Ровно 90 лет назад, 5 мая 1929 года, впервые поднялся в воздух первый и единственный в довоенные годы крупносерийный советский авиалайнер АНТ-9 (ПС-9). С 1930 по 1935 год было выпущено ровно 100 таких машин, ставших первыми «рабочими лошадками» Аэрофлота. Они обслуживали многие маршруты, но больше всего их летало на Дальнем Востоке, в Сибири и Средней Азии. С этим самолетом связан первый в СССР случай воздушного терроризма. В 1938 году вооруженный пассажир, взяв экипаж в заложники, заставил его перелететь границу и совершить посадку в Иране. Машину иранцы вернули, а дальнейшая судьба угонщика — неизвестна.
До начала войны АНТ-9/ПС-9 возили пассажиров и грузы, а потом были мобилизованы и использовались как военные транспортники. Им приходилось летать к партизанам за линию фронта и забрасывать разведчиков-парашютистов во вражеский тыл. Последний из них списали по износу в 1944 году. К сожалению, ни одного музейного экземпляра АНТ-9 не сохранилось. А на заставке — наиболее живописный представитель этого семейства, входивший в агитационную эскадрилью имени Максима Горького и декорированный под эмблему популярного сатирического журнала «Крокодил».

Как это обычно бывало в Советском Союзе, пассажирский АНТ-9 создавался на базе военной машины — дальнего разведчика АНТ-7 (Р-6). От него авиалайнеру досталось крыло и хвостовое оперение

Первый прототип АНТ-9, выставленный накануне первомая 1929 года на Красной площади в качестве демонстратора достижений советского авиапрома

Та же машина во время летных испытаний, которые продолжались всего несколько дней. «Самолет был очень удачным» — писал впоследствии летчик-испытатель Михаил Громов
10 июля 1929 года первый образец АНТ-9, которому присвоили имя «Крылья Советов», отправился в пропагандистское турне по странам Европы, посетив Польшу, Германию, Францию, Италию и Великобританию. В пассажирском салоне находилась делегация известных советских писателей и журналистов, изображенная на снимке. Можете опознать персонажей?
По современным меркам, салон АНТ-9 выглядел очень скромно и вмещал всего девять пассажиров. Узкий проход между сиденьями перегораживали силовые балки каркаса, через которые приходилось перешагивать. Вопреки западным веяниям, стюарда на самолете не было и напитки с закусками пассажирам никто не предлагал. На этих «буржуазных излишествах» решили сэкономить. Зато в хвосте уже был туалет, представлявший собой прикрепленное к полу жестяное ведро с дыркой вместо днища. Впервые увидев это чудо техники, Громов скорбно произнес: «из авиации ушла романтика…».
Первые экземпляры АНТ-9 оснащались тремя английскими звездообразными моторами Бристоль «Титан» (слева) или аналогичными американскими «Райтами» J4. Потом все машины переделали под два советских рядных мотора водяного охлаждения М-17 — копии германского BMW-VI. Место крепления носового двигателя закрыли обтекателем.

ПС-9 Среднеазиатского управления ГВФ, конец 1930-х годов. Новый индекс самолет получил осенью 1937-го, когда его создателя А. Н. Туполева арестовали как «врага народа».

ПС-9 в стандартной для второй половины 1930-х годов ливрее «Аэрофлота» и агитсамолет «Крокодил». К машине приделали декоративный деревянный нос и гребни на крыше фюзеляжа, а колеса шасси закрыли обтекателями, раскрашенными под когтистые лапы
Источник — https://vikond65.livejournal.com/903125.html
+!!!
Ох, Кондратьев-Кондратьев…
Не «обычно в Советском Союзе», а конкретно у Туполева. И насколько я помню, АНТ-9 был первым отечественным примером такого рода. Не говоря уж о том, что в те времена это было абсолютно в порядке вещей во всём мире, равно как и обратные превращения (тот же Fokker F-VII/3m состоял на вооружении целого ряда стран как бомбардировщик, а Ю-52 вовсю применялся в этом качестве в Испании).
Он хочет сказать, что на зарубежных машинах того же класса и вместимости — хоть на тех же Фоккерах — такие «излишества» были?
Блин, двухмоторная версия всегда называлась ПС-9 и никак иначе — хотя бы потому, что разрабатывал её не Туполев, а инженеры СНИИ ГВФ под руководством Комарова С.И.