Бой с тенью. Альтернативный истребитель Mikoyan MiG-37

12

Еще одна статья про самолет, который не разрабатывался и не строился и который являлся плодом фантазии Дага Ричардсона – автора выпущенной в 1990 году книги «Самолеты-невидимки» (Stealth Warplanes).

Осенью 1987 года американская компания-производитель масштабных пластиковых моделей Testors, создавшая первый набор для сборки модели F-19, представила масштабную модель MiG-37 Ferret B – советского эквивалента малозаметного истребителя компании Lockheed. Если бы эта модель попала бы в конструкторское бюро Микояна (ОКБ МиГ), то она не вызвала бы ничего кроме улыбки. Но как признают в компании Testors, они лишь сделали вид, что представляют возможную конфигурацию «стелс-мига», а не настоящий MiG-37, находящийся на этапе разработки или летных испытаний.

Но в Пентагоне, разумеется, было не до улыбок. Данная модель, которую можно было найти в любом магазине игрушек, была первым публичным выражением того, что граненые формы являются одним из способов сокращения эффективной поверхности рассеяния. В те годы истинный облик F-117A еще не был определен, однако в кругах, связанных с аэрокосмической промышленностью, было хорошо известно, что реальный F-117A больше напоминал модель MiG-37B Ferret, нежели F-19.

Обозначение MiG-37, выбранное компанией Testors для своей масштабной модели, продемонстрировало, что граненые формы ее модели не являются чем-то случайным. В то время наибольшим номером, присвоенным самолету ОКБ МиГ, было число «31». Используя число «37», компания Testors перепрыгнула через несколько ступенек, но по всей видимости это был правильный выбор. Мы практически уверены в том, что обозначения MiG-33 и MiG-35 зарезервированы для истребителя завоевания превосходства в воздухе и легкого истребителя. Если ОКБ МиГ было бы поручено создать истребитель-невидимку, то обозначение MiG-37 будет вполне правдоподобным. Либо компании Testors сильно повезло, либо ее сотрудники знали, как найти нужное место.

Однако Ричард Уорд – ведущий инженер-конструктор компании General Dynamics – полагает, что можно получить представление о возможных формах перспективных советских истребителей на основе максимально возможного объема несекретной информации. В статье «MiG-2000» Ричард Уорд попытался предсказать, какие технологии будут использованы при создании советского истребителя, который будет принят на вооружение в 2000 году. Решение поставленной задачи он попытался получить посредством экстраполяции текущих тенденций, учета характера задач, возложенных на данный самолет, знаний о советских технологиях и организации производства, а также всего того, что известно о направлениях аэрокосмических исследований на Востоке.

Ричард Уорд предсказывает разработку Советами двухдвигательного истребителя компоновочной схемы «утка»; самолет будет иметь взлетный вес 18 тонн и оснащаться двумя двухконтурными турбореактивными двигателями, развивающими сухую тягу по 8100 кг и на форсаже по 12 500 кг и оснащенными поворотными соплами. Советская специализированная литература очень интересуется компоновочной схемой «утка»:

«Когда самолет оснащен передним горизонтальным оперением (ПГО), управляемыми соплами, электродистанционной системой управления полетом и искусственной устойчивостью, то полученная комбинация дает интересный результат. ПГО является не только аэродинамическими рулями. На некоторых участках полета с большими углами атаки или при выполнении укороченных взлета или посадки ПГО также может использоваться в качестве компенсатора изменения тяги».

Основными отличительными чертами истребителей, созданных в ОКБ МиГ, являются скорость и высота. ОКБ МиГ создало серию отличных боевых самолетов, которые имеют худшие характеристики и меньшую полезную нагрузку, чем у их западных оппонентов. Однако вьетнамская война показала, что в благоприятных тактических условиях МиГ-21 мог, несмотря на свои легкость, меньшую дальность полета и скромное вооружение одержать верх над более тяжелым и технически более сложным истребителем F-4 Phantom II.

Ричард Уорд утверждает, что согласовывая требования скорости и маневренности с требованиями к невидимости, мы вынуждены будем смириться с увеличением веса самолета и его стоимости. Его статья содержит схему самолета с треугольным крылом с переменной стреловидностью по передней кромке, ПГО и формами, имеющими частичную граненость.

