Австрийские крейсера для Китая: проекты из Монфальконе
Содержание:
После того, как Синьхайская Революция 1911 года свергла империю Цин, в изрядно потрепанном всевозможными перипетиями Китае наступил период относительного спокойствия. Установившаяся Китайская Республика во главе с президентом Юань Шикаем особой демократичностью не отличалась (сам Шикай был сторонником конституционной монархии), да и порядка в ней явно не хватало, но она, по крайней мере, отстранила от власти консервативную Цинскую аристократию, тем самым, открыв дорогу для остро необходимых военных и гражданских реформ.
Одним из острых вопросов – в который раз! – стал китайский флот. Проигранная война с Японией и хаос Боксерского Восстания мало что оставили от некогда впечатляющей армады Цинов. Единственными мало-мальски боеспособными его кораблями были несколько устаревших маленьких крейсеров, канонерок и старых миноносцев. Хронические финансовые проблемы препятствовали восстановлению корабельного состава. В последние годы Цинов, в Британии и Америке были заказаны три очень скромных учебных крейсера типа “Чао Хо”, но и то один из них пришлось еще на верфи продать Греции, чтобы расплатиться за остальные два.
Такое положение, естественно, китайцев абсолютно не устраивало. Помимо того, что оно не соответствовало китайским амбициям, огромное побережье Китая и обилие судоходных рек делали слабость флота просто опасной. Китайцы хорошо помнили, как европейские канонерки во время Опиумных Войн и Боксерского Восстания поднимались по рекам империи, угрозой бомбардировки принуждая к капитуляции целые города.
В 1912 году, министр китайского (республиканского) флота Ли Гуансонг обратился к европейским банкам с запросом о кредите для военно-морской программы. Хотя амбициозные китайские адмиралы мечтали о крейсерах и линкорах, Ли был настроен более прагматично, и искал средств на постройку эсминцев и небольших миноносцев.
В итоге ему удалось договориться о займе в 3.200.000 фунтов стерлингов под 6% годовых с немецкой финансовой компанией “Арнхольд, Карберг & К.о.”. Фирма эта представляла интересы могущественного промышленного концерна “Шкода”, весьма заинтересованного в проникновении на китайский рынок. Усилиями “Арнхольд, Карберг & К.о.”, китайскому министру удалось заключить контракты с немецкой верфью “Вулкан” на постройку шести эсминцев, и с австрийской верфью STT (Stabilimento Tecnico Triestino), на постройку двенадцати малых миноносцев.
Контракт был подписан в июне 1913. В ходе переговоров, китайцам удалось добиться достаточно выгодных для себя условий, так что в результате сверх заказа осталась кругленькая сумма. К полному ошеломлению китайских чиновников, Ли Гуансонг ее не прикарманил, а решил на лишние средства заложить три “внеплановых” легких крейсера. С чем и обратился к производителям.
Новый китайский запрос поставил “Шкоду” в затруднительное положение. С одной стороны, и “Вулкан” и STT были загружены заказами, и не проявляли особого энтузиазма строить китайские крейсера. С другой стороны, терять выгодного заказчика очень не хотелось. И “Шкода” нашла выход.
Еще в 1908 году, основанная на средства семьи Косулич компания CNT (итал. Cantiere Navale Triestino – Флотские Верфи Триеста) построила верфь в городе Монфальконе, в австрийской северной Италии. Эта верфь уже построила несколько гражданских судов, и легкий крейсер “Сайда” для Королевского и Императорского Флота. Летом 1913 года, “Шкода” приобрела контрольный пакет акций CNT, де-факто обзаведясь собственным судостроением.
Вскоре после этого, однако, инженеры CNT, ознакомившись с китайским заказом, сообщили руководству “Шкода”, что первой части займа – 870.000 фунтов – недостаточно, чтобы построить и восемнадцать миноносцев, и три 4.900-тонных легких крейсера с 203-мм артиллерией. В качестве альтернативы, верфь предложила построить три малых 1800-тонных крейсера с 152-мм орудиями. Ли Гуансонг противился этому предложению, и пытался настоять на исходных планах, но столкнувшись с увеличением расходов на заказ артиллерии у “Шкоды” в итоге был вынужден согласиться. В результате, в сентябре 1913 был подписан контракт на постройку трех малых крейсеров под фирменными обозначениями “номер 64”, “номер 65” и “номер 66”.
