15

Последний крейсер в моей АИ, далее будет 68 проект (уже после войны), он меня вполне устраивает, поэтому писать ничего не буду про него, да и временные рамки у меня все же 1906-1954. Если скажете, что я тут «Тромп» строю, то будете не правы — отталкивался от лидера «Ташкент» и проектов бронированных лидеров, но правда все равно что-то тромпообразное получилось. В общем, поехали.

В классификации российского флота, которая была введена в 1926 году, кроме тяжелых и легких крейсеров ввели такой термин, как лидер, но фактически такого корабля в составе флота не было. Какое-то время так классифицировались эсминцы типа «улучшенный Новик», которые были заложены в середине 20-х годов (4 черноморских типа «Тендра» и 2 балтийских типа «Патрас») с 5 130-мм орудиями, но вскоре устаревшие еще при своей закладке корабли стали именоваться обычными эсминцами.

Класс кораблей во флоте был, а вот самих кораблей не было, в то же время потребность в них была. Но судостроение в стране только становилось на ноги после войн и смуты, и страна просто не могла себе позволить строительство кораблей нового типа. Основной упор делался на достройку кораблей, которые были заложены еще во время первой мировой войны (пусть и по измененному проекту). Так в период с 1921 по 1928 года в состав флота вошли 3 линейных крейсера и один линкор, 5 легких крейсеров, 22 эскадренных миноносца (в том числе и 6 так называемых лидеров), которые вели свою родословную от знаменитого «Новика», и 5 ПЛ типа Д («Дюгонь»). Кроме того, от Франции был получен один бывший немецкий крейсер, а два линейных (броненосных) крейсера перестроили в авианосцы. В принципе такое пополнение флота было совсем не плохим (Франция, которая вышла страной-победительницей в первой мировой войне, но не была охвачена гражданской, по тоннажу была примерно на таком же уровне, но не ввела в строй не одного линкора), но многие корабли к началу 30-х уже устарели, да и по сути речь шла о достройке, а не о постройке флота.

В первой полностью самостоятельной пятилетней кораблестроительной программе, которая была принята в 1927 году, нашлось место только 5 легким крейсерам типа «Адмирал Завойко», серии ЭМ проекта 7 и миноносцам (СКР) типа «Ураган», кроме того планировали ввести в строй два десятка подводных лодок типа Л «Лещ» и типа Щ «Щука». Места лидерам в данной программе снова не нашлось, мало того — ГМШ даже не смог выработать требования по этим кораблям. Впервые запрос главного морского штаба на разработку лидера со 130-мм орудиями, скоростью хода не менее 40 узлов и водоизмещением не более 2500 стандартных тонн поступил только в середине 1931. К 1932 году были представлены сразу несколько проектов заводами «Наваль», «Путиловская верфь», «Балтийский завод» (в принципе я подразумеваю лидеры проектов 1 и 38, которые были в РИ); кроме того, французы предложили строить серию из своих лидеров типа «Le Fantasque». Рассмотрение проектов шло долго, командование флота не устраивало количество орудий, дальность, потом защищенность, в итоге к 1933 году были выработаны новые требования.

Теперь корабли должны были выполнять не только функции лидера при минных бригадах, но и вести разведку при эскадре и вести действия на коммуникациях. Дальность в связи с тем, что предполагалось маневрировать соединениями между различными театрами военных действий, также была достаточно большой – 5500 миль при 20 уз. Отдельно ставился вопрос о защищенности: требовалось, чтобы корабль мог вести бой не только с ЭМ, но и выдержать попадания от легких крейсеров без фатальных последствий. Естественно, за это пришлось расплачиваться, ГМШ снизил требования к скорости (до 37 уз) и поднял лимит водоизмещения до 3500 т, отдельно указывалось требование нести не менее 6 130-мм орудий. К этому времени конкурс практически стал международным: кроме французских фирм «Шанте де Франс» и «Фиэ Лилль», к нему присоединились итальянские судостроители в лице ««Одеро-Терни-Орландо» (ОТО) и «Ансальдо» — на основе проекта последней уже строились тяжелые крейсера типа «Дмитрий Пожарский». Рассмотрение снова затянулось, в том числе и потому, что по сути все проекты так или иначе уже стояли ближе к легким крейсерам. В принципе это и попытались доказать российские конструкторы, что ТТЗ выполнимо только при нормальном водоизмещении, соответствующем «полноценному» лёгкому крейсеру. В итоге в финал вышли два проекта: Невского проектно-конструкторского бюро (Адмиралтейские верфи) и КБ завода «Наваль».