О MiG-33 практически ничего не известно, в то время как о MiG-35 нам известно, что это будет однодвигательный самолет тех же размеров, что и F-16, и обладающий сходными характеристиками. Проектирование этих двух самолетов было начато, несомненно, слишком рано, чтобы в их конструкции в полной мере были применены «стелс» технологии и, как следствие, MiG-33 и MiG-35 подобно Rafale и EFA будут скорее истребителями со сниженной эффективной поверхностью рассеяния, нежели полноценными истребителями-невидимками.

Таким образом, первым полноценным истребителем-невидимкой ОКБ МиГ будет тяжелый истребитель, который разрабатывается в качестве ответа на американскую машину, создаваемую в рамках программы ATF (Advanced Tactical Fighter – перспективный тактический истребитель) и появление которого ожидается в конце 1990-х годов. Если вспомнить, что между первым полетом МиГ-29 и принятием его на вооружение прошло около десяти лет, то слова Ричарда Уорда о постановке MiG-37 на боевое дежурство в 2000 году кажутся лишенными основания.

На предложенном нашими читателями гипотетическом рисунке MiG-37 имеет немного больший взлетный вес, чем предсказанный Уордом MiG-2000. Однако при определении внешнего вида и характеристик MiG-37 были учтены некоторые из выводов Ричарда Уорда; также были позаимствованы некоторые компоновочные решения из некоторых рисунков и моделей перспективных американских истребителей, разрабатываемых в рамках программы ATF. Взлетный вес MiG-37 должен быть примерно 22 700 кг, а его силовая установка состоять из двух двухконтурных турбореактивных двигателей с отклоняемыми соплами и тягой на форсаже по 13 600 кг.

Гипотетический рисунок MiG-37 показывает возможный советский ответ на проблему тактического истребителя-невидимки. Советские инженеры очень серьезно интересуются самолетами компоновочной схемы «утка» с треугольным крылом. Округлые формы обеспечивают хорошее рассеяние радиолокационных сигналов. При данной конфигурации никаких максимумов в эффективной поверхности рассеяния не будет. Законцовки крыла и килей уменьшают отражение посредством дифракции. Сопла типа «жалюзийная штора» позволят отклонять вектор тяги в вертикальной плоскости. Обратите внимание на оптико-электронный датчик, установленный перед фонарем кабины, и коробки у корневых частей киля

Гипотетический рисунок MiG-37 показывает возможный советский ответ на проблему тактического истребителя-невидимки. Советские инженеры очень серьезно интересуются самолетами компоновочной схемы «утка» с треугольным крылом. Округлые формы обеспечивают хорошее рассеяние радиолокационных сигналов. При данной конфигурации никаких максимумов в эффективной поверхности рассеяния не будет. Законцовки крыла и килей уменьшают отражение посредством дифракции. Сопла типа «жалюзийная штора» позволят отклонять вектор тяги в вертикальной плоскости. Обратите внимание на оптико-электронный датчик, установленный перед фонарем кабины, и коробки у корневых частей киля

Формы представленного на рисунке самолета скорее округлые, чем плоские, поскольку это больше соответствует предпочтению советских инженеров простым более легким в производстве формам. Переднее горизонтальное оперение и треугольное крыло будут иметь «цельнокомпозитную» конструкцию с нанесением на их передние и задние кромки противорадиолокационного материала. В фюзеляже MiG-37 также будет широко использоваться эти материалы и конструкции.

Вооружение MiG-37 будет размещено внутри самолета. В 1990-х годах состоящие на вооружении ракеты AA-8 (Р-60), AA-10 (Р-27) и AA-11 (Р-73) будут немного устаревшими, и в будущем MiG-37 скорее всего будет вооружен четырьмя самонаводящимися ракетами AA-12 (Р-77) с дальностью полета 80 км и двумя ракетами AA-13 (неизв.; сейчас данное обозначение присвоено ракете большой дальности Р-37) для ближнего боя. Пушка и лазерный дальномер, доказавшие на МиГ-29 свою исключительную точность, найдут себе применение и на MiG-37, но калибр орудия скорее всего будет увеличен до 25 или 27 мм.


источник: Doug Richardson «Les Avions Furtifs» (Stealth Warplanes) 1990

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account