В октябре 1913 года, благодаря дополнительному траншу от “Арнхольд, Карберг & К.о.” в 200.000 фунтов, Ли Гуансонг сумел-таки добавить к заказу “полноценный” легкий крейсер водоизмещением в 4.800 тонн. Этот корабль получил обозначение “номер 68”. Контракт на его постройку был заключен в октябре 1913.
Малые крейсера номер 64, 65, 66
Малые крейсера номер 64-66 представляли собой, по сути дела, турбинные бронепалубные крейсера-скауты: тип кораблей, к 1913 году считавшийся уже устаревшим. Они имели очень скромное водоизмещение в 1800 тонн, длину в 105 метров, наибольшую ширину в 10,9 метров и осадку в 4 метра.
Основное вооружение крейсеров, по первоначальному проекту, составляли четыре 15-см/50-калиберных орудия Skoda K10, расположенные попарно в башнях на носу и на корме крейсера. Пушки эти были разработаны как вспомогательное вооружение австрийских дредноутов типа “Вирибус Унитис”. Это было достаточно современное скорострельное орудие, способное послать 45,5-кг снаряд с начальной скоростью до 880 м/с на максимальную дистанцию в 15 км (угол возвышения 15 градусов). Скорострельность определялась в шесть выстрелов в минуту.
(в ряде источников упоминается также версия с вооружением из десяти 10-см орудий в щитовых установках, но она не находит архивного подтверждения)
Вспомогательное вооружение состояло из восьми 66-мм противоминных орудий Skoda K15 в палубных щитовых установках, четырех 47-мм орудий (в ряде источников не упоминаются) и двух 45-см палубных торпедных аппаратов с боезапасом в 6 торпед.
Броневая защита состояла из карапасной (т.е. имеющей скосы не только по бортам, но и в оконечностях) броневой палубы, толщиной 20 мм в центральной части, и 25 мм на скосах. Вертикальное бронирование борта отсутствовало. Башни, барбеты и боевая рубка защищались 60 мм бронированием.
Силовая установка состояла из двух комплектов паровых турбин (крейсерского и полного хода) производства германской фирмы AEG, либо австрийской Ganz-Danubis. Турбины, общей мощностью около 12.500 л.с., работали на два винта. Пар обеспечивали пять нефтяных котлов – один в носовом котельном отделении, по два в центральном и кормовом. Максимальная скорость составляла 24,5 узлов.
На бумаге, крейсера выглядели весьма внушительно. Однако, китайские заказчики были иного мнения – и, весьма необычно, в прагматичную сторону. По мнению китайских моряков, проект был опасно перегружен: кораблик такого небольшого водоизмещения не мог безопасно нести столь тяжелое оружие и силовую установку. Австрийцы попытались убедить заказчика, что теоретически, все должно сработать. Китайцы уперлись, заявив, что в море ходить будет не теория, и тонуть в случае чего будут не австрийские инженеры.
В итоге, инженеры CNT переработали проект в сторону облегчения. Основное вооружение уменьшили в калибре: теперь оно состояло из четырех 12-см/50-калиберных орудий (планировавшихся для нового поколения австрийских крейсеров). Это орудие стреляло 23.5-кг снарядом на дальность до 15 км. Вспомогательное вооружение осталось прежним.
Переработали и силовую установку. В новом проекте, количество котлов сократили до четырех – по два в переднем и заднем котельных отделениях – и перевели котлы на смешанное угольно-нефтяное питание. Убрали и одну трубу, оставив крейсера двухтрубными. Запас топлива составлял 148 тонн угля и 128 тонн нефти.
Пересмотренный проект китайцев устроил, и заказ на три корабля с закладкой в 1913, спуском на воду в 1915 и готовностью в 1916, был утвержден.
Большой крейсер номер 68
Большой крейсер номер 68 был куда более впечатляющим кораблем. Полным водоизмещением в 5350 тонн (стандартным – 4900 тонн), он ничуть не уступал размерами самым современным легким броненосным крейсерам первостепенных морских держав. И существенно превосходил их защищенностью и огневой мощью.
Архитектура корабля опиралась на австрийские легкие крейсера типа “Новара” и “Адмирал Шпаун”. Крейсер имел достаточно лаконичный силуэт с гладкой палубой, приподнятым полубаком и четырьмя скошенными назад трубами. Надстройки были сведены к минимуму.
