17
"Легкие" крейсера "Mitsubishi" для Китая

«Легкие» крейсера «Mitsubishi» для Китая

Остр меч и храбр самурай
Но бой проигран заранее
Непобедима жаба…

Содержание:

Когда «Harima Shipbuilding» получила контракт на постройку учебного крейсера («Ning Hai») для Китая, японского индустриального гиганта «Mitsubishi Heavy Industries» начала мучить зависть. Тот факт, что удачный экспортный заказ уплыл из-под носа к куда более скромному производителю, больно задевал самурайское самолюбие. «Mitsubishi» не собиралась так вот просто спускать ситуацию, и в 1931 году предложила вниманию китайского флота ряд своих проектов.

На основании изучения материалов, у меня сложилось впечатление, что основные параметры — водоизмещение не более 6000 тонн, вооружение главного калибра из шести 8-дюймовых орудий — были все же китайской инициативой. Эти параметры повторяются во всех проектах, предложенных Китаю в 1930-ых. Причем не только японских; британская фирма «Виккерс» в 1929 году предлагала Китаю проект 6000-тонного 8-дюймового крейсера, под номером «проект 970».

Интересно отметить, что все крейсера, предложенные «Mitsubishi» обозначались «легкими» — хотя и несли артиллерию 200-мм калибра.

ПРИМЕЧАНИЕ АВТОРА: я привожу проекты в порядке уменьшения водоизмещения, а не в хронологическом.

ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР ВОДОИЗМЕЩЕНИЕМ 6150 ТОНН

Этот проект — самый крупный в линейке «Mitsubishi» — был представлен хронологически последним, 2 октября 1931 года.

Полным водоизмещением в 6150 тонн, крейсер имел длину 163 метра, наибольшую ширину 15 метров, и осадку 4,9 метра. По внешнему виду и компоновке, он сильно напоминал уменьшенную версию японского тяжелого крейсера «Аоба».

Основное вооружение крейсера состояло из 20-см/50-калиберных орудий образца 3-го года Тип 1 (20 cm/50 (7.9″) 3rd Year Type No. 1). Аналогичные орудия ставились на японские крейсера типа «Фурутака» и «Аоба», а также на экспортные броненосцы береговой обороны типа «Томбури», построенные для Сиама. Эти пушки стреляли 110-кг бронебойным/фугасным снарядом с начальной скоростью 870 м/с; при угле возвышения в 40 градусов (такой имели башни тип «C», стоявшие на «Аобах») снаряд мог пролететь до 26,7 км.

6150-тонный крейсер нес шесть таких орудий в трех двухорудийных башен. Две башни стояли линейно-возвышенно в носу, одна в корме. Боезапас определялся в 200 снарядов на каждую башню (т.е. 100 снарядов на орудие) в мирное время, и 300 снарядов (150 на орудие) в военное. Кроме того, для учебных стрельб поставлялись 60 практических выстрелов с уменьшенным пороховым зарядом.

Для управления огнем главного калибра, носовая возвышенная и кормовая башни должны были нести 6-метровые стереоскопические дальномеры. Еще один 3.5-метровый дальномер устанавливался на крыше мостика. Имелось два директора управления огнем, и центральный артиллерийский пост под броневой палубой.

Интересной деталью проекта было наличие «промежуточного» вспомогательного калибра. Оно состояло из четырех 14-см/50-калиберных орудий 3-го года, установленных в двух двухорудийных башнях. Одна 14-см башня располагалась возле центра корабля — между задней трубой и кормовой надстройкой (размеры которой были специально заужены, чтобы обеспечить широкие сектора обстрела). Вторая 14-см башня была расположена возвышенно над кормовой башней ГК.

Назначением этой артиллерии, по-видимому было отражение атак миноносцев, уничтожение канонерских лодок и транспортов — не стоящих использования главного калибра — и поддержка орудий ГК против преследующего противника. 14-см орудия имели максимальную дальность до 20 км при скорострельности в 10 выстрелов в минуту. Боезапас составлял 150 снарядов на орудие в мирное время, и 200 в военное.

Зенитное вооружение состояло из трех 8-см (на деле 76-мм; японцы округляли калибр при переходе на метрическую систему) зенитных орудий бразца 3-го года. Одно орудие стояло на крыше носовой надстройки, перед мостиком. Два других располагались побортно у передней трубы. Боезапас составлял 300 снарядов на ствол (до 400 в перегруз). Зенитное вооружение дополняли две 40-мм автопушки (вероятно, британские «Пом-Помы» старой модели) и четыре 7-мм пулемета. Для управления зенитным огнем использовались два 2-метровых и один 1.5-метровый дальномеры.

