19

Приветствую, уважаемые коллеги.
Идея данного материала вынашивалась уже давно и состояла в следующем:
во-первых, попробовать дать оценку состоявшимся в реальности модернизациям устаревших (и не очень) кораблей Российского императорского флота времен русско-японской войны 1904-1905 годов;
во-вторых, попытаться предложить насколько это возможно реалистичные альтернативные варианты улучшения боевых характеристик тех или иных боевых единиц флота.
И если говорить именно о втором аспекте, то сразу хочется отметить, что объемы модернизации зависели бы от того, когда она проводилась – до завершения боевых действий на Дальнем Востоке или после.

Как показывает обобщенный анализ, в нашем реальном мире до и во время войны с Японией основные модернизационные мероприятия на русских кораблях сводились к следующему:
переделка легких надстроек и мостиков;
замена парусного рангоута на облегченный;
замена артиллерии на более современную (при этом, как правило, замена артиллерии осуществлялась с установкой ее на уже имеющиеся места, без проведения значительных работ по корпусу корабля);
замена либо капитальный ремонт котлов (причем замена порой осуществлялась на котлы, стоявшие ранее на других кораблях – например, котлы с эскадренного броненосца «Петр Великий» и парохода «Опыт» перекочевали соответственно в 1892 и 1894 годах на броненосные крейсера «Генерал-адмирал» и «Герцог Эдинбургский»);
изредка – замена машин либо их усовершенствование (примеры – установка машины с парохода «Опыт» на броненосном крейсере «Минин» к 1900 году, а также переделка машин с двойного на тройное расширение пара на эскадренном броненосце «Екатерина II» в 1898-1902 годах);
изредка – усовершенствование защиты кораблей (в частности, установка бронированной боевой рубки на броненосном крейсере «Владимир Мономах»).
Корабли, подвергавшиеся осовремениванию после завершения русско-японской войны, могли переделываться уже в существенно большем объеме – как это было, скажем, с превращением эскадренных броненосцев «Петр Великий» и «Синоп» в учебные артиллерийские корабли, а также с модернизацией эскадренного броненосца «Три Святителя», включавшей кардинальную перестройку каземата среднего калибра с заменой его брони.
Из таких общих подходов в своих оценках и альт-предложениях я буду исходить и здесь.
Другой значимый вопрос – какие именно корабли стоило бы тем или иным образом модернизировать. И в данном отношении я также буду преимущественно отталкиваться от реальности (хотя и не всецело следовать ей). При этом, за единственным исключением в лице безбронного крейсера «Память Меркурия», среди крупных боевых кораблей в качестве объектов потенциальной модернизации рассматриваться будут только те из них, которые обладают хоть какой-либо защитой.

Картинка для затравки:

Дорогие мои старики. Часть 1. Первые русские броненосные корабли 19 века

 

А конкретику традиционно зрим в сокрытом. Пока это лишь начало, дальше будем стараться тоже не затягивать.

Содержание:

Броненосные батареи «Первенец», «Не тронь меня», «Кремль».

В реальности:
«Первенец» – в 1877 году менялись котлы, в 1896-1898 годах (предположительно) установлены 2-120х45 (вероятно, на станках с центральным штыром), 12 декабря 1905 года исключена из состава флота;
«Не тронь меня» – после кампании 1885 года находилась в порту на длительном хранении, с 11 марта 1895 года использовалась как блокшив при Минной школе Балтийского флота, в 1896 году поставлены новые котлы, 2 сентября 1905 года разоружена и сдана к Кронштадтскому военному порту на хранение, 12 декабря 1905 года исключена из состава флота;
«Кремль» – в 1895 году котлы заменены котлами с яхты «Держава», в 1896-1898 годах (предположительно) установлена 1-152х45 (вероятно, на станке с центральным штыром), 12 октября 1905 года исключена из состава флота.
26 августа 1908 года все три батареи за 62500 рублей продали на слом.
«Первенец» и «Кремль» к началу войны с Японией продолжали использоваться в учебных целях (для подготовки артиллеристов).

В альтернативе:
По моему личному мнению, уже в 1895 году все эти корабли ввиду их полного устаревания следовало бы перевести по примеру «Не тронь меня» в блокшивы (при сохранении в них хоть какой-то надобности), поддерживая их состояние минимально необходимым текущим ремонтом, либо вовсе исключить из состава флота. Установленные на них современные орудия (1-152х45 и 2-120х45) передать на иные корабли.

Башенные броненосные лодки «Смерч» и «Чародейка».

В реальности:
7 сентября 1893 года погибла однотипная с «Чародейкой» башенная броненосная лодка «Русалка»;
«Смерч» – в 1894 году исключена из состава флота и разоружена;
«Чародейка» – в 1894 году поставлены два новых котла за 56570 рублей, 7 апреля 1907 года исключена из состава флота.

В альтернативе:
По моему личному мнению, в 1894 году стоило исключить из состава флота и «Чародейку» (либо же перевести ее в блокшивы с минимально необходимым эксплуатационным ремонтом на время до окончательного списания).

Броненосцы береговой обороны «Новгород» и «Вице-адмирал Попов».

