Дважды рожденные вопреки всему. Истребители Пе-3 и Пе-3бис. СССР

20

Ещё один достаточно известный самолёт статьи о котором нет у нас на сайте. Вот решил устранить этот пробел.

Дважды рожденные вопреки всему. Истребители Пе-3 и Пе-3бис. СССР

Дважды рожденные вопреки всему. Истребители Пе-3 и Пе-3бис. СССР

История авиации полна примеров того, как порой незаурядные инженерные решения и смелые конструкторские замыслы, столкнувшись с суровой реальностью войны или меняющимися потребностями фронта, претерпевали кардинальные изменения, даруя жизнь совершенно новым, порой неожиданным машинам. Одним из таких ярких примеров служит судьба двухмоторного истребителя Пе-3 и его модификации Пе-3бис, разработанных в грозные годы Великой Отечественной войны.

Эти самолеты, появившиеся на свет как глубокая модернизация пикирующего бомбардировщика Пе-2, стали вынужденной, но вместе с тем и блистательной импровизацией советских авиаконструкторов, столкнувшихся с острой необходимостью в ночных и дальних истребителях. Они появились вопреки всему: вопреки изначальному предназначению, вопреки скепсису некоторых экспертов, вопреки тяжелейшим условиям военного времени.

Содержание:

Пе-3. Тяжелый истребитель

Общеизвестно, что предшественником Пе-2 был истребитель «100», задуманный как высотный перехватчик. Однако, обстоятельства сложились так, что его экстренно переквалифицировали в пикирующий бомбардировщик, и он был принят на вооружение под обозначением Пе-2.

Летом 1941 года, когда немецкая авиация начала наносить удары по Москве, о прототипе вспомнили вновь.

Немецкое командование прекрасно осознавало, что дневные налеты на Москву – это верная гибель. Систему ПВО Москвы они оценили довольно быстро. Поэтому они решили попытаться навязать бой ночью, рассчитывая на свои преимущества.

Первый ночной налет оказался крайне неудачным. Во-первых, ущерб был незначительным. Во-вторых, потеря двух десятков самолетов – слишком высокая цена, учитывая, что в операции участвовало около двухсот машин.

Впоследствии Люфтваффе перешла к действиям малыми группами, что создало серьезные проблемы для советской обороны.

Небольшую группу из 6-9 самолетов обнаружить гораздо сложнее, чем крупное соединение. Одиночному бомбардировщику легче уклониться от лучей прожекторов, а истребителям сложнее его перехватить.

Учитывая отсутствие специализированных ночных истребителей, задача перехвата стала крайне сложной. Обычные истребители зачастую не успевали набрать высоту и перехватить бомбардировщики.

Наиболее логичным решением было создание, если не полноценного ночного истребителя (что в 1941 году было невыполнимо), то хотя бы барражирующего перехватчика, способного патрулировать определенный район в течение длительного времени и атаковать появляющиеся бомбардировщики.

Именно тогда вспомнили, что Пе-2 изначально и проектировался как подобный самолет.

Дважды рожденные вопреки всему. Истребители Пе-3 и Пе-3бис. СССР

2 августа 1941 года Государственный комитет обороны поручил конструкторской группе под руководством В.М. Петлякова разработку тяжелого истребителя. Срок на выполнение этой задачи был крайне сжатым – всего 4 дня, до 6 августа 1941 года.

Фактически, требовалось переделать пикирующий бомбардировщик обратно в тяжелый истребитель за невероятно короткий срок.

Как обычно, конструкторское бюро Петлякова успешно справилось с заданием, поставленным партией и правительством. В противном случае, вероятно, всех ждала бы участь оказаться в очередной «шарашке», созданной специально для таких случаев.

Однако, учитывая, что враг приближался к столице, дополнительная мотивация не требовалась.

Процесс доработки велся без детальных чертежей, непосредственно на месте. Это был своеобразный «боевой колхоз». Основными целями переделки были увеличение дальности полета за счет облегчения конструкции и увеличения запаса топлива, а также усиление вооружения.

