Бригады вместо дивизий? Часть 3. Проблемы моторизации

18

Другие части цикла

Содержание

Суть проблемы

В 1957 году в Советской Армии были проведены крупномасштабные реформы Сухопутных войск. По подсчетам автора, из имевшихся в 1955 году 26 танковых, 62 механизированных, 102 стрелковых, а также нескольких пулеметно-артиллерийских дивизий к середине 1957 года осталось только 176 дивизий, 47 из которых были танковыми, а 129 – мотострелковыми (здесь учтены только те дивизии, существование которых автору удалось перепроверить по разным источникам; вместе с тем, в ряде публикаций имеют место и другие данные о числе дивизий, отличающиеся от приведенных как в большую, так и меньшую стороны). Соответственно, если до реформы 1957 года в 26 танковых и 62 механизированных дивизиях было всего 212 мотострелковых и механизированных полков (на тот момент механизированный полк отличался от мотострелкового полка тем, что, кроме трех мотострелковых батальонов, в нем был еще и танковый батальон), то в результате реорганизации обновленные дивизии Советской Армии должны были иметь в сумме уже 434 мотострелковых полка.

Простейшие расчеты показывают, что при условии перевозки мотострелкового взвода на двух бронетранспортерах типа БТР-152 и мотострелковой роты на семи БТР данного типа, суммарная потребность вооруженных сил составляла свыше 27 тысяч БТР. И это – без учета потребности в бронетранспортерах других подразделений полка (например, разведывательных), а также без учета того, что далеко не все советские БТРы, выпускаемые в то время, обладали подобной БТР-152 десантовместимостью. Например, БТР-40 вмещал почти вдвое меньше стрелков, чем БТР-152. Да и сам БТР-152 в конце 1950-х стал выпускаться в модификации с бронированной крышей, в результате чего его десантовместимость сократилась в 1,3 раза. Самих же БТР-152 (включая, машины с зенитными пулеметными установками) к концу того самого, реформенного 1957 года было выпущено чуть менее 8 тысяч штук.

Таким образом, ситуация с тотальной моторизацией пехоты в РИ на момент проведения реформ, скажем прямо, не радовала, что вынуждает рассматривать эти реформы, ориентированные, скорее, как «на вырост», нежели «на результат здесь и сейчас».

Ситуация с возможной временной подменой недостающих бронетранспортеров обычными грузовиками на момент проведения реформ тоже не внушала оптимизма. В предыдущей части автор приводил уже ответ министра обороны СССР Г.К. Жукова на «предложение» руководства страны отрядить на сельхоз работы из армии 150 000 грузовиков с шоферами:

 « В Вооруженных Силах в наличии – 198 000 грузовых автомобилей, в т.ч. 120 000 транспортных и 78 000 под боевой техникой и боевыми расчетами.

Из них 79 000 это автомобили иностранного производства и старых отечественных марок довоенного выпуска, до предела изношенные, которые могут служить только для учебных целей и хозяйственного обслуживания на коротких расстояниях.

Из остальных 119 000 грузовых автомобилей 77 000 находятся за границей, в районах Крайнего Севера, на островах и т.д. и не может быть привлечено в народное хозяйство.

Некомплект – 38 000 грузовых автомобилей.

На всех автомобилях в армии содержится только по одному водителю, из них треть — подготовленные, треть — подготавливается в первой половине учебного года, треть — во второй половине года. Если из 180 000 подготовленных водителей выделить 150 000 на уборку, войска останутся без подготовленного водительского состава…».

         Таким образом, в армии, где до реформы было вдвое меньше мотострелковых полков, уже не хватало 117 тысяч грузовиков (38 тысяч собственно физический некомплект и еще 79 тысяч – остро нуждавшиеся в замене «автомобили иностранного производства и старых отечественных марок довоенного выпуска, до предела изношенные, которые могут служить только для учебных целей и хозяйственного обслуживания на коротких расстояниях») – половина (!!!) от штатной потребности (198 тысяч в наличии + 38 тысяч некомплект) армии. Причем, армии ещё той – дореформенной, «пешеходной». Так что на фоне столь дикой текущей неукомплектованности армии автомобилями и не менее диких запросов политического руководства об отзыве из армии грузовиков обратно в нархоз для «борьбы с урожаем», рассчитывать на то, что после проведения реформы все недостающие грузовики сотнями тысяч посыплются в армии, по мнению автора, весьма наивно.

Кроме того, необходимо понимать, что в те годы армия преображалась качественно. Создаваемые в огромных количествах новые ракетные, зенитно-ракетные, радиотехнические и другие части и без учета потребностей «махры» требовали огромного количества автотранспорта. Ставшая реактивной авиация также во многом усиливала требования к авиационному тылу. Да и обычная артиллерия с ростом калибров и масс боеприпасов нуждалась в другом количестве автотранспорта, особенно с учетом того, что гужевая тяга артиллерии в стрелковых дивизиях навсегда уходила в прошлое.

         В этих условиях автором предложена несколько иная схема проводимых в РИ реформ. Если число самих соединений осталось близким к РИ (всего 176, из которых 89 – танковые и мотострелковые дивизии, а остальные 87 – различные бригады), то количество полков в них существенно сократилось относительно РИ-показателей за счет того, что часть дивизий переведена на 3-полковой состав (без учета артиллерийских и зенитных частей), а остальные дивизии в мирное время содержатся в виде 2-полковых бригад (опять же без учета артиллерийских и зенитных частей).

         Таким образом, в АИ в мирное время в составе дивизий и бригад развернуто всего 137 танковых и 257 мотострелковых полков, а также 40 таких специфических полков, как полки морской пехоты и пулеметно-артиллерийские полки. Логика АИ-реформ проста: во-первых, с точки зрения наличного числа БТР и грузовиков сам по себе переход от 212 мотострелковых полков в 1955 г. к 257 мотострелковым полкам в АИ гораздо более прост в сравнении с РИ-скачком от 212 до 434 мотострелковых полков. Во-вторых, за счет сокращения общего число полков предполагается, что каждый из оставшихся в АИ полков будет лучше укомплектован не только техникой, но и людьми. А это уже позволит существенно сократить время отмобилизования частей и соединений, что представляется весьма важным в новых условиях ракетно-ядерной эпохи.

