1

Практически одновременно с образованием в марте 1932 года марионеточного прояпонского государства – империи Маньчжоу Го, была основана первая манчжурская авиакомпания, Manchu Kokuyuso Kabushiki Kaisha («Маньчжурская авиа­транспортная компания»), известная также под аббревиатурой MAС, Manko, или MKKK. Датой рождения авиакомпании принято считать 26 сентября 1932 года, а цели были вполне прозаичные – быстрая переброска японских войск Квантунской армии на подконтрольных территориях вблизи границ Советского Союза.  Авиапарк компании составляли закупленные в Европе голландские самолеты Фоккер модель 8 «Супер Универсал» и британские Де Хевилленд DH 80A «Puss Moth».

В структуру компании также входила небольшая авиаремонтная мастерская вблизи аэропорта города Шеньян (Мукден), к 1933 году преобразованная в авиационный арсенал, полностью подконтрольный руководству японской Квантунской армии. Во главе арсенала встал полковник Цунэо Кодама. В руководство также вошли Сабуро Нагабучи в качестве заместителя и Кицо Такеши, возглавивший техническую службу.

Первоначально в задачи арсенала входил ремонт и восстановление авиатехники Квантунской армии, позднее было решено на базе производственных площадей организовать в Шеньяне выпуск авиатехники с нулевого цикла: транспортных самолетов Накадзима Ki-6 – лицензионной версии голландского Фоккер «Супер Универсал», разведчиков Накадзима Ki-4 и истребителей Кавасаки Ki-10-II. Для обеспечения технической поддержки из метрополии в Шеньянский арсенал были коман­дированы квалифицированные специалисты вышеуказанных компаний-разработчиков этих машин. От Накадзимы – инженер Горо Томинага, от Кавасаки – Хаяши Хаджиме. Эти два специалиста составили костяк инженерно-конструкторской группы Шеньянского арсенала, и в 1934 году приступили к первому в Манчжурии самостоятельному совместному проекту.

Самолет, над которым работали Горо Томинага и Хаяши Хаджиме, предназначался для замены устаревающего транспортного Фоккера. Проект новой машины, получившей обозначение МТ-1 (где «М» обозначало Мансю, то есть Манчжурия по-японски, и «Т» – транспорт, первый проект), был завершен к концу 1935 года. Он представлял собой аэродинамически чистый одномоторный моноплан с салоном на 5-6 человек пассажиров. Салон имел большую площадь остекления, делавшего его довольно комфортным по меркам 30-х годов. Шасси изначально прорабатывалось с ручной тросовой системой уборки, но в конце концов от этой идеи отказались из-за нежелания усложнять и утяжелять конструкцию и стойки зафиксировали неподвижно, укрепив подкосами и прикрыв колеса обтекателями. Конструкция планера выполнялась из древесины с полотняной обшивкой. В качестве силовой установки был выбран 9-цилиндровый радиальный двигатель Накадзима «Котобуки» 1 мощностью 480 л.с. Полномасштабную модель самолета отправили в Японию, где ее продули в аэродинамической трубе в Токийском Императорском Университете аэродинамических лабораторных исследований. После внесения необходимых изменений в проект по результатам продувок, на Шеньянском арсенале приступили к изготовлению прототипа МТ-1, который был завершен в декабре 1936 года, и в первых числах апреля следующего, 1937 года самолет совершил свой первый полет с аэродрома Шеньян.

По сравнению с транспортом Ki-6, на замену которого создавался МТ-1, новая машина была несколько компактнее, легче. При том же моторе, который стоял на самолете Кi-6, впрочем, дина­мические характеристики манчжурского аппарата оказались примерно теми же. Максимальная скорость не превышала 240 км/ч. Тем не менее, было решено выпустить небольшую серию этих самолетов в качестве ближнемагистральных транспортно-пассажирских самолетов.

Другая Хаябуса. Транспортно-пассажирский самолет Manshu MT-1/2 "Hayabusa"

МТ-1 «Хаябуса»1

Другая Хаябуса. Транспортно-пассажирский самолет Manshu MT-1/2 "Hayabusa"

МТ-1 «Хаябуса»1

Другая Хаябуса. Транспортно-пассажирский самолет Manshu MT-1/2 "Hayabusa"

МТ-1 «Хаябуса»1

Первые МТ-1 начали совершать регулярные рейсы в составе авиакомпании МАС Манчжурских авиалиний в начале января 1938 года. Благодаря легкости пилотирования и обслуживания машина быстро завоевала любовь летно-технического состава, а высокий комфорт полюбился пассажирам. Поступавшие в эксплуатацию самолеты МТ-1 получили собственное имя «Хаябуса», то есть «Сокол».