Увеличение запаса топлива на 700 литров было достигнуто путем установки дополнительных баков: один в бомбовом отсеке и два на месте кабины стрелка-радиста. Бортовые иллюминаторы овальной формы и верхний люк были зашиты, а нижняя пулеметная установка демонтирована. При этом, нижний люк решили оставить.

Для снижения веса конструкции была демонтирована электрическая система управления сбросом бомб, сняты тормозные решетки под крыльями и радиополукомпас. Из бомбодержателей оставили только четыре: два внешних и два в мотогондолах. Радиостанцию бомбардировщика РСБ-бис заменили на истребительный вариант РСИ-4.

Существуют разные точки зрения на замену радиостанции. Морковкин считает это оправданным, поскольку Пе-3 не являлся истребителем дальнего сопровождения, и дальнобойная радиостанция с радиополукомпасом ему были не нужны.

Я с ним не согласен. Самолету была поставлена задача обеспечения дальности полета более 2000 км, что предполагало боевой радиус около 700-800 км.

Дальность связи самолета с землей при помощи РСИ-4 составляла максимум 100-110 км, а с другими самолетами – еще меньше, 50-60 км. К тому же, облегчение конструкции достигнуто за счет демонтажа радиополукомпаса.

Непонятно, как планировалось осуществлять наведение и корректировку такого ночного истребителя. Фактически, это было похоже на слепой поиск противника в пространстве в надежде на его обнаружение прожекторами.

Усиление вооружения оказалось незначительным. Были добавлены один пулемет БК в носовой части и один ШКАС в неподвижной хвостовой установке (где раньше находился стрелок, теперь располагались топливные баки).

В результате самолет получил наступательное вооружение, состоящее из двух пулеметов БК (с боекомплектом 150 патронов на ствол) и одного ШКАС (с боекомплектом 750 патронов), а также оборонительное вооружение из двух ШКАСов, один из которых обслуживался штурманом, а второй был неподвижно закреплен.

Дважды рожденные вопреки всему. Истребители Пе-3 и Пе-3бис. СССР

В конечном итоге, характеристики самолета соответствовали весовой категории Пе-2, но с увеличенной дальностью полета (2150 км) и возросшей скоростью (530 км/ч на высоте 5000 м).

Однако, в целом, самолет получился весьма посредственным, особенно учитывая требования 1941 года. Даже уступающий по характеристикам «Мессершмитт» Bf.110С с двигателями DB601A превосходил Пе-3. При сопоставимой дальности, скорости на малых высотах (445 км/ч) и времени набора высоты 5000 м (8,5-9 мин), Bf.110С был на 1350 кг легче и обладал лучшей маневренностью в горизонтальной плоскости.

Вооружение Bf.110С было примерно в полтора раза мощнее по массе секундного залпа благодаря наличию 20-мм пушки и четырех 7,92-мм пулеметов.

С появлением осенью 1941 года Bf.110E с более мощными двигателями DB601E, превосходство Bf.110 во всех диапазонах высот стало еще более очевидным.

Сравнение с американским Р-38, разработанным ранее, было еще более не в пользу Пе-3. Р-38 имел батарею из 20-мм пушки и четырех 12,7-мм пулеметов, более высокую скорость и бронирование, чего Пе-3 был лишен.

Здесь уместно вспомнить ВИ-100 «Сотка», разработанный Петляковым, на основе которого был создан бомбардировщик Пе-2. ВИ-100 изначально оснащался двумя 20-мм пушками ШВАК с боезапасом 300 снарядов на ствол и двумя 7,62-мм пулеметами ШКАС с боезапасом 900 патронов.

По сравнению с ВИ-100, Пе-3 выглядел довольно скромно. Это стало результатом быстрой переделки, так как Пе-3 разрабатывался на базе Пе-2, а не ВИ-100. Для пикирующего бомбардировщика большая площадь остекления носовой части, обеспечивающая удобство ориентирования и прицеливания, была важным фактором.

Спешка и ограниченное время на разработку (всего 4 дня) не позволили перепроектировать носовую часть самолета и установить более мощное вооружение. Испытатели из НИИ ВВС отметили в отчетах именно эти недостатки: слабое вооружение, отсутствие брони и слабую радиостанцию.

