«Невозможная победа»: 12 «школьных» заблуждений о сражении при Мидуэе
Еще одна интересная статья уважаемого Николая Колядко.
Содержание:
Мидуэй стал ответом японцев на рейд Дулиттла, американцы серьёзно уступали в численности противнику, а победу США обеспечила их разведка. Среди сражений на Тихом океане Мидуэй по количеству мифов о нём опережает даже Пёрл-Харбор. Попробуем разобраться с самыми известными из них.
В школе это сражение, конечно, не проходят, так что все заблуждения порождены парой переводных книжек о нём. Книжки хорошие, но вот написаны они были в 1955 и 1967 годах, а военно-историческая наука в Японии и США с тех пор на месте не стояла.
1. Мидуэйская операция была частью хитрого стратегического плана японцев
На сам деле, как и в случае с Пёрл-Харбором, это был личный проект главкома Объединённого флота ВМС Японии адмирала Исороку Ямамото. В то время, как у японского генштаба были совершенно другие планы на второй этап «войны за Великую Восточную Азию». Но Ямамото удалось — фактически путём шантажа — убедить любимое командование принять его вариант.
2. «Спусковым крючком» операции послужил рейд Дулиттла
Генштаб ВМС Японии согласился на Мидуэйскую операцию ещё 5 апреля 1942 года — то есть за 13 дней до рейда. Другое дело — после американского удара по метрополии отношение к этому плану радикально изменилось. Операция, главной целью которой было исключить подобное в будущем, уже не просто допускалась, а была с энтузиазмом поддержана. На неё были немедленно выделены все запрошенные силы и обеспечено приоритетное снабжение. И даже командование сухопутных сил, до этого и слышать не желавшее ни о каких флотских авантюрах, по собственной инициативе выделило десантные и инженерные части.
3. Удар по Алеутским островам был отвлекающим
«Сверхзадачей» Мидуэйской операции было привлечь в одно место как можно больше американских кораблей с тем, чтобы уничтожить их в «решающем сражении». Любые отвлекающие действия прямо противоречили этой цели, так что в исходном плане штаба Ямамото никаких Алеут не было.
Но захват западной части архипелага был заложен в ещё довоенные планы. Поэтому генштаб ВМС решил провести две операции параллельно. Благо сил, по их мнению, хватало. Авиаудары по Мидуэю и Датч-Харбору на Алеутах должны были начаться одновременно, утром 3 июня 1942 года. Но из-за проблем с подготовкой начало Мидуэйской операции перенесли на день позже.
4. Японские силы при Мидуэе значительно превосходили американские численно
Американская историография традиционно изображала это как «поединок Давида с Голиафом». Двум американским соединениям противопоставлялись все имевшиеся у Японии морские силы. Есть и другая крайность: у американцев предлагается считать всё, что они теоретически могли там задействовать. Сравнение этих «полных» составов приведено в левой части таблицы.
Но японцы раздробили свои силы и не смогли реализовать своё подавляющее численное превосходство. Американцы же не собирались подыгрывать вражеским хотелкам о «генеральном сражении» и отправили к Мидуэю лишь быстроходные авианосные соединения для действий в стиле «ударил-убежал». Поэтому корректней считать только те корабли и самолёты, что реально участвовали в бою. А там соотношение было совсем другим.
5. Благодаря радиоразведке американцы знали японский план, что и обеспечило их победу
Американская радиоразведка сделала очень много. Но говорить о полном знании ими японских планов не приходится.
Например, критически важное число авианосцев в мобильном соединении японцев так и не было установлено. А то, что в операции был задействован ещё и весь японский 1-й флот — семь линкоров, включая «Ямато», на минуточку, — вообще осталось неизвестным.
Разведка действительно дала командованию шанс использовать слабые места переусложнённого японского плана, полностью зависевшего от эффекта внезапности. Словом, они сделали победу при Мидуэе возможной. Но вот с количественным и качественным превосходством противника разведка ничего поделать не могла. Так что победа была далеко не предрешена — в ходе сражения всё неоднократно висело на волоске и целиком зависело уже от «тех, кто в море».
6. Японцы не смогли своевременно обнаружить американские корабли из-за задержки со взлётом одного из самолётов-разведчиков
Как ни странно, всё было с точностью до наоборот. Из-за задержки со взлётом командир разведчика № 4 решил сократить маршрут и в результате вышел на американские корабли уже в 07:28. А в случае своевременного вылета он пересёкся бы с ними как минимум на 30-40 минут позже.
Также принято считать, что японцев подвела экономия на разведке. Однако сколько разведчиков они бы в то утро ни подняли, ни один из них не смог бы оказаться на более выгодном курсе, чем гидросамолёт на маршруте № 5. Он должен был обнаружить американцев на целый час раньше, ещё около 06:30, но не заметил их из-за погодных условий.
