Андрей Харук. «Шериданы» в строю и в бою

15

В соответствии со своим основным предназначением танки М551 поступали на вооружение разведывательных частей, в армии США традиционно числившихся кавалерийскими. В меньшем числе «Шериданы» попали в воздушно-десантные соединения. В январе 1969 года первая партия этих машин отправилась по Вьетнам, где шли боевые действия.

Перевооружение разведывательных частей новыми лёгкими танками началось в 1967 году. Типичный кавалерийский эскадрон (разведбат) армии США, входивший в состав танковой или пехотной дивизии, получил 27 танков М551 — по девять в каждой разведроте. Кроме того, «Шериданы» поступали в отдельные бронекавалерийские полки — разведывательные части корпусного уровня. Такой полк по штату располагал 84 лёгкими танками: три эскадрона по 27 единиц и три М551 в управлении полка. В июне 1967 года «Шериданы» поступили в первую строевую часть — 1-й батальон 63-го танкового полка (Форт-Райли, штат Канзас).

Вскоре после этого «Шериданами» перевооружили 1-й эскадрон 17-го кавалерийского полка, входивший в состав 82-й воздушно-десантной дивизии. В апреле 1968 года десять М551 прибыли на Гавайи, в ноябре появились в частях 8-й армии в Южной Корее, а в январе 1969 года — в Западной Европе.

М551 ранних серий. Форт-Нокс, 1967 год. Zaloga S. M551 Sheridan. US Airmobile Tanks 1941-2001. – Oxford, 2009

М551 ранних серий. Форт-Нокс, 1967 год.
Zaloga S. M551 Sheridan. US Airmobile Tanks 1941-2001. – Oxford, 2009

Содержание:

Долгая дорога во Вьетнам

Предложение об отправке «Шериданов» во Вьетнам впервые было высказано в 1966 году, когда их производство только начиналось. Идею пришлось отложить в долгий ящик по банальной причине: для М551 ещё не было налажено производство снарядов. Военные благоразумно отказались от отправки в «горячую точку» «пулемётной тележки за 300 тысяч баксов», как в то время окрестили М551. В марте 1967 года в докладе командования армии США вновь было выдвинуто требование направить во Вьетнам «лёгкие бронемашины, не уступающие по подвижности БТР М113, но превосходящие их по вооружению».

Естественным кандидатом на роль такой бронемашины выглядел «Шеридан», но и в этот раз решение пришлось отложить: к тому времени в боекомплекте всё ещё отсутствовал осколочный снаряд, и не были доведены до приемлемого уровня надёжности приборы ночного видения. Кроме того, уже побывавшие во Вьетнаме офицеры настаивали на необходимости оборудования «Шериданов» бульдозерными отвалами (что так и не было сделано) и усиления их бронирования.

Командование вооружений и автобронетанковой техники армии США инициировало три экстренные программы, направленные на адаптацию танка М551 к условиям войны во Вьетнаме: разработки картечного снаряда М625, проектирования дополнительного противоминного бронирования и повышения эффективности средств ночного видения. В 1968 году, когда снаряды для «Шериданов» наконец были запущены в массовое производство, новыми танками решили вооружить действовавшие во Вьетнаме 3-й и 4-й эскадроны 4-го кавполка. Но тут заартачились их офицеры: они были вполне довольны имевшимися средними танками М48А3, а «Шеридан» явно уступал «Паттонам» по защищённости.

Решающим для судьбы «Шеридана» стало назначение в марте 1968 года нового командующего американскими войсками во Вьетнаме — генерала Крейтона Абрамса. В бытность заместителем начальника штаба армии США он приложил немало усилий для «проталкивания» М551 на вооружение и теперь стремился доказать правильность своей позиции. С этой целью Абрамс в июле 1968 года созвал в Сайгоне совещание, на которое вызвал из Штатов несколько лиц, непосредственно занимавшихся «Шериданом», в том числе командира батальона, в котором танк проходил войсковые испытания. Вердикт офицеров был однозначен: «Шеридан» для Вьетнама не годится! Тем не менее Абрамс настоял на отправке М551 для испытаний в боевых условиях в количестве, достаточном для вооружения одного эскадрона (27 машин).