Было рекомендовано установить одну 20-мм пушку ШВАК и заменить 7,62-мм пулемет штурмана на крупнокалиберный пулемет Березина.

Но это были не единственные проблемы.

При стрельбе из наступательных пулеметов выяснилось, что плексигласовый носок фюзеляжа не выдерживает давления пороховых газов и разрушается. Вылетающие гильзы ударяли по передней обшивке крыла и нижней поверхности фюзеляжа. А при ночных стрельбах пламя от выстрелов ослепляло экипаж, делая сетку прицела невидимой, что вынуждало целиться по трассерам.

Изменения были внесены оперативно. На стволы пулеметов установили пламегасители, плексигласовый носок заменили на алюминиевый. Гильзы вместе со звеньями начали собирать в специальные ящики-гильзосборники.

Были изготовлены шторки на нижнее остекление, так как прожекторы ослепляли экипаж. На Пе-3 впервые в СССР установили и опробовали ультрафиолетовое освещение в кабине экипажа и фосфоресцирующие составы на шкалах приборов.

Однако вооружение, к сожалению, осталось без изменений, как и бронирование, точнее, его отсутствие.

Но самолет был необходим, поэтому, несмотря на недостатки, его запустили в серийное производство.

Разрабатывалась также тактика применения Пе-3. Самолет начал поступать на вооружение частей, где летчики имели опыт работы с Пе-2 (например, в 95-м сбап), что позволяло им представлять, чего можно ожидать от истребителя, созданного на базе Пе-2.

Предлагались различные варианты боевого применения Пе-3: от патрулирования парами в качестве наблюдательных пунктов, уничтожающих отдельные вражеские самолеты и вызывающих подкрепление при появлении крупных групп противника, до лидирования и наведения одномоторных истребителей по радио (если позволяла радиостанция).

Первую победу на Пе-3 одержал 3 октября 1941 года летчик 95-го иап (бывший 95-й сбап) старший лейтенант Фортовов, сбивший Ju.88.

В том же 95-м иап в полевых условиях модернизировали вооружение Пе-3, установив на несколько машин 20-мм пушку ШВАК и пулемет БТ вместо ШКАСа у штурмана. Встречались случаи переоборудования самолетов в разведчики путем установки аэрофотоаппаратов АФА-Б.

Пе-3 несли службу в системе ПВО Москвы до марта 1942 года. Примечательно, что даже в самые морозные ночи воду из радиаторов не сливали, так как полк считался истребительным, и команда «на взлет» могла поступить в любой момент.

После отступления немцев от Москвы, Пе-3 стали использовать для бомбардировок вражеских войск, так как бомбодержатели на внешней подвеске не были демонтированы.

К 1943 году все сохранившиеся Пе-3 были переведены в учебные самолеты и переданы в авиашколы, готовившие кадры для Пе-2. Разведчики с аэрофотоаппаратами применялись в единичных случаях.

ЛТХ Пе-3

Размах крыла, м: 17,13
Длина, м: 12,67
Высота, м: 3,93
Площадь крыла, м2: 40,80

Масса, кг
— пустого самолета: 5 730
— взлетная: 7 860

Двигатель: 2 х М-105Р х 1050 л.с.

Максимальная скорость, км/ч
— у земли: 442
— на высоте: 535

Практическая дальность, км: 2 150
Боевой радиус действия, км: 1 500
Максимальная скороподъемность, м/мин: 556
Практический потолок, м: 8 600

Экипаж, чел: 2

Вооружение:
— два 12,7-мм пулемета БК и один 7,62-мм пулемет ШКАС наступательное;
— два 7,62-мм пулемета ШКАС оборонительное;
— бомбовая нагрузка — 2 х 250-кг под фюзеляжем и 2х100 под мотогондолами

Пе-3бис

Что такое «бис»? Есть мнение, что это от английской аббревиатуры «Best Item in Slot (Best in Slot)» — что означает «лучшая вещь по характеристикам».

