заменой стареющему F-22 «Raptor»;

* Приоритет в новом проекте отдается большой дальности (необходимой для действия в Индо-Тихоокеанском регионе), минимальной заметности и большой боевой нагрузке — сверхманевренность, по-видимому, более не считается критическим фактором;

* Новый самолет должен быть способен к сверхзвуковому крейсированию на скоростях до 2 Маха и достижению потолка, сравнимого или превосходящего таковой для F-22;

* Основной функцией нового самолета видится не столько прямое участие в воздушных боях, сколько сенсорное обеспечение и координирование действий непосредственно контактирующих с противником дронов, наведение зенитных ракет и ракет «воздух-воздух»;

* Важной деталью проекта является «адаптивность» и способность нового самолета эффективно модернизироваться под меняющиеся требования обстановки. Как с точки зрения оснащения, так и с позиций программного обеспечения;

* Общая стоимость программы определяется в 20 миллиардов долларов. Предполагается заказать серию из 200 самолетов, максимальной стоимостью (с учетом вложений в разработку) до 300 миллионов долларов за единицу. При этом предполагается, что он будет дешевле в эксплуатации чем F-22 (за счет «взросления» технологий) и требовать значительно меньше человеко-часов для обслуживания.

Интересно отметить, что взгляды американцев на самолет 6-го поколения, по всей видимости, в значительной степени совпадают со взглядами китайцев. Успешная демонстрация которыми сразу трех прототипов истребителя 6-го поколения в конце 2024 года стал основательным шоком для USAF, и основной причиной возрождения интереса к программе NGAD (которая в тот момент балансировала на грани закрытия). Впервые за много лет, американское технологическое превосходство в военной авиации было поставлено под сомнение. Предполагается, что сегодняшнее заявление Трампа в значительной степени направлено на то, чтобы компенсировать урон, который китайская демонстрация нанесла репутации американской авиапромышленности.

Американский ответ Китаю. Истребитель шестого поколения F-47 Thunderbolt III. Что известно о будущем флагмане американской авиации

Продемонстрированное во время презентации изображение — неясно, впрочем, относится ли оно к будущему F-47, или просто представляет собой абстрактный «истребитель будущего» — с очень высоким двугранным углом крыла и направленными вниз законцовками. Такая схема весьма… нестандартна для современных стелс-самолетов, но имеет ряд преимуществ; очень высокую аэродинамическую стабильность и оптимизированное под малозаметность «пузо».

Энтузиасты авиации не преминули отметить, что эти черты в значительной степени перекликаются с экспериментальным самолетом YF-118G «Bird-of-Prey», построенным фирмой «Боинг» еще в 1996 году. Этот относительно небольшой и дешевый аппарат (вся программа обошлась фирме в 87 миллионов долларов) предназначался для отработки ряда перспективных технологий:

Американский ответ Китаю. Истребитель шестого поколения F-47 Thunderbolt III. Что известно о будущем флагмане американской авиации

Представляется вполне вероятным, что «Боинг» решил использовать опробованные на YF-118G «Bird-of-Prey» новаторские технологические решения и концепции в новом проекте.

Интересно отметить, что многие специалисты — как в США, так и в других странах — высказывают мнение, что F-47 станет последним пилотируемым истребителем, разработанным в Америке. Илон Маск, например, вполне категорично высказывался, что разработка новых пилотируемых истребителей в принципе является бессмысленной тратой денег, и их задачи могут успешно выполняться дронами.

Американский ответ Китаю. Истребитель шестого поколения F-47 Thunderbolt III. Что известно о будущем флагмане американской авиации

И похоже, что в USAF также склоняются к этой точке зрения: в начале марта, военно-воздушные силы США впервые присвоили «истребительную» литеру «F» двум беспилотным летательным аппаратам, находящимся в разработке. YFQ-42 от «Дженерал Атомикс» и YFQ-44 «Fury» от «Андурил Индастриз» представляют собой монументальный сдвиг в традиционном мышлении американской авиации, в буквальном смысле построенном вокруг элитаристского культа героического «fighter jock», бравого пилота-истребителя. Готовность американских генералов принять тот факт, что легкий истребитель будущего скорее всего будет беспилотным, является… неожиданно трезвым взглядом на вещи.