Перед отправкой во Вьетнам «Шериданы» прошли доработку. С них сняли всё оборудование комплекса управляемого вооружения, за исключением двух блоков (из-за чего «вьетнамизированные» танки в частях прозвали «двухкоробочными»). Освободившееся место использовали для размещения дополнительного боекомплекта к пулемётам. Переделали и боеукладку, исключив возможность размещения ПТУР, но увеличив запас обычных снарядов. Всего такой переделке подверглось 226 танков (серийные номера 140-223 и 740-885).

Боевой дебют

В первую партию «Шериданов», прибывшую во Вьетнам в январе 1969 года, вошли 64 танка. Увеличение партии объяснялось стремлением опробовать М551 как в составе дивизионного разведбата, так и в отдельном полку. В итоге по 27 танков получили 3-й эскадрон 4-го кавполка (входивший в состав 25-й пехотной дивизии) и 11-й бронекавалерийский полк (БрКП). Ещё десять «Шериданов» остались в резерве.

В 11-м БрКП, ранее вооружённом бронетранспортёрами М113 и «нормальными» танками М48А3, появление «алюминиевых» «Шериданов» было встречено прохладно, однако первый же бой заставил военных изменить своё мнение. Перед рассветом 29 января 1969 года экипажи двух М551, находившихся на блокпосте у шоссе Лонг-Бинь, заметили подозрительное движение. Включив свои мощные прожекторы, они обнаружили несколько сот приближавшихся вьетконговцев. Двух выстрелов картечными снарядами хватило, чтобы отбить у противника охоту атаковать. Утром на этом месте было обнаружено 125 трупов.

Вскоре свою полезность продемонстрировали и осколочно-фугасные снаряды: они вполне годились для уничтожения деревоземляных укреплений и зданий. И всё же большей популярностью пользовалась картечь: за первые три месяца боёв «Шериданы» израсходовали 1461 картечный снаряд и 350 осколочно-фугасных (а также 431 000 патронов к пулемётам).

  Командир 11-го БрКП Джордж Паттон. arlingtoncemetery.net


Командир 11-го БрКП Джордж Паттон.
arlingtoncemetery.net

Командирам частей, получивших М551 во Вьетнаме, была предоставлена свобода выбора места лёгких танков в организационно-штатной структуре. Командир 11-го БрКП полковник Джордж Паттон (сын известного генерала времён Второй мировой) решил в 1-м эскадроне своего полка частично заменить «Шериданами» бронетранспортёры М113 — в каждом разведвзводе одно из трёх отделений вместо двух БТР получило три лёгких танка. Средние танки М48А3 остались в танковой роте эскадрона.

В 3-м эскадроне 4-го кавполка «Шериданами» заменили «Паттоны». Практика показала ошибочность такого решения: средние танки благодаря своей массе и мощности отлично подходили для прокладки проходов в джунглях. Подтвердились и опасения насчёт недостаточной противоминной стойкости лёгких танков. 15 февраля 1969 года один из М551 3-го эскадрона подорвался на мине. В результате воспламенился боекомплект, механик-водитель погиб, а танк был полностью выведен из строя. Для «Паттона» всё окончилось бы куда менее печально, во всяком случае, мехвод бы выжил. Немедленно приняли меры по усилению защиты: под передней частью корпуса установили дополнительный титановый лист, сделавший работу механика-водителя чуть менее опасной. Эта мера оказалась эффективной: из партии в 64 «Шеридана» в течение первых трёх месяцев боевой службы на минах подорвалось десять танков, но лишь один из них (самый первый, не прошедший модернизацию) был безвозвратно потерян.

Более опасными оказались гранатомёты РПГ-2 и РПГ-7

«Двухкоробочный» «Шеридан» из 1-го эскадрона 1-го кавполка (дивизия «Америкал») с турелью от M113 ACAV. Март 1970 года. Zaloga S. M551 Sheridan. US Airmobile Tanks 1941-2001. – Oxford, 2009

«Двухкоробочный» «Шеридан» из 1-го эскадрона 1-го кавполка (дивизия «Америкал») с турелью от M113 ACAV. Март 1970 года.
Zaloga S. M551 Sheridan. US Airmobile Tanks 1941-2001. – Oxford, 2009

: за тот же период вследствие попаданий их гранат были выведены из строя 12 М551, из них пять потеряны безвозвратно. Оказалось, что попадание гранаты в район башни почти всегда является «смертельным» для «Шеридана», так как ведёт к воспламенению сгораемых гильз 152-мм снарядов. Далее от высокой температуры плавился корпус, и от танка оставалась лишь груда алюминия с закопчённой стальной башней. Будь эти гильзы металлическими, как у «нормальных» танковых пушек, вероятность потери боевой машины была бы гораздо меньшей.

