Эта статья будет о племенах Дешт-Кипчак до монгольского нашествия.
Кыпчаки является общим названием кочевников населяющих большую территорию. Некоторые группы кыпчаков имели татарское (жужаньское) происхождение, например Токсоба или Токсобичи. Их предводитель позвал на помощь монгол и участвовал в уничтожении половцев.
Накануне монгольского вторжения кыпчаки буквально наводнили Хорезм, составляя и в мирное время основу армии (например, у Теркен-ханум в качестве личной охраны был 10-тысячный отряд ее соплеменников) и вооруженных гарнизонов многих городов. Борясь со своеволием своей властной матери и неподчинением «кипчакских родственников» (например, в 1210 году он подавлял восстание кыпчаков близ Дженда, в 1216 году совершил поход против Кадыр-хана в Дешт-и Кипчак, где встретился с монгольским отрядом, который преследовал меркитов), Мухаммад II не доверял кыпчакам в своих войсках, этим во многом объясняется его уклонение от решительного сражения с монголами в 1218–1220 гг.
Арабские авторы лишь пишут, что монголы уничтожали племя канглы, судя по всему именно это племя яростно защищало хорезмийских родственников.
Как я писал ранее в земли Дешт-Кипчак уходили кочевать монгольские племена к которым бежали меркиты.
По сообщению династийной хроники «Юаныпи» один из военных сподвижников монголов Тутуха был из племени «Циньча» (кыпчак), территорией которого первоначально была у гор Аньдоган на реке Жэлянчуань, откуда его племя мигрировало на северо-запад и обосновалось у гор Юйболи при «государе» Цюйу (ок. 1115–1125 гг.). По мнению П. Пелльо переселенцы были из племени байаут (Рашид-ад-Дии упоминает это племя на реке Селенге), а имя «кипчак» племя «присвоило» на новом месте. По мнению С. Ахинжанова существует две версии сходные в том, что некое горное племя (Аньдозань) переселилось близ гор Юйлиболи (Урал), их вождь (Кунан) назвал свое владение Киньча, а байауты приняли этноним юйлиболи (ильбари, эльбули, ольбурлик); таким образом, монгольское племя байаут с Селенги стало тюркским «эль бурли» («народ волка»).
Вообще тюркские племена почему-то именно монгольские народы, называли народом волка. Тоже самое касается бурят. Хакасы и енисейские киргизы называли Бури-ата (Отец-волк) племена Прибайкалья. А, киргизы Тянь-Шаня группу племен Ичкилик называли бури-ит. Основали эту группу бурятское племя Булагат. Киргизы объясняют слово буру-ит, как племя волка и собаки.
О языке племен Дешт-Кипчак рассказал великий историк Махмуд-Кашгарский.
О языках тюркских племен, в том числе кыпчаков, ценную информацию содержит «Свод тюркской лексики» (Диван лугат ат-турк, 1074/)Махмуда ибн Хусейна ибн Мухаммеда ал Кашгари. Согласно его данным, в XI в. существовал единый тюркский язык, подразделявшийся на наречия: западное (на нём говорили племена булгар, сувар, печенег, огуз, кыпчак, йемек) и восточное (чигиль, тухси, ягма, ыграк, джарук, кыргыз, уйгур и кроме того было «хаканское» наречие); племена «кай, ябаку, татар, басмыл говорят на своих языках (по мнению В.В. Бартольда– монгольской группы), вместе с тем, они хорошо говорят и по тюркски»
В восточных источниках кыпчаками называли все племена Дешт-и Кипчака: например, Ибн-Халдун, перечислив в своём труде «Книга поучительных примеров» (1400 г.) одиннадцать кипчакских племён, добавил, что «они не одного рода», т. е. этнического происхождения.
Что мы видим? До нашествия монгол тут жили монгольские племена кай, ябаку, татар, басмыл. Плюс еще Токсоба и Баяты принявшие имя Эль Бурли татарского (монгольского происхождения). К Баятам и бежали меркиты.