Бой с тенью. Альтернативный истребитель MiG-2000. Часть 2

12

Данный материал выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в статье «Бой с тенью. Альтернативный истребитель MiG-2000». Хочу выразить большую благодарность уважаемому коллеге Redstar72 за вычитку и редактирование текста.

Содержание:

Предисловие автора: Данная статья представляет собой анализ того, как будет выглядеть советский истребитель завоевания превосходства в воздухе следующего поколения.

Западные аналитики уже сейчас ожидают появления советских боевых самолетов следующего поколения. Перспективный истребитель воздушного боя представляет особый интерес, поскольку самолеты именно этого класса исторически являются концентрацией самых передовых советских технологий.

Данная статья представляет собой гипотезу о том, что из себя будет представлять перспективный советский истребитель. Экстраполяция тенденций развития советских истребителей указывает на то, что принятие нового самолета на вооружение ожидается в начале следующего века, и потому в статье введено обозначение MiG-2000.

В данном предположении учитывается целый ряд влияний, ограничений и вероятностей. Мы приняли во внимание не только возможности, обусловленные уровнем технологического развития, но также советскую военную доктрину, советскую философию прогнозирования и планирования, предполагаемые профили боевых миссий будущего самолета и опыт советской практики проектирования (см. «Структурированный мир советского конструктора» (The Structured World of the Soviet Designer); «AIR FORCE Magazine», March 1984).

Марксистско-ленинское учение пронизывает все аспекты советского общества и является основой для планирования и действий на государственном уровне. Это учение требует, чтобы вооруженные силы были готовы успешно вести военные действия под руководством коммунистической партии. Это порождает военную доктрину, которая, в свою очередь, определяет размеры, характер и задачи вооруженных сил и обеспечивает интеграцию организационных структур, тактики, системы обучения и принятых на вооружение образцов военной техники. Эта всеобъемлющая марксистско-ленинская философия является неотъемлемой частью военной доктрины и находит свое отражение во всех системах военного назначения.

Основой коммунистической доктрины является концепция централизованного экономического планирования и контроля. Советы рассматривают прогнозы научного развития и направления научно-технических исследований в качестве важнейших элементов своего централизованного планирования. Советское руководство использует данные прогнозы при планировании сроков внедрения новой техники, новых производственных методов и, в частности, новых технологий. Созданные органами прогнозирования модели изучаются экспертами-аналитиками, которые оценивают их с точки зрения реалистичности и возможностей национальной экономики и промышленности. Эти модели могут быть изменены в целях учета возможного возникновения каких-либо непредвиденных событий. Также современные методы прогнозирования стараются предсказать потенциальные научные прорывы.

Если вкратце, то советские экономика и военная система руководствуются – и ограничены – доктринально-ориентированной философией планирования, которая нацелена на передовые технологии, и которая определяет будущее развитие научных знаний. Таким образом, зная, в каком направлении Советы планируют свое будущее развитие, западные аналитики могут отслеживать тенденции для экстраполяции будущих усилий – в нашем случае в области военной авиации. До недавнего времени характеристики советских истребителей были очень хорошо освещены в открытой печати. Имеющиеся данные о самых современных самолетах менее точны, однако открытой информации достаточно для определения тенденций развития.

Новый MiG к 2000 году

Прогнозируемая дата принятия на вооружение истребителя нового поколения была получена путем экстраполяции дат разработки Опытно-конструкторским бюро им. А.И. Микояна (ОКБ МиГ) истребителей предыдущих поколений. Данное конструкторское бюро было выбрано нами за основу, поскольку именно им были разработаны практически все советские истребители завоевания господства в воздухе, выпускавшиеся с 1945 года. Если проанализировать хронологию, то станет очевидным, что каждый последующий проект тесно связан с предыдущими. Тем не менее, каждый новый проект включает в себя всё больший процент новых технологий, а промежутки времени между появлением всё более новых и совершенных самолетов возрастают. Если принять появление каждого нового истребителя за статистическое событие, то можно определить тенденцию. Экстраполяция этой кривой указывает, что нам стоит ожидать появления истребителя МиГ нового поколения примерно в 2000 году.