Если черноморцы предложили бронированный лидер, который должен был иметь четыре 130-мм спаренных универсальных палубно-башенных установки, четыре спаренных 37-мм зенитных автомата, два пятитрубных торпедных аппарата и самолёт-разведчик, ГЭУ мощностью 75 000 л.с. при нормальном водоизмещении в 3800 т должна была обеспечить кораблю скорость полного хода свыше 38 узлов (реальный проект лидера 47), то «адмиралтейцы» шагнули дальше. Несмотря на требование о 130-мм орудиях, они предложили установить три 152,4 мм двухорудийные башни, бронирование должно было защищать от 130-мм орудий ЭМ, а гидросамолет расположили на катапульте.

Впрочем, комиссия решила, что восемь 130-мм орудий выгоднее шести 152-мм для поражения на близких дистанциях ЭМ и сковывания КРЛ, но одновременно согласилась на увеличение стандартного водоизмещения до 4500 тонн (одновременно класс «лидер» был изъят из официальной классификации).

На втором этапе конкурса, который проходил в начале 1935 года, «Наваль» предоставил проект с 10 130-мм орудиями в пяти башнях (длина при этом выросла до 160 м), а инженеры Невского проектно-конструкторского бюро — вариант с 8 шестидюймовыми орудиями в четырех башнях, притом длина за счет перекомпоновки осталась в пределах 150 метров. Броня корпуса и башен составляла до 50 мм (правда, эта толщина была только в районе погребов, МО и котельных отделений, а также лобовой лист башен), а боевую рубку прикрывала броня уже 70 мм. Надо отметить, что для придания большей стойкости бортовые листы были установлены с небольшим уклоном в 6 градусов.

Альтфлот: Крейсера типа «Яхонт»

Схема бронирования

Корабль стал однотрубным (правда, труба стала достаточно широкой), ее вполне хватило для работы 4 котлов в двух котельных отделениях; между ними и за вторым котельным отделением располагались машинные отделения (носовая турбина работала на правый вал, кормовая соответственно на левый). Топливные цистерны и резервуары с запасами пресной воды размещались в пространстве двойного дна. Бронирование должно было защищать наиболее важные зоны от 152-мм снаряда на дистанциях от 100 каб. Зенитное вооружение представлено 6×45-мм полуавтоматическими орудиями и крупно­калибер­ными пулеметами, впрочем в дальнейшем их планировали заменить на более совершенные системы.

В итоге к производству приняли последний проект, несмотря на то, что стандартное водоизмещение вплотную приблизилось к 5000 т.

Планировалось построить серию из 10 крейсеров, 5 из них должны были заменить крейсера типа «Светлана», за исключением крейсера «Адмирал Спиридов» ЧФ который собирались оставить в качестве уче6бного, оставшиеся 5 должны были поступить в состав ТОФ и СФ – 3 и 2 соответственно. Вся серия стала называться по головному кораблю тип «Яхонт». Интересна система по которой корабли получали имена, согласно инструкции от 1930 года все новые боевые корабли в серии (а порой и в классе) должны получать типологически схожие имена, новые крейсера решили назвать в честь драгоценных и полу драгоценных камней при том их имена должны были перекликаться с именами кораблей еще императорского флота (с начала 30-х годов была мода на приемственность народного правительства со своей историей), но не учли один факт… Названий камней просто не хватало и многие были притянуты за «уши», Например «Гранат» был назван в честь так называемых Бабарского корабля «Гранат-Аполь» времен Петра Великого, при том название обозначало не камень, но было было созвучно с требованиями. «Бриллиант» получил свое имя в честь французского фрегата «Le Brillant», который был взят при капитуляции Данцига в 1734 году, а позднее служил брандвахтой в Кронштадте. Легкий крейсер ТОФ «Топаз» к тому времени выводился из строя и его имя передали новому крейсеру. Но на этом камни закончились и следующую серию кораблей решили все же называть в честь крейсеров и клиперов конца XIX начала XX веков.