Основное вооружение крейсера составляли четыре 20-см/45-калиберных орудия Skoda K14. Такой калибр для австрийской морской артиллерии был нестандартным (австрийцы использовали либо 24-см, либо 19-см орудия), и описание этих орудий отсутствует в справочниках. Возможно, речь шла о 21-см SK L/45 Круппа, учитывая тесные взаимосвязи между немецким концерном и “Шкода”. Орудия устанавливались попарно в двухорудийных башнях, на носу и на корме корабля.
Вспомогательное вооружение состояло из двенадцати 12-см/45-калиберных скорострельных орудий, расположенных побортно в щитовых установках. Его дополняли десять 47-мм противоминных пушек, четыре 37-мм скорострелки Гочкиса (возможно, на зенитных станках) и два надводных 45-см однотрубных торпедных аппарата с боезапасом в 6 торпед.
Бронирование крейсера номер 68 было мощным и вполне соответствующим требованиям времени. Узкий броневой пояс толщиной 100 миллиметров прикрывал котельные и машинные отделения. Сверху над поясом проходила выпуклая броневая палуба толщиной в 25 мм в плоской части, и 65 мм на скосах. Башни и барбеты главного калибра, а также боевая рубка, защищались 100 мм броней.
Силовая установка состояла из двух комплектов паровых турбин Ganz-Danubis, общей мощностью в 30.000 л.с. Пар обеспечивали шестнадцать котлов, расположенных по четыре в четырех котельных отделениях. Интересно, что в отличие от “малого” крейсера, “большой” крейсер изначально рассчитывался на чисто угольное питание. Максимальная скорость крейсера должна была достигать 28 узлов. Запас угля определялся в 800 тонн.
Согласно планам, крейсер должен был быть заложен в 1915 году, спущен на воду в конце 1915, и введен в строй в 1916.
История
Три малых крейсера были заложены весной 1914 года. Первый (номер 65) был заложен 2 апреля, следующий (номер 64), на две недели позднее, 15 апреля, и последний (номер 66) заложили 30 мая. Их спуск на воду рассчитывался на июль 1915, сентябрь 1915 и апрель 1916 соответственно. Ввод в строй ожидался в апреле, августе и сентябре 1916. Летом 1914, верфь CNT приступила также к заготовке материалов и заказу компонентов большого крейсера номер 68. Его предполагалось заложить весной 1915. Но начало Первой Мировой Войны нарушило все планы.
Как ни странно, но даже после Сараево, строительство крейсеров продолжалось, хотя и замедленными темпами. Как и практически все европейцы в 1914, руководство “Шкода” полагало, что конфликт будет быстрым и решительным, и не видело необходимости прекращать работу над выгодным экспортным заказом. В существенно большей степени работы задерживало то, что итальянцы – составлявшие основу рабочей силы CNT – с началом войны, покинули Монфальконе. Вслед за этим, начался отток высококвалифицированных рабочих на военные предприятия. Все это сильно сказалось на темпе работ.
Все же, постройка потихоньку продолжалась месяц за месяцем. В начале 1915, после затянувшегося подготовительного периода, заложили киль большого крейсера номер 68. Малый крейсер номер 65, находившийся в наибольшей степени готовности, планировали спустить на воду в июне 1915. Однако, политика помешала этим планам.
23 мая 1915 года, Королевство Италия объявило войну Германии и Австро-Венгрии. Находившийся возле границы Монфальконе оказался почти на линии фронта, и был эвакуирован. Верфь и строящиеся на ней крейсера была захвачена итальянцами 9 июня 1915 года. К этому моменту, крейсер номер 64 был готов приблизительно на 13%, номер 65 на 17%, и номер 66 на 12%. Крейсер номер 68 был собран на 15%, и его машины и (частично) вооружение были уже изготовлены на фабриках в Будапеште. На долгие два года, в истории крейсеров наступила пауза.
В октябре 1917 года, после решительной победы в сражении при Капоретто, австрийцы отбили Монфальконе. Вернувшиеся инженеры “Шкода” обнаружили полностью разоренную судоверфь, с которой итальянцы вывезли или уничтожили практически все оборудование… и четыре совершенно целых корпуса китайских крейсеров, мирно стоящие в своих доках. Судя по всему, итальянцы выяснили, что крейсера в собственности экспортного заказчика – и не решились реквизировать или разобрать их, опасаясь международного скандала. Изрядно обрадованная таким ходом событий, “Шкода” немедленно отчиталась в Китай о готовности продолжить работы.