Эти методы экстраполяции основаны на стандартных методах прогнозирования. Так, например, важность прошедших событий снижается тем больше, чем глубже они уходят в историю: появившийся в 1950 году истребитель MiG-17 Fresco окажет гораздо меньшее влияние на MiG-2000, чем созданный в 1966 году MiG-23 Flogger. И, соответственно, наоборот: для реалистичных прогнозов эти методы позволяют (с увеличением погрешности в прогнозе по мере увеличения временного интервала) сделать проекцию в будущее. Затем полученные кривые соответствующим образом оцениваются с использованием различных коэффициентов. Эта комбинация методов статистического анализа была использована нами для определения основных характеристик перспективного советского истребителя.

Самые достоверные (из имеющихся в открытом доступе) данные о характеристиках истребителей ОКБ МиГ нанесены на оси ординат графика; на оси абсцисс нанесены даты их появления. К характеристикам машин были отнесены число Маха, максимальный взлетный вес, удельная нагрузка на крыло и тяговооруженность. Затем эти данные были экстраполированы до 2000 года.

Бой с тенью. Альтернативный истребитель MiG-2000. Часть 2

График, на котором показана линия развития истребителей ОКБ МиГ от MiG-15 Fagot до перспективного истребителя, появление которого ожидается в 2000 году. На оси абсцисс нанесены даты появления истребителей ОКБ МиГ, а на оси ординат – суммарный уровень их расчетных характеристик (отмечено ●)

Одной из сложностей, которую необходимо было разрешить, была достоверность сведений о характеристиках самолетов. В открытых источниках имеются точные данные о старых машинах, тогда как указание характеристик более новых самолетов – особенно в советских источниках – является большой редкостью. Сведения об истребителях MiG-23 Flogger, MiG-29 Fulcrum и – в ряде случаев – MiG-21 Fishbed страдают неполнотой из-за отсутствия советских данных и секретности официальных западных оценок. Вместе с тем, сразу несколько авторитетных и полуофициальных источников сделали грамотные расчеты, в которых численные показатели того или иного параметра были представлены в определенных диапазонах, а не в виде отдельных значений. При анализе характеристик советских самолетов был выявлен ряд четко выраженных тенденций. Это значительно отличается от хаотичных тенденций, относящихся к современным западным самолетам.

Советы эволюционируют в сторону всё более высокого развития своей тактики, которая определяется новыми возможностями их боевых систем и новым наступательным характером их военной доктрины. Воздушный бой больше не рассматривается как направленный сугубо на оборону, а скорее как полностью интегрированная часть общевойсковой наступательной операции. Теперь советский летчик-истребитель должен действовать агрессивно, всегда беря инициативу в свои руки с целью уничтожить противника или, по крайней мере, отвести вражеские атаки от своих бомбардировщиков. Операции больше не ограничиваются собственной территорией и распространяются вглубь территории противника. Ожидается, что советские летчики-истребители, вступая в бой над этой расширенной зоной ответственности, обеспечат господство в воздухе.

«Наши военно-воздушные силы стали мощной частью Вооруженных Сил СССР. Они очень мобильны и маневренны и способны переносить усилия авиации с одного участка театра военных действий на другой, проникнуть глубоко в тыл врага, использовать различные вооружения и ресурсы и вести радиоэлектронную борьбу. Наши военно-воздушные силы способны действовать в любых погодных условиях, в любое время суток или года, а также совершать внезапные удары по крупным стационарным и небольшим подвижным объектам»,

– так незадолго до своей смерти (в 1984 году) заявил командующий ВВС СССР главный маршал авиации П.С. Кутахов.