         При этом в АИ-армии сохраняется возможность дополнительного наращивания сил в том случае, если длительная мобилизация возможна. В частности, по состоянию на конец 1950-х годов предполагается при наличии условий для мобилизации дополнительное формирование не менее 80 мотострелковых полков. Так, в составе 40 мотострелковых, 21 горной и 8 «северных» бригад допускается формирование третьего мотострелкового полка и соответствующее преобразование бригад в мотострелковые дивизии. Еще 11 мотострелковых полков при мобилизации формируются в так называемых «запасных» танковых дивизиях. Соответственно, когда длительная мобилизация невозможна, указанные 69 бригад выступают в возможно короткие сроки в 2-полковом составе, а 11 «запасных» танковых дивизий используются в качестве источника пополнений личного состава и техники для «основных» танковых дивизий.

Наличие бронетранспортеров

         Как указывал автор в предисловии к предыдущей части, данная АИ ориентирована на строгое соответствие реальности в части наличия вооружения и военной техники (по крайней мере, для периода 1955 – 1965 годов). То есть, грубо, решается вопрос: «А можно ли было распорядиться теми же ресурсами иначе?»

         К сожалению, в отличие от танков, точное число БТР, выпущенных в СССР на тот или иной момент времени, в открытой литературе пока освещен недостаточно полно.

         По бронетранспортерами БТР-152 известно следующее: всего было выпущено 12 421 машина, из которых 9901 собрано в Москве (таблица 1) и 2520 – в Брянске.

Бригады вместо дивизий? Часть 3. Проблемы моторизации

Как видно из таблицы, всего в Москве было собрано 15 опытных образцов машин различного назначения, 7628 открытых бронетранспортеров (4923 БТР-152 «просто», 2094 БТР-152В и 611 БТР-152В1), 1107 бронетранспортеров с крышей (862 БТР-152К и 245 БТР-152К1), 879 зенитных самоходных установок со спаренными 14,5-мм пулеметами КВП (719 БТР-152А и 160 БТР-152Е), а также 272 машины управления БТР-152С. Из указанного числа вне нужд Министерства обороны СССР было отгружено, как минимум, 616 бронемашин (556 БТР-152В1 и 30 БТР-152К1 для Погранвойск КГБ и 30 БТР-152К1 для МВД).

Подробностей по машинам, собранным в Брянске, гораздо меньше. Во-первых, нет точных сведений о том, сколько именно было выпущено бронетранспортеров БТР-152 той или иной модификации. Во-вторых, что гораздо хуже, неизвестно, сколько именно машин было отгружено в адрес Советских вооруженных сил, а сколько – ушло на экспорт. Всё, что известно автору, это то, что из 2520 БТР-152 брянского производства 61 машина являлась подвижным КП в модификации БТР-152С1, а оставшиеся 2459 машин были бронетранспортерами БТР-152В1, К, К1 и их экспортными версиями.

Тем не менее, и эти данные представляют определенный интерес для описываемой АИ. Так, мы имеем, что к концу интересующего нас «реформенного» 1957 года в РИ было выпущено, не считая опытных образцов, 7017 открытых БТР (БТР-152 «просто» и БТР-152В) и 879 ЗСУ на шасси БТР-152. Кроме того, в конце 1950-х годов с московской площадки для нужд МО СССР поступило еще 55 открытых БТР-152В1 и 1047 БТР-152 с крышей (862 БТР-152К и 185 БТР-152К1).

Что касается БТР брянского производства, то, вероятно, в АИ можно рассчитывать на тысячу – полторы БТР-152 с крышей для МО СССР.

По бронетранспортерам БТР-40 известно гораздо хуже. Про него известно, что всего с 1950 по 1960 годы было выпущено около 8500 машин всех модификаций, включая не только открытые и закрытые собственно бронетранспортеры, но и зенитно-пулеметные установки на их шасси. Также известно, что темпы выпуска БТР-40 в последние годы его производства были несколько снижены из-за развертывания выпуска БРДМ-1.

С гусеничным плавающим бронетранспортером БТР-50П еще хуже. Предполагается, что всего к концу 1960-х годов было выпущено до 6500 машин в различных модификациях. «Но это неточно» (с) Серийное производство БТР-50П формально началось в 1954 году, но, вероятно, тогда была выпущена лишь первая серия в 10 машин, а массовое производство началось лишь в 1955 году. Подобно другим советским БТР, в 1950-х годах на шасси БТР-50 создавали зенитные самоходные установки с одиночными, спаренными и счетверенными 14,5-мм пулеметами КПВ, но в серию они не пошли. С 1958 года началось производство бронетранспортера БТР-50ПК с броневой крышей. Также на базе БТР были созданы машина управления БТР-50ПУ (в дальнейшем неоднократно модернизировались и получали индекс БТР-50ПУМ) и машины дистанционного разминирования УР-67. Кроме того, часть бронетранспортеров в 1970-х годах была переоборудована в машины технической помощи МТП, предназначенных для ремонта и технического обслуживания БМП-1.

С информацией по бронетранспортерам семейства БТР-60 ситуация несколько лучше. По крайней мере, по его первым модификациям, а версия БТР-60ПБ выходит за рамки рассматриваемой альтернативы. Итак, открытых бронетранспортеров БТР-60П с 1960 по 1963 годы было выпущено 2626 единиц, а бронетранспортеров с крышей БТР-60ПА с 1963 по 1966 годы было выпущено 2348 машин.

Организация мотострелковых подразделений на БТР в АИ

Учитывая, что количество солдат, перевозимых на бронетранспортерах 1950-х годов, сильно зависело от конкретной модификации БТР, ОШС мотострелковых подразделений придется напрямую связывать с типом используемых бронемашин. Именно с этим связано желание автора иметь в АИ «жесткую» специализацию БТР по типу соединений и частей, в которых они эксплуатируются.