Дважды рожденные вопреки всему. Истребители Пе-3 и Пе-3бис. СССР

Казалось бы, логичное объяснение, но превалирующее мнение заключается в том, что «бис» — это адаптированное русское произношение латинского «bis», означающего «повтор» или «вторую версию». В латинском языке «bis» действительно значит «дважды».

Этот термин использовался для обозначения обновленной версии существующего изделия, особенно когда не было оснований для присвоения нового модельного обозначения.

Истребитель Пе-3бис возник благодаря обращению командира 95-го истребительного авиационного полка, полковника Пестова, и командира эскадрильи того же полка, капитана Жатькова, напрямую к секретарю ЦК ВКП(б) Маленкову с критикой самолета Пе-3.

Как говорится, коммунист коммунисту.

Жатьков детально изложил все слабые стороны Пе-3, повторив выводы экспертов Научно-исследовательского института Военно-воздушных сил. Полковник Пестов акцентировал внимание на полном отсутствии защиты от огня противника.

Летчики настаивали на немедленной установке бронированной защиты носовой части истребителя, пушки ШВАК, а также на замене верхней установки штурмана с пулеметом ШКАС на турель с крупнокалиберным пулеметом БТ.

Жатьков завершил свое обращение словами: «Наши пилоты готовы сражаться на любой технике, включая и эту, но мы слишком ценим жизни людей и технику, и нет смысла жертвовать ими ради незначительного ущерба противнику».

Примечательно, что «критик» Жатьков завершил войну в звании подполковника, командуя авиационным полком.

Вместо того, чтобы арестовать, подвергнуть пыткам и расстрелять Жатькова и Пестова за критику советской техники, Маленков потребовал от командования ВВС немедленно разобраться в ситуации и представить отчет.

К тому же, от пилотов 40-го скоростного бомбардировочного авиационного полка, также начавшего перевооружение на этот самолет, поступило выражение глубокого недовольства в адрес конструкторского бюро завода №39, где производились Пе-3.

После жесткой реакции Маленкова недостатки необходимо было устранить в срочном порядке. Разработка предложений была поручена КБ завода №39, что привело к созданию опытного усовершенствованного самолета Пе-3бис.

Дважды рожденные вопреки всему. Истребители Пе-3 и Пе-3бис. СССР

Опытный Пе-3бис отличался от серийного Пе-3 следующим:
— полностью убрали остекление, которое только мешало;
— вместо пулеметов БК в носовой части установили два пулемета УБК (по 250 патронов на ствол) и пушку ШВАК с боезапасом 250 патронов;
— вместо верхней турельной установки штурмана ТСС-1 с пулеметом ШКАС смонтировали подвижную установку с пулеметом УБТ и боекомплектом 180 патронов во вращающейся башне; — — консоли крыла оснастили автоматическими предкрылками;
— уменьшили длину фонаря кабины пилота, а также переместили вперед почти на полметра противокапотажную раму;
— систему заполнения бензобаков азотом заменили на так называемую систему заполнения баков охлажденными выхлопными газами моторов;
— смонтировали противопрожекторные шторки на все стекла кабины;
— установили противообледенительную систему на винты и лобовое стекло фонаря.

Дважды рожденные вопреки всему. Истребители Пе-3 и Пе-3бис. СССР

Усилили бронирование: спереди летчика прикрыли отдельными бронеплитами толщиной от 4 до 6,5 мм, бронеспинку сиденья пилота выполнили из стали толщиной 13 мм, забронировали нижний люк кабины экипажа для защиты от случайного выстрела из УБК в момент посадки в самолет.

Общая масса брони возросла до 148 кг, а общая масса Пе-3бис выросла на 180 кг по сравнению с Пе-3.

Скорость на высоте уменьшилась до 527 км/ч, но зато возросла скорость у земли до 448 км/ч. Автоматические предкрылки несколько упростили технику пилотирования, особенно на посадке, ибо Пе-3 унаследовал в этом плане от Пе-2 не лучшие черты.

Что можно сказать о самолете? Он был, он воевал. Выпустили Пе-3 и Пе-3 бис в общем около 360 единиц, так что по большому счету, это капля в море для истребителя.

