Дорогу новым винтокрылам: американские программы FARA и FLRAA
Данный материал выкладывается на сайт из блога коллеги youroker-а на сайте warhead.su.
Содержание:
Разведчик будущего
До октября 2018 года все работы американцев над перспективными вертолётами, конвертопланами и винтокрылами шли в рамках единой программы Future Vertical Lift (FVL). Этот проект военные рассматривали исключительно как исследовательский. Ныне армия США готова перейти к финансированию отдельных направлений работ уже для создания серийных машин. Первой в списке идёт программа FARA (Future Attack Reconnaissance Aircraft) по разработке перспективного разведывательного и ударного вертолёта.
В таком выборе нет ничего удивительного — последние «кайовы» давно списаны, и на безрыбье в разведывательные машины записали ударные вертолёты «Апач». Дошло даже до разговоров о смене обозначения АН-64 на RAH-64, чтобы чётко отразить новые задачи. И армейцы, и ВВС, и управление специальных операций такой ситуацией не очень довольны.
Уже в июне 2019 года армия США надеется отобрать четыре-пять проектов из предложенных на программу FARA и профинансировать их дальнейшую проработку. Через девять месяцев выберут двух финалистов, которые воплотятся в металле. В 2021 году останется один из них — лучший, — и в 2023 году начнётся его серийное производство.
Точные требования к FARA пока не оглашались. Известно, что военные хотят достаточно компактную машину со скоростью не менее 400 километров в час.
Задачами нового винтокрыла станут передовая разведка, нанесение точечных ударов по противнику, доставка за линию фронта отрядов до четырёх бойцов с полным снаряжением. Вертолёт должен работать при температурах от -40 до +40 и прослужить военным минимум 50 лет с модернизациями.
Точное количество планируемых к покупке машин пока неизвестно, но, по разным подсчётам, около 150 нужно армии и 20-30 — силам специальных операций.
Цифра не очень большая, и до недавнего времени проект был не сильно привлекателен для больших корпораций. Но в марте 2019 года объявили, что именно победитель в FARA станет заменой как минимум для половины парка ударных «апачей». И это уже серьёзно — ещё 300 машин сверху. Такой дополнительный заказ может привлечь и крупных игроков, да и экспортный потенциал FARA оценивается высоко.
На сегодняшний день известны три участника программы. Первыми, конечно же, вызвались в «Сикорски». У них уже есть летающий прототип S-97 «Рейдер», и, как говорят многие инсайдеры, требования к программе формулировали, исходя именно из его характеристик. Лётные испытания S-97 идут уже несколько лет, и на конкурс, вполне вероятно, пойдёт его доработанная версия.
В феврале 2019-го о своём участии сообщили в «Эйрбас Хеликоптерс». На конкурс они пойдут с доработанной версией своего вертолёта «Еврокоптер X3» под названием «Гонщик». В копилке у европейцев также большой опыт испытаний и даже рекорд скорости в горизонтальном полёте — 472 километра в час. Правда, некоторые американские эксперты уже подвергли машину критике из-за сложности размещения подвесного вооружения.
Наконец, третий конкурсант стал известен в апреле 2019-го. Фирма AVX также заявила, что будет участвовать в программе. Это было достаточно ожидаемой новостью, так как компания создавалась как раз под проектирование перспективных вертолётов для военных. Концепты от AVX часто использовались при исследованиях в рамках программ JMR и FVL, но пока на её счету нет ни одной реальной машины.
Главной интригой до недавнего времени было участие в программе фирмы «Белл». Многие предполагали, что она представит на конкурс конвертоплан, но эти прогнозы не оправдались. Восемнадцатого апреля 2019 года просочилась информация, что проект «Белл» представляет собой обычный вертолёт — уменьшенный вариант их проекта «Белл 525». В фирме считают, что достичь требуемых характеристик можно и без использования нетрадиционных схем, при этом значительно сэкономив. Остаётся под вопросом только участие представителей главной авиастроительной тройки США: «Боинг», «Локхид» и «Нортроп».