Следует особо оговорить такой момент. В отличие от последующих лет, в первый период существования мотострелковых подразделений в Советской Армии не было жесткой привязки бронетранспортеров к перевозимым ими мотострелковым подразделениям, каждый БТР не закреплялся за конкретным мотострелковым отделением. Тогда все бронетранспортеры мотострелкового батальона сводились в один взвод на уровне батальона. Это упрощало процесс подготовки механиков-водителей и обслуживания техники. Не в последнюю очередь это было связано и с тем, что десантовместимость БТРов тех лет намного превышала численность мотострелкового отделения.

Бригады вместо дивизий? Часть 3. Проблемы моторизации

Итак, основным типом БТР для мотострелковых полков конца 1950-х годов в АИ являются открытые версии БТР-152, имеющие десантовместимость 17 человек. Это позволяет иметь мотострелковый взвод в составе командира взвода, его заместителя и четырех отделений по 8 человек в каждом. Состав отделения представляется следующим: командир отделения, пулеметчик, стрелок-гранатометчик, стрелок-помощник гранатометчика и четыре стрелка. Всего в отделении 1 ручной пулемет РПД-44, 1 ручной противотанковый гранатомет РПГ-2 и 6 автоматов АК-47. Соответственно во взводе: 4 РПД-44, 4 РПГ-2 и 26 АК-47.

Для перевозки мотострелкового взвода, таким образом, требуется два БТР-152, а для перевозки мотострелковой роты, состоящей из трех взводов, управления и подразделений усиления, – уже 7 БТР-152. Добавление 7-й машины обеспечит перевозку не только управления роты (командир роты, замполит и старшина) и двух санитаров, но и двух отделений тяжелого вооружения. В одном отделении (пулеметном) предлагается иметь два – три ротных пулемета РП-46, во втором (гранатометном или противотанковом) – либо один – два станковых противотанковых гранатомета СГ-82 (или 82-мм безоткатных орудия Б-10), либо два – три ручных противотанковых гранатомета РПГ-2. Точное количество тяжелого вооружения автор затрудняется назвать из-за плохих представлений о возможностях его размещения вместе с расчетами и боекомплектом в БТР-152.

Естественно, что в 1960-х годах, с созданием более совершенных образцов, автоматы АК-47 будут постепенно заменяться на АКМ, ручные пулеметы РПД-44 – на ручные пулеметы РПК, станковые пулеметы РП-46 – на ПК/ПКС, ручные противотанковые гранатометы РПГ-2 – на РПГ-7, а станковые противотанковые гранатометы СГ-82 – на СПГ-9.

Таким образом, мотострелковый взвод на БТР-152 будет иметь численность личного состава 34 человека (без экипажей БТР, с таковыми – 38 человек), а мотострелковой роты – 119 человек (с экипажами БТР – 133).

Бригады вместо дивизий? Часть 3. Проблемы моторизации

Переход к бронетранспортерам БТР-152К потребует внести коррективы в организацию мотострелкового батальона. Теперь для перевозки мотострелкового взвода потребуется уже 3 бронетранспортера, а роты – 10. При этом расчеты ротных пулеметов придется пересадить с машины командира роты в бронетранспортеры мотострелковых взводов (по одному расчету на взвод), а в БТР командира роты, кроме управления, останется только противотанковое (гранатометное) отделение.

Бригады вместо дивизий? Часть 3. Проблемы моторизации

В целом, принятая схема (мотострелковый взвод состоит из четырех отделений, мотострелковая рота состоит из трех взводов, дополнительно усиленных пулеметным и гранатометным отделениями) является общей для всей АИ.

Что касается уровня мотострелкового батальона, то необходимо отметить следующее. К сожалению, из-за острого дефицита бронетранспортеров БТР-152 в АИ не получится иметь БТРы для перевозки подразделений усиления мотострелкового батальона. Представляется возможным выделить только один БТР на батальон, в котором будет перевозиться командование батальона и, возможно, противотанковое отделение со станковыми гранатометами или безоткатными орудиями (82-мм Б-10 или 107-мм Б-11). Соответственно, всего мотострелковый батальон на открытых версиях БТР-152 будет иметь в своем составе 22 БТР (по 7 в трех мотострелковых ротах и еще 1 в управлении батальона), а мотострелковый батальон на БТР-152 с крышей будет иметь в своем составе 31 БТР (по 10 в трех мотострелковых ротах и еще 1 в управлении батальона). Противотанковые пушки артиллерийской батареи, входящей в состав мотострелкового батальона, будут буксироваться артиллерийскими тягачами АТ-П или грузовыми автомобилями, а минометы – перевозиться в грузовиках.

Бригады вместо дивизий? Часть 3. Проблемы моторизации

Забегая вперед, можно отметить, что для других типов БТР на уровне батальона предполагается иметь всё-таки не противотанковое отделение, а противотанковый взвод, имеющий на вооружении 3 – 4 станковых противотанковых гранатомета (сначала СГ-82, затем Б-10 или Б-11, потом СПГ-9).

Иным образом будут обстоять дела в АИ в подразделениях, оснащенных открытыми бронетранспортерами БТР-40. При десантовместимости всего в 8 человек данный бронетранспортер будет перевозить всего одно мотострелковое отделение.  На взвод из четырех отделений придется иметь уже 4 БТР, при этом численность отделения придется сократить с 8 до 7 человек (командир отделения с автоматом АК-47/АКМ/АКМС, пулеметчик с РПД-44/РПК, гранатометчик с РПГ-2/РПГ-7, помощник гранатометчика с АК-47/АКМ/АКМС и три стрелка с АК-47/АКМ/АКМС). За счет этого в составе взвода, перевозимого четырьмя БТР, удастся включить также командира взвода, его заместителя и двух санитаров. Рота, усиленная двумя отделениями – пулеметным и гранатометным (противотанковым), для своей перевозки потребует уже 14 БТР-40. Соответственно, батальону из трех рот потребуется 42 БТР-40. Кроме того, один БТР-40 предлагается дать управлению батальона, а еще 5 БТР-40 – под подразделения вооружения. Например, это может быть противотанковая батарея, в составе четырех 82-мм или 107-мм безоткатных орудия (пятый БТР – под управление батареи). Еще два БТР «до круглого счета» предлагается иметь в качестве шасси зенитной пулеметной установки. Но вот минометы, требующие перевозки значительного объема боеприпасов, придется перевозить на грузовых автомашинах. Таким образом, батальон на БТР-40 будет иметь 50 БТР (48 «чистых» БТР-40 и 2 ЗСУ на шасси БТР-40).