7. Адмирал Нагумо проиграл сражение, потому что не разбирался в авиации
Вице-адмирал Тюити Нагумо действительно не имел лётной подготовки или хотя бы опыта командования авианосцем. Но ровно то же самое можно сказать о его противниках — контр-адмиралы Фрэнк Флетчер и Рэймонд Спрюэнс подобными квалификациями тоже не обладали, но это почему-то не помешало им выиграть.
Причём, в отличие от них, Нагумо уже больше года возглавлял 1-й Воздушный флот и имел опыт нескольких удачных операций. Кроме того, решения он принимал не единолично, а с помощью своего штаба. Авиационным отделом в нём заведовал Минору Гэнда — ведущий специалист Японии по тактике палубной авиации. Так что о непрофессионализме этой команды говорить не приходится.
8. В критический момент Нагумо начал метаться и принимать непоследовательные решения
Представление о непоследовательных метаниях Нагумо появилось из-за неправильной интерпретации «сырых данных» японцев, приложенных к отчёту о сражении Первого мобильного соединения. Ранние исследователи не совсем понимали природу этих данных, собранных из разных источников, поэтому выстраивали «тайминг» сражения, исходя из имевшихся там временных меток.
Решения вице-адмирала Нагумо сейчас представляются пусть и неидеальными, но вполне адекватными — с учётом информации, которой он обладал «там и тогда». По большому счёту, Нагумо стал заложником разработанного штабом Ямамото плана, который в принципе не предполагал активных действий противника на данном этапе операции. А также заложником выявленных в ходе сражения слабых мест в японской концепции применения авианосцев.
9. Японцам не хватило каких-то пяти минут, чтобы поднять в воздух самолёты для полноценного ответного удара
После обнаружения американских кораблей японцам пришлось срочно перевооружать ударные самолёты с тяжёлых бомб на торпеды, а пикировщики — с фугасных «наземных» авиабомб на противокорабельные. Алгоритм этих мероприятий у них отработан не был. И заниматься этим пришлось в условиях активного маневрирования на полной скорости из-за атак американской авиации.
Кроме того, эти непрерывные — пусть и безрезультатные — атаки требовали постоянной ротации истребителей охранения, расстрелявших свой боекомплект. Для этого авианосцам была необходима «чистая палуба», что тоже не позволяло начать подъём ударных самолётов из ангаров.
В результате на момент атаки американских пикировщиков (около 10:25) никаких готовых к вылету толп самолётов на полётных палубах японских авианосцев не было. Они всё ещё находились в ангарах. На единственном уцелевшем после первого удара авианосце «Хирю» поднять в воздух его ударную группу удалось не через пять, а лишь через 30 минут после успешной атаки американцев.
10. Поражение при Мидуэе лишило Японию «сотен незаменимых пилотов»
Безвозвратные потери японского лётного состава при Мидуэе в реальности составили 115 человек. Шестьдесят шесть из них были пилотами палубной авиации. Потери серьёзные, но далеко не катастрофические.
Квалифицированных лётчиков у Японии всё ещё хватало, чего не скажешь об авианосцах. Для сравнения — американцы в этом сражении лишились 186 человек лётного состава, включая 94 пилота.
11. Мидуэй был решающим/переломным сражением Тихоокеанской войны
Потеря четырёх эскадренных авианосцев действительно серьёзно ослабила Императорский флот. Однако он оставался достаточно сильным, чтобы нанести американцам ряд чувствительных поражений в ходе последовавшей вскоре эпопеи вокруг острова Гуадалканал. И только по результатам этой кампании Япония окончательно потеряла стратегическую инициативу.
Любые исторические сравнения являются откровенными натяжками. Но если проводить подобные грубые аналогии, то сражение при Мидуэе – это не «американский Сталинград». По своему значению для данного ТВД оно сравнимо скорее с битвой за Москву: противнику нанесено первое серьёзное поражение, блицкриг остановлен, но до решительного перелома ещё воевать и воевать.
12. При Мидуэе американцам очень повезло
Если бы американцам удалось хотя бы просто нормально организовать вылет, то в небе над японским соединением должны были одновременно нарисоваться 100 пикировщиков, 40 торпедоносцев и 28 истребителей эскорта. Эта армада могла одним ударом и с минимальными потерями вынести все четыре японских авианосца, да и их эскорту бы тоже не поздоровилось. Вот это было бы «везением».
Но в реальности «везение» свелось к разрозненным атакам и десяткам выкошенных безо всякого результата торпедоносцев. К «заблудившимся» эскадрильям и тяжёлым потерям пикировщиков. К двум ответным ударам по «Йорктауну», приведшим к потере корабля. И так далее. Другое дело — потери японцев оказались намного выше.
Так что всё произошло согласно старому правилу:
«Любое сражение — это всегда череда ошибок с обеих сторон. И побеждает тот, кто совершит хотя бы на одну меньше».
источник: https://warhead.su/2019/08/02/nevozmozhnaya-pobeda-12-shkolnyh-zabluzhdeniy-o-srazhenii-pri-miduee