«Дюнкерк для пролетариев» (продолжение супер-Кирова) или проект 26-бис альтернативный

1

Уважаемые коллеги, всем огромное спасибо за обсуждение проекта "супер-Киров" и за то, что натолкнули на мысль развития КРЛ "Киров" не по усилению всего и вся, а по типу создания мини-линкора для закрытых ТВД типа Балтики или ЧМ. Скажем так, "Дюнкерк для пролетариев".

Итак… Фрагмент из книги … "Корабли Победы"…

"Киров" еще строился, закладывались его "клоны" на верфях страны, а в Главном Штабе ВМФ кипели нешуточные страсти. 

Обсуждался проект развития КРЛ типа "Киров" и мнения мореманов разделились. Все моряки ратовали за увеличение скорости хода новых крейсеров. В то же время технологи и производственники урезонивали их, так как максимально мощная силовая установка сейчас в Стране Советов ставилась на "Киров" и более мощную взять было негде. Оставались 3 варианнта — уменьшать водоизмещение нового КРЛ, либо форсировать существующую силовую установку, жертвуя надежностью, либо заказывать у капиталистов более мощную силовую установку.

От предложенных 3-х и 4-х вальных схем решено было отказатся как от чересчур сложных и более дорогих. И снова, как и при обсуждении проекта крейсера "Киров", не обошлись без аппелирования к мнению И.В.Сталина. 

Было решено уменьшить водоизмещение проектируемого корабля для обеспечения большей скорости (35 узлов гарантировано). Деньги (валюта) нашей стране нужны были для решения иных, не менее отрых и важных вопросов. В стране вовсю шла индустриализация.

В то же время моряки не желали поступиться ТТТ к проектируемому кораблю, желая кроме скорости увеличить практически все параметры.

Бронирование борта видели не менее 100-мм, палубы — 60 (а в идеале 70-мм, хотя бы над погребами), соответственно бронированные рубку, барбеты, башни…

Также хотели усилить авиационную группу на корабле, да и зенитную артиллерию усилить не мешало — на дворе был 1937-й год, в Европе уже давно зрела война и многие это подсознательно понимали. Это был тупик — в водоизмещение в 8.500 тонн (700 тонн — снизили вес для достижения 35-узловой скорости) никак не укладывались эти параметры.

Решили обсудить иностранные корабли и посмотреть на опыт "соседей". Обращало на себя внимание усиление бронирования и вооружения именно легких крейсеров, закладка 12-15-орудийных 6" крейсеров в Японии, Британии и САСШ. Особенно впечатлял параметрами 37-узловой 15-орудийный "Могами". Всех поражали его заявленные характеристики — в водоизмещение 8.500 тонн уместили все то, о чем мечтали наши адмиралы!

В то же время конструктора категорически отрицали возможность создания подобного КРЛ в заявленном водоизмещении. Решили проработать разные схемы и варианты размещения артиллерии. И Флоренский снова предложил сделать "ход конем" — отказаться от кормовой 4-х орудийной башни и перекроить КРЛ по принципу французского линкора "Дюнкерк".

Работа у кульманов закипела. Такая схема вполне укладывалась в схему "бей и беги", и в канву официальной пропаганды, что наши Рабоче-Крестьянская Красная Армия и такой же точно Флот — самые атакующие в мире, самые-самые…

В основу, естественно лег проект 26 КРЛ "Киров". От полубачной конструкции корпуса решили отказаться. Это дало экономию более чем в 400 тонн, а для закрытого ТВД высокая мореходность была показателем необязательным.

Башни остались на своих местах, их немного разнесли друг от друга ради лучшей боевой устойчивости. Соответственно, рубку тоже сместили назад. Пришлось перекомпоновать и котельные отсеки. В новую схему никак не получалось разместить силовую установку эшелонировано. Зато это дало и свои преимущества — сократилась длина корпуса и длина бронированной цитаделт (почти на 10 метров). Дымовые трубы объединили в одну и отклонили максимально назад.

