4

Проект транспортного самолета Transall 161. Франция

Небольшая винтажная статья из журнала «Aviation Magazine International» (выпуск №464 от 1 апреля 1967 года), которая, думаю, заинтересует читателей и коллег.

Transall 161. Навстречу европейскому гражданскому грузовому самолету

Далеко не все военно-транспортные самолеты являются хорошими гражданскими самолетами. В этом, кстати, нет ничего необычного, поскольку первые создаются в соответствии со спецификациями, разрабатываемыми генеральными штабами, в то время как вторые в первую очередь должны отвечать требованиями финансовой эффективности.

По всей видимости компания Nord Aviation извлекла хорошие уроки из своего опыта работы в области воздушного транспорта – как гражданского, так и военного, – накопленного за годы эксплуатации самолетов Nord 262 Noratlas (во всех его версиях) и Transall, созданного совместно с немецкими авиастроительными компаниями.

На основе Transall C-160 (военный вариант) был создан Transall 161 (гражданский вариант), обзор которого будет дан в другом месте. Речь идет не только о военном самолете, с которого были удалены опознавательные знаки и в котором военное оборудование заменено оборудованием, соответствующим гражданским потребностям. Те, кто разрабатывал данный самолет, продемонстрировали творческий подход и проявили большую находчивость, чтобы максимально сохранить то хорошее, что было достигнуто в военном варианте, и направили все усилия достижение экономичности и функциональности, необходимых для гражданских грузовых самолетов.

схема в трех проекциях гражданского грузового самолета Transall 161. Реализация этого самолета в рамках процесса создания военного самолета в тесном сотрудничестве между французской компанией Nord Aviation и немецкими компаниями HFB и VFW. Стоимость разработки составляет 120 миллионов франков, которые будут распределены следующим образом: 55-60% для Франции и 40-45% для Федеративной Германии. Если бы решение было принято сегодня, то первый полет прототипа мог бы состояться в начале 1969 года. Поставки начались бы в 1970 году по цене 17 миллионов франков за единицу самолета, которые разлетятся как горячие пирожки

схема в трех проекциях гражданского грузового самолета Transall 161. Реализация этого самолета в рамках процесса создания военного самолета в тесном сотрудничестве между французской компанией Nord Aviation и немецкими компаниями HFB и VFW. Стоимость разработки составляет 120 миллионов франков, которые будут распределены следующим образом: 55-60% для Франции и 40-45% для Федеративной Германии. Если бы решение было принято сегодня, то первый полет прототипа мог бы состояться в начале 1969 года. Поставки начались бы в 1970 году по цене 17 миллионов франков за единицу самолета, которые разлетятся как горячие пирожки

За счет сохранения от военного самолета основных узлов – крыла, центральной части фюзеляжа, шасси, силовой установки и хвостового оперения, – компания Nord Aviation сохраняет за собой все преимущества, связанные с разработкой Transall C-160, и это должно отразиться в сроках и стоимости как исследований, так и технологической оснастки, что немаловажно, по крайней мере, с производственной точки зрения. С нашей точки зрения более интересным рассматривать создаваемый гражданский самолет в качестве гарантии, которая обеспечит авиаперевозчикам безопасность и экономичность. Фактически, военный Transall, заказанный в настоящее время в количестве 169 экземпляров для различных подразделений французских ВВС, вскоре поступит на вооружение. К тому времени, когда гражданский самолет будет создан, в компании Nord Aviation уже будет накоплен значительный опыт эксплуатации военного варианта, что положительно скажется на сроках излечения детских болезней гражданского варианта и началу эксплуатации на гражданских авиалиниях. Еще более важным будет то, что авиакомпании будут иметь гарантию наличия значительной доли запасных частей с хорошими сроками поставки и более выгодным ценам, поскольку с самого начала планируется эксплуатировать значительное количество самолетов.