P.S. В сети активно обсуждают, почему же новый истребитель получил обозначение F-47? Многие подозревают, что «сорок семь» было выбрано чтобы польстить Трампу — который является сейчас сорок седьмым президентом США. Однако я лично считаю, что более вероятной является ассоциация с тяжелым истребителем Второй Мировой P-47 «Тандерболт», являвшимся одной из самых революционных машин конфликта — и в общем-то прародителем идеи тяжелого многоцелевого истребителя. В связи с этим интересно; получит ли F-47 имя «Тандерболт-III»?

источник: https://fonzeppelin.livejournal.com/374027.html

The same Fonzeppelin
Подписаться
Уведомить о
guest


10 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
byakin
Редактор
22.03.2025 13:50

comment image

dragon.nur
22.03.2025 16:26
Ответить на  byakin

«Моника» родила себе корзиночку 🙂

boroda
Администратор
22.03.2025 15:49

Коллега Fonzeppelin название поменял я. Не пугайтесь и не меняйте пожалуйста

Последний раз редактировалось 7 дней назад boroda ем
Ansar02
23.03.2025 05:26

Один из основных параметров — дальность… Хуситы (или ещё кто-то:)) убедили-таки США в бесперспективности авианосцев?

Ansar02
25.03.2025 12:45
Ответить на  The same Fonzeppelin

Ляпнуть нелепость — это функция Фонцеппа, когда эмоции (его любимую Америку ЗАДЕЛИ!) зашкаливают и он перестаёт осознавать банальщину — бесконечную борьбу родов войск за бюджет. И частью этой борьбы являются «сказочные» ТТХ новых образцов, которые позволят «снять часть бремени» с конкурента и автоматом перетянуть на себя часть его потенциального бюджета.
Ну, или похамить засвербило… По той же причине.

Alex24
Alex24
25.03.2025 09:14
Ответить на  The same Fonzeppelin

Если с надёжных (не в Афгане) авиабаз радиус действия истребителей покрывает всю поверхность планеты, то зачем нужны авианосцы?
С другой стороны — дальность баллистических ракет с подводных ракетоносцев позволяет им наносить удар прямо с базы, а в море они выходят для скрытности, чтобы не быть уничтоженными в этих базах.
Видимо, по аналогии предполагается, что мобильный авианосец уничтожить сложнее, чем неподвижную авиабазу. Тем более, если авианосец сделать более скрытным — подводным. 🙂

Ansar02
25.03.2025 12:47
Ответить на  Alex24

Да всё он понимает — чай не дурак! Просто тут его любимый пиндостан, «задели»…

23.03.2025 14:09

Лайтинг II — это Зажигалка II. А самолёт называется Lightning II. Лайтнинг — молния.
Хорошо бы подтянуть знание матчасти, если пишите о чём-то.

Инженер
25.03.2025 12:32

Впервые о том, что танки себя изжили, заговорили в 30-ые годы, в связи с появлением легких пто, второй раз их пытались отправить в утиль в конце 40-ых, начале50-х на волне успехов первых гранатометов и безоткаток, третий раз в 60-ые, когда появились ПТУР, в 70-ые всем казалось, что противотанковые вертолеты вынесли танки с поля боя, в 80-ые всем казалось , что окончательный приговор танкам поставили самонаводящиеся и бьющий сверху суббоеприпасы и всякие там Хелфаеры, в 90-ые новые ПТУР в том числе самонаводящиеся, бьющие сверху, и т.п., однако танки до сих пор на поле боя и нередко решают исход сражения…..Я это к чему? К прогнозам о закате пилотируемой авиации. Кстати берем британскую книгу Реактивные самолеты мира за 1954 год и читаем: F-102 должен стать последним пилотируемым истребителем-перехватчиком, дадьнейшие разработки в данном направлении по мнению руководства американских ВВС должны идти исключительно в беспилотном варианте. Занавес..

Альтернативная История
Logo
Register New Account