Червям в небе не место

1

Продолжаю выкладывать на сайт интересные статьи из жж одного из ведущих российских историков авиации уважаемого Вячеслава Кондратьева.

Ровно 55 лет назад, 18 апреля 1961 года, обычно тихие и безлюдные берега кубинского залива Кочинос тряслись от адского грохота. Тяжелые залпы гаубиц и танковых орудий смешивались в оглушительную какофонию с взрывами бомб, ракет и минометных мин, скороговоркой зениток и стрелковки. А в небе сплетались пулеметныме трассы, белые шлейфы НАР и широкие ленты черного дыма, тянувшиеся за сбитыми самолетами.

В тот день наступил кульминационный момент сражения за плацдармы Плайя Хирон и Плайя Ларга, где накануне высадились батальоны кубинских эмигрантов и наемников, намеревавшиеся свергнуть революционный режим Фиделя Кастро. Себя они называли "Штурмовой бригадой №2506", а кастровцы дали им презрительную кличку гусанос, то есть, черви. Сойдя на берег 17 апреля, гусанос почти сразу встретили яростный отпор, а на следующий день кубинская армия, подтянув резервы, перешла в контрнаступление и в 24-часовом бою разгромила противника. К вечеру 19 апреля "Штурмовая бригада" была окружена, отрезана от моря и вскоре капитулировала. Из 1474 десантников 118 погибли или пропали без вести и 1202 (по другим данным — 1183) сдались в плен. Кубинская армия и народная милиция потеряли 176 человек убитыми и около 500 ранеными.

Битва на побережье сопровождалось не менее яростными воздушными схватками. Точнее, сражение за кубинское небо разгорелось еще до начала наземной операции. "Бригаде №2506" была придана ударная авиация, состоявшая из 24 предоставленных ЦРУ двухмоторных боевых самолетов А-26 "Инвэйдер". Этот авиаотряд, который базировался во Флориде, получил название Fuerza Aerea Libertada — "Освободительные воздушные силы", сокращенно — FAL. Кубинские ВВС тогда носили название Fuerza Aerea Revolucionaria — FAR.

"Инвэйдеры" FAL имели достаточно мощное наступательное вооружение — по восемь крупнокалиберных пулеметов и по две тонны бомб, некоторые машины дополнительно несли ракетные подвески. Однако с защитным вооружением дела обстояли гораздо хуже. ЦРУ не удалось быстро навербовать достаточное число испаноязычных авантюристов с летной и стрелковой подготовкой для формирования полноценных экипажей. Поэтому на "Инвэйдерах" не было воздушных стрелков и они не могли самостоятельно обороняться от перехватчиков. А истребителей сопровождения для FAL почему-то не выделили. Вероятно, ЦРУшники, которые планировали и готовили операцию, оптимистично считали, что кастровские ВВС не смогут оказать достойного сопротивления.

В Америке знали, что FAR, вооруженные старой американской и английской техникой, страдают от изношенности самолетов и нехватки запчастей, так как после революции США и Великобритания прекратили поставки. Тем не менее, в ЦРУ решили подстраховаться и дали приказ FAL нанести за несколько дней до вторжения серию авиаударов по кубинским аэродромам, чтобы уничтожить FAR на земле.

Военную акцию объединили с пропагандистской. Непосредственно перед налетами "Инвэйдеры" окрасили в черно-серебристые цвета кубинских ВВС и нанесли на них опознавательные знаки FAR. А в американские и мировые СМИ была вброшена дезинформация, будто кубинские военные летчики подняли восстание против "бесчеловечного режима", захватили самолеты, разбомбили собственные авиабазы и улетели в США. С соответствующими рассказами выступили вернувшиеся из рейда на Кубу и проинструктированные "кураторами" пилоты FAL.

Сам рейд состоялся рано утром 15 апреля и имел весьма сомнительный успех. С одной стороны, ни один участвовавший в нем самолет не был сбит, и это укрепило уверенность "кураторов" в том, что кубинская ПВО — слаба и беспомощна. С другой же, несмотря на бодрые доклады участников налета, заявивших об уничтожении не менее 25 вражеских самолетов, реальные потери FAR были гораздо меньше — всего 10 самолетов, причем большинство из них составляли не боевые, а учебные и легкие связные машины. Кроме того, гусанос разбомбили три пассажирских "Дугласа" в гаванском аэропорту.