Бригады вместо дивизий? Часть 3. Проблемы моторизации

Впрочем, возможна и другая схема. Оставив во взводе всего три отделения, можно будет увеличить численность отделения с 7 до 8 человек, а на четвертом БТР взвода, кроме управления взвода, перевозить расчет станкового гранатомета. Учитывая наличие на каждом бронетранспортере собственного пулемета СГМБ, число ротных пулеметов РП-46 в роте можно ограничить всего двумя единицами. В этом случае ротные пулеметы можно будет перевозить в одной машине с управлением роты, которой потребуется всего 13 БТР-40 (три взвода по 4 БТР, плюс 1 БТР в управлении роты). Значит, на три мотострелковые роты и управление батальона в этом случае потребуется уже не 43, а всего лишь 40 БТР-40.

Бронетранспортеры БТР-40Б, имеющие крышу и сокращенную до 6 человек десантовместимость, в АИ предлагается использовать только в составе разведывательных подразделений. В разведывательных батальонах дивизий и бригад в АИ планируется иметь мотострелковую роту в составе 10 БТР (три взвода по 3 БТР и еще 1 БТР в управлении роты). Таким образом, без учета экипажей БТР разведывательный взвод будет иметь численность личного состава 18 человек, а рота – 60 человек.

Бригады вместо дивизий? Часть 3. Проблемы моторизации

Плавающие бронетранспортеры БТР-50П ранних версий в АИ планируется использовать для перевозки личного состава мотострелковых батальонов танковых полков. Учитывая большую десантовместимость (20 человек), предполагается, что для перевозки мотострелковой роты потребуется всего 6 БТР такого типа. Для перевозки же батальона в АИ планируется использовать 20 таких БТР, 18 из которых будет использовано для перевозки трех рот, один БТР – для перевозки управления батальона и еще один БТР – для перевозки противотанкового взвода, вооруженного несколькими станковыми гранатометами.

Бригады вместо дивизий? Часть 3. Проблемы моторизации

Более поздние версии бронетранспортера БТР-50ПК с крышей в АИ предлагается использовать в составе полков морской пехоты и мотострелковых полков некоторых дивизий. В этом случае будет возможным иметь по 10 БТР на роту и 32 – на батальон.

Первые, открытые версии плавающего БТР-60П в АИ планируется задействовать в соединениях, находящихся на второстепенных ТВД – «северных» бригадах, и т.н. «запасных» танковых дивизиях внутренних военных округов. Учитывая подобную специфику соединений, количество бронетранспортеров в них может быть сокращенным. Например, на мотострелковый взвод иметь всего два БТР-60П, на роту – 7 БТР (три роты по 2 БТР, плюс еще один БТР для перевозки управления роты и противотанкового отделения), а на батальон – 23 БТР (три роты по 7 БТР, один БТР под управление батальона и еще один БТР – под противотанковый взвод). В этом случае численность личного состава мотострелкового взвода без учета экипажей БТР составит всего 28 человек. Для мирного времени эта численность может быть распределена следующим образом: три отделения по 9 человек плюс командир взвода. Должностями заместителя командира взвода и стрелка-санитара тут придется пожертвовать.

Бригады вместо дивизий? Часть 3. Проблемы моторизации

Однако, может быть предложен и другой вариант, когда на взвод выделяется «два с половиной» БТР, но при этом для управления роты нет своей выделенной машины – управление роты и подразделения усиления распределяются по машинам трех мотострелковых взводов. Тогда в роте будет всего 9 БТР-60П и до 126 человек личного состава (без учета экипажей БТР). Этот подход основан на десантовместимости БТР-60П. Как говорится, «для Атоса – это много, а для графа де Ла Фер – это мало». Два БТР имеют суммарную десантовместимость 28 человек, чего для взвода мало, а три БТР – уже 42 человека, чего для одного взвода много. Таким образом, в каждый взвод обычной для АИ численности (4 отделения по 8 человек, плюс командир взвода и его заместитель), имеющий 3 БТР-60П, можно будет дополнительно дать до 8 человек. Скажем, один человек из управления роты (командир роты, замполит и старшина роты распределяются по БТР разных взводов с целью повышения живучести управления при выводе из строя одного из БТР), один санитар, один расчет ротного пулемета и один расчет противотанкового гранатомета. Соответственно, в батальоне будет 30 БТР-60П (три роты по 9 БТР, 1 БТР у командира батальона, плюс противотанковый взвод еще на двух БТР).

Бригады вместо дивизий? Часть 3. Проблемы моторизации

Использование бронетранспортеров БТР-60ПА, имеющих крышу и сокращенную до 12 человек десантовместимость, потребует иметь на одну роту 10 БТР, а на батальон – 33 машины (полагая для противотанкового взвода необходимым иметь два БТР).

Принятие на вооружение бронетранспортера БТР-60ПБ (не важно, реального или альтернативного) с десантовместимостью всего в 8 человек потребует дальнейшего увеличения числа БТР в мотострелковых подразделениях. Предполагается, что для взвода потребуется уже 4 БТР данного типа, а для роты – 14.

Распределение бронетранспортеров в АИ по типам

Итак, исходя из реального выпуска бронетранспортеров БТР-152 и предложенного в АИ числа соединений альтернативной Советской Армии к концу «реформенного» 1957 года открытыми бронетранспортерами БТР-152 удастся укомплектовать:

— мотострелковые полки всех «основных» танковых дивизий (37 дивизий) из расчета три батальонных комплекта БТР на полк (т.е. по 66 БТР-152 на полк);

— мотострелковые полки всех мотострелковых дивизий (41 дивизия) из расчета два батальонных комплекта БТР на полк (т.е. по 88 БТР-152 на дивизию);
— во все мотострелковые бригады (40 бригад) дать только по одному батальонному комплекту БТР (т.е. по 22 БТР-152 на бригаду) или в каждом мотострелковом полку бригады иметь по 50% одного батальонного комплекта БТР.

