19

Авианесущий линкор «Ольга».

Заинтересовал пост коллеги Граф Цеппелин «Авианесущие линкоры типа «Центурион», вот и решил его адоптировать под свои нужды. Оригиналы рисунков и часть текста оттуда же.

***

Молодое советское государство после всех неурядиц (Гражданской войны, интервенции, послевоенных проблем) осталось только с тремя линейными кораблями. Да, в некоторые моменты советских линкоров становилось больше, но все возвращалось к цифре три. К числу имеющихся линкоров, можно было добавить два (а то сразу и пять!) линкоров, которые пока еще прибывали на стадии недостроенных корпусов. Но, послевоенная разруха страшнее чем война, и от трех корпусов отказались – «лучше масло чем пушки», после долгих раздумий последовательно отказались и от двух оставшихся корпусов (недостроенные «Измаил» и «Николай 1», опять же в пользу «масла». Советскому государству требовались деньги (в том числе и на индустриализацию), и проданные корпуса на металлолом приносил реальные деньги здесь и сейчас.

Да, линкор может принести деньги (особенно если использовать его как разбойный корабль или дипломатично открывая какую-нибудь страну), но это не путь Советской Страны. Может и было ошибкой продавать на металл корпуса недостроенных кораблей, тем более что ситуация в стране стала улучшаться. Росли предприятия, исчезла угроза голода (как оказалось это было преждевременное заявление) в стране появились деньги, и страна стала заботится не только о поддержании сухопутных или воздушных сил, но и задумалась над силами морскими.

Сначала – только модернизация эсминцев типа «Новик», затем строительство СКР типа «Ураган», потом строительство эсминцев (тип «Гневный») и их лидеров («Минск»). Вот и дошла очередь и до крейсеров – достраивались и перестраивались крейсера типа «Светлана». И наконец главные силы флота – линкоры то же проходили модернизацию.

Накопив большой опыт на тральщиках, эсминцах, подводных лодках, СССР приступил к созданию и новых крейсеров (а не достройке еще царских) проекта 26. И не за горами было время, когда надо было приступать к созданию линкоров.

И советские инженеры с конструкторами действовали в духе Магомета, но с советским размахом! «Если Магомед не идет к горе, гора идет к Магомеду» — в смысле при достаточном количестве взрывчатки, времени, людях, любую гору можно заставить двигаться (превратив ее в оползень). Никто не мешает советским инженерам, в свободное от работы время (а вот во время работы заниматься другими работами, прямо не относящиеся к данной работе, очень нежелательно — ведь можно получить такие работы, что после этого не захочешь заниматься никакими посторонними работами на работе), заниматься линкорами. Предэскизные проекты линкоров колебались в широком диапазоне: от скромных 18 тыс. тонн с 254-мм орудиями, до гигантов в 80 тыс. тонн с 500-мм орудиями.

Но предэскизные проекты на то и предэскизные, чтобы остаться предэскизами (хотя некоторым дается возможность стать эскизными проектами). Было решено не изобретать велосипед, а пойти по проторенному пути, и внимательно изучить опыт первого морского государства (или государств).

Таким государством являлась Великобритания.

Поэтому нет ничего удивительного, когда феврале-марте 1936 года Балтийское КБ-4 представило два эскизных проекта линкора в 35 тыс.тонн, скопированных именно с английских линкоров.

Первый эскиз представлял линкор типа «Нельсон».

Второй эскиз представлял линкор типа «Центурион», который в свою очередь,

Авианесущий линкор «Ольга». 

концептуально, линкоры типа «Центурион» представляли собой несколько удлиненные и более быстроходные «Нельсоны». Длина по ватерлинии составляла 225 метров; выступ летной палубы увеличивал общую длину до 236,5 метров. Стандартное водоизмещение при этом выросло за 35000 тонн, на что британцы постарались не обратить внимания.

Авианесущий линкор «Ольга».

Взвесив все «за» и «против» обеих проектов, советские специалисты отдали предпочтение авиационно-артиллерийскому «Центуриону», как более перспективному образцу.

Конечно, в СССР были планы не только «скопировать» (хотим такой же) британский линкор, но и «масштабировать» (хотим такой, но гораздо больше!) британский линкор, но предпочтение было отдано «малому» проекту. Вот когда советская промышленность и советские инженеры потренируются и наберут опыт на малых (т.е. 36-тысячных) линкорах, вот тогда и перейдем к крупным (70-тысячным) линкорам. А то мало ли что….

В отличие от Великобритании, равно разделивших артиллерию и авиацию, СССР все же решил делать ставку на авиацию. Подобный шаг объяснялся не стратегическим предвиденьем ситуации (о чем любят указывать отечественные источники), а слабостью артиллерийской базы. Наладить производство артиллерийских орудий такого крупного калибра было значительно тяжелее, чем удлинить палубу и увеличить число самолетов.

Вместо трех трехорудийных башен линейно-возвышенной схемы на «Центурионе», «Ольга» несла две четырехорудийные башни, расположенные на одном уровне. Таким образом, если у англичан было 9 орудий (в жалкие 16-дюймов), то у советского линкора 8 орудий (мощных 35,6-сантиметровых); в общем советский линкор по числу стволов проигрывал не много. Гораздо существенным, было то, что за счет убирания одной из башен (линейно-возвышенной), удалось удлинить взлетно-посадочную палубу почти на 20 метров.