Сгораемые гильзы к снарядам 152-мм орудия причиняли и массу других проблем. Во влажном климате Юго-Восточной Азии порох в них быстро отсыревал, что служило причиной осечек: за первые три месяца было отмечено 40 таких случаев. Другой проблемой стало выпадение снаряда из гильзы (140 случаев за то же время). Среди других проблем, проявившихся в ходе боевых испытаний, были разъюстировка прицела вследствие сотрясений при стрельбе и поломки двигателя из-за недостаточного охлаждения и неспособности фильтров справляться с пылью. За три месяца на 64-х «Шериданах» пришлось заменить 25 двигателей. На этом фоне частые обрывы буксировочных крюков и демаскирующий чёрный выхлоп при газовке двигателя воспринимались как мелкие неприятности.

Как обычно бывает, экипажи пытались своими силами адаптировать технику под свои нужды. На многих «Шериданах» появились броневые щитки пулемётной турели, заимствованные у «кавалерийского» варианта М113 — ACAV. Вскоре была внедрена «птичья клетка» — бронезащита пулемётной турели, специально спроектированная для М551. Органы управления наведением орудия и стрельбой, продублированные у командира танка, доработали таким образом, чтобы он мог вести огонь из орудия, находясь в люке командирской башенки. Обладая хорошим обзором, командир мог вовремя заметить противника и, не тратя времени на трансляцию команд наводчику, ударить по нему картечью: среди экипажей «Шериданов» считалось «хорошим тоном» в боевом выходе постоянно держать орудие, заряженное картечным снарядом. Выхлопные трубы дорабатывались при помощи надставок из подручных материалов, чтобы отвести выхлоп от башни. В некоторых случаях М551 получали противокумулятивные сетки.

М551 из 3-го эскадрона 4-го кавполка с противокумулятивным экраном, изготовленным из подручных средств. Декабрь 1969 года. Zaloga S. M551 Sheridan. US Airmobile Tanks 1941-2001. – Oxford, 2009

М551 из 3-го эскадрона 4-го кавполка с противокумулятивным экраном, изготовленным из подручных средств. Декабрь 1969 года.
Zaloga S. M551 Sheridan. US Airmobile Tanks 1941-2001. – Oxford, 2009

Несмотря на многочисленные проблемы, вскрывшиеся в первые месяцы боевой службы, поставки «Шериданов» во Вьетнам продолжались. В 1970 году количество М551 на этом театре военных действий достигло 200 единиц и сохранялось на таком уровне до осени следующего года. За время войны во Вьетнаме было выведено из строя около трёх сотен «Шериданов», из них 90 потеряно безвозвратно. М551 никогда не был особо популярным во Вьетнаме из-за постоянных поломок. Тем не менее у «Шеридана» имелись и положительные стороны: существенно бо́льшая огневая мощь, чем у М113 ACAV, и лучшая проходимость по слабым грунтам, чем у М48А3.

«Шеридан» с комплексом «вьетнамских» доработок, включая «птичью клетку». Март 1970 года. Zaloga S. M551 Sheridan. US Airmobile Tanks 1941-2001. – Oxford, 2009

«Шеридан» с комплексом «вьетнамских» доработок, включая «птичью клетку». Март 1970 года.
Zaloga S. M551 Sheridan. US Airmobile Tanks 1941-2001. – Oxford, 2009

Карьера разведчика

К осени 1971 года в строевых частях армии США насчитывалось около 800 танков «Шеридан». Наибольший контингент — 309 единиц — находился в ФРГ. Около двухсот М551 воевали во Вьетнаме, 44 служили в Южной Корее, а ещё 250 — в частях на территории США. В 1972 году началось перевооружение подразделений Национальной гвардии, которой передали первые 64 М551. Поставки в Европу продолжались: в 1974 году количество М551 в этом регионе достигло 576, а три года спустя — 867 (в то же время на континентальной части США находилось 535 «Шериданов», а на Гавайях и в Южной Корее — 41). «Шериданы» в Западной Германии поступили на вооружение двух отдельных бронекавалерийских полков, а также разведывательных эскадронов дивизий. Кроме того, значительная часть «европейских» М551 находилась на складах — они предназначались для частей, которые предписывалось перебросить в Западную Европу в угрожаемый период.