Глубина расширения зоны ответственности может быть определена путем экстраполяции тенденций изменения радиуса действия самолетов, предназначенных для выполнения этих задач. На первый взгляд тенденция здесь не очевидна. Так, например, Flogger с радиусом действия 700 морских миль (1296 км) заметно выделяется среди других истребителей ОКБ МиГ, созданных как до, так и после него и имеющих гораздо меньшую дальность полета.

Однако относительно большая дальность полета истребителя Flogger имеет своё объяснение. MiG-23 появился в то время, когда в советской доктрине акцент сместился к операциям против второго эшелона войск противника. В ходе своего развития MiG-23 Flogger был модифицирован для выполнения задач дальнего истребителя, в дополнение к традиционной для самолетов ОКБ МиГ роли перехватчика.

MiG-29 Fulcrum представляет собой возвращение к более традиционной концепции легкого истребителя с относительно небольшой дальностью полета. Выполнение боевых задач, в которых требуется большой радиус действия, по-видимому, будет возложено на Su-27 Flanker. Поэтому можно предположить, что MiG-2000, как преемник MiG-29 Fulcrum, будет обладать средней дальностью полета с расчетным боевым радиусом примерно 500 морских миль (926 км).

Бой с тенью. Альтернативный истребитель MiG-2000. Часть 2

MiG-29 Fulcrum демонстрирует возвращение ОКБ МиГ к легким истребителям относительно малого радиуса действия. Fulcrum, имея примерно такие же размеры, как у F-16, внешне почти похож на F-15 и обещает быть полноценным многоцелевым самолетом, способным в равной мере вести бои за господство в воздухе и наносить удары по наземным целям

Бой с тенью. Альтернативный истребитель MiG-2000. Часть 2

По всей видимости Su-27 Flanker будет выполнять задачи, требующие большой дальности полета и ранее возложенные на MiG-23 Flogger. В отличие от истребителя Flogger, который был модифицирован для выполнения задач дальнего перехватчика, Flanker изначально спроектирован для этой роли

Как будет действовать MiG-2000

Предполагается, что самолеты MiG-2000 будут использоваться для сопровождения бомбардировщиков, ударных миссий и для «свободной охоты». Согласно советской доктрине ведения войны в воздухе, на начальном этапе военных действий над линией фронта и непосредственно за ней будут действовать неэскортируемые ударные вертолеты и дозвуковые бомбардировщики-штурмовики. Большая плотность зенитно-ракетных комплексов делает район линии фронта зоной большого риска, в которой от действий истребителей сопровождения мало проку. Поэтому истребители MiG-2000 будут вести «свободную охоту» за пределами этого пояса ЗРК.

По мнению Советов, успех в активной фазе боевых действий достигается поражением цели с первого захода. Старые ракеты с инфракрасной системой самонаведения требовали выполнять атаку в пределах прямой видимости и в заднюю полусферу. Современные всеракурсные ракеты, которыми оснащены более современные самолеты, допускают ведение воздушного боя за пределами прямой видимости. Как следствие, советская тактика стремится к уничтожению за пределами прямой видимости и с первого захода до 70 процентов целей.

Следует минимизировать время боевого соприкосновения. Если цель не будет поражена, то советский летчик выйдет из боя. Генерал авиации Тузов (General Thuzov) считает ранние маневрирование и открытие огня, равно как и число ракет, важнейшими компонентами воздушного боя. В этой связи Советы устанавливают на каждый истребитель от четырех до восьми ракет и возвращают пушечное вооружение.

Профиль полета к цели (см. рисунок ниже) требует пересечения зоны действия ЗРК противника на сверхзвуковых скоростях, замедления до оптимальной крейсерской скорости и затем перед вступлением в бой вновь разгон до сверхзвуковой скорости. На расстоянии максимального боевого радиуса истребитель должен иметь возможность совершить не менее трех маневров с использованием избыточной тяговооруженности машины. Параметры этих эволюций были определены путем экстраполяции основных требований к маневренности F-16. После выхода из воздушного боя истребитель вновь снижает скорость до оптимальной крейсерской и удерживает её до границ зоны действия вражеских ЗРК, для пересечения которой он снова набирает сверхзвуковую скорость. Он также должен быть способен не менее пяти минут совершать полет на малой скорости перед посадкой на свою базу. Существует ряд требований к самолету, способному успешно выполнить данный боевой вылет. Этим требованиям должна соответствовать наша гипотетическая конструкция, в основу которой положена экстраполяция тенденций.

