Эскадренный броненосец «Три Святителя», реалистичная альтернатива. Часть7.

0

Для более полного понимания альтернативы вначале стоит рассмотреть предшественников «Трех Святителей» – балтийские броненосцы «Император Александр II», «Император Николай I» и «Наварин». Конструктивные решения для создания «Трех святителей» взяты именно у последнего.

Начиная осуществление 20-летней программы 1883 – 1902 годов, Управляющий морским министерством вице-адмирал Шестаков видел в первых балтийских броненосцах тип сильных, способных действовать в европейских водах кораблей, превосходящих по своим возможностям существующие на Балтийском море корабли вероятных противников – Германии и Швеции. В результате глубокой проработки начал осуществляться проект первых броненосцев: «Имп. Александр II» и «Имп. Николай I», ставший основой для всех последующих кораблей. Так, именно в этих проектах выработано принципиальное решение – увеличение толщины бортового бронирования должно сопровождаться соответствующим ростом водоизмещения и пропор­ци­онально с ним сочетаться. А также полного пояса для всех последующих российских броне­носцев.

Эскадренный броненосец «Три Святителя», реалистичная альтернатива. Часть7.

В январе 1888 года началось проектирование пятого балтийского броненосца программы 1881 года — «Наварин». Проект разрабатывался кораблестроителем Э.Е. Гуляевым и инженерами общества Франко-русских заводов. К маю 1888 года получены сведения о проектировании новых германских броненосцев типа «Вёрт», вооруженных 280-мм орудиями при водоизмещении более 10 тыс. тонн и скорости 16 узлов. Требовалось принять срочные меры. Управляющий морским министерством выдвинул жёсткое требование: новый корабль, сохраняя вооружение «Имп. Александр II», должен иметь чуть большее водоизмещение, скорость равную германским кораблям и максимально полное бронирование.

Препятствием росту водоизмещения были размеры кронштадских доков, не позволяющие ремонт кораблей шириной более 20,4 метров. Но требование времени и рост водоизмещения ино­стран­ных боевых кораблей вынудили морское министерство приступить к реконструкции доков. Таким образом, оказалась снято ограничение на рост водоизмещения будущего «Наварина». Прото­типом послужил английский низкобортный броненосец «Трафальгар». Сознавая низкую мореходность корабля, инженеры Франко-русских заводов во главе с главным уполномоченным общества П. К. Дю Бюи приняли решение повысить носовую оконечность корабля на одну палубу. К тому времени возвышенный фор-дек был принят на германских броненосцах, но нашим инженерам удалось здесь разместить носовую башню главного калибра, где у немцев установлен барбет. В этом помог опыт такой возвышенной башенной установки на броненосцах «Император Александр II» и «Император Николай I». Проектное водоизмещение «Наварина» возросло до 12 480 тонн; проектная мощность 10 600 л.с. при скорости 16 узлов.

В соответствии с кораблестроительной программой 1881 года в Николаеве и Севастополе зало­жили четыре броненосца и утверждена постройка пятого. Началу постройки предшествовала продолжительная работа по анализу существующих прототипов и разработке проекта, наиболее полно отвечающего черноморскому театру военных действий. Предлагались различные варианты, как высокобортного барбетного броненосца, так и низкобортного башенного. Разработка деталь­ных чертежей поручена младшему судостроителю Николаевского порта К. К. Ратнику, с тем чтобы закончить их до конца 1890 года.

На 18 сентября 1889 года эскизный проект был готов и поступил на отзыв МТК. В ходе обсуж­де­ния этого и предыдущих проектов, МТК высказал окончательное единодушное мнение – предпочтение отдать «Наварину». На его основе разработать улучшенный проект пятого черноморского броненосца.

Уже к 5 ноября 1889 года МТК одобрил чертежи, а 31 января 1891 года начата постройка.

Итак, Ратник спроектировал корабль, своими чертами напоминающий балтийский «Наварин», с высоко расположенной носовой палубой и главной артиллерией в башнях. Официальная дата закладки 2 августа 1891 года. Попытки изменить конструктивный тип, исходящие от командо­вания Черноморским флотом, не привели к серьезным изменениям конструкции, но стали поводом для внесения изменений: замены огнетрубных котлов водотрубными, увеличения запаса угля до 1035,2 тонн, усиления артиллерии четырьмя 203-мм орудиями в открытых установках; освобождения избытка массы брони в пользу распространения ее поверхности, в том числе снижение толщины верхнего пояса до 102 мм; снижение толщины бронирования верхнего каземата с 152 до 127 мм. Не все из изменений были приняты к исполнению.

 

Параметры                               Три Святителя (РИ)                    «Три Святителя» (АИ)
Водоизмещение
Проект./факт. –                         12480/13318 тонн.                       Проект. – 12480 тонн.
Длина                  115,1 наибольшая х22,3 наибольшаях8,6 м      115,1 наибольшая с тараном, 113,1 по

                                                                                                            ватерлинии, 109 между перпендикулярами х22,7х8,3 средняя м

Бронирование
                                                Никелевая броня

«Виккерс»,Англия,борт от 406 до 457 мм, по моим данным вертикальные броневые плиты обработаны по способу Гарвея
башни от 406 мм,
палубы от 76 до 229 мм,
боевая рубка — 305/76 мм, казематы — 406 мм

                                                                                                      Гарвеированая.
Борт – 356 мм – средняя часть; 305 мм – оконечности главного пояса; 76 мм – носовая и кормовая оконечности вне цитадели.
верхний пояс – 152 мм.
Казематы – 127 мм
башни от 356 мм.
палубы от 51 мм плоская часть, 76 мм скосы.
боевая рубка — 305 мм; казематы — 127 мм; крыша – 51 мм.