на данном чертеже более темным цветом показаны узлы, общие для двух версий: военной C-160 и гражданской C-161. 1) центроплан крыла и турбовинтовые двигатели; 2) внешние консоли крыла; 3) центральная часть фюзеляжа и основные стойки шасси; 4) кабина экипажа; 5) вертикальное оперение; 6) горизонтальное оперение. В точке А мы находим двигатель General Electric J85, установленный в левой части фюзеляжа. Данный вспомогательный двигатель позволит избежать ограничения полезной нагрузки, связанных с высотой аэродрома базирования или температуры окружающей среды, а также поможет самолету при взлете с плохо подготовленных площадок

на данном чертеже более темным цветом показаны узлы, общие для двух версий: военной C-160 и гражданской C-161. 1) центроплан крыла и турбовинтовые двигатели; 2) внешние консоли крыла; 3) центральная часть фюзеляжа и основные стойки шасси; 4) кабина экипажа; 5) вертикальное оперение; 6) горизонтальное оперение. В точке А мы находим двигатель General Electric J85, установленный в левой части фюзеляжа. Данный вспомогательный двигатель позволит избежать ограничения полезной нагрузки, связанных с высотой аэродрома базирования или температуры окружающей среды, а также поможет самолету при взлете с плохо подготовленных площадок

Еще одна новая идея, за которую компания-производитель заслуживает похвалы, – это самолет с «двумя с половиной двигателями». Никто не может оспорить, что теоретически двухмоторный самолет является самым экономичным самолетом. Снижение расхода топлива, техническое обслуживание и капитальный ремонт ограничиваются только двумя двигателями и т.д.. Однако это верно лишь до тех пор, пока условия взлета (температура, высота взлетной площадки относительно уровня моря) не приведут к снижению коммерческой нагрузки, что в свою очередь приведет к росту цены перевозки тонны груза. Отсюда в компании Nord Aviation возникла идея, что для обычной эксплуатации самолет будет оснащен двухмоторной силовой установкой, в то время как небольшой вспомогательный двигатель будет использоваться только тогда, когда этого потребуют условия эксплуатации. При этом в компании отдают себе отчет, что данный двигатель не предназначен для замены основного турбовинтового двигателя в случае его выхода из строя, но, тем не менее, будет полезен в данной ситуации.

размеры грузового отсека самолета Transall 161. Передняя часть грузового отсека допускает загрузку в соответствии со стандартами Национальной компании французских железных дорог. Прочность пола составляет 2000 кг/м² и в центре отсека (участок в центре, отмеченный более темным цветом) может быть усилена до 2700 кг/м². По всей длине грузового отсека пол оборудован роликами для перемещения грузов и точками крепления

размеры грузового отсека самолета Transall 161. Передняя часть грузового отсека допускает загрузку в соответствии со стандартами Национальной компании французских железных дорог. Прочность пола составляет 2000 кг/м² и в центре отсека (участок в центре, отмеченный более темным цветом) может быть усилена до 2700 кг/м². По всей длине грузового отсека пол оборудован роликами для перемещения грузов и точками крепления

различные варианты перевозки грузов, показанные с помощью нескольких эскизов: A) девять поддонов для грузов размерами 2,40×3,20 м. B) семь поддонов для грузов размерами 2,40×3,75 м (стандартные поддоны, используемые в самолете Boeing 747). C) два контейнера размерами 2,40×3,00 м и один контейнер размерами 2,40×12,00 м. D) пять легковых автомобилей среднего размера

различные варианты перевозки грузов, показанные с помощью нескольких эскизов: A) девять поддонов для грузов размерами 2,40×3,20 м. B) семь поддонов для грузов размерами 2,40×3,75 м (стандартные поддоны, используемые в самолете Boeing 747). C) два контейнера размерами 2,40×3,00 м и один контейнер размерами 2,40×12,00 м. D) пять легковых автомобилей среднего размера

