1

С благодарностью высказавшим конкретные замечания и надеждой, что коллеги не будут выяснять отношения на посторонние темы в комментах к моим постам

АльтФлот СССР. Эпизод 1. Новая редакция

 

АльтФлот СССР

Начало

 

Реальная история, 1930 год

В феврале 1930 года между «Амторгом» и фирмой американского архитектора Альберта Кана Albert Kahn, Inc. был подписан договор, согласно которому фирма Кана становилась главным консультантом советского правительства по промышленному строительству и получала пакет заказов на строительство промышленных предприятий стоимостью 2 млрд долларов (около 250 млрд долларов в ценах нашего времени). Эта фирма обеспечила строительство более 500 промышленных объектов в СССР.

Сталинградский тракторный завод, построенный по проекту Кана в 1930 году, был изначально сооружен в США, а затем был размонтирован, перевезен в СССР и собран под наблюдением американских инженеров. Он был оснащен оборудованием более чем 80 американских машиностроительных компаний и нескольких немецких фирм.

 

Реальная история, 1933 год

30 января — к власти в Германии пришёл Адольф Гитлер, назначенный рейхсканцлером Германии.

4 марта — Франклин Рузвельт сменил Герберта Гувера на посту президента США. Франклин Рузвельт четырежды переизбирался на пост президента страны и занимал его до самой смерти в 1945 году. С его именем связана также одна из самых значительных страниц в истории внешней политики и дипломатии США и, в частности, установление и нормализация дипломатических отношений с Советским Союзом. Внёс значительный вклад в создании антигитлеровской коалиции. С начала 2-й мировой войны выступил за поддержку Великобритании, Франции, СССР (с июня 1941) в их борьбе с фашистской Германией.

26 апреля — в Германии создано Гестапо.

15 мая — в СССР вступил в строй Челябинский тракторный завод.

1 июня — в СССР сформирована Северная военная флотилия, место базирования Кольский залив. Командующим назначен З. А. Закупнев.

8 июля — пущена первая мартеновская печь Магнитогорского металлургического комбината

14 июля — НСДАП объявлена единственной партией Германии.

15 июля — в СССР вступил в строй завод Уралмаш

2 августа— в СССР:     Торжественно открыт Беломорканал.

16 ноября — США и СССР установили дипломатические отношения.

 

Реальная История, Япония, 1930 — 1933

В политической системе Японии в 1930-е гг. произошли существенные изменения: появились новые политические силы, укрепились позиции армии в стране, которая “для обеспечения безопасности страны” рассматривала милитаризацию экономики и общества как главное условие, начались первые контакты с нацистской Германией.

Японская дипломатия рассчитывала, что мировой экономический кризис помешает Западу вмешаться в дальневосточные дела. Японию “стимулировало” также то, что в Европе царила атмосфера пацифистских деклараций и конференций, что создавало уверенность в компромиссах и уступках агрессору.

В 1931 году японская армия оккупировала Манчжурию. На следующий год марионеточное государство Манчжоу-го было объявлено протекторатом Японии. В том же году японские ВВС начали бомбить Шанхай, якобы защищая японцев, живущих в Китае, от антияпонского движения.

Японское правительство, пренебрегая ограничениями, установленными Вашингтонской конференцией в 1922 г., в октябре 1932 г. приняло общую программу кораблестроения и выдало судостроителям около 11 млн. иен субсидий.

27 марта 1933 году Япония вышла из Лиги Наций, так как ее жестко критиковали за действия в Китае.

После того, как глава японской делегации в Лиге наций Мацуока 24 февраля 1933 г. покинул зал заседаний, символизируя выход Японии из этой международной организации, он неофициально посетил ряд европейских столиц, в том числе и Германию. Мацуока показали гигантские заводы “ИГ Фарбениндустри”, Круппа, Сименса и др. 4 марта в немецкой прессе Мацуока назвал Германию “единственной страной” в истории, которая имеет столько параллелей с историческим путем Японии и которая также борется за признание своего места в глазах всего мира”.

В начале сентября 1933 г. президент США Ф. Д. Рузвельт добился от конгресса решения об ассигновании 238 млн. долл. из фонда общественных работ на строительство 32 новых кораблей. Японские правящие круги весьма бурно реагировали на мероприятия США. В газете “Асахи” была опубликована речь генерала Араки. “Америка – это опасность настоящего времени, она перевела свою эскадру из Атлантического в Тихий океан и занята увеличением своего флота. В 1936 г., когда соотношение морских сил Америки по сравнению с Японией достигнет выигрышного положения, никто не может сказать, какие капризные и неразумные требования предъявят нам Соединенные Штаты… Если Япония будет обладать соответствующим вооружением, ни одна из наций не будет столь неосмотрительной, чтобы бросить нам вызов…”

Альтернативная история, 16  ноября 1933 год

В ноябре 1933 года полномочный представитель СССР привез президенту США Рузвельту личное конфиденциальное письмо Сталина.

