Альтфлот 1906-1954: Авианесущие крейсера типа «Победа» – история создания

4

В течение 8 постов я разжевывал палубную авиацию и наконец-то добрался еще до одного класса носителей. С первым поколением авианесущих кораблей можете ознакомиться вот тут – Альтфлот 1906-1954: Первые авианосцы России. В описании принципа построения кораблей во многом воспользовался материалами ЖЖ его сиятельства))), а точнее поста «Крейсера с летными палубами: неосуществленная мечта американского флота». За что ему большое спасибо. В целом я развиваю концепцию именно крейсера с авиационным вооружением, которая в принципе и преобладала (а может и преобладает) в умах нашего военного руководства в послевоенный период, менталитет наше все. Это первая часть, поскольку краткость не мое.

Развитие концепции

К идее авианосца руководство флота вернулось уже в 1932 году при рассмотрении большой восьмилетней программы обновления военно-морских сил 1934–1942 гг. Уже тогда считалось, что Россия серьезно отставала в развитии авианосного флота от Великобритании, США и Японии. В принципе, как и писалось ранее, первые авианосцы появились в составе флота по сути вынужденно: после Вашингтонского морского соглашения и так не самый сильный и потрепанный флот должен был лишиться сразу нескольких относительно сильных кораблей, и создание на базе части из них авианесущих кораблей показалось вполне приемлемым вариантом. Правда, перестройка бывших броненосных крейсеров типа «Рюрик» шла очень долго и заняла почти 6 лет, еще полдесятилетия флотоводцы пытались понять, а нужны ли вообще нам авианосцы, а если да, то какие.

Существовало несколько точек зрения о будущем таких кораблей. Одни считали, что авиация должна быть только вспомогательным средством на крупных кораблях. В итоге это выросло в монстроподобные проекты, правда до какой либо более или менее детальной проработки дошли два проекта линкоров-авианосцев. Один из выполненных американской фирмой «Гиббс энд Кокс» вариантов мог нести до 8×406-мм АУ и 36 самолетов; идея была привлекательной, но стоимость корабля и его водоизмещение, которое вылезло за все разумные пределы, не обнадеживали. Второй проект, который представил Балтийский завод, был намного дешевле и базировался на базе реально существующего линкора «Гангут»: все 3 оставшихся корабля серии предполагалось вывести к 1938 году из состава флота, и поэтому его было, мягко говоря, не жалко. Этот корабль в принципе безусловно плохо годился для боя с «одноклассниками», но считалось, что в случае нападения крейсерских сил отбить конвой ему было под силу. Сам проект интересен тем, что на нем были предусмотрены две угловые палубы с сохранением двух башен главного калибра, которые собирались установить по линейно-возвышающейся схеме в носовой части; авиагруппу должны были составлять 25 самолетов.

В итоге конструктора все же поняли, что к линейным кораблям и к авианосцам предъявлялись столь отличные тактико-технические требования, что многие из них просто невозможно без ущерба друг для друга соединить в одном корабле, к тому же боевая устойчивость таких кораблей представлялась весьма сомнительной. В случае с проектом Балтийского завода было ясно, что его единственный плюс был в дешевизне и реализуемости. Но в то же время, к середине 30-х годов он не имел серьезных преимуществ даже перед тяжелыми крейсерами, а короткие 95-метровые полосы позволяли применять только истребители-бипланы – и то возможность их базирования, из-за завихрения воздушных потоков от дымовой трубы и надстройки, даже при наличии угловых палуб была проблематична. Таким образом, начиная с 1936 года о таких монстрах больше не вспоминали.

Альтфлот 1906-1954: Авианесущие крейсера типа «Победа» – история создания

Проекты линкоров-авианосцев компании «Гиббс энд Кокс» и Балтийского завода 1933–1935 г.г.

Рассматривали и специализированные плавучие аэродромы, в них были больше всего заинтересованы главным образом сами пилоты палубной авиации. Такой вариант развития также взяли для рассмотрения, рядом КБ были представлены предэскизные проекты. Так, Невский завод предложил авианосец на базе быстроходного танкера снабжения, который проектировался предприятием, в Николаеве полностью новый корабль по типу американского авианосца «Рейнджер» (корабль только строился, но основные его характеристики благодаря Вашингтонскому соглашению были известны). Оба корабля имели длину 190 и 220 м соответственно, при водоизмещении 12 000 / 14 000 т; вооружение состояло только из 6 двуствольных 100-мм лицензионных универсальных установок, зато авиагруппа была 60–75 самолетов. Впрочем, эти проекты забраковали еще раньше, чем линкоры-авианосцы. Причины были в следующем.