В реальности:
«Новгород» и «Вице-адмирал Попов» – до 1893 года оставались в I ранге судов, однако в плавания более не посылались, за исключением эпизодических переходов в Николаев, для текущего ремонта. Последний раз вопрос об отправке их в практическое плавание возник в 1893 году,  но выяснилось что «Новгород» нуждается в капитальном ремонте корпуса, а на «Вице-адмирале Попове» 305-мм орудия не в состоянии сделать более 20 выстрелов; требовалось привести в порядок и машинные установки обоих кораблей.
В 1894 г. главный командир Черноморского флота и портов вице-адмирал Н.В.Копытов предлагал более не тратить на «поповки» деньги и «сдать их к порту», сняв механизмы. Но генерал-адмирал поручил «поддерживать их в такой степени готовности, чтобы они могли служить для боевых целей в ближайших к нашим портам районах…». Только в 1903 году «поповки» сдали к Николаевскому порту, через два месяца их исключили из состава флота, а в конце 1911 – начале 1912 года продали частным лицам на слом.

В альтернативе:
Полагаю, предложение Н.В.Копытова об исключении этих кораблей из состава флота еще в 1894 году было более чем разумным. И в альтернативе стоило бы поступить именно так.

Башенные броненосные фрегаты «Адмирал Лазарев», «Адмирал Грейг», «Адмирал Чичагов», «Адмирал Спиридов».

В реальности:

«Адмирал Лазарев», «Адмирал Грейг», «Адмирал Чичагов», «Адмирал Спиридов» – в 1887 году на «Адмирале Спиридове» была установлена опытная усовершенствованная стальная боевая рубка с защитой идущих в рубку приводов трубой с толщиной стенок 25,4 мм. Имелись планы их перевооружения более дальнобойной артиллерией, а также замены энергетической установки (по мнению С.О.Макарова, это повысило бы их скорость до 13 узлов), однако они не были реализованы – заменены были лишь котлы (в частности, на «Адмирале Лазареве» в 1900 году; на «Адмирале Грейге» в 1903 году котлы, снятые с мониторов; для «Адмирала Спиридова» новые котлы были заказаны в 1904 году Невскому заводу – до того котлы на «Адмирале Спиридове» и «Адмирале Чичагове» менялись соответственно в 1886 и 1887 годах). В 1890-1900-х годах корабли довооружили малокалиберными скорострельными пушками. С 1892 года числились броненосцами береговой обороны, с 1900 года использовались в качестве «учебно-машинных судов» Кронштадтской машинной школы.
«Адмирал Лазарев» выведен из состава флота 1 августа 1907 года, разоружен и сдан к Кронштадтскому порту.
«Адмирал Грейг» разоружен и сдан к порту 18 марта 1907 года.
«Адмирал Спиридов» разоружен и сдан к порту 18 марта 1907 года.
«Адмирал Чичагов» (вместе с «Адмиралом Лазаревым») в июне-июле 1905 года участвовал в блокаде военного порта Либава, в котором происходило вооруженное восстание матросов Балтийского флота. Разоружен и сдан к порту 18 марта 1907 года. Осенью 1907 года посажен на мель в районе Ревеля и превращен в мишень для артиллерийских стрельб.

В альтернативе:

По моему личному мнению, данные корабли в отличие от многих других их современников к 1904-1905 году еще представляли собой определенную ценность в качестве боевых, хотя бы для нужд береговой обороны.
Возможным «условно реалистичным» вариантом их модернизации я бы лично видел попытку установки на них примерно в 1900-1902 годах орудий 229х35 (по одному в каждой башне – то есть 10 орудий на два двухбашенных и два трехбашенных фрегата) с некоторым изменением при этом легких надстроек корпуса и рангоута для возможности вращения между ними башен с более длинными стволами. Броню и силовые установки при этом не трогать, сохранив только те изменения, которые производились по данной части и в действительности.

Дорогие мои старики. Часть 1. Первые русские броненосные корабли 19 века

 

Пушки 229х35 для такого перевооружения предполагается снять с модернизировавшихся примерно в то же время и в реальности эскадренных броненосцев «Император Николай I» (4) и «Император Александр II» (4), а также с броненосных канонерских лодок «Грозящий», «Гремящий» и «Отважный» (3) – то есть 11 стволов (из них 1 будет запасным). «Новые старые» орудия ГК при этом перевести на использование зарядов бездымного пороха (такая операция в реальности была проделана как минимум с орудиями 203х35 броненосного крейсера «Рюрик», до того также стрелявшими дымным порохом) и, насколько это будет возможно, увеличить их углы возвышения.
Противоминное вооружение составить хотя бы из 4-75х50 и 4-47 на каждый из названных кораблей.
Предлагаемые некоторыми коллегами варианты модернизации этих фрегатов с заменой брони и с вооружением современными орудиями (например, 254х45) в новых башнях представляются мне заведомо нереалистичными с точки зрения требуемого объема переделок и его соответствия российским финансово-промышленным возможностям в довоенное время.

Источник — https://stvolar.livejournal.com/223433.html

Стволяр
Подписаться
Уведомить о
guest
14 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account