24

Приветствую, уважаемые коллеги. Наметившийся в последнее время в моих альт-поделиях крен в сторону кораблей, относящихся к периоду Второй мировой и Великой Отечественной войны, продолжает иногда прорываться всякими-разными очень одинокими «химерами». И вот вам еще одна из разряда таковых. Увы, по зависящим исключительно от авторской лени причинам ко Дню ВМФ России она несколько запоздала. Но ведь лучше поздно, чем никогда, не правда ли?! 🙂

 

… После освобождения в марте-мае 1944 года Николаева и Севастополя руководство советского ВМФ уже могло начинать планировать достройку легких крейсеров проекта 68 «Фрунзе» и «Куйбышев», корпуса которых к тому времени отстаивались в Поти.

Наиболее проблематичным в этом плане было завершение крейсера «Фрунзе». За годы войны он лишился кормовой оконечности – ее использовали для аварийно-восстановительного ремонта легкого крейсера «Молотов». Кроме того, в средней части не было надстроек, верхней палубы и бортов выше нижней палубы, часть полубака также была срезана. Металл корпусных конструкций недостроенного крейсера расходовали с разрешения командования ВМФ для ремонта других кораблей действующего флота и достройки головного эскадренного миноносца «Огневой» проекта 30, введенного в строй весной 1945 года.

Подобное состояние «Фрунзе» стало причиной длительных обсуждений его дальнейшей судьбы. И в числе прочих внимание флотских чинов привлек инициативный проект заместителя главного конструктора проекта 68 А.С.Савичева.

Данный проект предполагал при сохранении ширины «увечного» корабля его некоторое укорочение – до длины, аналогичной таковой у крейсеров проектов 26 и 26-бис. Но это было отнюдь не главной его особенностью – таковой являлся полностью универсальный шестидюймовый главный калибр с отказом от 100-мм дальнобойных зенитных орудий и их систем управления огнем. Уменьшение же длины корпуса (как и изменения в схеме бронирования и котельной установке) являлись следствием желания автора проекта ограничить стандартное водоизмещение корабля цифрой в 9000 тонн, чтобы не слишком выходить за рамки аналогичных параметров специализированных крейсеров ПВО, имеющихся во флотах США и Великобритании.

Единственный в своем роде

Идея Савичева родилась не на пустом месте – универсальные шестидюймовки, причем в трехорудийных башнях, уже имелись на французском линкоре «Ришелье». Кроме того, судя по доходящим от разведки сведениям, строящиеся в Швеции легкие крейсера типа «Тре Крунур» также должны были быть оснащены орудиями калибра 152 мм, приспособленными для ведения зенитного огня.

Главной загвоздкой в достройке «Фрунзе» по подобному проекту была необходимость отработки для него специализированной версии башни МК-5 с увеличенными углами возвышения и столь же специализированного выстрела с гильзой, а не пороховыми картузами, что не слишком радовало промышленников. Но благосклонность, проявленная к данному проекту со стороны лично И.В.Сталина, равно как и желание моряков обкатать на отдельно взятом корабле концепцию крупнокалиберных универсальных орудий, решила вопрос в пользу его реализации в предложенном Савичевым виде.

Впрочем, представленный еще в конце 1944 года первоначальный вариант проекта 68-З, как его назвали после принятия к исполнению, до окончательного воплощения в металл все же претерпел ощутимые изменения с учетом военного опыта. В январе 1947 года отказались от размещения на нем авиационного вооружения, а из планировавшихся к установке десяти 37-мм спаренных автоматов В-11 и восьми пулеметов ДШК в итоге остались только первые, причем их число выросло до 14 установок версии В-11М. А вот от торпедных аппаратов избавились лишь в 1961 году, когда крейсер – единственный из советских кораблей своего ранга довоенных проектов – получил вместо прежней малокалиберной зенитной артиллерии шесть счетверенных 57-мм автоматов ЗИФ-75 и обновленные средства управления огнем.

Проект 68-З отличался, как уже упоминалось, и принятой для него котельной установкой, использовавшей вместо шести «крейсерских» котлов КВ-68 восемь менее габаритных КВ-3, применявшихся на эсминцах проектов 7У и 30, которые удалось расположить попарно в четырех котельных отделениях. По обеспечиваемой мощности такая комбинация не отличалась от изначальной, но укорочение корпуса при неизменной ширине сказалось на скорости – наибольшая достигнутая крейсером, да и то лишь на приемных испытаниях и при водоизмещении, близком к нормальному, составила немногим более 34 узлов.