В июне 1938 года Шеньянский арсенал был преобразован в полноценную авиастроительную компанию «Мансю» («Manshu Hikoki Seizo KK», в переводе с японского «Манчжурская авиа­строительная компания»). Фирма имела 100% японский капитал, принадлежавший Кииччичи Накадзиме, брату основателя одноименной фирмы. А во главе компании стояли этнические японцы – президент Йошикацу Арамаки и вице президент Кенджи Маехара, являвшиеся, в том числе, соучредителями авиакомпании-перевозчика МАС.

С этого момента развитие и постройка самолетов МТ-1 «Хаябуса» осуществлялась уже в новой компании. После постройки нескольких экземпляров «Хаябусы», один из которых был закуплен японской авиакомпанией Daï Nippon Kôkû KK и эксплуатировался вплоть до конца 2-й Мировой войны.

С лета 1938 года МТ-1 сменила на конвейере усовершенствованная модель МТ-2 «Хаябуса» 2, ставшая основной серийной моделью авиалайнера. Изменения коснулись замены мотора на чуть более мощную модификацию Накадзима «Котобуки» 2 Kai1 мощностью 500 л.с, была несколько облагорожена форма капота, с которого исчезли портящие аэродинамику выштамповки под цилиндры. На шасси установили обтекатели более аэродинамической формы, которые, впрочем, при эксплуатации часто снимали. Кроме того, было изменено остекление фонаря кабины пилота, в котором применили панели большей площади, уменьшив количество элементов, а соответственно, переплета. В остальном модификации были идентичны. Прибавка мощности и лучшая аэро­динамика, впрочем, не сильно повлияли на скоростные данные машины. Максимальная скорость возросла лишь на 5 км/ч.

Производство МТ-2 на Мансю в Шиньяне (Мукдене) было свернуто в начале 1940 года после выпуска 35 экземпляров. В метрополии также оценили эту машину: по лицензии на фирме «Nihon kōkū kōgyō» был организован выпуск серии в 20 штук МТ-2, которые эксплуатировались в конти­нентальных владениях Японии – в Корее и оккупированной территории Китая.

Другая Хаябуса. Транспортно-пассажирский самолет Manshu MT-1/2 "Hayabusa"Другая Хаябуса. Транспортно-пассажирский самолет Manshu MT-1/2 "Hayabusa"Другая Хаябуса. Транспортно-пассажирский самолет Manshu MT-1/2 "Hayabusa"Другая Хаябуса. Транспортно-пассажирский самолет Manshu MT-1/2 "Hayabusa"Другая Хаябуса. Транспортно-пассажирский самолет Manshu MT-1/2 "Hayabusa"Другая Хаябуса. Транспортно-пассажирский самолет Manshu MT-1/2 "Hayabusa"Другая Хаябуса. Транспортно-пассажирский самолет Manshu MT-1/2 "Hayabusa"

МТ-2 «Хаябуса» 2

В конце 1938 года на Мансю была разработана новая версия самолета «Хаябуса» 3, в которой планировали перейти, наконец, на убирающееся шасси. Кроме того, размах крыла 3-й модели был уменьшен на 0.6 метра. Но рост массы конструкции из-за применения механизма уборки шасси уменьшил пассажировместимость до 5 человек. Прототип этой версии строился вялотекущими темпами по остаточному принципу и вплоть до лета 1941 года не был завершен, когда более приоритетные военные заказы поставили крест на этом проекте, к тому времени окончательно устаревшем.

Другая Хаябуса. Транспортно-пассажирский самолет Manshu MT-1/2 "Hayabusa"

Проект «Хаябуса» III

Выпущенные «Хаябусы» мирно просуществовали всю войну, совершая пассажирские перевозки как в интересах японской армии, так и вполне гражданские в составе формально независимой авиации Манчжоу-Го. Последние оставшиеся на ходу 4 машины были захвачены в Мукдене советскими войсками в августе 1945 года, но, по всей видимости, уже не представляли никакого интереса для победителей и отправились на свалку.

ЛТХ:

Модификация MT-2
Размах крыла, м 13,60
Длина, м 9,38
Высота, м 3,60
Площадь крыла, м² 27,30
Масса, кг
    пустого самолета 1700
    нормальная взлетная 2700
Тип двигателя 1 ПД Nakajima Kotobuki 2-kai-1
Мощность, л.с. 1×500
Максимальная скорость, км/ч 245
Крейсерская скорость, км/ч 200
Практическая дальность, км 902
Практический потолок, м 6000
Экипаж, чел. 1-2
Полезная нагрузка до 6 пассажиров

 

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account