Остатков выпущенных до конца 1957 года (без учета опытных образцов) хватит на то, что бы в одну из мотострелковых бригад (предположительно, это будет 23-я гвардейская бригада – АИ-аналог «придворной» 2-й гвардейской мотострелковой дивизии) дать второй батальонный комплект БТР-152 и еще 65 бронетранспортеров этого типа распределить между военными училищами.

Бригады вместо дивизий? Часть 3. Проблемы моторизации

Также в военные училища будут переданы и те 55 БТР-152В1, которые были выпущены на ЗИЛе после 1957 года, но не были отгружены Погранвойскам. Итого в военных училищах будет 120 открытых БТР-152.

Выпуск бронетранспортеров БТР-152, оснащенных бронированной крышей, вышедших из ворот московского автозавода в последующий период (всего 1047 БТР-152К и К1 за 1958 и 1959 годы), предлагается распределить следующим образом.

1000 БТР-152К и К1 будут поданы в мотострелковые полки 10-ти танковых дивизий, дислоцированных на территории ГДР (в батальоне 32 машины, плюс БТР командира полка, плюс 3 БТР в учебном взводе). Еще один батальонный комплект получит «придворная» Кантемировская танковая дивизия. Остаток из 15 БТР-152К будет передан в военные училища.

За счет перевооружения мотострелковых полков 10-ти танковых дивизий ГСВГ с открытых на закрытые бронетранспортеры высвободятся 660 БТР-152 ранних выпусков (с учетом батальона Кантемировской дивизии – 682). Это позволит еще в 31 мотострелковой бригаде иметь по второму мотострелковому батальону на БТР.

Третий этап в оснащении бронетранспортерами БТР-152, связан с выпуском машин данного типа в Брянске в 1960 – 1962 годах. В зависимости от числа БТР-152, отгруженных из Брянска иностранным заказчикам, и соотношения выпущенных там БТР-152 разных модификаций (напомню, что всего там было выпущено 2459 БТР, не считая КШМ), можно предположить отгрузку в интересах Вооруженных Сил СССР 1468 БТР-152 с крышей (учитывая отгрузку еще 32 БТР-152К в Кантемировскую дивизию с ЗИЛа). Это, с одной стороны, обеспечит перевооружение на «противоатомную» версию еще 15 танковых дивизий. С другой стороны, из этих дивизий высвободится 968 открытых БТР-152 ранних версий. Это позволит в 22-х мотострелковых дивизиях перевести третьи батальоны мотострелковых полков с грузовиков на бронетранспортеры.

Колесные бронетранспортёры БТР-40 предполагается в АИ отгружать в следующей очередности. В первую очередь предлагается выделить 3600 машин для того, чтобы во всех 12-ти воздушно-десантных дивизиях оба мотострелковых полка имели по три батальонных комплекта в 50 БТР-40 каждый (строго говоря, 48 БТР-40 и 2 ЗПУ на его шасси). Собственно, этим и подчеркивается особенность ВДВ в АИ: при нехватке БТР для «поголовной моторизации» мотострелковых соединений одновременно на всех направлениях, создается резерв Главного Командования, который позволяет быстро «накачать» тот или иной ТВД не эрзац-мотопехотой на грузовиках, а полноценной мотопехотой на бронетранспортерах.

Бригады вместо дивизий? Часть 3. Проблемы моторизации

Во вторую очередь, по одному батальонному комплекту БТР-40 получает каждый полк в 21 горной бригаде. Всего это потребует 2100 БТР-40 (2016 БТР и 84 ЗСУ). Таким образом, есть основания полагать, что к концу «реформенного» 1957 года в АИ будет укомплектовано по 6 мотострелковых батальонов в 12-ти воздушно-десантных дивизиях (в двух полках по три батальона) и по одному батальону в каждом из двух полков 21 горной бригаде. В сумме это потребует 5700 БТР-40 (точнее, 5472 БТР и 228 ЗСУ) или около 67% от их общего выпуска за период с 1950 по 1960 годы.

Бронетранспортеры БТР-40Б с крышей, которые выпускались с 1958 года, в АИ предлагается направлять в мотострелковые роты отдельных разведывательных батальонов дивизий и бригад. На эти цели потребуется всего 1700 БТР-40 (по 10 БТР в каждую из 48 танковых дивизий, включая «запасные», 41 мотострелковую и 12 воздушно-десантных дивизий, 40 мотострелковых, 21 горную и 8 «северных» бригад). Это составит еще около 20% от общего выпуска БТР-40 (при этом следует учитывать, что с развертыванием выпуска БРДМ-1, выпуск БТР-40 в конце 1950-х годов, вероятно, снизился в сравнении с показателями середины 1950-х годов).

Разницу в 1100 машин, между общим выпуском БТР-40 приблизительно в 8500 единиц и рассмотренными выше отгрузками (3600 в воздушно-десантные дивизии, 2100 в горные бригады и 1700 в разведывательные батальоны дивизий и бригад), предлагается распределить следующим образом.

800 машин направить в «северные» бригады для того, чтобы в каждой из восьми бригад этого типа иметь по одному батальону на БТР (48 собственно БТР и 2 ЗСУ на их базе) на каждый полк бригады (т.е. по два батальона на бригаду). Около 100 БТР-40 предлагается передать в военные училища.

Оставшиеся 4 батальонных комплекта по 50 БТР можно будет направить для усиления «северных» бригад, дислоцированных под Ленинградом и Мурманском, доведя в их полках число мотострелковых батальонов на бронетранспортеров до двух (впрочем, в зависимости от истинного числа выпущенных БТР-40, возможно, что никаких усиленных «северных» бригад не будет — во всех будет только по два батальона на БТР, а «излишки» будут направлены в военные училища).

С гусеничными плавающими бронетранспортерами БТР-50П в АИ предполагается поступить следующим образом. В сумме мотострелковые батальоны из 48 танковых (37 «основных» и 11 «запасных») и 41 мотострелковой дивизий требуют не менее 2600 БТР-50П. Предполагая, что ежегодный выпуск БТР данного типа вряд ли превышал 500 машин, получим, что до конца «реформенного» 1957 года (т.е. за три года серийного производства) вряд ли могло быть выпущено более 1500 машин. Поэтому, предполагается, что к концу 1957 года все мотострелковые батальоны танковых полков имели только по 50% от штатной потребности бронетранспортеров (т.е. 10 БТР-50П вместо 20-ти). Полностью же потребности мотострелковых батальонов танковых полков могли быть удовлетворены не ранее 1960 года.