В кормовой части разместили достаточно просторный ангар на 4 самолета Бе-2 и сразу за ним — катапульту.

Усилили и зенитное вооружение — добавили 4 зенитки кал 100-мм, одну спарку в диаметральной плоскости на крыше ангара.

Уложиться в отведенные 8.500 тонн не удалось, лимит был превышен на 200 тонн, что сочли адекватной ценой за создание "пролетарского мини-линкора", как его назвали с легкой руки одного из наркомов.

Было решено заложить по 2 КРЛ для Балтийского Флота и Черноморского. С вводом в строй этих крейсеров, предыдущие 12-орудийные переводились бы на Северный Флот ("Киров") и на Тихоокеанский ("Ворошилов").

Постройка крейсеров затянулась — промышленность не справлялась с объемом заказов.

Заложенные на стапелях в конце 1937-го, корабли были спущены на воду в 1939-м, достраивались долго и вступили в строй весной 1941-го "Микоян" на ЧМ и "Дзержинский" на Балтике, а достройка 2-хоставшихся подзатянулась. "Максим Горький" на Балтике был введен в строй лишь осенью 1941-го, и то условно — испытания на мерной миле он не проходил, сходу вступив в контрбатарейную борьбу с германскими и финскими береговыми батареями, обстреливавшими город на Неве.

КРЛ "Фрунзе" достраивался еще дольше, но еще не будучи принят флотом (отсутствовали башни ГК, часть дальномеров, радиолокатор), участвовал в эвакуации Николаева, Севастополя, использовался как быстроходный войсковой транспорт. Немало советских солдат обязаны жизнью "микролинкору". Так полушутя называли свои корабли моряки.

Боевой путь к сожалению не блистал победами над надводным противником. В зоне действия наших "пролетарских линкоров" крупные надводные суда противника не появлялись. Таким образом мы можем утверждать, что создание крейсеров проекта 26-бис себя оправдало.

Надежность кораблей, высокая выучка личного состава позволяла выходить победителями из сложнейших ситуаций. Так КРЛ "Дзержинский" в июле 1941 подорвался на немецкой донной мине. Качество постройки советского корабля оказалось "на высоте". Крейсер перешел в Кронштадт своим ходом. Долго был в ремонте, параллельно отражая налеты вражеской авиации, а в 1944-м громил укрепления нацистов, приближая День Победы.

В целом, оценить проект данных крейсеров сложно. Им не довелось вести бои с надводными кораблями, как это случилось с КРЛ "Молотов" на Северном Флоте, где крейсер шел на перехват немецкого ТКРа "Шеер" (Операция Вундерланд), и если бы погода была более благоприятна для наших моряков — немецкий рейдер не ушел бы, отделавшись минимальными повреждениями.

В ряду "сверстников" КРЛ проекта 26-бис выделялись в лучшую сторону сильным вооружением, хорошим бронированием, высокой скоростью хода. В других условиях это был бы идеальный "линкор поддержки" для легких сил флота. Компактный, маневренный, с сравнительно хорошей зенитной артиллерией (после демонтажа катапульты и перестройки ангаров её значительно усилили). 

 

 

Фух! Осилил! ))) Кидайте теперь тапками.

Вот если бы кто смог запилить картинку…

Alex K
Подписаться
Уведомить о
guest


30 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
СЕЖ
17.11.2017 11:06

«Башни остались на своих
«Башни остались на своих местах, их немного разнесли друг от друга ради лучшей боевой устойчивости»
Это как? Может «Носовые башни были разнесены в стороны?»
«С вводом в строй этих крейсеров, предыдущие 12-орудийные переводились бы на Северный Флот («Киров») и на Тихоокеанский («Ворошилов»).»
В смысле Калинина и Кагановича на ДВ не закладываем? Это хорошо. Вот только про то что полубак убрали — а Север и Тихий океан, это не спокойная Балтика и Черное море. Другой ТВД…..
Само наличие советского крейсера на Севере — уже другой расклад. Можно увеличить зону ответственности (крейсер по мореходнее, хотя погоды не будет), немцы не так активно лезут. А на счет Шеера — то не обязательно топить его Кировым. Главное держаться рядом, и авиацию с ПЛ навести.

