Эволюция КИТ-ообразных. Часть 3. От КИТ-а к КБАТ-у и обратно.

15

Содержание:

Разработка и конструкция КБАТ.

Хорошая проходимость, высокая технологичность, эксплуатационная надежность  шасси КИТ-1 вызвали разработку различные модификации этой машины. Колесный Бронированный Артиллерийский Тягач (КБАТ) стал одной из них. Новые пушки ЗИС-2 и ЗИС-3, в силу своих размеров и веса, уже не могли буксироваться «Комсомольцем». Тем более, что производство последних было свернуто из-за более востребованных легких танков. При этом, ЗИС-5 уверено буксировал «дивизонку» по раскисшим проселкам и разбитым рокадам. Было очевидно, что трехосное полноприводное шасси с такой задачей справится без особых проблем. А наличие 7-9мм брони существенно прибавит тягачу, пушке и её расчету  выживаемости на поле боя.

Эволюция КИТ-ообразных. Часть 3. От КИТ-а к КБАТ-у и обратно.

Эволюция КИТ-ообразных. Часть 3. От КИТ-а к КБАТ-у и обратно.

Но для переделки бронемашины в тягач пришлось существенно переделать бронекорпус. Хотя в новой машине агрегаты и механизмы остались без изменений, но водителя пришлось сдвинуть немного вперед, иначе расчет не вмещался. Кроме этого, с самого начала на КБАТ-е предусматривалось оборонительное вооружение. Для чего на крыше монтировалась башня от БА-64 с пулеметом ДТ. За башней размещался бронированный кузов, в котором могло разместиться шесть человек. Оригинально разместили боеприпасы. Снарядные пеналы разместили на крыльях задних колес, вдоль бортов. Вместо пеналов можно было закрепить просто ящики со снарядами. Такое размещение боеприпасов давало преимущества при погрузке-разгруке, и дополнительно защищало расчет от пуль и осколков.

Эволюция КИТ-ообразных. Часть 3. От КИТ-а к КБАТ-у и обратно.

ТТХ

  1. Экипаж: 9 человека;
  2. Боевой вес – 7,0-8,0 т.
  3. Мощность двигателя – 85 л/с;
  4. Скорость по шоссе– 55 км/ч;
  5. Бронирование: лоб корпуса -12мм, башня и корпус – 7мм, крыша и днище – 3-5мм;
  6. Вооружение: пулемет ДТ.

Эволюция КИТ-ообразных. Часть 3. От КИТ-а к КБАТ-у и обратно.Эволюция КИТ-ообразных. Часть 3. От КИТ-а к КБАТ-у и обратно.

Боевое применение

КБАТ-ы впервые появились на Курской дуге в составе ИПТАБ-ов, в качестве тягачей орудий ЗИС-2. Использование специализированных, даже легкобронированных тягачей, резко подняло мобильность орудий и выживаемость расчетов. У артиллеристов появилась надежда покинуть позицию под минометно-пулеметным огнем, чего не было раньше. Наличие башни с пулеметом также прибавляло шансов при отражении атак вражеской пехоты. В целом, машина показала свою состоятельность и востребованность. Тем более, что к 43-му году поставка из США ШРУС-ов компании Бендикс позволила снять проблему полного привода.

КБАТ-ы выпускались до конца войны, участвовали во всех операциях КА, в том числе и в переходе через Гоби, летом 45-го.

Назад Вперед к КИТ-3.

Эволюция КИТ-ообразных. Часть 3. От КИТ-а к КБАТ-у и обратно.

Упрощенный и более технологичный корпус КБАТ-а ожидаемо вызвал желание использовать его и для бронемашины. Тем более, что наличие полного привода позволило увеличить нагрузку на переднюю ось. На новом КИТ-3 водитель также был смещен вперед, в левом борту оставили дверь, на крыльях оставили крепления для снарядных ящиков. Но главное – вместо башни, сделанной на базе башни ранних Т-34, решили использовать новую башню, изготовленную на базе башни Т-50. (пардон за тавтологию). У новой башни не стали делать крышу, установив дуги для брезентового тента. Но главным отличием стала установка 57мм пушки. Это произошло в результате осмысления боевого опыта применения КИТ-ов. Пушка на КИТ-2 хорошо себя зарекомендовала, но к 43-му году ей стало не хватать бронепробиваемости, а наличие дульного тормоза сильно демаскировало машину. 57мм пушка с баллистикой ЗИС-2 избавилась от дульного тормоза, и одновременно позволила на полтонны снизить вес машины. Бронепробиваемость 57мм пушки ожидаемо  превышала Ф-34, а более слабый фугасный  снаряд устранял искушение использовать КИТ в других, несвойственных ему качествах. В таком виде КИТ-3 дожили до 45-го года, и закончили войну в Праге.

Эволюция КИТ-ообразных. Часть 3. От КИТ-а к КБАТ-у и обратно.

Подписаться
Уведомить о
guest

396 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account