В первой части письма Сталин выражал признательность народу  США за его вклад в выполнении плана индустриализации страны 1929..1933 годов  — первая пятилетка была выполнена за четыре с половиной года. Настал момент, писал Сталин, отбросить идеологические разногласия, и установить дипломатические отношения во имя укрепления мира и взаимовыгодного всестороннего сотрудничества.

Во второй части письма Сталин направлял вниманию президента Рузвельта детальный анализ японской экономики и политики японского милитаризма, подтвержденный многочисленными фактами, добытыми советскими разведчиками в  Японии. Стремительная милитаризация японской экономики, подобно висящему на сцене в первом акте драмы ружью, была обязана выстрелить. В письме Сталин информировал Рузвельта о том, что Рузвельту было прекрасно известно – японская армия  первоочередной целью для агрессии считала СССР, а флот – США; чья позиция окажется сильнее, пока было не ясно.

Третья часть письма представляла собой описание несгибаемого духа советских сухопутных войск, а в части квалификации командиров  — положительно оценивался  недавний опыт успешной гражданской войны. Вместе с тем, откровенное признавалась недостаточная обороноспособность СССР на море – старые военные кадры отсутствуют, военное обучение офицеров нуждается в существенном улучшении, на вооружении нет современных кораблей и подводных лодок, торпед и артиллерийских установок, приборов управления огнем. Мощности оборонных предприятий в значительной степени устарели, частично — утрачены.

Четвертая часть письма представляла собой предложение об оптимально взаимовыгодной стратегии для СССР и США в создавшемся положении – шанс обуздать японские устремления был только в угрозе Японии войной на два фронта. Таким образом, Сталин предложил перейти от взаимовыгодного торгово-промышленного сотрудничества первой пятилетки к устойчивому военному союзу СССР и США. На рассмотрение президенту предлагался текст  Договора о дружбе и союзе между Советским Союзом и США сроком на тридцать лет. Согласно предложенному тексту договора, стороны обязались совместно вести войну против Японии в случае, если она объявит войну одной из союзных держав, вести войну до поражения Японии, предоставлять друг другу военную и другую помощь в этой войне, не заключать без взаимного согласия перемирия или мирного договора с японской стороной. США рассматривалось как ключевой партнер СССР в вопросах восстановления его обороноспособности на море.

Необходимо отметить, что, во-первых, военное и военно-техническое сотрудничество с СССР отвечало экономическим интересам США, вывод которых из Великой Депрессии и был основной задачей президента Рузвельта. Во-вторых, оно представляло собой страховку на случай войны с Японией, которая действительно всё явственнее начинала показывать зубы.

Весь ноябрь в США активно шли консультации в Госдепе США о преимуществах и недостатках советского предложения. Основным опасением правящих кругов США было то, что окрепнувший в военном отношении СССР станет опасен не только для Японии, но и для США. С другой стороны, огромные сырьевые, сельскохозяйственные и людские ресурсы СССР казались существенным подспорьем во вполне возможном предстоящем конфликте. К концу ноября предложение было всесторонне взвешено, и политика США была сформулирована следующим образом:

  • США считает полезным заключение Договора о дружбе и союзе между Советским Союзом и США, и готово оказать действенную помощь в вопросах военного судостроения СССР, со следующими ограничениями: СССР не передаются технологии производства артиллерийских орудий калибра 203 мм и выше,  а также технологии производства кораблей со стандартным водоизмещением свыше 10000 тонн.
  • Условием подписания договора было выставлено то, что СССР предоставляет в аренду США на 25 лет не менее 10 участков земли на Дальнем востоке для строительства аэродромов, недвижимое имущество которых переходит в собственность СССР по истечению срока аренды. Кроме того, СССР предоставляет США на срок 50 лет территорию и акваторию неподалеку от Владивостока, для строительства военно-морской базы, недвижимое имущество которых переходит в собственность СССР по истечению срока аренды. Таким образом, США получали вблизи от Японии непотопляемый авианосец и сильную военно-морскую базу.

В декабре 1933 года, кроме давно ожидавшегося мировой общественностью установления дипломатических отношений между СССР и США, был подписан оказавшийся неожиданностью для Лиги Наций «Договор дружбе и военном союзе СССР и США». Тогда же, кроме договоров аренды земли и акватории, было заключено шесть контрактов, связанных с восстановлением обороноспособности СССР.