Однако начальство в Лэнгли поверило летчикам, придя к выводу, что кубинские ВВС ликвидированы, а значит, никакая опасность с воздуха "Штурмовой бригаде" не угрожает. Между тем, на Кубе налет расценили адекватно, поняв, что вторжение следует ожидать в ближайшее время. За оставшиеся два дня на кубинских аэродромах экстренно привели в боевую готовность все самолеты, способные подняться в воздух и нести оружие. Таковых оказалось девять штук: два "Инвэйдера", четыре поршневых истребителя-бомбардировщика "Си-Фюри" и три учебно-боевых самолета T-33А, представлявших собой двухместную модификацию первого американского реактивного истребителя F-80 "Шутинг Стар". Т-33А вооружен двумя крупнокалиберными пулеметами и может использоваться в качестве эрзац-истребителя.

Кроме того, заметив, что гусанос летают на самолетах в окраске FAR, кубинцы за несколько часов перекрасили все свои боеспособные машины в оливково-зеленый цвет нитроэмалью, применяемой для окраски военной авто-бронетехники. Благодаря этому путаница в распознавании своих и чужих кубинским летчикам и зенитчикам больше не грозила. Летный состав FAR состоял из полутора десятков молодых пилотов, свято веривших в идеалы кубинской революции и ненавидевших ее врагов. В предстоящих боях эта высокая идейность сыграла важную роль.

Утром 17 апреля революционные ВВС получили первый боевой приказ: атаковать десантные корабли в заливе Кочинос. На задание отправился "Инвэйдер" и два "Фьюри". Воспользовавшись неожиданностью (десантникам объявили, что у Кастро нет авиации) пилот одного из "Фьюри" Энрике Каррерас Рохас сблизился с флотилией и с короткой дистанции дал ракетный залп по борту транспорта "Хьюстон". Две ракеты взорвались у ватерлинии, сквозь пробоины в трюм хлынула вода. Перекрыть поступление воды не удалось и капитан под угрозой затопления приказал рулевому посадить судно на прибрежную отмель. Бомбардировщик и второй истребитель не добились прямых попаданий. Несмотря на запоздалый огонь зениток, тройка без потерь вернулась на базу.

Через два часа состоялся повторный налет, в котором участвовали уже три "Фьюри" и два "Инвэйдера". И снова Рохасу сопуствовал успех. Ему удалось всадить все шесть ракет в груженный боеприпасами транспорт "Рио-Эскандидо", который у всех на глазах взлетел на воздух. Помимо боеприпасов "Рио-Эскандидо" вез радиостанции поэтому его гибель оставила "Штурмовую бригаду" без связи. Пилот А-26 Лагас Морреро сумел поразить еще один транспорт, который загорелся и выбросился на берег.

Завершив атаку, самолеты развернулись на обратный курс, но тут им повстречалась группа серебристо-черных "Инвэйдеров" гусанос, также возвращавшихся с штурмовки. Незадолго до этого под удар FAL попала спешившая на фронт автоколонна школы народной милиции. Революционные летчики, не раздумывая, атаковали воздушного противника оставшимися боеприпасами. Вновь отличился Рохас, сбивший бомбардировщик, а кроме него победы одержали Лагас Морреро и Луис Алфонсо Сильва, причем Морреро и Сильва сами летели на бомбардировщиках и это был их первый воздушный бой! Придя в себя, уцелевшие пилоты FAL вступили в схватку "по-истребительному". Двоим из них удалось взять в клещи и расстрелять "Си-Фьюри" Карлоса Ульсы, пилот погиб.

До конца дня кубинцы совершили еще один налет на эскадру вторжения, на этот раз — безуспешный. Самолет Луиса Альфонсо Сильвы получил прямое попадание снаряда корабельной зенитки и рухнул в бухту. Из трех членов экипажа никто не выжил. Всего за первый день боев FAL потеряли в воздушных боях и от зенитного огня пять самолетов, а FAR — два. Таким образом, в составе революционных ВВС осталось всего семь машин, но они пока не выложили на стол свой главный козырь — реактивные Т-33А.

18 апреля 1961 года стало решающим днем в борьбе за господство в воздухе над заливом Кочинос. На этот день командование Реолюционных ВВС поставило перед пилотами задачу — перехватывать и уничтожать вражеские бомбардировщики, которые бомбили позиции кубинских войск и пытались воспрепятствовать переброске подкреплений в зону боевых действий. Утром на боевое патрулирование вылетело смешанное звено из двух Т-33А и одного "Фьюри".

На подлете к заливу летчики обнаружили группу "Инвэйдеров", шедших в сторону моря. Пользуясь преимушеством в скорости Т-33А легко догнали противника. Лейтенант Алваро Прендес Кинтана с нескольких заходов, расстреляв весь боекомплект, зажег один бомбардировщик, упавший в воды залива. Остальным кубинцам повезло меньше, атакованные ими "Инвэйдеры" сумели уйти.