Вероятнее всего, именно машина от «Белл» наравне с «Сикорски» выйдет в финал конкурса, но и гигантов сбрасывать со счетов пока рано. Почти все они имеют в своём запасе различные проекты беспилотных винтокрылов и конвертопланов, которые можно адаптировать под требования FARA.
Пока явными лидерами гонки выглядят парни из «Сикорски» — на их стороне опыт, плотная работа с военными и даже «волосатая рука» там, где надо. Тем не менее, история знает немало примеров, когда явные фавориты быстро выбывали из игры. В аутсайдерах же пока находятся европейцы и AVX. Отдавать военный контракт за пределы США никто не хочет, и как бы хороши ни были заграничные предложения, их почти наверняка отвергнут. AVX же не имеет опыта в постройке вертолётов и производственных мощностей. Их единственный шанс — найти себе крупного игрока «в долю».
Летим далеко и быстро
В конце марта 2019 года из FVL выделили ещё одну программу — Future Long Range Assault Aircraft, «Перспективный ударный летательный аппарат дальнего радиуса действия». Это уже куда более серьёзная вещь, чем FARA, ведь её цель — замена всего существующего у американцев парка вертолётов «Блэкхок». Оттого и заинтересованных в программе структур куда больше — это армия, флот, корпус морской пехоты, а также силы специальных операций. По имеющейся информации, только на формирование общих требований к будущей машине ушло почти полтора года.
О желаниях военных известно достаточно много. Крейсерская скорость — 450 километров в час, а максимальная — дикие 510 километров в час. Дальность полёта без дозаправки с полной нагрузкой — 370 километров, пустого — 550 километров. Максимальный радиус полёта с дополнительными баками вместо полезной нагрузки — 4400 километров. Внутри вертолёт должен поднимать до двух тонн груза или 12 бойцов. На внешней подвеске планируется груз до шести тонн. Особое внимание уделено сохранению всех этих характеристик на высотах до четырёх километров и при температурах от -30 до +30 градусов.
Требования очень серьёзные, но и награда высока. В рамках программы FLRAA планируется заменить более 2000 вертолётов «Блэкхок». Кроме того, Корпус морской пехоты США планирует на базе победившей машины получить 150 ударных вертолётов для замены своего парка АН-1Z. На базе новой машины также предполагается разработать вертолёт РЭБ, противолодочный вертолёт и летающий командный центр для дронов. Кроме этого, новая машина заменит UH-60 и Ми-17 Многонационального авиационного отдела по специальным проектам.
Официальных конкурсантов пока два — «Белл» с конвертопланом V-280 «Валор» и «Сикорски» вместе с «Боинг» и их SB-1 «Дефиант».
Точные характеристики машин пока не известны, но цифры из рекламных проспектов соответствуют лишь минимальным требованиям FLRAA. Возможно, именно потому никакие точные сроки по программе ещё не обозначены. Звучат лишь пожелания начать испытания в 2021 году.
Вполне вероятно, вскоре о своём участии заявят и в AVX. Можно также ожидать появления и других крупных игроков, которые не смогут пройти мимо столь прибыльной программы.
В известной пока паре V-280 и SB-1 явно лидирует проект «Белл». Его испытания начались раньше и идут лучше. Кроме того, если в FARA победит «Сикорски», то военные, вероятнее всего, отдадут контракт FLRAA их конкуренту, чтобы не допустить монополизации вертолётного парка.
В любом случае нам будет, на что посмотреть. На кону стоят немаленькие деньги, а значит, вероятны скандалы, интриги и даже, возможно, расследования. В последнее время у американцев по-другому как-то не выходит.
Не мал шанс, что одна из или обе программы закончатся ничем, если не удастся уложиться в бюджет. А, учитывая явно завышенные требования, это вполне возможно. Запасёмся попкорном и будем ждать уже наш и китайский винтокрылый ответ.
источник: https://warhead.su/2019/04/23/dorogu-novym-vintokrylam-amerikanskie-programmy-fara-i-flraa