Для совместных действий с соединениями тяжелых кораблей такие корабли явно не годились. В те времена, когда работы по РЛС только начались, вероятность внезапного столкновения с надводным неприятелем была вполне реальной, и ввиду слабости артиллерийского вооружения и низкой живучести такие корабли едва ли сумели бы отбиться даже от эсминца. К тому же в артиллерийском бою слабо вооруженный и недостаточно защищенный авианосец почти наверняка стал бы приоритетной целью неприятеля и был бы быстро уничтожен или выведен из строя. Отделив же авианосец от основного соединения, чтобы гарантировать его безопасность в бою, адмиралы были бы вынуждены также придать ему некоторое количество боевых кораблей в качестве эскорта, а это при немногочисленности нашего флота было непозволительной роскошью. Таким образом ни другое решение не казалось оптимальным даже в теории, а на практике, вероятно, сработали бы еще хуже. Тем более в умах морского руководства авианосец виделся полноценным боевым кораблем, с крейсерским вооружением и хорошо защищенным от снарядов небольшого калибра.

В итоге в конце 1934 г. пришли к следующим требованиям:

  • Авианосец, сопоставимый по размерам и скорости с тяжелыми крейсерами, при этом стандартное водоизмещение ограничили 14 000 т;
  • Способный не просто постоять за себя в артиллерийском бою, но и внести свой посильный вклад, для этого его бронирование и артиллерийское вооружение должно быть близко к легким крейсерам;
  • Корабль должен был нести авиагруппу от 20 истребителей и торпедоносцев.

По сути МГШ хотел видеть скорее не авианосец с мощным артиллерийским вооружением, а легкий крейсер в корпусе тяжелого с авиационным вооружением. Данное техзадание получило обозначение – авианосец проекта 71.

Проектирование

Проектирование началось сразу после предоставление технического задания сразу в нескольких КБ, но к середине 1935 полностью проработанные проекты, которые соответствовали требова­ниям, представили «Наваль» и Невское проектно-конструкторское бюро.

Альтфлот 1906-1954: Авианесущие крейсера типа «Победа» – история создания

Проекты авианесущих кораблей объединения «Наваль» (вверху) и Невского проектно-конструкторского бюро (внизу), представленные на конкурс в 1935 г.

Первым свой проект предоставило объединение «Наваль»; корабль имел длину около 200 метров и получился достаточно неординарным. По сути это был крейсер с артиллерийским вооружением из 8×152-мм орудий (две четырехорудийные башни на оконечностях) и 6 спаренных 100-мм универсальных установок; на оконечностях, башнях ГК и «острове» дополнительно планировали установить по 6 45-мм полуавтоматов и счетверенных пулеметных установок. Довершали все это безобразие два бортовых трехтрубных торпедных аппарата.

Первоначально 127-метровая полетная палуба, которая располагалась между башнями, была лишена «излишеств» вроде острова, но в итоге небольшую надстройку все же поставили. На «остров» взгромоздили дальномер на топе фок-мачты, которую усилили дополнительными распорками; саму надстройку максимально сместили на правый борт, образовав небольшой спонсон для этого. От дымовой трубы отказались и рассчитывали выводить продукты горения через два бортовых дымохода, притом они были своеобразно размещены. Из носового котельного отделения дым выходил с правого борта, из кормового с левого.

Корпус создавался на базе корпусов легких крейсеров типа «Адмирал Завойко» (два из пяти как раз и строились в Николаеве), по сути его просто увеличили на 20%. Ангар находился под полетной палубой, образуя большую надстройку, фактически его длина была 105 метров при ширине в 15, но полезная площадь была ограничена кормовым элеватором (еще один располагался в носовой части) и дымоходами на протяжении 20 метров. На макете выяснилось, что при типовом истребителе И-15К, который не имел складывающихся консолей, возможно размещение в шахматном порядке не более 17 самолетов; в случае, если самолеты будут компактней, планировали увеличить их количество в 1,5 раза, что позволило бы выполнить техническое задание. Также неважно было с бронированием – его из-за размещения артиллерии на оконечностях пришлось размазать по корпусу, ангар прикрыли 50-мм плитами, но погреба, башни, силовую установку и боевую рубку прикрыли 75-мм. Водоизмещение, согласно расчетам, не превышало 11 580 тонн, что (некоторой игрой с цифрами) достаточно спокойно упихивалось в разрешенные 10 000 тонн типичного «вашингтонского» крейсера.

Если николаевцы зашли с идеей создания крейсера, на котором могут базироваться самолеты, питерцы рассматривали новый корабль именно как авианосец, который может при определенных условиях дать бой наравне с крейсерами. Именно из этой концепции и подошли к созданию своего авианесущего корабля. Он имел ставшую уже привычной архитектуру для авианосца, орудия ГК не стали «размазывать», а сосредоточили в районе надстройки, правда ограничились 130-мм орудиями в 4 башнях, которые разместили по линейно-возвышавшейся схеме перед и за «островом»; на нем же, несколько выше башен, установили по дальномеру для каждой группы башен. В спонсонах разместили 4 уже знакомые русские версии универсалок Минизини. Не забыли и более мелкий калибр – в корме и носу с каждого борта поставили по одному полуавтомату, еще два разместили на надстройке, на верхних башнях решили установить пулеметы.