М551 из состава 2-го БРКП, дислоцированного в ФРГ. 1974 год. Zaloga S. M551 Sheridan. US Airmobile Tanks 1941-2001. – Oxford, 2009

М551 из состава 2-го БРКП, дислоцированного в ФРГ. 1974 год.
Zaloga S. M551 Sheridan. US Airmobile Tanks 1941-2001. – Oxford, 2009

Даже в условиях мирной службы «Шеридан» считался трудным в эксплуатации: из-за сложности бортовой электроники его прозвали «электрической военной машиной». Постепенно М551 совершенствовался. Со 140-й машины начали устанавливать прожектор XS30U западногерманского производства (такой же устанавливался на танках «Леопард-1»), но вскоре на смену ему пришёл американский AN/VSS-3. Одним из наиболее важных усовершенствований стала установка лазерного дальномера AN/VVG-3, «Шеридан» стал первым американским танком, получившим такой дальномер.

Постоянно совершенствовалось и вооружение: живучесть ствола орудия М81 удалось довести от совершенно неприличных 100 выстрелов до вполне терпимых 500. В январе 1968 года приняли на вооружение ПТУР MGM-51C — третью модификацию «Шилейлы», ставшую самой распространённой. 7,62-мм пулемёт М73, не блиставший надёжностью, последовательно заменили на М71Е1, а затем — на М219.

Увы, все перечисленные усовершенствования не смогли решить главную проблему — недостаточную надёжность «Шеридана». В июне 1974 года боеготовность парка М551 составляла всего 60%, а год спустя, благодаря невероятным усилиям, её удалось поднять до 80%. Наконец, в 1977 году боеготовность «Шериданов» достигла 88% — нормативного показателя для боевой техники армии США в Европе. К этому моменту судьба М551 была уже предрешена — армия искала ему замену.

Летом 1977 года на совещании у начальника штаба армии США генерала Эдварда Мейера было одобрено решение о замене «Шериданов» в разведывательных частях основными боевыми танками М60А1 (до поступления на вооружение новых БРМ М3). Показательно, что наиболее ярым противником «Шеридана» на этом совещании был генерал Дон Стари, возглавлявший в то время Командование подготовки и доктрин, а в 1970 году командовавший 11-м БрКП во Вьетнаме и имевший возможность оценить качества М551 в бою. Замена произошла молниеносно, благо, проверенных М60А1 хватало, а экипажи без жалости расставались с потрепавшими им нервы «Шериданами». Перевооружение разведывательных частей в Европе началось в июне 1978 года и завершилось к апрелю следующего года, а в остальной армии — к 1980 году. С того времени боевым батальоном «Шериданов» располагала лишь 82-я воздушно-десантная дивизия.

На службе у десантников

Как уже упоминалось, одним из первых «Шериданы» получил 1-й эскадрон 17-го кавполка, входивший в 82-ю воздушно-десантную дивизию (ВДД). Позже его передали 101-й ВДД, где эскадрон лишился своих танков при реорганизации дивизии в аэромобильную. Взамен 82-я ВДД получила 4-й батальон 68-го танкового полка, в феврале 1984 года «сменивший флаг» и ставший 3-м батальоном 73-го танкового полка. Эта часть имела стандартную «танковую» организацию: три роты по 17 «Шериданов» и три танка в управлении (всего 54 машины). Общий же пул танков М551А1, находившийся в распоряжении 82-й ВДД, в 80-е годы, составлял около 140 машин. Большинство их находилось на хранении, причём часть — на платформах для десантирования, в готовности к немедленной погрузке на самолёты.

«Шеридан», подготовленный к парашютному десантированию. Zaloga S. M551 Sheridan. US Airmobile Tanks 1941-2001. – Oxford, 2009

«Шеридан», подготовленный к парашютному десантированию.
Zaloga S. M551 Sheridan. US Airmobile Tanks 1941-2001. – Oxford, 2009

«Шериданы» десантников постоянно проходили доработки. Так, в 1977–1980 годах внесли более 25 изменений в ходовую часть и моторно-трансмиссионную установку. Затем спаренный пулемёт М219 заменили на М240С, а дымовые гранатомёты М176 — на новые, аналогичные устанавливавшимся на БМП «Брэдли». Наконец, в 1990 году началось оборудование «Шериданов» тепловизионными прицелами AN/VSG-2 (TTS) и приборами ночного видения второго поколения для механиков-водителей. Предполагалось модернизировать 70 танков и завершить эти работы к апрелю 1991 года, но вторжение Ирака в Кувейт в августе 1990 года привело к ускорению работ, и программу выполнили всего за 45 суток.