СЕЖ
19.11.2017 13:07
Ответить на  Alex K

Уважаемый коллега, спасибо за Уважаемый коллега, спасибо за комплимент. Коллега, если у вас есть хотя бы Пайнт (не говоря уже о других графических редакторах), то рисовать оказывается не так и сложно (во всяком случае я не считаю что у меня дар). Лично я ВООБЩЕ не рисую (а вот некоторые коллеги похоже именно рисуют, и рисуют хорошо….) — я беру готовую картинку, и где ластиком, где напильником, где карандашом вношу дополнения. А второе — взыграла во мне гордость (и зависть), ведь темой про корабли с 4-х орудийными башнями я занимаюсь, а тут вы. Пришлось вспоминать что есть такая тема и у меня — и по Кирову сам голову ломаю, три башни — много, две мало (четыре в самый раз). В альтернативе, "Шеер" встретился с "Кировым" в начале похода, или уже по отступлению? Если в начале, то поход у немцев мог и не состояться. Одно дело лезть в воды где крупных кораблей нет (да и конечный пункт одними пулеметчиками обороняется), другое дело иметь кратковременный бой с вражеским крейсером уже в начале операции. Т.е. немцы вторглись в советские воды, вступили в бой, потом воспользовались плохой погодой и вернулись домой. Так вот — такое развитие ситуации, уже замечательная победа "Кирова" — конечно хотелось что бы победа… Подробнее »

СЕЖ
17.11.2017 12:19

киров

киров

СЕЖ
17.11.2017 12:29

ддд

ддд

napoleon_6
17.11.2017 15:04

По поводу МЗА. Пару недель

По поводу МЗА. Пару недель назад просматривал МК №1 от 2015 года (легкие крейсера типа "Агано"). Даже и не предполагал, что в крейсер водоизмещением 7000тн можно вогнать 50-60 зенитных автоматов калибром 25мм.

Ansar02
18.11.2017 01:27
Ответить на  Alex K

Почтенный коллега! ИМХО — Вы Почтенный коллега! ИМХО — Вы не правы. Не путайте 30-е годы со второй половиной ВМВ! Минимально приемлемым, 40 мм калибр признали сугубо американцы после встречи с камикадзе — когда выявилась ЖИЗНЕННАЯ необходимость ГАРАНТИРОННОГО УНИЧТОЖЕНИЯ самолёта противника одним-двумя попаданиями. В 30-е же, считалось достаточным закрыть корабль плотной огневой завесой, чтоб самолёты просто не могли по нему прицельно "работать". Поэтому ККП и МАПы были в почёте. Камикадзе как вида оружия тогда не знали и понимали — чтоб не попасть под плотную огневую завесу, самолёт должен держаться подальше, тем более что на боевом курсе, маломощный самолёт того времени активно маневрировать практически не в состоянии. Тогда, ГЛАВНОЙ задачей ПВО было не сбивать самолёты противника, а ОТБИВАТЬСЯ от них, не позволяя им наносить кораблю повреждения. А это очень разные вещи. Если Вам нужно доказательство — посмотрите на британский флот 30-х! Вместо того чтоб придумывать новые эффективные АП, с более серьёзным калибром и повышенной точностью стрельбы, они уповали прежде всего на многоствольные "пом-помы", с низкой баллистикой, очень паршивой точностью, но способные поставить чрезвычайно мощную огневую завесу. Вы можете называть эту завесу "хаотичной и бессистемной стрельбой", но ИМХО — Вы в корне не правы! Оценивать корабельную ПВО того времени надо не по… Подробнее »

napoleon_6
17.11.2017 15:34
Ответить на  Alex K

«В кормовой части разместили

"В кормовой части разместили достаточно просторный ангар на 4 самолета Бе-2 и сразу за ним — катапульту."