Бригады вместо дивизий? Часть 3. Проблемы моторизации

Начиная с 1961 года в АИ плавающие бронетранспортеры БТР-50П могут получать части морской пехоты (соответственно, до конца 1960 года в названии этих частей ключевым словом будет «пехота», хотя плавающие танки ПТ-76, как это будет показано в следующей части АИ, морпехи в полном объеме получат уже по итогам «реформенного» 1957 года). За два года (1961 и 1962) удастся полностью укомплектовать 9 полков морской пехоты, имея в каждом из них до 100 БТР-50ПА. Предполагается, что один полк будет на Северном флоте, по два – на Балтийском и Черноморском, оставшиеся – на Тихоокеанском (два полка в 19-й гвардейской бригаде морской пехоты, один полк на острове Русский и один полк на Сахалине или на Камчатке).

Бригады вместо дивизий? Часть 3. Проблемы моторизации

Собственно, желание довести число БТР-50 в полку до сотни единиц связано с желанием обеспечить морской пехоте высадку на берег средств усиления, которые ранние версии БТР-50П могли в прямом смысле нести на себе (допускалась перевозка 120-мм миномета, 57-мм или 85-мм противотанковой пушки с расчетом и частью боекомплекта). Правда, для этого придется осуществить некоторую рокировку открытых БТР-50П из других частей в обмен на новые БТР-50ПК, так как последние из-за крыши уже не позволяли размещать орудия. Десантовместимость же БТР-50 с крышей осталась достаточно высокой, что позволяло не особо увеличивать число машин под перевозку личного состава пехоты.

Бригады вместо дивизий? Часть 3. Проблемы моторизации

Также в 1962 году гусеничными бронетранспортерами БТР-60ПК планируется укомплектовать не менее двух мотострелковых батальонов вновь сформированного в ГСВГ «противодесантного» полка на севере ГДР.

В последующий период бронетранспортеры БТР-50 можно будет поставлять в мотострелковые дивизии. Предполагается, что за 1963 – 1966 годы удастся полностью перевооружить с БТР-152 на БТР-50ПК не менее шести мотострелковых дивизий. Это в свою очередь, приведет к высвобождению дополнительных БТР для перевооружения мотострелковых батальонов в мотострелковых бригадах с грузовиков на бронетранспортеры.

Впрочем, необходимость поставок плавающих бронетранспортеров в части морской пехоты в период начала 1960-х годов находится под вопросом из-за развертывания выпуска плавающих бронетранспортеров семейства БТР-60…

Дело в том, что как раз с 1960 по 1963 годы было выпущено 2626 плавающих бронетранспортеров первой модификации БТР-60П. Учитывая, с одной стороны, высокую проходимость 4-осных полноприводных машин и их плавучесть, а с другой стороны, уже выявленную «устарелость» из-за отсутствия бронированной крыши и не обещающую ничего радостного в обслуживании схему с двойным комплектов двигателей и трансмиссий, открытые БТР-60П в АИ предлагается «сбагрить» «от греха подальше» как раз в «северные» бригады, находящиеся на второстепенных ТВД. Ну а заодно и в «запасные» танковые дивизии.

Принятый сокращенный размер батальонного комплекта (взвод – 2 БТР-60П, рота – 7 БТР-60, батальон – 23 БТР), позволит во всех восьми «северных» бригадах иметь 1168 БТР-60П (в каждой бригаде по 146 БТР – это 6 батальонных комплектов, плюс по одному БТР-60П для командования каждого из двух мотострелковых полков, плюс 6 БТР-60П в учебный батальон бригады).

Еще по 70 БТР-60П получится отгрузить в мотострелковые полки 11-ти «запасных» танковых дивизий (также на полк по 3 батальонных комплектов, плюс один БТР под командование полка). В сумме это дает 1938 БТР из общего выпуска в 2626 машин. Остаток в 688 БТР-60П можно распределить следующим образом.

Первый вариант – 5 полков морской пехоты с батальонами усиленного состава (взвод – 3 БТР-60П, рот – 10 БТР, батальон с учетом управления и противотанкового взвода – 33 БТР, а в полку с учетом командирской машины – 100 БТР-60П) и остаток в 188 БТР для военных училищ. Соответственно, в этом случае колесные плавающие бронетранспортеры получают только бригады морской пехоты Северного, Балтийского и Черноморского флотов, а гусеничные БТР-50П сосредотачиваются в частях морской пехоты Тихоокеанского флота.

Второй вариант – 6 полков морской пехоты указанного состава (по 100 БТР-60П в каждом) и остаток в 88 БТР для военных училищ. Этот вариант хуже не только сокращением поставок в военные училища принципиально новых машин, но и тем, что 6 полков морской пехоты не закрывают потребностей морской пехоты Тихоокеанского флота, где только 19-я гвардейская бригада имела два полка морской пехоты. Кроме того, существенным недостатком обоих представленных вариантов является невозможность укомплектовать учебные подразделения в частях.

Бригады вместо дивизий? Часть 3. Проблемы моторизации

Бригады вместо дивизий? Часть 3. Проблемы моторизации

Соответственно, наиболее оптимальным представляется третий вариант, где 5 полков морской пехоты из состава бригад морской пехоты Северного, Балтийского и Черноморского флотов получают не по 100, а по 110 БТР-60П из расчета формирования в учебном батальоне бригады учебной мотострелковой роты на БТР-60П. В этом случае доя военных училищ останется 138 БТР-60П. Впрочем, если для восьми «северных» бригад заложить также по учебной роте из 10 БТР-60П, то военные училища смогут получить новых 58 БТР-60П.