Второй после Вьетнама боевой операцией для «Шериданов» стала операция «Джаст Коз» в Панаме, осуществлённая в 1989 году. Хотя количество участвовавших в ней М551А1 было незначительным, «Джаст Коз» примечательна тем, что в ходе этой операции было осуществлено единственное в истории боевое парашютное десантирование танков. Четыре «Шеридана» доставили воздушным путём в Панаму ещё в ноябре 1989 года, и хранились они в ангарах авиабазы Говард. Ещё восемь машин десантировались на парашютах с самолётов С-141В перед рассветом 20 декабря на аэродроме Токумен вместе с бригадой 82-й ВДД. При этом один танк был выведен из строя из-за нераскрытия части парашютов. Остальные машины активно участвовали в скоротечной кампании, поддерживая десантников, — их орудия оказались незаменимыми в уничтожении блокпостов (ранее доставленный на авиабазу взвод М551А1 взаимодействовал со 193-й пехотной бригадой). «Шериданы» оказывали и огромное психологическое влияние на солдат противника: порой самого появления танков было достаточно, чтобы панамцы бросили позиции.

В песках Саудовской Аравии. «Шеридан» из состава 3-го батальона 73-го танкового полка, 1990 год. Zaloga S. M551 Sheridan. US Airmobile Tanks 1941-2001. – Oxford, 2009

В песках Саудовской Аравии. «Шеридан» из состава 3-го батальона 73-го танкового полка, 1990 год.
Zaloga S. M551 Sheridan. US Airmobile Tanks 1941-2001. – Oxford, 2009

В августе 1990 года 82-я ВДД в полном составе была экстренно переброшена по воздуху в Саудовскую Аравию для противодействия иракской агрессии. Её танковый батальон первоначально прибыл на Ближний Восток со стандартными М551А1, но вскоре сменил их на М551А1(TTS), доставленные морским путём. В операции «Буря в пустыне» танковый батальон участвовал в установлении контроля над шоссе Багдад-Басра, захвате иракской авиабазы Талил (совместно с подразделениями 24-й механизированной дивизии) и других боях. В Ираке «Шериданам» впервые пришлось столкнуться с танками противника, применив против них ПТУР «Шилейла» (подтверждено уничтожение такой ракетой одного иракского Т-55).

После «Бури в пустыне» 3-й батальон 73-го танкового полка вернулся на постоянное место дислокации в Форт-Брэгг. Предполагалось, что на смену «Шериданам» придут новые лёгкие танки М8, но они в серию так и не пошли. В итоге в 1996 году батальон расформировали, а задачи поддержки десантников возложили на «роту немедленной готовности» из состава 3-й механизированной дивизии. Её танки М1А1 и БМП М2А1 не могли десантироваться с парашютами, но в случае необходимости доставлялись посадочным способом самолётами С-17А.

Наиболее продолжительной оказалась карьера машин М551А2 — «Шериданов», закамуфлированных под различные образцы советской бронетехники (танки Т-72 и Т-80, АСУ-85, БМП-1, САУ 2С1 «Гвоздика», ЗСУ-23-4). В общей сложности около 330 таких машин служили с конца 70-х годов в составе «60-го гвардейского мотострелкового полка» — части имитации противника (OPFOR) в Национальном учебном центре в Форт-Ирвин (штат Калифорния). Окончательно их списали лишь в 2004 году.

«Шеридан», изображающий Т-80… Zaloga S. M551 Sheridan. US Airmobile Tanks 1941-2001. – Oxford, 2009

«Шеридан», изображающий Т-80…
Zaloga S. M551 Sheridan. US Airmobile Tanks 1941-2001. – Oxford, 2009

…и ЗСУ-23-4. Zaloga S. M551 Sheridan. US Airmobile Tanks 1941-2001. – Oxford, 2009

…и ЗСУ-23-4.
Zaloga S. M551 Sheridan. US Airmobile Tanks 1941-2001. – Oxford, 2009

Источник — https://warspot.ru/13444-sheridany-v-stroyu-i-v-boyu

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account