«Дюнкерк для пролетариев» (продолжение супер-Кирова) или проект 26-бис альтернативный

1

Уважаемые коллеги, всем огромное спасибо за обсуждение проекта "супер-Киров" и за то, что натолкнули на мысль развития КРЛ "Киров" не по усилению всего и вся, а по типу создания мини-линкора для закрытых ТВД типа Балтики или ЧМ. Скажем так, "Дюнкерк для пролетариев".

Итак… Фрагмент из книги … "Корабли Победы"…

"Киров" еще строился, закладывались его "клоны" на верфях страны, а в Главном Штабе ВМФ кипели нешуточные страсти. 

Обсуждался проект развития КРЛ типа "Киров" и мнения мореманов разделились. Все моряки ратовали за увеличение скорости хода новых крейсеров. В то же время технологи и производственники урезонивали их, так как максимально мощная силовая установка сейчас в Стране Советов ставилась на "Киров" и более мощную взять было негде. Оставались 3 варианнта — уменьшать водоизмещение нового КРЛ, либо форсировать существующую силовую установку, жертвуя надежностью, либо заказывать у капиталистов более мощную силовую установку.

От предложенных 3-х и 4-х вальных схем решено было отказатся как от чересчур сложных и более дорогих. И снова, как и при обсуждении проекта крейсера "Киров", не обошлись без аппелирования к мнению И.В.Сталина. 

Было решено уменьшить водоизмещение проектируемого корабля для обеспечения большей скорости (35 узлов гарантировано). Деньги (валюта) нашей стране нужны были для решения иных, не менее отрых и важных вопросов. В стране вовсю шла индустриализация.

В то же время моряки не желали поступиться ТТТ к проектируемому кораблю, желая кроме скорости увеличить практически все параметры.

Бронирование борта видели не менее 100-мм, палубы — 60 (а в идеале 70-мм, хотя бы над погребами), соответственно бронированные рубку, барбеты, башни…

Также хотели усилить авиационную группу на корабле, да и зенитную артиллерию усилить не мешало — на дворе был 1937-й год, в Европе уже давно зрела война и многие это подсознательно понимали. Это был тупик — в водоизмещение в 8.500 тонн (700 тонн — снизили вес для достижения 35-узловой скорости) никак не укладывались эти параметры.

Решили обсудить иностранные корабли и посмотреть на опыт "соседей". Обращало на себя внимание усиление бронирования и вооружения именно легких крейсеров, закладка 12-15-орудийных 6" крейсеров в Японии, Британии и САСШ. Особенно впечатлял параметрами 37-узловой 15-орудийный "Могами". Всех поражали его заявленные характеристики — в водоизмещение 8.500 тонн уместили все то, о чем мечтали наши адмиралы!

В то же время конструктора категорически отрицали возможность создания подобного КРЛ в заявленном водоизмещении. Решили проработать разные схемы и варианты размещения артиллерии. И Флоренский снова предложил сделать "ход конем" — отказаться от кормовой 4-х орудийной башни и перекроить КРЛ по принципу французского линкора "Дюнкерк".

Работа у кульманов закипела. Такая схема вполне укладывалась в схему "бей и беги", и в канву официальной пропаганды, что наши Рабоче-Крестьянская Красная Армия и такой же точно Флот — самые атакующие в мире, самые-самые…

В основу, естественно лег проект 26 КРЛ "Киров". От полубачной конструкции корпуса решили отказаться. Это дало экономию более чем в 400 тонн, а для закрытого ТВД высокая мореходность была показателем необязательным.

Башни остались на своих местах, их немного разнесли друг от друга ради лучшей боевой устойчивости. Соответственно, рубку тоже сместили назад. Пришлось перекомпоновать и котельные отсеки. В новую схему никак не получалось разместить силовую установку эшелонировано. Зато это дало и свои преимущества — сократилась длина корпуса и длина бронированной цитаделт (почти на 10 метров). Дымовые трубы объединили в одну и отклонили максимально назад.

В кормовой части разместили достаточно просторный ангар на 4 самолета Бе-2 и сразу за ним — катапульту.

Усилили и зенитное вооружение — добавили 4 зенитки кал 100-мм, одну спарку в диаметральной плоскости на крыше ангара.

Уложиться в отведенные 8.500 тонн не удалось, лимит был превышен на 200 тонн, что сочли адекватной ценой за создание "пролетарского мини-линкора", как его назвали с легкой руки одного из наркомов.

Было решено заложить по 2 КРЛ для Балтийского Флота и Черноморского. С вводом в строй этих крейсеров, предыдущие 12-орудийные переводились бы на Северный Флот ("Киров") и на Тихоокеанский ("Ворошилов").

Постройка крейсеров затянулась — промышленность не справлялась с объемом заказов.

Заложенные на стапелях в конце 1937-го, корабли были спущены на воду в 1939-м, достраивались долго и вступили в строй весной 1941-го "Микоян" на ЧМ и "Дзержинский" на Балтике, а достройка 2-хоставшихся подзатянулась. "Максим Горький" на Балтике был введен в строй лишь осенью 1941-го, и то условно — испытания на мерной миле он не проходил, сходу вступив в контрбатарейную борьбу с германскими и финскими береговыми батареями, обстреливавшими город на Неве.

КРЛ "Фрунзе" достраивался еще дольше, но еще не будучи принят флотом (отсутствовали башни ГК, часть дальномеров, радиолокатор), участвовал в эвакуации Николаева, Севастополя, использовался как быстроходный войсковой транспорт. Немало советских солдат обязаны жизнью "микролинкору". Так полушутя называли свои корабли моряки.

Боевой путь к сожалению не блистал победами над надводным противником. В зоне действия наших "пролетарских линкоров" крупные надводные суда противника не появлялись. Таким образом мы можем утверждать, что создание крейсеров проекта 26-бис себя оправдало.

Надежность кораблей, высокая выучка личного состава позволяла выходить победителями из сложнейших ситуаций. Так КРЛ "Дзержинский" в июле 1941 подорвался на немецкой донной мине. Качество постройки советского корабля оказалось "на высоте". Крейсер перешел в Кронштадт своим ходом. Долго был в ремонте, параллельно отражая налеты вражеской авиации, а в 1944-м громил укрепления нацистов, приближая День Победы.

В целом, оценить проект данных крейсеров сложно. Им не довелось вести бои с надводными кораблями, как это случилось с КРЛ "Молотов" на Северном Флоте, где крейсер шел на перехват немецкого ТКРа "Шеер" (Операция Вундерланд), и если бы погода была более благоприятна для наших моряков — немецкий рейдер не ушел бы, отделавшись минимальными повреждениями.

В ряду "сверстников" КРЛ проекта 26-бис выделялись в лучшую сторону сильным вооружением, хорошим бронированием, высокой скоростью хода. В других условиях это был бы идеальный "линкор поддержки" для легких сил флота. Компактный, маневренный, с сравнительно хорошей зенитной артиллерией (после демонтажа катапульты и перестройки ангаров её значительно усилили). 

 

 

Фух! Осилил! ))) Кидайте теперь тапками.

Вот если бы кто смог запилить картинку…

Подписаться
Уведомить о
guest

30 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account