Следующий вылет перехватчиков прошел безрезультатно. Не встретив противника истребители вернулись на аэродром. Однако в этот же день неоднократно отличились зенитчики. За ночь кубинцы перебросили к линии фронта восемь счетверенных зенитно-пулеметных установок и батарею 37-миллиметровых зенитных орудий, недавно полученных из СССР. Их расчеты надежно прикрыли наземные войска, сбив еще два бомбардировщика.

Последнюю попытку нанести авиаудар по кубинским позициям интервенты предприняли утром 19 апреля, и эта попытка закончилась полным фиаско. Над линией фронта четверку "Инвэйдеров" встретили два Т-33А под управлением Рафаэля дель Пино и Альваро Прендеса Кинтаны. Атаковав с незащищенной задней полусферы, они сбили два бомбардировщика и серьезно повредили еще один, которому с трудом удалось оторваться от преследования. Но до своей базы во Флориде он не дотянул и упал в море. Последний, четвертый бомбардировщик то ли по ошибке, то ли стараясь поскорее освободиться от бомбового груза, отбомбился по сахарному заводу "Аустралия", где размещался штаб "Штурмовой бригады". Зенитчики бригады, решив, что их атакует самолет FAR, открыли огонь и сбили "Инвэйдер".

Поскольку все вылетевшие на задание пилоты FAL держали радиосвязь с базой, там сразу узнали об их гибели. Луис Косме, командир "Освободительных воздушных сил", которые за два дня боев сократились ровно вдвое, тотчас же заявил, что потери слишком велики и что ни один его подчиненный в воздух больше не поднимется. Впрочем, к тому моменту провал десантной операции был уже очевиден, а до капитуляции "Бригады №2506" оставалось несколько часов.

За три дня боев авиация гусанос потеряла 12 бомбардировщиков. Семь из них были сбиты кубинскими самолетами, четыре — кубинской наземной ПВО и еще один — собственными зенитчиками. Помимо семи воздушных побед пилоты FAR уничтожили три транспорта и две десантные баржи. Учитывая, что кубинцы задействовали всего 10 самолетов, а в их кабинах сидели летчики, которые ранее никогда не участвовали в воздушных боях и не атаковали надводные цели, такой результат можно считать феноменальным.

Червям в небе не место


"Инвэйдеры" FAL атакуют кубинскую автоколонну.

Червям в небе не место
Один из "Инвэйдеров" FAL в аэропорту Майами. Самолет окрашен по стандарту кубинских ВВС и несет фальшивое обозначение FAR.

Червям в небе не место
Еще один "Инвэйдер" гусанос с подкрыльевыми пулеметными контейнерами.

Червям в небе не место
Пассажирский "Дуглас" DC-3, уничтоженный в Гаванском аэропорту при авианалете 15 апреля 1961 года.

Червям в небе не место
Накануне высадки "Бригады №2506" в составе кубинских ВВС числились два "Мустанга" H-51D, однако оба они получили повреждения при бомбардировке авиабазы Сан-Антонио и не смогли принять участие в боевых действиях. Одна их этих машин выставлена в военном музее Гаваны.

Червям в небе не место
Кубинские зенитчики на гаванской набережной со счетверенной установкой ДШК чехословацкого производства.

Червям в небе не место
Горит и уходит под воду взорванный транспорт "Рио-Эскандидо".

Червям в небе не место
"Си-Фьюри" FAR в оливково-зеленой окраске с ракетами HVAR и подвесным топливным баком.
Внизу — "Инвэйдер" FAL, "загримированный" под FAR.

Червям в небе не место
один из кубинских "Си-Фьюри", участвовавший в битве за Плайя Хирон и установленный перед входом в музей этого сражения. Кубинские музейщики — такие же пофигисты, как наши, поэтому самолет несет камуфляж и опознавательные знаки, введенные в кубинской авиации лишь в 1962 году.

Червям в небе не место
УТС "Локхид" Т-33А — гроза "Инвэйдеров" в экспозиции Гаванского военного музея. Далее — найденные на Кубе обломки сбитых самолетов гусанос.

Червям в небе не место
Червям в небе не место
Червям в небе не место
В центре левого снимка — легко узнаваемый команданте Фидель.

Червям в небе не место
Один из уцелевших самолетов FAL, установленный на эародроме во Флориде, с которого эта машина в апреле 1961-го летала бомбить Кубу.

источники:

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account