Дымоходы также сделали бортовыми, но выводили дым только с правого борта через небольшой спонсон, который образовывался надстройкой. Бронирование в целом соответствовало таковому для крейсеров проекта 26, в принципе при проектировании оглядывались на тяжелые крейсера типа «Дмитрий Пожарский» которые достраивались на Балтийском заводе и в Николаеве. С них же позаимствовали силовую установку. Правда стандартное водоизмещение со всем этим великолепием подскочило до 14 000 т, а скорость должна была упасть до 30 уз.

Ангар размером 150×15 м занимал большую часть пространства под летной палубой крейсера; самих подъёмников, как и на черноморском крейсере, было так же два. Впрочем, количеством подъемников и закончилось сходство: невский корабль имел более вместительный ангар, даже в первоначальном варианте он вмещал заявленные заданием ЛА. Планировали, что он будет нести 8 модифицированных торпедоносцев ШОН-2 и 16 истребителей.

Альтфлот 1906-1954: Авианесущие крейсера типа «Победа» – история создания

Сравнение размещения самолетов в ангарах авианесущих кораблей объединения «Наваль» (вверху) и Невского проектно-конструкторского бюро (внизу)

Комиссия приняла к рассмотрению оба проекта в сентябре 1935, и окончательное решение, принятое через два месяца, оказалось не утешительным для «Наваль»: окончательное проектирование нового авианесущего корабля поручили Невскому проектно-конструкторскому бюро, которое к тому времени скооперировалось с Балтийским заводом, строящим тяжелый крейсер «Дмитрий Пожарский». Причин для отказа черноморскому проекту было достаточно: во-первых не было четырехорудийных башен, и их разработка дополнительно заняла бы время и средства; кроме того, расположенные друг от друга на 160 метров башни вызывали вопросы о возможности эффективного управления огнем. Больше всего проблем было, конечно же, с авиационной составляющей: если количество самолетов можно было частично компенсировать уменьшением размеров за счет складывания консолей, то площадка длиной в 127 метров совсем никуда не годилась, тем более что уже были истребители-монопланы, которые просто уже не могли эффективно с нее оперировать.

Правда, и «невский» проект требовал доработки, на осуществление которой давали полгода. Комиссию не устроило артиллерийское вооружение – требовалось установить 152-мм орудия, при этом согласились на сокращение количества стволов до 6; их решили разместить в двух­орудий­ных башнях, однотипных с планируемым к строительству легким крейсером типа «Яхонт». Для управления стрельбой установили дальномер по типу крейсера «Дмитрий Пожарский» на мачте, для универсальной артиллерии (теперь уже одноствольных 100-мм АУ типа Б-34) и зенитной планировали поставить два универсальных детектора «Ракурс-М». Вывод дыма через борт также посчитали не идеальным решением, и корабль получил широкую дымовую трубу.

Альтфлот 1906-1954: Авианесущие крейсера типа «Победа» – история создания

Проектный вид на момент начала постройки, август 1936 г.

Корпус также поменялся: для увеличения ширины ангара «остров» разместили в более развитом спонсоне, который выдавался за борт на 1,5 метра, а для компенсации дополнительного веса с противоположного борта сформировали дополнительный 4,8-метровый спонсон. Такие изменения позволили увеличить ширину по полетной палубе до 26,2 м. Кроме того, часть мастерских, которые ранее были расположены за ангаром, перенесли в левый спонсон, что увеличило длину ангара до 155 м при ширине в 16 м. Кормовой свес позволил удлинить полетную палубу с 206 до 216 метров. Кроме того, потребовали установить катапульту (ранее она не планировалась на кораблях обоих проектов), а также сдвинуть носовой элеватор вперед.

Альтфлот 1906-1954: Авианесущие крейсера типа «Победа» – история созданияПоперечный разрез авианесущего крейсера на август 1936 г.

Головной корабль который получил название «Победа» заложили на Балтийском заводе 15 августа 1936 он предназначался для ТОФ, второй для Черноморского с названием «Пересвет» заложили в Николаеве двумя месяцами спустя. Третий корабль серии, который уже получил название «Ослябя» для СФ был заложен только в 1939 году, правда он уже сильно отличались от корабля который победил в конкурсе. А четвертый и пятый (дополнительные для Северного и Тихоокеанского флотов) получили только названия («Евпатий Коловрат» и «Святогор») и даже не были заложены.

Продолжение следует……

Подписаться
Уведомить о
guest

19 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account