Схема бронирования «Фрунзе» также отличалась от всех прочих отечественных крейсеров. Главный бортовой пояс шириной 3,375 м и длиной 115,5 «похудел» до 80 мм и замыкался 100-мм траверзами. Цитадель накрывала плоская 50-мм средняя палуба. Примыкавшая ко второму дну основная бортовая переборка была утолщена до 20 мм и вкупе с иными корпусными структурами ниже ватерлинии выполняла роль противоминной, а за поясом – противоосколочной. Румпельное отделение защищала 50-мм броня, а носовую оконечность прикрывал легкий 20-мм пояс по высоте главного. Боевая рубка имела 150-мм стены, 75-мм крышу, 50-мм пол и 75-мм коммуникационную трубу.

Барбеты и лобовые плиты башен ГК, в отличие от установок МК-5, получили броню толщиной 100 мм, а все прочие части установок – 50 мм. Сделано это было намеренно – для облегчения башен и увеличения скорости горизонтальной наводки. Ее, как и скорость вертикального наведения, планировалось довести до 15 градусов в секунду. Однако для разворотов в горизонтальной плоскости в итоге пришлось довольствоваться лишь 12-ю градусами – несмотря на все усилия проектировщиков по снижению веса, вращающаяся часть «зенитной» МК-5-З со всей ее машинерией имела массу около 200 тонн. Так же было и со скорострельностью, которая вместо проектных 12 выстрелов в минуту составила лишь 10 – но зато при любом угле возвышения, вплоть до максимального. Последний на практике удалось довести до 78 градусов, хотя по проекту планировалось 85.

Тем не менее, несмотря на недостижение ряда расчетных параметров, работа с главным калибром «Фрунзе» стала для советского флота весьма полезным опытом, заложив необходимую базу для последующих разработок уже автоматических крупнокалиберных артсистем. А сам крейсер оказался изрядным долгожителем и был исключен из состава флота только в 1979 году.

 

ТТХ легкого крейсера «Фрунзе» проекта 68-З (по первоначальному проекту 1944 года):

 

размеры – 191,7 м (длина наибольшая)/187,6 м (длина по ГВЛ)/18,7 м (ширина наибольшая)/6,50 м (осадка при полном водоизмещении; с учетом выступающих за линию дна частей винтов – 7,75 м);

водоизмещение – 9000 (стандартное)/11250 т (полное);

мощность машин – 112500 л.с.;

скорость – 34,0 узла;

дальность плавания экономическим ходом – 5000 миль на 17 узлах;

бронирование:

главный пояс (ширина 3,375 м, вертикальный, 61,5 % длины по ГВЛ (115,5 м)) – 80 мм;

траверзы главного пояса – 100 мм;

продольная переборка за главным поясом до второго дна (противоосколочная/противоминная) – 20 мм;

противоосколочный пояс (утолщенная обшивка борта) в носу по ширине главного пояса – 20 мм;

румпельное отделение – 50 мм (стены, пол и крыша);

средняя палуба над цитаделью – 50 мм;

башни ГК – 100 мм (лоб)/50 мм (бок, тыл, крыша и пол);

барбеты башен ГК – 100 мм (над средней палубой);

боевая рубка – 150 мм (бок)/75 мм (крыша)/50 мм (пол);

коммуникационная труба – 75 мм;

КДП, СПН, гнезда 37-мм автоматов и отдельные боевые посты в надстройках – 10-15 мм;

артиллерийское вооружение – 4х3-152х58 (по 175 выстрелов на ствол), 10х2-37х68 (по 1500 выстрелов на ствол), 4х2-12,7 (по 5000 выстрелов на ствол);

торпедное вооружение – 2х3-533-мм торпедных аппарата Н-1 (6 торпед);

противолодочное вооружение – 20 больших глубинных бомб ББ-1 и 30 малых глубинных бомб БМ-1, 2 подпалубных бомбосбрасывателя;

минное вооружение – 100 шаровых мин заграждения (в перегруз);

авиационное вооружение – 1 катапульта, 2 гидросамолета КОР-2.

 

Чуть более крупная картинка — традиционно здесь:

https://stvolar.livejournal.com/36918.html

 

С уважением. Стволяр.

Стволяр
Подписаться
Уведомить о
guest

48 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account