 

Если будет свободное время — просмотрите материал по Агано, он есть у нас на сайте.

http://alternathistory.ru/morskaya-kampaniya-1-ot-2015-goda-aleksei-orel-legkie-kreisera-tipa-agano-skachat

napoleon_6
18.11.2017 04:13
Ответить на  Alex K

В этой книге есть очень

В этой книге есть очень интересный момент! Японцы использовали пороховую! катапульту Тип1 №2 модель 11 — общая длинна 25.6 метров, старт самолета весом до 5000 кг со скоростью 115 км/ч с перегрузкой 2.7G.

Может в АИ есть смысл отказаться от услуг Хейнкеля и его пневматических катапульт c ограничениями в 2500 кг и оснастить ваш крейсер пороховой катапультой со стартовой массой самолета до 7000 кг? Это же какие роскошные варианты по авиационному вооружению, вплоть до морского дальнего разведчика-бомбардировщика МДР-6!

napoleon_6
18.11.2017 05:02
Ответить на  Alex K

Может тогда есть смысл вообще

Может тогда есть смысл вообще убрать ангар? И использовать 60 метров кормы крейсера под относительно простую пороховую катапульту и ситуативное базирование 2-3 дальних разведчиков-бомбардировщиком Че-2? Эти летающие лодки уже не "игрушечные" Бе4 — радиус действия в 1300 км и 2 ФАБ-500 как очень серьезный аргумент в перехвате рейдеров.

Ну и на будущее останется хороший задел для модернизации, как вы и перечислили выше.

napoleon_6
18.11.2017 06:12
Ответить на  Alex K

По поводу сложности

По поводу сложности разработки пороховой катапульты вопрос довольно полемический, в СССР к середине 30-х годов уже был очень солидный практический задел в области пороховых ускорителей. Ускорители конструкции В.И. Дудакова были опробованы на тяжелом бомбардировщике ТБ-1, длина разбега самолета была уменьшена до 55 метров.

 

Тут еще вспомнился Могами после модернизации 1943 года — 2 катапульты, 11 гидросамолетов в безангарном варианте базирования.

 

W_Scharapow
18.11.2017 21:06
Ответить на  Alex K

Свеи построили Готланд. Им

Свеи построили Готланд. Им почемуто климат ни разу не помешал.

http://ezyk091978.livejournal.com/28483.html

Ansar02
18.11.2017 01:33

Почтенный коллега! Кораль

Почтенный коллега! Кораль безусловно интересный.

Одно предложение — уберите на фиг ту 100 мм спарку с крыши ангара! Вы же можете легко прикинуть её вес и прибавить к нему массу совершенно необходимых подкреплений, которые превратят лёгкий ангар в безумно тяжёлый каземат. Лучше поставить на крыше ангара дополнительный лёгкий МЗА.

С уважением, Ансар.

sergey289121
sergey289121
18.11.2017 03:56

Да, Томодзуру верхом

Да, Томодзуру верхом остойчивости будет по сравнению с этим, его же придется еще на стадии строительства поддерживать, чтобы не перевернулся, не зря в реальности так не делали. А БК в этой башне на ангаре где хранится? В башне? В ангаре? Подается из погреба боезапаса? А если выстрелить из этой башни, что будет? Сломает ангар и упадет внутрь ангара пробив палубу и сломав самолеты в ангаре и поджигая бензин? Улетит за борт сломав ангар? Про такие вещи как защиту системы подачи и размещения БК даже не спрашиваю.

NF
NF
18.11.2017 09:12

++++++++++

++++++++++

sergey289121
sergey289121
18.11.2017 13:15

Alex K пишет:
Уважаемый

[quote=Alex K]

Уважаемый коллега, благодарю за столь аргументированный комментарий. 

Все-таки, если Вы специалист и умеете рассчитывать показатели остойчивости — прошу Вас помочь и пересчитать этот показатель для данного корабля. Если нет — тогда на чем основано Ваше многоуважаемое мнение? 