Бой с тенью. Альтернативный истребитель MiG-2000. Часть 2

Профиль полета к цели истребителя MiG-2000: 1) взлет и набор большой высоты и сверхзвуковой скорости; 2) небольшой по продолжительности полет на сверхзвуковой скорости; 3) уменьшение скорости до крейсерской; 4) ускорение до боевой сверхзвуковой скорости; 5) бой (яростная атака); 6) полет на оптимальной крейсерской скорости; 7) небольшой по продолжительности полет на сверхзвуковой скорости; 8) патрулирование; 9) посадка. В типичном боевом вылете истребитель MiG-2000 разгоняется до сверхзвуковой скорости с целью пересечь зону действия ЗРК противника, выполняет полет на крейсерской скорости, на сверхзвуковой скорости ведет воздушный бой (три маневра с использованием избыточной тяговооруженности машины), выходит из боя, летит на крейсерской скорости, совершает бросок на сверхзвуковой скорости над районом сосредоточения ЗРК противника, выполняет пятиминутное патрулирование и посадку

Способность выполнять маневры с использованием высокой тяговооруженности имеет чрезвычайно важное значение для успеха в воздушном бою. Советские тактики не видят большого преимущества в продолжении воздушного боя после двух или трех боевых заходов. Данная концепция очень короткого по продолжительности воздушного боя развивалась вслед за совершенствованием всеракурсных ракет, снизившим важность маневренности на установившихся режимах. Для того чтобы добиться быстрого уничтожения целей, советский истребитель должен обладать высокой скоростью разворота, благодаря которой машина способна быстро развернуть свой нос в направлении цели и открыть огонь.

Данные экстремальные и мгновенные маневры, выполняемые во время воздушного боя, будут создавать очень большие перегрузки. Вследствие этого высокая тяговооруженность самолета должна сочетаться с усовершенствованной системой управления полетом. Также следует сказать, что выполнение маневров с высокими перегрузками ограничивается только одним фактором – пилотом. Таким образом, чтобы максимизировать преимущества повышенной маневренности, самолету необходима кабина, позволяющая его пилоту выдерживать большие перегрузки.

Самолёт должен базироваться как можно ближе к линии фронта, чтобы максимизировать глубину проникновения в тыл противника. В соответствии с действующими советскими критериями он должен быть оборудован усиленным шасси, позволяющим ему действовать с плохо оборудованных передовых аэродромов. Кроме того, для возможности действовать вне аэродромов – например с дорог – самолет должен иметь возможность выполнять укороченные взлет и посадку.

MiG-2000 должен эффективно действовать на сверхзвуковых скоростях на средних и больших высотах и на высоких трансзвуковых скоростях на малых высотах. Силовая установка и общая конфигурация самолета должны обеспечивать его малозаметность (технология «стелс») для того, чтобы успешно действовать против противника, чьи сенсоры становятся все более эффективными. Самолет должен иметь усовершенствованные системы радиоэлектронной борьбы, вследствие необходимости находиться достаточно долго над территорией противника. Так, например, он должен быть оснащен бортовым передатчиком помех системы защиты и надёжно защищёнными системами опознавания «свой-чужой» и передачи и приема данных. Вооружение не должно ухудшать характеристики или увеличивать заметность (и, следовательно, возможность обнаружения) самолета-носителя.

Советские инженеры придерживаются доктрины проектирования самолетов, которая обеспечивает адекватное – и в то же самое время не чрезмерное – удовлетворение тактико-технических требований, создание прочной и надежной конструкции, используя при этом ограниченный набор компонентов с высокой степенью стандартизации. Ранее советские инженеры смогли в соответствие с этими ограничениями разработать большое количество удачных технических решений.