Тем более, что Пе-3 воевал в основном не в этом качестве. Только около 50 машин использовались как истребители, остальные воевали разведчиками, бомбардировщиками, корректировщиками, учебными самолетами.

К концу лета 1944 года в частях ВВС РККА числилось не более 30 экземпляров Пе-3 разных вариантов, и ни один полк не был вооружён ими полностью.

В основном самолёты применялись для визуальной и фотографической разведки. По-прежнему Пе-3 использовались ВВС СФ (95-й ИАП, 28-я ОРАЭ).

Здесь, возможно, ценнее работы, которые производились в Иркутске по доведению машины до ума. Пе-3 так и не довели, признаем, но многие вещи, которые были применены впервые, продолжили работать на других самолетах.

Дважды рожденные вопреки всему. Истребители Пе-3 и Пе-3бис. СССР

ЛТХ Пе-3бис

Размах крыла, м: 17,13
Длина, м: 12,67
Высота, м: 3,93
Площадь крыла, кв. м: 40,80

Масса, кг
— пустого самолета: 5 815
— взлетная: 7 870

Двигатель: 2 х М-105РА х 1050 л.с.

Максимальная скорость, км/ч
— у земли: 448
— на высоте: 527

Практическая дальность, км: 2 000
Практический потолок, м: 8 800

Экипаж, чел: 2

Вооружение:
— одна 20-мм пушка ШВАК и два 12,7-мм пулемета УБК наступательное;
— один 12,7-мм пулемет УБК и один 7,62-мм пулемет ШКАС оборонительное;
— бомбовая нагрузка — 2 х 250-кг под фюзеляжем и 2 х 100 под мотогондолами

Дважды рожденные вопреки всему. Истребители Пе-3 и Пе-3бис. СССР

Источник — https://topwar.ru/164698-boevye-samolety-pe-3-i-pe-3bis-dvazhdy-rozhdennye-vopreki-vsemu.html

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest


3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
byakin
Редактор
07.05.2018 15:43
Ответить на  arturpraetor

 
по ходу, буду доводить как

 

по ходу, буду доводить как минимум до ПМВ текущий цикл, хоть он и не шибко популярен…

не знаю как у остальных коллег, ноя этот цикл читаю с превеликим удовольствием — примерно также как и незаконченный роман старшего матроса про алексея романова

тохта
15.05.2018 18:15
Ответить на  arturpraetor

На  мой  взгляд, эпично,

На  мой  взгляд, эпично, скорее  даже  фантастично. Не  воевавшая  особо  испанская  армия  успешно  держит  удар  французской, которая  имеет  не  только  наиболее  совершенную  на  тот  момемнт  организацию, но  и  огромный  опыт  и  слаженность, благодаря  огромному  количеству  талантливых  и   опытных  офицеров  среднего  звена.

Замечу  так  же  что  после  разгрома  Австрии  Наполеону  намного  проще  добить  испанцев, чем  заключать  с  ними  мир- все  соперники  на  континенте  повержены, так  что  еще  одна  компания- не  проблема.

redstar72
Редактор
07.05.2018 15:59

++++++++++++ 
Отлично,

++++++++++++ yes

Отлично, продолжайте!

NF
NF
08.05.2018 11:30

++++++++++

++++++++++

Мать Тереза
08.05.2018 18:44

Превосходный материал.
Превосходный материал. Прочитал с удовольствием.

Мать Тереза
08.05.2018 19:07
Ответить на  arturpraetor

Жду с нетерпением. Начал
Жду с нетерпением. Начал читать серию на ВО с обзора испанской армии интересное было обсуждение про егерей.

st .matros
Редактор
08.05.2018 19:24
Ответить на  arturpraetor

У вас хорошо получается,

У вас хорошо получается, коллега. Для хорошей альтернативы просто необходимо неменее хорошо знать матчасть и у вас это есть.

st .matros
Редактор
08.05.2018 21:06
Ответить на  arturpraetor

Не без этого:)))

Не без этого:)))

Альтернативная История
Logo
Register New Account