Дополнительно, Госдепартамент США подписал рекомендательное письмо к шведской фирме Бофорс, которая к тому моменту завершала опытно-конструкторские работы по 40мм  автоматам Bofors L60 с прицельной дальностью 7200м. В письме выражалась поддержка намерению развернуть в СССР лицензионное производство спаренных и счетверенных Bofors L60 производство без права продажи третьим странам. Рекомендательное письмо Госдепартамент США к швейцарской компании Эрликон касалось того же в части зенитной 20-мм автоматической пушки.

Первым оказался договор на лицензионное производство без права продажи третьим странам 152-мм башен, которые были вооружены новыми 152/47 орудиями Mark 16 с весом снаряда 59 кг и раздельно-гильзовым заряжанием. Установки имели предельный угол возвышения 60° и максимальную дальность стрельбы 130 кабельтов при угле возвышения 47. Лобовая броня башен имела толщину 165 мм.

Второй договор на тех же условиях касался одноорудийных и двухорудийных башен с противоосколочным бронированием с новейшей универсальной пятидюймовкой — 127/38. Эти орудия с углом наведения 85 градусов и  скорострельностью до 15 выстрелов в минуту могли достаточно эффективно бороться с авиацией противника на дистанции.

Третий договор предусматривал реконструкцию в 1934-1935 годах бывших «Путиловских верфей», в том числе их подготовка для сварки корпусов крейсеров и эсминцев, а также использование листов больших размеров  с тем, чтобы обеспечить техническую готовность верфей к закладке двух легких крейсеров не позднее весны 1936 года.

Четвертым  был подписан контракт на строительство шести легких крейсеров оригинального проекта, основанного на проекте легкого крейсера типа Бруклин – два на американских верфях, и четыре на советских, после их реконструкции по третьему контракту. На период от закладки до спуска на воду отводился год, а на период от спуска до ввода крейсера в строй – полтора года. План-графиком предусматривалась доработка проекта в 1934 году  и закладка в 1935 году двух крейсеров в США, а в 1936 и 1938 годах  — по два крейсера в СССР. Часть машин и механизмов советского производства в крейсерах должна была составить для первой пары крейсеров 0%, для второй – 20%, и для третьей – 80%.

Пятым контрактом предусматривалось строительство установочной серии из 8 эсминцев, и техническая помощь в освоении проекта советской промышленностью.

Шестой контракт касался иных кораблей и судов современных проектов – тральщиков, кораблей противолодочной обороны, десантных судов, буксиров и так далее.

Крейсера

Крейсер типа Бруклин, стандартным водоизмещением 9700 тонн (полным 12700) имел габариты 185,42 x 18,62 x 6,93 м. 4-вальный ТЗА Парсонс питался  8 котлами и развивал мощность 100000 лошадиных сил. Максимальная скорость достигала 32,5 узла. Танки объемом 2207 тонн нефти позволяли крейсеру пройти  10000 миль со скоростью 15 узлов.

В корпусе была использована продольная схема набора, что помогло сэкономить вес. Обшивка корпуса была толщиной 16 мм. Броневой пояс имел толщину 127 мм на ватерлинии и устанавливался на 25-мм фанерной обшивке. Броневая палуба имела толщину 52 мм. Пояс замыкали траверзы толщиной 127-52 мм. Погреба прикрывали внутренние продольные переборки 52 мм. Барбеты имели толщину 152 мм. Общий вес брони составлял 1798 тонн или 13,76% стандартного водоизмещения. Зона неуязвимости новых крейсеров под огнем 152-мм орудий находилась в диапазоне 40-115 каб.

Вооружение заключало 15 стволов 152/47 мм (5х3); 8 стволов 125/25 мм (8х1); 2 катапульты, 4 самолета, 2 катапульты, 4 самолета. В качестве зенитного вооружения предусматривались  28-мм автоматы, но пока  еще они не были доработаны, легкое зенитное вооружение составляли только 12,7-мм пулеметы. Вообще, зенитное вооружение мигрировало от проекта к проекту достаточно сильно.

Крейсер CL-40 Бруклин:

АльтФлот СССР. Эпизод 1. Новая редакция

 

 

Один из эскизов, CL-42, понравился советской делегации больше других: он предусматривал замену 8 единиц 127/25 одиночных орудий на 4 двухорудийные башни с новейшей универсальной 127/38. Эти орудия с углом наведения 85 градусов и  скорострельностью до 15 выстрелов в минуту могли достаточно эффективно бороться как с надводными целями, так и с авиацией противника. В качестве средней зенитной артиллерии было 28 стволов (4 штуки 4-ствольных и 6 штук 2-ствольных установок) 40мм шведских автоматов Bofors L60 с прицельной дальностью 7200м.