Однако Китай в это время переживал собственные проблемы. Президент Юань Шикай – разогнавший в 1914 правительство – надумал, на старости лет, провозгласить себя императором и основать новую династию. Он исходил из традиционного китайского представления о “небесном мандате” (философско-политической концепции, согласно которой каждая новая династия получает ограниченный запас “небесной благодати”, по исчерпании которого должна смениться новой), и считал, что новая династия – самое то, что нужно консервативному китайскому народу…
И просчитался. Как выяснилось, китайскому обществу до того надоели императорские династии с их небесным благословением, что Юань Шикаю дружно посоветовали пойти со своим небесным мандатом куда подальше. Простой народ устраивал забастовки и демонстрации. Ближайшие сторонники самопровозглашенного императора обратились против него, ряд провинций подняли восстание в защиту республики. Вынужденный отречься от своих планов, Юань Шикай в расстройстве запил (пуще прежнего) и вскорости скончался. Страна пребывала в раздрае, и никто особо не интересовался застрявшими в Европе крейсерами.
В результате, австрийцы приняли решение большой крейсер номер 68 реквизировать, и достроить для своего флота. Вооружение его пересмотрели в пользу восьми 15-см орудий в щитовых установках (главным образом потому, что достройка изначально планировавшихся 21-см башен заняла бы много времени) двух 90-мм зениток, и двух двухтрубных торпедных аппаратов. Малые крейсера решили не трогать, видимо, в связи с ограниченными возможностями их корпусов. Неизвестно, однако, до какого состояния успели довести эти проекты – особенно с учетом разваленного состояния верфи CNT – но к моменту коллапса Австро-Венгрии и окончанию мировой войны в 1918 году, корпуса крейсеров все еще оставались в довольно низкой степени готовности.
После войны, интерес к крейсерам для Китая неожиданно возродился. Хотя Австро-Венгрия и перестала существовать, но верфь в Монфальконе и четыре строящихся на ней крейсера по-прежнему находились в собственности концерна “Шкода”. Теперь уже чехословацкая компания все еще возлагала надежды на экспортные рынки, и надеялась доставить-таки крейсера китайскому заказчику.
Но Китай явно находился не в том состоянии, чтобы проявить хоть какой-то интерес к застрявшей собственности. После смерти Юань Шикая, обстановка в стране окончательно пошла вразнос. Непрочная республика рухнула: в образовавшемся вакууме власти, боролись друг с другом военные хунты провинциальных военачальников, опиравшихся на лояльные лично им армии. В хаосе беспорядочной гражданской войны всех со всеми, невозможно было даже понять, какое именно из “правительств” считать мало-мальски законным, не говоря уже о том, с каким можно вести переговоры на предмет оплаты старого заказа. Помучившись некоторое время в бесплодных попытках установить контакты то с одной, то с другой кликой, “Шкода” в итоге расписалась в собственном бессилии. Весной 1921 года, корпуса недостроенных крейсеров отправились на слом.
Заключение
История строившихся в Австро-Венгрии крейсеров для Китая достаточно интересна в целом ряде аспектов. Во-первых, она очень хорошо иллюстрирует особенности подхода ограниченных в средствах держав (а Китай в 1910-ых был в финансовом плане где-то на уровне тогдашней Аргентины…) к закупке вооружений. На передний план при этом выходила способность получить достаточно выгодный заем у банков, а собственно контракты оказывались под влиянием связей и пайщиков кредитора.
Во-вторых, она иллюстрирует, что строительство военных кораблей на экспорт было очень прибыльным бизнесом. Фирма “Шкода” – интересы которой представляла контора “Арнхольд, Карберг & К.о.” – де-факто получила прибыль, просто перекладывая свои же деньги из кармана в карман (солидная часть китайского займа была предоставлена “Шкодой”).
В третьих, китайские крейсера представляли собой значительный шаг вперед в военно-морской инженерии того времени. В 1910-ых, никто еще не строил легких крейсеров, с полностью башенным расположением вооружения, равно как и с тяжелой 20-см артиллерией. По совокупности характеристик, большой крейсер номер 68 соответствует, скорее, послевоенным представлениям о крейсерах. Если бы крейсер номер 68 был достроен, то стал бы, де-факто, первым полноправным “Вашингтонским” тяжелым крейсером, опередив свое время на десятилетие.
Такой корабль, в начале 1920-ых, был бы сильной головной болью для японцев – по боевым возможностям, он значительно превосходил любой из японских легких крейсеров с 14-см артиллерией, и эффективно догнать и уничтожить его из всего японского флота могли бы только линейные крейсера типа “Конго”.