Рекомендации для конструкторов

Советские конструкторы должны придерживаться следующих рекомендаций:

  • • выполнять проектные работы с соблюдением требований доктрины «производство в условиях военного времени»;
  • • самолет должен изготавливаться малоквалифицированной рабочей силой с ограниченным применением высокотехнологичных материалов и техпроцессов, а также с минимальной зависимостью от импорта;
  • • проявлять консервативность в оценке качества компонентов;
  • • уделять пристальное внимание качеству проектируемого самолета, но только там, где это необходимо;
  • • использовать только те технологии, которые уже зарекомендовали себя и которые одобрены военным заказчиком;
  • • свести к минимуму техническое обслуживание и обеспечить максимальную доступность во время коротких и интенсивных боевых действий;
  • • ограничение летных характеристик до приемлемого уровня при низком уровне технического риска.

Выполнение изложенных выше рекомендаций приведёт к созданию одноместного двухдвигательного истребителя схемы «утка», крыло и переднее горизонтальное оперение которого будут иметь излом по передней кромке. Данная компоновка основана на авторской интерпретации советской военной доктрины, исторических тенденций развития советских самолетов-истребителей, советской конструкторской практики и основных конструктивных соображений. Следуя данному подходу, рассмотрим каждое конструктивное решение отдельно.

Силовая установка

Поскольку в открытой печати имеется очень мало данных о современных и перспективных советских авиационных двигателях, то в качестве моделей были выбраны несколько западных двигателей с улучшенным рабочим процессом. Кроме того, поскольку Советы следуют доктрине высокой надежности и низкой сложности систем и, как правило, стараются упростить конструкции военных систем, то для данного исследования был выбран западный двигатель хотя и передовой, но с невысокой степенью технического риска. Советский двигатель был смоделирован с помощью разработанной компанией Pratt & Whitney параметрической модели для расчета характеристик силовой установки, предназначенной для ударного истребителя/перехватчика. Для полноценного моделирования силовой установки рабочий цикл двигателя был подобран в соответствии с двухмерным соплом, оснащенным устройствами отклонения и реверса вектора тяги, и регулируемым воздухозаборником.

Бой с тенью. Альтернативный истребитель MiG-2000. Часть 2Бой с тенью. Альтернативный истребитель MiG-2000. Часть 2

Разработанный для проникновения в глубокий тыл НАТО, MiG-2000 будет использовать свои высокую тяговооруженность, низкую удельную нагрузку на крыло, ракеты и пушечное вооружение для непродолжительных по времени воздушных боев, в которых с первого захода будет уничтожено до семидесяти процентов целей

Некоторые преимущества возможны с применением неосесимметричных сопел. Так, например, выполнение маневров с использованием избыточной тяговооруженности и укороченных взлета и посадки улучшаются благодаря отклонению вектора тяги. С технической точки зрения реализовать данное отклонение проще с двухмерным соплом, нежели с симметричным или трехмерным соплом.

Кабина экипажа

Кабина экипажа имеет ряд особенностей, которые позволяют пилоту легче переносить перегрузки. Для поддержания пилота в работоспособном состоянии при выполнении самолетом перегрузок свыше 9g, возникающих во время выполнения маневров с мгновенной угловой скоростью разворота, кабина оснащена переменным углом наклона спинки сиденья, регулируемыми по высоте опорами для ног и боковой ручкой управления.

Несущие поверхности

В течение последнего времени в советской литературе проявляется заметный интерес к аэродинамической схеме «утка». Когда схема «утка» сочетается с поворотными реактивными соплами, электродистанционной системой управления полетом и статической неустойчивостью, то в результате получается интересная конфигурация. Переднее горизонтальное оперение (ПГО) будет использоваться не только в качестве аэродинамических управляющих поверхностей, но также для балансировки вектора тяги во время некоторых маневров на больших углах атаки и при выполнении укороченных взлета и посадки. Цельноповоротные законцовки являются еще одним устройством, к которому Советы проявляют интерес. Один из их подходов заключается в креплении поверхности вдоль линии шарнира, а не с помощью цапф.