передняя часть грузового отсека позволяет перемещать самолет достаточно близко к площадке ангара для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и выполнять разгрузочные работы за один раз с помощью лебедки, перемещающей скрепленные вместе поддоны или контейнеры. Эти операции можно проводить в защищенном от непогоды месте. Кроме того, использование рампы позволяет легко выполнять погрузочно-разгрузочные работы без привлечения оборудования аэропорта. Это представляет ценность для эксплуатации на плохо оборудованных аэродромах

передняя часть грузового отсека позволяет перемещать самолет достаточно близко к площадке ангара для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и выполнять разгрузочные работы за один раз с помощью лебедки, перемещающей скрепленные вместе поддоны или контейнеры. Эти операции можно проводить в защищенном от непогоды месте. Кроме того, использование рампы позволяет легко выполнять погрузочно-разгрузочные работы без привлечения оборудования аэропорта. Это представляет ценность для эксплуатации на плохо оборудованных аэродромах

Эта дополнительная мощность, которая, которая в случае поломки основного турбовинтового двигателя позволит поддерживать высоту крейсерского полета, не окажет большого влияния на себестоимость самолета, поскольку если этот вспомогательный двигатель будет использоваться во время всех взлетов, то время между его капитальными ремонтами, вероятно, превысит срок окупаемости самолета. В целом данная новинка заслуживает пристального внимания, поскольку она позволяет согласовать два часто противоречащих друг другу параметра: безопасности и экономичность.

Счастливая гармония, которая существует между размерами грузового отсека и двадцатью тоннами грузов, которые можно погрузить на поддоны или в стандартные контейнеры, свидетельствует о том, что производитель хорошо продумала решение этой проблемы. Наконец, если прямые затраты на тонно-километр являются результатом деления затрат на километр, деленных на количество перевезенных тонн, то не следует забывать, что прямые затраты не единственные, которые учитываются в общей стоимости перевозок. Фрахт также оплачивает погрузочно-разгрузочные работы, и в этой области большое достоинство гражданского варианта самолета Transall заключается в том, что у него нет необходимости в подъемниках всех типов, которые обычно необходимы для погрузки или разгрузки самолетов.

Слева: сравнение прямых эксплуатационных расходов самолетов Boeing 727-200, Lockheed Hercules и C-161 Transall. Чтобы перевести центы США за тонно-милю в сантимы на тонно-километр просто умножьте эти показатели на 3,38. Справа: изменение массы перевозимой нагрузки в зависимости от расстояния, которое необходимо преодолеть. Максимальную нагрузку в 20 тонн можно провезти на расстояние 1000 километров, а десять тонн грузов могут быть перевезены на расстояние 4500 километров

Слева: сравнение прямых эксплуатационных расходов самолетов Boeing 727-200, Lockheed Hercules и C-161 Transall. Чтобы перевести центы США за тонно-милю в сантимы на тонно-километр просто умножьте эти показатели на 3,38. Справа: изменение массы перевозимой нагрузки в зависимости от расстояния, которое необходимо преодолеть. Максимальную нагрузку в 20 тонн можно провезти на расстояние 1000 километров, а десять тонн грузов могут быть перевезены на расстояние 4500 километров

Учитывая развитие авиаперевозок, кажется почти несомненным, что Transall 161 найдет значительный рынок сбыта. Этот грузовой транспортный самолёт с большой дальностью полёта уже разработан и вскоре появится на рынке. В линейке транспортных самолетов отсутствуют грузовые самолеты со средней и малой дальностями полета. По сути, речь идет о решении проблемы, которая не может быть решена так же просто, как и в случае с перевозкой пассажиров за счет списанных самолетов.

источник: M.P. «»Transall» 161. Vers un cargo civil européen» «Aviation Magazine International» No. 464 — 1 Avril 1967, pages 44-45

перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-proekt-transportnogo-samoleta-transall-161-franciya

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account