Авианесущий линкор «Ольга».

Добавили полубак – в отличие от просвещённых англичан, у советских моряков был своя взгляд на океан. Так же, удалось впихнуть еще одно котельное отделение – советскому кораблю нужна была высокая скорость. А вот с запасами топлива и прочими запасами из которых складывается автономность, преимущество было у английского линкора.

Авианесущий линкор «Ольга».

В остальном, «Ольга» являлась практически полной копией английского «Центуриона», что свидетельствует о хорошей работе советской разведки. Впрочем, не стоит забывать, что копия всегда хуже оригинала.

При практически одинаковых размерах и водоизмещении, советский линкор был быстрее, и имел больше авиации. Английский линкор был лучше вооружен, его авиагруппа была сбалансированной (и за счет торпедоносцев – позубастее). В целом, в противостоянии один на один, «Центуриун» смотрелся выигрышнее «Ольги», как в артиллерийском, так и авиационном бою. По иронии судьбы, оба авиационно-артиллерийских линкора – «Ольга» и «Центурион», прекрасно дополняли друг друга: разведчик/ПВО русский и ударный англичанин.

Авианесущий линкор «Ольга».

Конструкция.

Длина по ватерлинии составляла 225 метров; выступ летной палубы увеличивал общую длину до 236,5 метров. Стандартное водоизмещение при этом дошло 36000 тонн.

Советский корабль сохранили ту же базовую архитектуру, с расположением всех орудий главного калибра в носовой части. Большую часть кормы занимала массивная октагональная надстройка, служившая основанием для расположенной поверх нее летной палубы. Башнеподобная надстройка, служившая также основанием для дальномеров главного калибра, была сильно заужена и смещена к правому борту. Единственная труба была выведена за левый борт.

Общая длина летной палубы линкора составляла 130 метров. Так как высказывались сомнения, что столь небольшие размеры летной палубы будут достаточны для перспективных самолетов, конструкторы (после долгих и напряженных работ) установили в передней части летной палубы две пневматические катапульты. Также, по примеру англичан, была установлена угловая летная палуба, облегчающая посадку самолетов.
Ангар был рассчитан на размещение 25 самолетов (на практике – крайне редко). Для подъема самолетов из ангара на палубу использовались два самолетоподъемника: крестообразный основной в передней части, и прямоугольный вспомогательный в кормовой.

Авианесущий линкор «Ольга».

Что бы не передавала советская разведка по «Центуриунам», но советские моряки предпочли набить собственные шишки, чем изучить опыт иной страны. Отчасти, подобное решение было оправдано тем, что советский флот попросту не имел того, чего имел английский флот – и тут поневоле придется идти собственным путем. В отличие от англичан, спокойно создавшим сбалансированную группу (куда входили истребители, разведчики и торпедоносцы), в СССР сначала решили создавать универсальную группу. Так по замыслу, советские палубные истребители должны были быть и истребителями, и разведчиками, и даже легкими бомбардировщиками. Благоприятно в таком качестве показали только истребители которые выполняли роль истребителей. Пришлось по примеру англичан, заводить и на советском кораблей специальные самолеты-разведчики, а позднее и бомбардировщики: данные роли с успехом выполнял самолет Р-5.

Еще одним нововведением, с которым боролись различными мерами (вплоть до поднимания самолетов на домкратах), стало внедрение складывающихся крыльев на советских самолетах.

Вооружение.

Главный калибр: восемь 356/52-мм орудий в двух четырехорудийных башнях в носовой части.

Вспомогательный калибр. 12 100-мм орудий в шести двуствольных башнях, 16 37-мм зенитных автоматов.   Авианесущий линкор «Ольга».

Заложенный в начале 1937 года (три систрешипа были заложены в 1938 году – еще один на Балтике, и два на Черном море), первый советский линкор вошел в строй в начале 1941 года. И то необходимо учитывать, что неофициальная часть закладки пришлась еще на 1936 год, а окончательная доводка пришлась уже на май 1941 года. С другой стороны, необходимо учесть различные простои: замена некачественной брони, чехарда со вспомогательным калибром, установка новых 356-мм орудий…. А также ситуацией в Европе, в результате которой то затухали все работы над линкором (надо развивать в первую очередь сухопутные силы), то наоборот начиналась штурмовщина (срочно нужен большой флот).

Два черноморских линкора, находящиеся в высокой степени готовности, были эвакуированы из Николаевска сначала в Севастополь, а позднее в Батуми. К 1943 году, оба линкора наконец приняли участие в боевых действиях, но выступали как авианосцы – ВПП была удлинена на всю длину линкоров. Аналогичным образом был модернизирован и третий (балтийский) линкор.

Из четырех авианесущих линкоров типа «Ольга», только сама «Ольга» приняла полноценное участие в войне как авиационно-артиллерийский корабль. Три систершипа в начале войны использовали артиллерию, а в конце войны стали больше походит на классические авианосцы.

Сама «Ольга» по окончанию войны, так и осталась в качестве авиационно-артиллерийского корабля (только авиагруппа теперь была вертолетной).

 

СЕЖ
Подписаться
Уведомить о
guest

45 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account