Шасси

По сравнению с западными самолетами шасси советских машин предназначены для намного более жесткой работы. Данная особенность объясняется необычайно суровыми условиями эксплуатации советских машин, которые должны быть готовы выполнять приказы военного командования вне зависимости от пригодности местности к созданию взлетно-посадочных полос. Вследствие этого в конструкции шасси для действий на льду или травянистом покрове используются шины относительно низкого давления в сочетании с рычажной подвеской.

Вооружение

По мере увеличения надежности и расширения возможностей ракет Советы увеличивали ракетную нагрузку своих самолетов. Тем не менее, сопротивление нескольких установленных снаружи ракет может серьезно ухудшить показатели самолета с высокими рабочими характеристиками. Таким образом, из соображений снижения сопротивления MiG-2000 будет иметь встроенный отсек вооружения.

Пушки могут быть включены в состав вооружения в качестве гарантии от мер радиоэлектронного противодействия противника, способных увести ракеты с курса. Вследствие этого есть все основания полагать, что Советы будут оснащать свои истребители более смертоносным вооружением в виде двух 30-мм пушек.

Системы

В соответствии с требованием производства в условиях военного времени все системы вооружения должны иметь гарантированную надежность. Кроме того, поскольку большинство советских призывников обладает небольшими техническими знаниями или же не имеет их вовсе, то техническое обслуживание должно исключать поломки при неумелом обращении. Техническое обслуживание на уровне организации сведено к минимуму путем разработки систем, находящихся, насколько это возможно, на самом низком технологическом уровне. Фактически, для поддержания требуемого уровня надежности характеристики многих систем сознательно занижены. Большинство бортовых систем может быть отремонтировано с использованием складских запасов, практически исключая техническое обслуживание на промежуточном уровне. Таким образом, командованию требуется лишь недостаточно подготовленный кадровый резерв для поддержания материальной части в боеспособном состоянии. Еще одним достоинством данной системы является сокращение времени на подготовку вновь прибывших призывников и замену уволенных в запас военнослужащих. Также следует сказать, что без большого количества обслуживающего персонала авиабазы могут иметь небольшие размеры, минимальный состав оборудования и, что важно, гораздо менее уязвимы.

Материалы

В последнее время Советы развивают производство композиционных материалов. К 2000 году эта отрасль промышленности будет достаточно развита, чтобы использовать композиционные материалы в большей части компонентов планера самолета. Хорошо известно, что использование композитов снижает вес самолетов, однако в случае советских машин рост их характеристик будет особенно заметным. Это связано с тем, что высокая прочность композитов и, следовательно, экономия веса при их применении легко сводится на нет при наличии вырезов. Западные самолеты имеют множество съёмных панелей доступа к оборудованию, каждая из которых требует крепежа, в то время как в советских самолетах число таких панелей значительно меньше. Советы делают упор на проведении заводского ремонта, что снижает важность легкого доступа к внутренним компонентам. Ожидается, что в конструкции планера MiG-2000 будет большой процент композитов.

Скрытность

Чтобы быть эффективным, боевой самолет должен быть способен доставить к месту назначения свой смертоносный груз. Для этого машина должна иметь высокую степень выживаемости от средств воздействия обороны противника. Таким образом, первостепенное значение приобретает способность избежать обнаружения противником. В прошлом основными методами, используемыми для достижения этой цели, были скорость, маневренность и средства радиоэлектронного противодействия, установка которых на самолет обычно приводила к некоторому снижению летных характеристик или полезной нагрузки. Однако если эти методы и новые технологии малозаметности будут интегрированы в конструкцию самолета изначально, уже на этапе эскизного проекта, то в результате получится более легкая и дешевая конфигурация. Таким образом можно получить более оптимальный баланс между конкурирующими конструктивными особенностями и вписать в конструкцию самолета большое количество стелс-элементов с меньшим ухудшением основных характеристик.

