Артиллерийский тягач по-французски. Часть 1.0. Tracteur Châtillon-Panhard K 8. 1911. Первый полноприводный артиллерийский тягач
Авторское предисловие: В 1911 году во Франции, которая в Европе была ведущей автомобилестроительной страной, был создан один из первых специализированных полноприводных артиллерийских тягачей. Рассказ о предшественнике всех французских военных полноприводных грузовиков в этой статье.
Компания «Панар-Левассор» была создана в 1886 году предпринимателями и инженерами Рене Панаром (Louis François René Panhard) и Эмилем Левассором (Émile Levassor). Совместная работа двух инженеров началась в 1872 году, когда Рене Панар пригласил своего однокашника по обучению в École Centrale Эмилю Левассору стать владельцем 10% акций фирмы Perin, Panhard & Cie, которая должна была заниматься выпуском газовых двигателей. В 1886 году после смерти одного из владельцев фирмы месье Перина фирму переименовали просто в Panhard & Levassor. Компания плотно работала с немецкой фирмой Даймлер, с владельцем которой — Готлибом Даймлера оба основателя имели хорошие личные отношения. В 1890 году у немцев была куплена лицензия на двухцилиндровый двигатель и в том же году было начато производство легковых автомобилей. 9 июня 1891 года был продан первый Panhard & Levassor. По мнению французских историков именно легковой автомобиль фирмы Panhard & Levassor был первым автомобилем с двигателем внутреннего сгорания, который в 1897 году участвовал в маневрах во Франции в составе 70-й пехотной бригады и стал таким образом первым образцом армейского автомобиля с двигателем работающим по циклу Отто. В 1901 году на Мадагаскаре благодаря генералу Галлиени (Gallieni) появилась автомобильная рота связи на 5 легковых и грузовых машинах, оснащенная техникой «Панар-Левассор».
В 1910 году, по примеру австро-венгерских военных, активно экспериментировавших с полноприводными грузовиками и тягачами Австро-Даймлер, французский Генеральный штаб так же решил оценить возможность использования полноприводных тягачей в артиллерии. Австро-венгерские военные рассматривали использование полноприводных тяжелых тягачей в рамках создания орудийных комплексов для новых мортир высокой мощности, которые по их мнению должны были помочь в преодолении упакованной в железобетон обороны русских крепостей. Французские военные собирались воевать активно и эксперименты с тягачами сразу рассматривались в рамках применения современного транспорта к полевой артиллерии. Руководить работами на созданием новой машины взялся 75-ти летний подполковник в отставке Депор (DePort), который работал военным советником в сталелитейной компанией «Шатийон-Коммантри» ( Compagnie des Forges de Châtillon-Commentry), занимавшейся поставкой орудийных систем во французскую армию. Депор предложил технический проект полноприводного тягача. Так как сами литейщики сами никак не могли произвести тягач, в качестве квалифицированного партнера привлекли фирму Панар-Левассор (Panhard & Levassor). Первый тягач, получивший название К8, показали военной комиссии в 1911 году на официальном конкурсе военных грузовиков. Первый прототип тягача Tracteur Châtillon-Panhard К8 был оснащен 6-ти цилиндровым двигателем (8836см3, 45 л.с.), и индивидуальным приводом каждого колеса собственной системой карданных валов от центральной раздаточной коробки с межосевым дифференциалом. На фирме Панар-Левассор буквой «К» обозначались машины, предназначенные для городских и государственных нужд. Цифра «8» обозначала порядковый номер проекта.
Передача грузовика «Шатильон-Панар» была сконструирована без использования карданных валов, только прямые валы и множество конических передач. От двигателя через коробку передач приводился «центральный мост» с дифференциалом. От поперечных полуосей этого «центрального моста» через конические шестерни на концах приводились четыре продольных вала, которые так же через коническую зубчатую передачу передавали вращательный момент на короткие поперечные оси. Опять же через коническую передачу от поперечных осей приводилась вертикальная ось, по оси вертикального поворота колес. Через еще одну коническую передачу момент с вертикальной оси передается на ступицу колеса, которая поворачивается по окружности шестеренки вертикального вала от рулевого привода. Так как дифференциал был только один, он регулировал передачу момента между сторонами шасси. Все четыре колеса были устроены одинаково и были не только приводными, но и управляемыми, что позволяло в два раз снизить требуемые углы поворота каждого колеса. Всего в движителе было 17 конических передач и 8 шаровых соединений, позволяющих относительные движения колес и рамы.