Торпедное вооружение состояло из двух трехтрубных 533-мм аппаратов, расположенных побортно между трубами. В норме, корабль нес по три торпеды в каждом аппарате, и еще три запасных. В перегруз, можно было взять еще три запасные торпеды.

Также крейсер должен был нести два противолодочных бомбомета (вероятно K-gun) побортно, и рельсы для сброса глубинных бомб на корме. Боезапас составлял 30 глубинных бомб.

Авиационное оснащение состояло из двух складных гидросамолетов, располагавшихся на крыше надстройки перед носовой трубой. Катапульты не имелось; взлет и посадка выполнялись на воду при помощи подъемного крана.

ПРИМЕЧАНИЕ АВТОРА: при выражении толщины бронирования в фунтах эквивалентного веса, дюйм берется равным 24,9 мм. Понятия не имею, почему. Видимо, какая-то традиция.

Бронирование крейсера было (ожидаемо) довольно слабым. Традиционно, оно выражалось в фунтах эквивалентного веса, то есть броневая плита толщиной в 1 дюйм (24,9 мм) и площадью в квадратный фут, считалась весящей ровно 40 фунтов.

Короткий броневой пояс толщиной 50 мм защищал машинные и котельные отделения крейсера. С торцов, он замыкался 20 мм толщины траверсными переборками. Погреба боезапаса, находившиеся ниже ватерлинии, боковой защиты не имели (считалось, что толща воды остановит снаряды разумного калибра), но с торцов прикрывались 20 мм переборками.

Палубное бронирование имело одинаковую толщину в 25 мм. Над машинами и котлами, бронирование проходило по верхней палубе. Над погребами боезапаса, броня размещалась по платформенной (нижней) палубе.

Вращающиеся части башен защищались 35 мм бронированием. Барбеты имели 25 мм бронирование. Боевая рубка защищалась 70 мм плитами.

В движение крейсер приводили два турбозубчатых агрегата, суммарной мощностью 36.000 л.с. Максимальная скорость определялась в 27,5 узлов, или выше (вероятно, указанное значение было «гарантированным»). Пар давали шесть котлов: два нефтяных, и четыре на смешанном топливе. Запаса нефти в 300 тонн и угля в 500 тонн хватало на 13000 км экономичного 12-узлового хода.

ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР ВОДОИЗМЕЩЕНИЕМ 6000 ТОНН

Этот проект был представлен 18 марта 1931 года. По габаритам, он был несколько меньше и… «японистей» своего 6150-тонного «младшего брата», с более выраженным «изломом» корпуса и дымоходами, сведенными в одну плавно изогнутую трубу. Длина корабля уменьшилась до 160 метров, ширина до 14,6 метров, осадка не изменилась.

Основное вооружение по-прежнему составляли шесть 20-см орудий, расположенных линейно-возвышенно в трех двухорудийных башнях. Не изменилась и система управления огнем. Но вспомогательное вооружение существенно отличалось. От промежуточных орудий отказались; вместо них, 6000-тонный крейсер нес шесть 8-см (76-мм) зениток с боезапасом в 250 снарядов на орудие в мирное время, и до 400 в военное. Все зенитные орудия стояли побортно на надстройке крейсера. Четыре зенитки размещались квадратом вокруг трубы, еще две на кормовой надстройке.

Торпедное и авиационное вооружение соответствовали более крупному проекту. Противолодочное вооружение отсутствовало.

Бронирование отличалось большей толщиной траверсных переборок машинного отделения и погребов боезапаса: 25 мм.

Значительно мощнее, однако, была силовая установка. Два турбозубчатых агрегата вырабатывали 43.500 л.с. — достаточно для 29,5-узлового хода. Чтобы добиться таких параметров, количество котлов смешанного питания увеличили до шести (чисто нефтяных осталось по-прежнему два). Запас топлива составлял 800 тонн угля и 300 тонн нефти; однако, по-видимому такой вес топлива вызвал сомнения у проектировщиков, потому что «нормальный» максимальный вес топлива определялся всего в 800 тонн. Запас хода составлял 13000 км 12-узловой скоростью.

ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР ВОДОИЗМЕЩЕНИЕМ 5800 ТОНН

Проект был представлен 25 июля 1931 года. По всей видимости, он был разработан в попытке сделать 6000-тонный проект дешевле, и привлекательнее для небогатого китайского заказчика.