Маневренность

Скороподъемность и скорость разворота истребителя MiG-2000 были аппроксимированы при помощи значений маневренных характеристик самолетов-истребителей ОКБ МиГ предыдущих поколений. Скорость набора высоты, превышающая 65 000 футов в минуту (330 м/с), соответствует исторической кривой изменения значений данного показателя.

Однако скорость разворота MiG-2000 составит около двадцати градусов в минуту. Это значительно меньше показателя исторической кривой при условии исключения из рассмотрения MiG-23 Flogger. Значение скорости разворота MiG-23 составляет примерно половину расчетной величины скорости разворота MiG-2000. Однако следует помнить, что Flogger, как уже говорилось выше при обсуждении боевого радиуса, представляет собой аберрацию в общем направлении развития истребителей ОКБ МиГ. Похоже, что в случае с MiG-23 Flogger пожертвовали маневренностью ради дальности полета.

Выводы

При постулировании будущих образцов советской военной техники существует тенденция предсказывать, что Советы могут сделать, а не показывать тенденции того, что они в действительности достигнут. Несомненно, Советы вполне способны разработать любое количество передовых образцов вооружений, однако прогнозы, сделанные на основе этой предпосылки, будет нереальными, неточными и бесполезными. Советы показали, и их учение диктует, что они будут следовать заранее разработанным планам практически во всех национальных устремлениях. Военная авиация не является здесь исключением. Таким образом, если тенденции и доктрина будут правильно интерпретированы, то советские самолеты следующего поколения преподнесут мало сюрпризов. Инерция и характер их системы таковы, что отход советских конструкторов от установленных ранее консервативных планов гораздо менее вероятен, чем для западных конструкторов, требования к разработкам которых вынуждают их идти на высокий технический риск.

Представленный в данной статье проект истребителя MiG-2000 является, конечно, лишь гипотетическим и базируется исключительно на данных, полученных в открытых источниках. Тем не менее, он позволяет сфокусироваться на тенденциях развития советских авиационных технологий, а также на том, в каких областях могут быть сконцентрированы будущие исследования. С этой точки зрения, не столь важен точный облик советского истребителя следующего поколения, сколь определение его потенциальной эффективности. Несколько различных конфигураций смогут обеспечить схожие летно-технические характеристики, но военных аналитиков интересуют только возможности нового самолета.

Бой с тенью. Альтернативный истребитель MiG-2000. Часть 2

Художественное представление двух истребителей MiG-2000

Советское руководство всегда выражало потребность в передовых боевых самолетах и демонстрировало минимум колебаний в вопросе предоставления авиастроительной промышленности рабочей силы и ресурсов. В прошлом в целях достижения необходимого военного уровня Советы проводили массовые закупки авиатехники. Судя по всему, ныне они настроены также решительно, как и прежде.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: MiG-2000

Назначение: истребитель завоевания господства в воздухе

Статус: альтернатива, проект

Экипаж: 1-2 чел.

Силовая установка:

количество двигателей – 2
тип двигателя – двухконтурный турбореактивный R 2000
степень двухконтурности – 0,6
тяга двигателя
на максимальном режиме 18 000 фунтов (8165 кг)
в режиме форсажа 27 000 фунтов (12 250 кг)

Размеры:

размах крыла 34,5 фута (10,52 м)
длина 60 футов (18,29 м)
площадь крыла 545 кв. футов (50,63 м²)

Вес и удельные нагрузки:

пустого 22 000 фунтов (9979 кг)
внутреннего запаса топлива 16 000 фунтов (7258 кг)
вооружения, размещенного во внутрифюзеляжном отсеке 3000 фунтов (1361 кг)
удельная нагрузка на крыло 85 фунтов на кв. фут (415 кг/м²)
тяговооруженность 1,35