Во время ежегодных французских военных учений на полигоне в Сатори (Satori) в 1911 году ДеПорт продемонстрировал свой прототип полноприводного трактора Chatillon-Panhard официальной комиссии по испытаниям автомобилей. Автомобиль не только уверенно перемещался и маневрировал на дорогах с любыми покрытиями, но и мог тянуть прицепы массой до 12 тонн. В июле 1912 года были проведены новые, уже войсковые испытания. Châtillon-Panhard буксирует спокойно уже 19 тонн со скоростью 18 км/час по ровной поверхности, правда при подъеме на уклоне 9% скорость снижается до 3 км/час. Только машина Панара смогла подняться на 37% уклон, тянуть 155-мм пушку и вытягивать застрявшие стандартные грузовики.
Во время ходовых испытаний в конце марта 1912 года автомобиль показал отличные ходовые качества, после чего они продолжились уже в Венсене, где военные потребовали провести работу уже с реальными образцами вооружения, потребовал продемонстрировать буксировку тяжелых орудий. Для первых испытания в качестве артиллерийского тягача там же, в Венсенне машину оснастили сцепным устройством. Сами испытания проводились с 8 по 18 июля 1912 г. К 8 успешно обеспечивал тягу для орудия de Bange 155 mm long cannon mle. 1877 , один образец которого стоял перед Музеем революции в Москве и ранее принимал участие в подавлении антибольшевистского восстания, а так же миномета 220 образца 1880-1891 гг. В трех вагонах-прицепах при этом перевозилось 12 тонн груза. (примерно 12 т). Трактор спокойно работал со 155-ти миллиметровыми пушками и 220-мм мортирами, при перевозке которых общий тяговый вес превышал 12 тонн. В кузове машины размещался расчет 14 человек.
В Венсене К8 уверенно буксировал 155-мм полевое орудие и передок, а при испытаниях с большой 220-мм осадным мортирой так же транспортировались одной машиной опорная плита, люлька и передок. Трактор буксировал 18 тонн по пандусу с углом наклона в 6,5%, переезжал дерево диаметром 40 см, брошенное поперек дороги.
В 1913 году в небольшую серию пошел тягач К8, еще через год легкий тягач, уже отличавшийся большой серийность. — К13. От более поздних машин Chatillon-Panhard К 8 отличается хорошо визуально заметной отсутствием под передним бампером лебедки самовытаскивания и одинарными передними колесами. От машин Латил и Рено, кроме хорошо заметного и различимого радиатора фирмы Панар, К8 отличается нормальным расположением радиатора впереди шестицилиндрового мотора и хорошо заметными дисками «центрального» моста на боковинах шасси.
Испытания тягача Chatillon-Panhard К 8 в 1912 году показывают, что будущее артиллерийской тяги тяги на пересеченной местности за машинами с двигателями, работающими по циклу Отто. На отборочных испытаниях в марте 1913 года должны были состояться первые соревнования тяжелых тягачей с полным приводом. Из-за нехватки времени только Панар официально участвовал в соревнованиях, ни Латил, ни Болоховский не показали приемлемых для военных машин. А Панар представил усовершенствованный образец К11, который и победил в гордом одиночестве.
Tracteur Châtillon-Panhard К8/Артиллерийский тягач Шатилон-Панар К8
Страна: Франция
Производитель: Société des Anciens Établissements Panhard et Levassor/Compagnie des Forges de Châtillon-Commentry
Год производства: Прототип 1911
Кол-во выпущенных: 1
Экипаж: 2 чел
Масса пустого: 5500 кг
Нагрузка 2000 кг
Колесная формула 4×4
Размеры: 4850×1450×3320 мм
Двигатель: V6F, 6597 см³, 6-ти цилиндровый рядный с водяным охлаждением, 45 л.с.