Очень эмоционально. Теперь по существу. Где Вы увидели башню на ангаре???

Спарка 100-мм. Да, боекомплект подается из погребов и не мешает размещению самолетов, а уж тем более не сломает ни ангар, ни самолеты. Я уверен, что при постановке адекватной задачи — она была бы решена без реализации Ваших страшилок.

И правильно делаете! )))

[/quote]


Для того чтобы понять, что при таком узком корпусе, башня в 15 тонн на высоте 15-18м, не нужно быть корабелом. Томодзуру от меньшего опрокинулся.

А разве не Вы это писали:

"Усилили и зенитное вооружение — добавили 4 зенитки кал 100-мм, одну спарку в диаметральной плоскости на крыше ангара."

Ну бесполезно же, зачем спрашивать.

sergey289121
sergey289121
19.11.2017 19:19
Ответить на  Alex K

Alex K пишет: Уважаемый [quote=Alex K] Уважаемый коллега, Вы невнимательно читали статью. Корпус достался от "Кирова", но без полубака (гладкопалубный), то есть ширина корпуса осталась польшей, чем была у реального "Кирова". Да, добавление ангара, самолетов и зениток — это все дополнительный "верхний" вес, но Вы или забывате, или сознательно игнорируете тот факт, что кормовая башня у крейсера убрана. А это — достаточно большое снижение весовой нагрузки. Вам ведь предложил я пересчитать остойчивость, если Вы такой "специалист", что одним глазом можете определить остойчивость корабля — так сделайте это, что Вам мешает? А если не умеете рассчитывать остойчивость — имейте мужество признать этот факт и не высказываться в категорической форме о том, в чем понятия не имеете. [/quote] Внимательно, да полубак убран, но это недостаточное облегчение, с чего ширина большей осталась? Может прежней тогда? Кормовая башня убрана, а носовые четырех орудийные из двух полубашен каждая — т.е. в лучшем случае вес убратой башни скомпенсирован более тяжелыми носовыми башнями, а скорее всего новые башни тяжелее будут. Зачем считать? На крыше ангара никто не размещал ничего крупнее МЗА и уж тем более двухорудийную башню со 100мм универсалками. Если кому и нужно мужество, то это Вам — признать, что БРЕД написали. После чего изменить текст с установкой… Подробнее »

sergey289121
sergey289121
21.11.2017 04:43

Alex K пишет: Уважаемый [quote=Alex K] Уважаемый коллега, перечитайте тогда альтернативу еще раз. Ширина корабля по отношениею к "Кирову" (РИ) стала больше за счет булей, которые перешли от проекта "Супер-Киров".  Кормовая башня убрана, а носовые четырех орудийные из двух полубашен каждая — т.е. в лучшем случае вес убратой башни скомпенсирован более тяжелыми носовыми башнями, а скорее всего новые башни тяжелее будут. Вы вообще о чем? Вы текст альтернативы читали? Если да — то меня удивляют Ваши рассуждения, если нет — то перечитайте, а после будем обсуждать. Там не новые башни, а те, которые появились на предудыщей альтернативе "Супер-Киров". Читайте внимательно текст. А для увеличения скорости уменьшали вес корабля, так как мощность силовой установки осталась прежней и единственный способ нарастить скорость заключался в уменьшении весовых нагрузок. Судя по Вашим, коллега, оговоркам, Вы текст "альтернативы" вовсе не читали… Смысл всего обсуждения тогда???  Зачем считать? На крыше ангара никто не размещал ничего крупнее МЗА и уж тем более двухорудийную башню со 100мм универсалками. Ну конечно, коллега, можно не считать, можно не читать, можно и не думать! А зачем? Повторяю для тех, кто не читает тексты и того, что ему отвечают — на ангаре не стоит башня! ни 180-мм, ни 100-мм. Там стоит одиночная спарка калибра… Подробнее »

Альтернативная История
Logo
Register New Account