Однако, учитывая достаточно большой объем отгрузок морской пехоте бронетранспортеров БТР-50П, в АИ можно принять и другой вариант отгрузок колесных бронетранспортеров БТР-60П в адрес «северных» мотострелковых бригад и «запасных» танковых дивизий. Речь идет о варианте организации мотострелковой роты на 9-ти БТР (взвод – «два с половиной» бронетранспортера, рота – 9, батальон – 29, полк с командирским БТР – 88 машин, а бригада из двух полков с учебной ротой – 184). В мотострелковых полках «запасных» танковых дивизий можно будет иметь по 90 БТР-60П (три батальона по 29 БТР, один БТР у командира полка, два БТР для учебных целей). Это позволит оставить для военных училищ 164 БТР-60П.

Так или иначе, но перевооружение к концу 1963 года всех «северных» бригад на БТР-60П позволит высвободить из них не менее 16 – 18 батальонных комплектов БТР-40. Это позволит, в свою очередь, на «горных» ТВД иметь три бригады, каждый из мотострелковых полков которых будет полностью укомплектован бронетранспортерами (по три батальона в полку). Этими бригадами автору видятся в первую очередь 2-я гвардейская мотострелковая бригада в Тбилиси и 102-я мотострелковая бригада в Семипалатинске.

Поставки же бронетранспортеров БТР-60ПА, имеющих бронированную крышу, в АИ предполагается провести в интересах мотострелковых дивизий Группы Советских войск в Германии (мотострелковые полки танковых дивизий, как указывалось выше, будут оснащены бронетранспортерами БТР-152К с крышей в 1958 – 1959 годах). Всего на БТР-60ПА в ГСВГ удастся перевооружить 10 мотострелковых дивизий из 11-ти. Еще два полковых комплекта уйдут в «придворную» Таманскую мотострелковую бригаду под Москвой и специально сформированный в Берлине отдельный мотострелковый полк. В сумме на это потребуется 2310 БТР (22 полка по 100 БТР, плюс учебные роты), остаток в 38 БТР-60ПА будут отправлены в военные училища.

Одновременно поставка бронетранспортеров БТР-60ПА в 1963 – 1966 годах высвободит свыше 60 батальонных комплектов БТР-152, которые пойдут на дооснащение мотострелковых бригад во внутренних военных округах.

Также в 1966 году, подобно РИ, начнется выпуск бронетранспортеров БТР-60ПБ, на которые до конца года удастся перевооружить не менее одной мотострелковой дивизии.

Оснащенность бронетранспортерами в АИ по годам

С целью сокращения объема текстового описания, оснащенность соединений и частей Советской Армии бронетранспортерами по итогам 1957, 1960, 1963 и 1966 годов приведена в таблицах 2 – 5.

Бригады вместо дивизий? Часть 3. Проблемы моторизации

Бригады вместо дивизий? Часть 3. Проблемы моторизации

Бригады вместо дивизий? Часть 3. Проблемы моторизации

Бригады вместо дивизий? Часть 3. Проблемы моторизации

Как видно из представленных таблиц, даже в АИ с сокращением числа мотострелковых полков для оснащения мотострелковых подразделений бронетранспортерами потребовалось более 10 лет (в РИ реформы Сухопутных войск по реорганизации стрелковых дивизий в мотострелковые была начата по директиве Министра обороны СССР от 27 февраля 1957 года). Но даже спустя такое время 66 мотострелковых полков в 33-х мотострелковых бригадах внутренних военных округов в АИ будут иметь на БТР только по два мотострелковых батальона из трех. Для завершения укомплектования этих бригад бронетранспортерами БТР-152 оставалось «всего-то» перевооружить 11 мотострелковых дивизий на БТР новых типов.

Пулеметно-артиллерийские же бригады и к концу 1966 года не успеют получить БТР. Собственно поэтому в АИ, когда в конце 1960-х годов из-за «чехословацких и китайских событий» часть мотострелковых бригад придется разворачивать в дивизии, придется отойти от ранее заявленной схемы развертывания. Вместо третьего мотострелкового полка в этих дивизиях будет развернут танковый полк.

Распределение специальных машин на базе БТР в АИ

Как уже указывалось выше, суммарный выпуск спаренных зенитных установок с 14,5-мм пулеметами Владимирова на шасси БТР-152 составил 879 серийных машин (2 опытные машины в 1949 году, 719 БТР-152А с 1952 по 1955 годы и 160 БТР-152Е с 1955 по 1957 годы). Поскольку их выпуск завершился в «реформенном» 1957 году, то в АИ предлагается сразу распределить их по воинским частям на постоянной основе. Зенитные самоходные установки на шасси БТР-152 в АИ предлагается направлять в мотострелковые полки танковых и мотострелковых дивизий, а также мотострелковых бригад, оснащенных бронетранспортерами БТР-152. В каждом полку предлагается иметь зенитную батарею в составе четырех ЗСУ.

Бригады вместо дивизий? Часть 3. Проблемы моторизации

Таким образом, на комплектование 210 мотострелковых полков (48 в 48 танковых дивизиях, 82 в 41 мотострелковой дивизии и 80 в 40 мотострелковых бригадах) будет потрачено 840 из 879 ЗСУ.

Оставшиеся 39 машин могут быть использованы для различных целей (особой нужды поставлять их в военные училища автор не видит, так как обучение зенитной стрельбе можно производить и на буксируемых вариантах установок пулеметов Владимирова).

Число спаренных зенитных установок с 14,5-мм пулеметами Владимирова на шасси БТР-40 автору не известно. В АИ заложено, что на каждый батальонный комплект из 48 бронетранспортеров БТР-40 будет приходиться две ЗСУ на шасси БТР-40. Таким образом, в АИ потребуется примерно 270 ЗСУ на шасси БТР-40.

Подняв тему зенитных самоходных установок, вероятно, имеет смысл коснуться и распределения в АИ ЗСУ-57-2, хотя формально тема САУ на танковом шасси относится к следующей части АИ. По доступным автору данным, всего с 1955 по 1960 годы было выпущено 857 ЗСУ данного типа. Это позволит, подобно АИ, иметь по одной зенитной батарее из четырех ЗСУ в каждом танковом полку. На укомплектование 137 танковых полков (96 в 48-ми танковых дивизиях и еще 41 в 41-й мотострелковой дивизии) в АИ будет потрачено 548 ЗСУ-57-2. Это позволит дополнительно включить по одной батарее таких ЗСУ также в зенитные полки всех мотострелковых и горных бригад, а также бригад морской пехоты.