Эскиз предусматривал противолодочные були, увеличившие ширину крейсера до 21,2 метров, но они вступили в противоречие с идеей о плавании в битом льде, и от них пришлось отказаться.

Эскиз CL-42 (крейсер Саванна):

АльтФлот СССР. Эпизод 1. Новая редакция

 

Советские специалисты высказали ряд замечаний к наилучшему с их точки зрения проекту CL-42, которые были учтены и составили таким образом проект Легкого крейсера типа Киев, или, как он  назывался в ранних образцах советской документации, Бруклин-Бис.

Во-первых, вместо третьей носовой 152мм трёхорудийной башни на носу советские специалисты просили установить пятую универсальную двухорудийную 127/38мм с противоосколочным бронированием, и еще две четырёхстволки Bofors L60 – на интегрированной надстройке.

Во-вторых, советские специалисты, отнесшиеся скептически к продольному набору, просили значительно усилить корпус за счет снижения толщины бронекорпуса, с одной стороны приспособив его к плаванию в битом льду, а с другой – повысив устойчивость к штормам. Американские конструкторы  усилили общую конструкционную прочность, удлинив броневой пояс до оконечностей и снизив его толщину со 127мм до 83мм. Набор корпуса стал смешанным. Теперь крейсер был хуже приспособлен к противостоянию с другими крейсерами, но приобрел лучшие эксплуатационные качества. Два новых легких крейсера в дальнейшем получили имена «Киев» и «Минск»/

Крейсер типа Киев:

АльтФлот СССР. Эпизод 1. Новая редакция

 

В период 1934-1935 работающие в 3 смены комсомольско-молодежные бригады завершили модернизацию бывших Путиловских верфей, а Мотовилихинские заводы освоили производство 40мм Бофорс, 20мм Эрликон и универсального орудия 127/38. В части калибра 152мм пока удалось только освоить производство стволов, и башни главного калибра для второй пары крейсеров было решено поставить из США. Однако, данный вопрос стал для заводчан делом чести, и к 1941 году были изготовлены восемь башен для третьей пары крейсеров.

Заложенные в 1936 году в СССР однотипные "Москва" и "Ленинград" спустили на воду только в 1938, а в строй они вошли лишь весной 1940 года.  Отставание частично объяснялось доработкой проекта в связи с технологическими особенностями советской промышленностью, а частично – поступившим в 1938 году измененным техническим заданием. Число самолетов в ангаре сократили с четырех до двух, а катапульт – с двух до одной. За счет сокращения ангара удалось перенести орудия главного калибра ближе к корме и добавить шестую универсальную пятидюймовку.

Крейсер типа Москва:

АльтФлот СССР. Эпизод 1. Новая редакция

Однако, срыв срока ввода в строй третьего и четвертого крейсеров не сорвал их боевую подготовку: неприхотливость советских моряков позволила в период с 1938 по 1940 год укомплектовать советские крейсера американской постройки двойным экипажем командиров и мичманов, так что американские военные советники обучали фактически ключевых специалистов не двух, а четырех крейсеров разом.

Получившие в период 1934-1935 годов достаточный опыт реконструкции Путиловских верфей советские кораблестроители модернизировали с  1936 по 1937 годы дальневосточные судостроительные мощности, и в 1938 году там  были заложены одновременно крейсера "Севастополь" и "Владивосток", которые были спущены на воду летом 1940 года, а вошли в строй уже в годы войны, в 1942 и 1943 годах соответственно.

И эта пара  была построена по измененному проекту. Использование новых котлов высокого давления позволи­ло сократить размеры котельных отделений. Эти котлы использо­вали пар температурой 700Т при давлении 565 фн/кв. дюйм. Кро­ме того, появилась возможность разместить котлы 2 группами, каж­дая со своим постом управления. Машинные отделения были разде­лены одной из групп котельных отделений, то есть снова вернулся эшелонный принцип.

Собственно советским во второй и третьей паре советских крейсерах были только корпус, броня и вооружение, за исключением башен ГК на «Москве» и «Ленинграде». Машины и механизмы, а также радары и  приборы управления зенитным и артиллерийским огнем — всё  было американским, с двумя видами шкал — метрической и английской. Предвоенные планы о постепенном замещении высокотехнологичной  начинки 5-го и 6-го крейсеров на отечественные образцы пришлось отложить до "после Победы"

В дальнейшем, с 1945 по 1951 год, были заложены еще шесть уже полностью отечественных крейсеров, типа «Москва»:  "Сталинград", "Керчь", "Новороссийск", "Тула", "Мурманск", "Одесса"

Единственный оставшийся без своего крейсера город-герой Смоленск тосковал не долго, но это уже совсем другая история…

Подписаться
Уведомить о
guest

35 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account