Летные характеристики:

максимальная скорость М=2,6

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тенденции развития технологий в ОКБ МиГ

Число Маха

Вследствие аэродинамических ограничений и ограничений, связанных с материаловедением, максимальное число Маха будет находиться в диапазоне 2,3 – 2,6. Поскольку Советы в дополнение к истребителям завоевания превосходства в воздухе используют истребители-перехватчики объектовой ПВО, то для MiG-2000 более вероятно будет более высокое число Маха. Тем не менее, следует отметить, что Советы больше не рассматривают максимально возможные высоту и скорость в качестве первоочередных характеристик своих истребителей. В настоящее время очень важным для истребителей считается маневрирование на малых высотах с использованием избыточной тяговооруженности.

Максимальный взлетный вес

Поскольку к каждому новому поколению боевых самолетов предъявляются все более сложные требования, то в связи с этим наблюдается устойчивый рост максимального взлетного веса. Поскольку советские конструкторы в каждый новый истребитель внедряют все больше возможностей для его многоцелевого применения, то в связи с развитием военной доктрины и увеличением требований максимальный взлетный вес растет.

Удельная нагрузка на крыло

До того как данные об истребителе MiG-29 Fulcrum стали доступными, для MiG-2000 было спрогнозировано увеличенное соотношение веса к площади крыла. Однако Fulcrum продемонстрировал заметный отход от этой тенденции. На это влияют два ключевых фактора: более экономичные двигатели, которые предоставляют бóльшую тягу для преодоления возросшего сопротивления крыла большей площади, и развитие советской тактики противодействия западным тенденциям и их относительным успехам. В настоящий момент советские проектировщики считают, что улучшение маневренности зависит не только от снижения удельной нагрузки на крыло, но и от увеличения тяговооруженности. Они смещают акцент от высокоскоростного перехвата непосредственно над линией фронта в пользу завоевания господства в воздухе над театром военных действий.

Тяговооруженность

Показатели тяговооруженности советских истребителей отражают постоянное совершенствование технологий в области моторостроения. Казалось, что в прошлом Советы отставали от Запада во многих аспектах производства турбин, но это явление обманчиво. На самом деле они следовали доктрине «производство в условиях военного времени», которая требует, чтобы в таких областях, как конструкция двигателей, низкая сложность и высокая надежность имели приоритет по сравнению с передовыми технологиями и сопутствующим им высоким риском. В прошлом советские конструкторы в определенной степени компенсировали более высокий расход топлива увеличением грузоподъемности самолета и относительным снижением массы систем, что позволяло увеличивать процентное отношение запаса топлива в общей взлетной массе. Однако в настоящий момент для обеспечения успешного выполнения задач истребителями дальнего действия Советы концентрируют усилия на повышении топливной эффективности своих двигателей.


Об авторе

Ричард Д. Уорд (Richard D. Ward) является ведущим инженером-конструктором компании General Dynamics Corp., Форт-Уорт (Fort Worth), штат Техас, и руководителем конструкторской группы в ходе работ по программам создания перспективных самолетов. В 1962 году в университете Оклахомы Уорд получил степень бакалавра в области авиационного машиностроения. Его карьера в авиастроительной промышленности началась в компаниях Rockwell и McDonnell Douglas. Он участвовал в программах создания экспериментального самолета X-15,бомбардировщика B-70A и истребителей F-4, F-15 и F-18. В течение последних шестнадцати лет Ричард Д. Уорд в рамках эскизного проектирования занимался разработкой компоновок летательных аппаратов; его работа включала в себя анализ конструкций иностранных самолетов с упором на советскую практику проектирования и материально-технического обеспечения. Он является автором статьи «Структурированный мир советского конструктора» (The Structured World of the Soviet Designer), опубликованной в прошлом году в «Soviet Aerospace Almanac».

источник: RICHARD D. WARD «MiG-2000» «AIR FORCE Magazine» March 1985

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account