Двигатели:         2 ПМ ВТР,

                 14 цилиндрических котлов
 

                                                                                                            2 ПМ ВТР
                                                                                                          20 водотрубных котлов Бельвиля. Изменение на водотрубные котлы внесено и принято 10.10.1891

Мощность        10 600 л.с. проектная
                          11 308 л.с. фактическая
                                                                                                10 600 л.с. проектная
                                                                                                11 308 л.с. фактическая

Скорость хода
                         16 узлов проектная
                         16,5 узлов средняя на испытаниях.
                         17,5 узлов максимальная на испытаниях.

                                                                                                16 узл. проектн.                                                                                                                    16,7 узлов, средняя на испытаниях.

                                                                                                17,5 максимальная на испытаниях.

Артиллерия
                        2х2х305 мм.
                        8х1х152 мм.
                         4х1х120 мм.                                         2х2х305 мм.
                                                                                     4х1х203 мм.
                                                                                     12х1х152 мм. Кане
                                                                                      2хТАх357 мм. Подводных минных аппаратов
                                                                                      10х47 мм Гочкиса.
                                                                                      10х76 мм Кане

 

Эскадренный броненосец «Три Святителя», реалистичная альтернатива. Часть7.

 

Эскадренный броненосец «Три Святителя», реалистичная альтернатива. Часть7.
Можно заметить, наружный вид Трех Святителей несколько изменился. Появилась навесная палуба. Мне кажется, так броненосец выглядит аутентично. То есть в большей мере соответствует духу времени. Да и сохраняются более высокие трубы, что сбережет тягу.

На АИ броненосце «Три Святителя» 152-мм орудия среднего калибра не все защищены броней. Из них восемь в бронированном каземате, в средней части корпуса. Четыре орудия – открыто на батарейной палубе, в носовой части. Их защита: 51 мм подшив борта. Четыре 203-мм орудия расположены на верхней палубе за щитами толщиной 114 мм.

Эскадренный броненосец «Три Святителя», реалистичная альтернатива. Часть7.

Машины проектной мощностью 10 600 л.с. построены в Англии, котлы во Франции. Машины расположены в двух машинных отделениях. Общий вес механической установки 1570 тонн. Вместимость угольных ям 1035,2 тонн, из расчета дальности плавания 2400 миль 10-узловым ходом. 20 главных водотрубных котлов Бельвиля расположены в четырех котельных отделениях. Модель 1891 года, рабочее давление 17 атм. на выходе котлов. После понижающего редуктора 12 атм. Поверхность нагрева 2680 м2. Габаритные размеры: 2,7х2,3х4,6 метров с фундаментом. Котельные отделения и котлы в них расположены перпендикулярно диаметральной плоскости, по пять котлов в отделении. Между котельными отделениями устроены боевые угольные ямы, которые используются при наглухо задраенных бортовых. Относительно изначального проекта длина котельных отделений значительно сократилась, что позволило выделить отдельные дополнительные крюйт-камеры для артиллерии среднего калибра и облегчить подачу снарядов в казематы. Кормовая камера среднего калибра расположена между котельными и машинными отделениями. Носовая – между котельными отделениями и носовой крюйт-камерой главного калибра.

Бронирование: главный пояс в средней части 356 мм; главный пояс в оконечностях 305 мм; траверзы 305 мм; пояс в носовой и кормовой оконечностях вне цитадели 76 мм; верхний пояс 152 мм; траверзы верхнего пояса 127 мм. Стенки каземата 127 мм; крыша каземата 51 мм. Башни 356-305 мм; крыша 51 мм. Боевая рубка 254 мм; крыша 51 мм. Карапасная палуба в оконеч­ностях, за пределами траверзов, в плоской части 51 мм; на скосах 76 мм. Карапасная палуба на своих скосах опускается ниже ватерлинии и на протяжении носовой и кормовой оконечностей примыкает к нижней кромке 76-мм пояса.

Эскадренный броненосец «Три Святителя»

Распределение масс:                     АИ                                      РИ
Корпус                                     4392 тонн.                                 -\\-
Бронирование                        3419 тонн                                3215 тонн.
Вооружение                           1285 тонн                                    -\\-
Механизмы                            1570 тонн                               1570 тонн.
Уголь                                      1035,2 тонн                               800 тонн.
Экипаж                                    474 тонн                                     -\\-
Запас                                        215 тонн                                      -\\-
Водоизмещение проектное 12480 тонн                             12480 тонн.
Фактическое                          12390 тонн.                           13318 тонн.

«Три Святителя» послужили источником вдохновения для проектирования таких броненосцев российского флота, как «Сисой Великий», «Полтава», «Князь Потемкин-Таврический».

Дальнейшая судьба броненосца

Эскадренный броненосец «Три Святителя» участвовал в подавлении волнений на флоте в 1905 и оставался в составе действующего флота вплоть до революционных событий 1917 года. Участвовал в Первой Мировой войне: в действиях черноморского флота по блокаде Босфора и обстреле береговых батарей. Принимал непосредственное участие в бою с германо-турецким крейсером «Гебен». После революции и гражданской войны поставлен на прикол, но в 1930 году переоборудован в учебный корабль. Потоплен немецкой авиацией в 1942 году на рейде Севастополя, при обороне города. После войны поднят и предназначался на слом. По счастливой случайности начало разделки затянулось. В 1948 году броненосец восстановлен и обращен в музей. Сейчас эскадренный броненосец «Три Святителя» – часть музейного комплекса обороны Севастополя. Установлен на вечную стоянку в плавучей док-камере, напротив морской казармы Севастополя.

Atenaia
Подписаться
Уведомить о
guest

76 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account