Бригады вместо дивизий? Часть 3. Проблемы моторизации

Таким образом, не считая буксируемых спаренных и счетверенных зенитных установок 14,5-мм пулеметов и буксируемых 57-мм зенитных пушек С-60 соединения Советской Армии будут обладать следующим числом ЗСУ:

— во всех танковых дивизиях будет по 8 ЗСУ-57-2 (по 4 в двух танковых полках) и 4 ЗСУ на шасси БТР-152 (в мотострелковом полку);

— во всех мотострелковых дивизиях будет по 4 ЗСУ-52-2 (в танковом полку) и 8 ЗСУ на шасси БТР-152 (по 4 в двух мотострелковых полках);

— во всех воздушно-десантных дивизиях будет по 12 ЗСУ на шасси БТР-40 (по 6 в двух мотострелковых полках);

— во всех мотострелковых бригадах будет по 4 ЗСУ-57-2 (одна из батарей зенитного полка) и 8 ЗСУ на шасси БТР-152 (по 4 в двух мотострелковых полках);

— во всех горных бригадах будет по 4 ЗСУ на шасси БТР-40 (по 2 в каждом горно-стрелковом полку);

— до перевооружения «северных» бригад на БТР-60П в двух бригадах будет по 8 ЗСУ на шасси БТР-40 (по 4 на полк), а в шести бригадах – по 4 таких ЗСУ.

Бригады вместо дивизий? Часть 3. Проблемы моторизации

Известно, что всего было выпущено 333 машины связи (или командно-штабные машины) БТР-152С (из них 272 БТР-152С было выпущено с 1955 по 1959 годы в Москве и еще 61 БТР-152С1 – с 1959 по 1962 годы в Брянске). Это позволит уже до конца 1950-х годов иметь по 2 такие КШМ в управлении каждой дивизии (48 танковых, 41 мотострелковая и 12 воздушно-десантных) и 5 воздушно-десантных корпусов. В управлениях мотострелковых, горных, «северных» и пулеметно-артиллерийских бригадах предлагается иметь по одной такой КШМ. Остаток из 40 машин можно будет либо передать в военные училища, либо в качестве второй КШМ передать в мотострелковые бригады.

Бригады вместо дивизий? Часть 3. Проблемы моторизации

Однозначно привести распределение командно-штабных машин БТР-50ПУ/ПН в АИ несколько затруднительно из-за отсутствия точных данных по объемам и срокам их выпуска. Представляется, что такие КШМ следует подать в первую очередь в танковые полки. Для этих целей в АИ потребуется, как минимум, 137 БТР-50ПУ (для 48 танковых и 41 мотострелковой дивизий). В целом, с учетом мотострелковых бригад, полков морской пехоты и военных училищ КШМ БТР-50ПУ желательно иметь в количестве не менее 200 единиц.

Бронированных разведывательно-дозорных машин БРДМ-1 за 1957 – 1966 годы, как известно, было выпущено около 10 000. Однако, точное распределение их по модификациям, к сожалению, неизвестно.

Бригады вместо дивизий? Часть 3. Проблемы моторизации

Предполагается, что в АИ 6600 БРДМ-1 будет использовано непосредственно в качестве разведывательно-дозорной машины. Они будут сводиться в разведывательно-дозорные роты (роты БРДМ) по 10 машин. Такие роты предлагается, во-первых,  включать в состав разведывательных батальонов дивизий и бригад, а, во-вторых, иметь в качестве отдельных рот в составе танковых и мотострелковых полков.

Таким образом, в АИ каждая из 48-ми танковых дивизий будет иметь по 40 БРДМ-1 (по 10 в двух танковых полках, одном мотострелковом полку и одном разведывательном батальоне); каждая из 41-й мотострелковой дивизии будет также иметь по 40 БРДМ-1 (по 10 в двух мотострелковых полках, одном танковом полку и разведывательном батальоне); каждая из 12-ти воздушно-десантных дивизий будет иметь по 30 БРДМ-1 (по 10 в двух мотострелковых полках и отдельном разведывательном батальоне, парашютно-десантный полк БРДМ иметь не будет); 48 мотострелковых и «северных» бригад будут иметь по 40 БРДМ-1 (по 10 в двух мотострелковых полках, 10 в разведывательном батальоне и еще 10 закладывается в мобзапас на случай развертывания третьего мотострелкового полка); 21 горная бригада будет иметь по 30 БРДМ-1 (по 10 в двух мотострелковых полках, 10 в разведывательном батальоне); 12 пулеметно-артиллерийских бригад будут иметь по 10 БРДМ-1 (одна отдельная разведывательная рота на бригаду); еще 10 БРДМ-1 будет в разведывательной роте отдельного полка береговой обороны в ГСВГ.

Бригады вместо дивизий? Часть 3. Проблемы моторизации

2412 БРДМ-1 в АИ планируется задействовать в качестве шасси самоходных пусковых установок ПТУРС «Малютка». Такие СПУ будут сводиться по 18 машин в отдельные противотанковые дивизионы (три батареи по 6 машин в каждой). По одному такому дивизиону в АИ планируется включить в состав 41 мотострелковой дивизии, 12 воздушно-десантных дивизий, 40 мотострелковых, 8 «северных», 21 горной и 12 пулеметно-артиллерийских бригад.

Бригады вместо дивизий? Часть 3. Проблемы моторизации

Кроме того, в составе 48 танковых, 41 мотострелковой, 12 воздушно-десантных дивизий и 40 мотострелковых бригад в АИ предлагается сформировать взвод радиационной и химической разведки, имеющий в своем составе 3 машины РХР на шасси БРДМ-1.

Оставшиеся порядка 565 БРДМ-1 в различных модификациях (БРДМ, ПУ ПТРК, РХР) в АИ планируется передать в военные училища.

P.S. Ранее заявленное для 3-й части АИ распределение артиллерийского вооружения в АИ автор счел более уместным перенести в 4-ю часть, где также будет рассмотрено распределение танков и САУ по частям и соединениям альтернативной Советской Армии.

Подписаться
Уведомить о
guest

127 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account