Бронированный транспорт для пехоты или как из устаревшего танка Т-26 сделать хороший БТР
После 1939 года было совершенно очевидно, что Т-26 не спасет никакая модернизация, до уровня современного танка сопровождения пехоты его было уже не «вытянуть». Правильным решением было бы их перестроить в САУ(не штурмовые орудия), арттягачи и БТР-ы. Исходя из такого посыла, и стал рассматривать создание БТР/арттягача на базе Т-26.
Содержание:
Назначение
На вооружении РККА стоял пулемет Максим с боевым весом 66 кг. Принимались на вооружение пулемет ДШК и ПТР Симонова и Дегтярева. Их транспортировка на марше и на поле боя представляла немалые проблемы для расчетов. Повышением мобильности этих огневых средств мог стать простой и дешевый «кериер». Кроме этого, трактор «Комсомолец» был неплох для транспортировки 45-мм ПТА, но Ф-22 и УСВ для него были уже тяжелы. Итак, представляю пулеметоносец-арттягач Т-26НВ (носитель вооружения).
Общая компоновка
Учитывая специфику применения, реальный ТР-4 со средним расположением БО и двигателем сзади забраковал сразу, как не обеспечивающий покидание десанта под огнем. Двигатель смещаем вперед в БО и слегка наклоняем в сторону КПП, примерно как в САУ СУ-5-1/3 и БТР ТР-1. Мехвод и командир слева от двигателя и КПП. За ними десантное отделение. Для размещения ДО корпус удлинен на 800мм. Боевой вес Т-26НВ выше чем у основного танка: с десантом составляет около 11,5 тонн.
Двигатель и трансмиссия
Применены стандартный двигатель и трансмиссия от танка Т-26. Соединены через двойной карданный шарнир, без валов. Забор охлаждающего воздуха сверху, выброс горячего воздуха назад/вбок. Воздуховод проходит через ДО и может его отапливать зимой. Выхлопная труба и глушитель перенесены вбок, между гусеничных обводов. Артикуляции тележек подвески не мешают.
Подвеска
Катки и подвеска идентична Т-26. Для разгрузки опорных катков и обеспечения удельного давления на грунт удлиненного корпуса, ленивец опущен на грунт, установлен на подрессоренном балансире. Внутри балансира размещено устройство натяжения гусеницы с буферной пружиной. Это единственное различие с ходовой базового танка. Конечно, такое решение снижает проходимость машины, особенно задним ходом, но по другому «малой кровью» не получалось, а городить доп. опорный каток не хотелось по эстетическим соображениям.
Отделение управления и место командира
Мехвод практически на своем месте, слева от КПП, слегка смещен вперед и изменена посадка, более высокая. Сразу за мехводом, слева от мотора, место командира. Под местом командира бензобак (увы). Делать машину совсем без вооружения как-то не хотелось, а для арттягача оно вполне оправдано, поэтому у командира пулемет ДТ в башне. Логично было бы использовать башни от двухбашенных Т-26, но чисто внешне, мне больше нравятся башни от Т-38. Короче, башня – каприз художника. Углы поворота башни около 1800, вести огонь назад невозможно. Впрочем, если сделать верхние части бортов десанта откидные, то будет возможен и круговой обстрел.
Десантное отделение
За двигателем начинается открытое сверху десантное отделение (ДО) с тремя деревянными лавками на 9-10 чел. Из ДО есть лаз на место командира. Двигатель частично заходит в ДО. Пол в десанте выше днища танка на 200мм, для размещения людей на надгусеничных полках. В межпольном пространстве хранится ЗИП и боеприпасы. В бортовых стенках бойницы для стрельбы из личного оружия с откидными крышками. На бортах вертлюги для установки ручных пулеметов ДП-27. На лобовом листе ДО устроена откидная вперед панель для размещения пулемета Максим на станке Соколова. Не спорю, конструкция громоздкая и уязвимая. Тем не менее, не хотелось отделять пулемет от станка. Рассматривал вариант установки пулемета в бойнице, а станок закреплять на ВЛД, над КПП, рядом с будкой мехвода. Но в этом случае много времени уйдет на развертывание пулемета на позиции в окопе. ДШК размещается на треноге в центре ДО, для чего центральная скамейка демонтируется. Посадка/высадка десанта осуществляется через двустворчатые двери в заднем борту. Предусмотрен тент над ДО.
Заключение
Как мне кажется, в целом удалось получить неплохую машину, способную перевозить тяжелое пехотное оружие и десант. Упор делался на минимальных переделках линейного Т-26, что сделало бы машину жизнеспособной, т.к. Т-26 был хорошо изучен, имелась производственная база по моторам, КПП и пр. Безусловно, ограниченные углы обстрела пулеметов и низкая энерговооруженность являются серьезными недостатками Т-26НВ, машине было бы трудновато поспевать за Т-34, особенно по плохой дороге. Но это не могло быть решено без кардинальной переделки ходовой и замены двигателя с КПП (которых, кстати, не существовало в СССР), а это уже другая машина, не Т-26.