Основное вооружение по-прежнему составляли шесть 20-см орудий. Вспомогательное, по сравнению с 6000-тонным проектом, изменилось. Зенитную артиллерию сократили до четырех 8-см (76-мм) орудий. Зато добавили четыре 12-см/45-калиберных орудия. Эта «промежуточная» артиллерия в неуниверсальных щитовых установках, располагалась по длине корабля: одно 12-см орудие стояло перед мостиком, второе — на возвышенной платформе между дымовыми трубами, третье — между задней трубой и кормовой мачтой, и четвертое — позади кормовой мачты, на крыше надстройки. Боезапас составлял 120 (в тексте документа перечеркнуто, изменено на 200) снарядов на орудие в мирное время, и 150 (заменено на 300) в военное.

Короткий броневой пояс толщиной 50 мм защищал машинные и котельные отделения крейсера. С торцов, он замыкался 20 мм толщины траверсными переборками. Погреба боезапаса, находившиеся ниже ватерлинии, боковой защиты не имели, но с торцов прикрывались 20 мм переборками.

Палубное бронирование имело одинаковую толщину в 25 мм. Над машинами и котлами, бронирование проходило по верхней палубе. Над погребами боезапаса, броня размещалась по платформенной (нижней) палубе. Вращающиеся части башен защищались 35 мм бронированием. Барбеты имели 25 мм бронирование. Боевая рубка защищалась 70 мм плитами.

В движение крейсер приводили два турбозубчатых агрегата, суммарной мощностью 36.000 л.с. Максимальная скорость определялась в 28 узлов. Пар давали шесть котлов: два нефтяных, и четыре на смешаном топливе. Запаса нефти в 300 тонн и угля в 500 тонн хватало на 13000 км экономичного 12-узлового хода.

ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР ВОДОИЗМЕЩЕНИЕМ 5500 ТОНН

Этот проект был представлен 14 июля 1931 года.

Габариты его явно попытались свести к «прожиточному минимуму», все еще позволявшему впихнуть шесть 20-см орудий и хоть какую-то броневую защиту. От «промежуточного» калибра снова отказались, в пользу шести 8-см (76-мм) зениток. Легкое зенитное и торпедное вооружение оставались прежними — четыре 7-мм пулемета и два трехтрубных 533-мм торпедных аппарата — как и авиационное оснащение.

Бронирование, однако, подверглось некоторому утоньшению. Различную толщину теперь имело палубное бронирование. Если котлы и машины по-прежнему прикрывались 25 мм палубой, то погреба боезапаса защищались только 20 мм палубой. На треть ослабили (до 50 мм) и бронирование рубки.

Силовая установка следовала той же тенденции на «медленнее, дешевле». Из нее убрали один нефтяной котел, оставив только пять: один нефтяной и четыре на смешаном питании. Мощность турбозубчатых агрегатов упала до 25.500 л.с., скорость — до 26 узлов. Запас топлива составлял 800 тонн угля и 300 тонн нефти; однако, по-видимому такой вес топлива вызвал сомнения у проектировщиков, потому что «нормальный» максимальный вес топлива определялся всего в 800 тонн. Запас хода составлял 13000 км 12-узловой скоростью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ни один из проектов «Мицубиси» так и не был реализован: китайский флот имел достаточно проблем со строящимися учебными крейсерами, чтобы заказывать у японцев более крупные корабли. Кроме того — ввиду уже имевшихся контрактов с «Харима» — с высокой степенью вероятности, китайцы выбрали бы более… нестандартные крейсера этой компании.

В историко-техническом плане, проекты «Мицубиси» представляют интерес в первую очередь как попытка разработать сразу широкую гамму различающихся водоизмещением и деталями вооружения проектов, в попытке привлечь внимание экспортного заказчика. В этом плане, 6150-тонный крейсер, очевидно, выглядит перегруженным и перевооруженным: попытка воткнуть на ограниченных размеров корабль традиционной компоновки еще и промежуточные 140-мм башни едва ли вышла бы удачной.

5500-тонный крейсер был явным вариантом корабля «для очень экономичного бюджета». Урезанная до 26 узлов скорость и ослабленное бронирование практически выводили этот корабль из категории крейсеров, делая его некой очень странной канонеркой/кораблем береговой обороны. Да и урезание зенитного вооружения до трех 76-мм пушек (пускай и частично скомпенсированное 40-мм автоматами) выглядело уж совсем неуместным для проекта 30-ых.

Наиболее сбалансированными были 6000-тонный и 5800-тонный проекты. Они (сравнительно) гармонично объединяли огневую мощь, защищенность, и ходовые качества. 6000-тонный проект сочетал высокую скорость с хорошим по меркам времени зенитным вооружением и защищенностью. 5800-тонный проект вновь включал промежуточное вооружение, но теперь уже куда более умеренное — 120-мм пушки в щитовых установках. С высокой степенью вероятности, если бы Китай пожелал заказать крейсер у «Мицубиси», он бы выбрал один из этих двух проектов.

источник: https://fonzeppelin.livejournal.com/211454.html

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account