Постройка первых 4 единиц была начата на «Адмиралтейской верфи» («Бриллиант» и «Яхонт» для БФ) и «Навале» («Гранат» и «Алмаз» для ЧФ) весной 1936 года. В следующем году на Путиловской верфи был заложен крейсер «Топаз» который планировали ввести в строй СФ. Правда вскоре выяснилось что 152,4 мм орудия под которые проектировались корабли к середине 1939 года могут не успеть (это те самые Б-38 в установках МК-4 которые планировали ставить на ЛК «Советский Союз), поэтому в качестве временной меры на первые корабли планировали установить башни с 130 мм орудиями. В августе и декабре 1937 соответственно в Николаевске на Амуре заложили два крейсера для ТОФ «Изумруд» и «Жемчуг», эти корабли получили названия в честь крейсеров служивших на Дальнем Востоке во времена русско-японской войны.

Первыми вступили в строй балтийские крейсера в ноябре 1939 года. Черноморские из-за загрузки предприятий заказами на другие корабли (в частности все силы были брошены на АВКр «Пересвет» и ЛК «Севастополь») не справлялись в срок, к осени 1940 года был сдан только «Гранат», а «Алмаз» мог вступить в строй не раньше весны 1941. Третий корабль для ЧФ был заложен только в октябре 1939 и его решили по окончанию достройки перевести на Дальний Восток с присвоением имени «Аскольд» (Дальсудзавод так же не справлялся со сроками), вместо него было принято решение перевести на ЧФ крейсер «Топаз». Это было сделано в марте 1941 года, при этом переход был осуществлен совместно с АВКр «Победа» который следовал во Владивосток, поскольку осложнений с Россией, которая сохраняла нейтралитет, никто не хотел из-за опасности втягивания ее в войну на стороне противника, да и во избежание провокаций, на всем промежутке их прохода до Атлантики их поочередно сопровождали германские и британские корабли охранения.

Что касается планитуемых крейсеров, то корабли для СФ «Новик» и «Рында» не были даже заложены, поскольку решили, что более приоритетным направлением будут крейсера проекта 68. «Аскольд» пытались доковырять после войны, но от этой идеи быстро отказались.

Альтфлот: Крейсера типа «Яхонт»

Легкий крейсер-лидер «Яхонт» на момент вступления в строй, БФ, ноябрь 1939 года.

Надо сказать, что все 7 вступивших в строй крейсеров отличались друг от друга.

Начиная с мая черноморские крейсера, как и заложенный позднее «Топаз», начали получать весь комплекс вооружения. Кроме четырех установок МК-4 вместо катапульты установили 6 – 85 мм зенитных установок, не самые удачные «сорокапятки» заменили на восемь новых 37-мм автоматов. Также на крейсерах установили РЛС «Редут-КМ», а на носовой и кормовой надстройке (которую пришлось увеличить) по зенитному директору. Отказ от самолета был связан с опытом начавшейся на континенте войны, где авиация показала себя очень эффективным противокорабельным средством, поэтому сделали упор на ПВО, тем более при повороте катапульты крейсера получали дополнительный крен, что для небольшого корабля было неприятно. Тихоокеанские крейсера изначально строились под шестидюймовки.

Во время войны серьезных модернизаций на крейсерах не было, за исключением добавления МЗА (как правило, кроме образцов, которые уже стояли на крейсерах, добавляли ленд-лизовские спаренные 12,7-мм пулеметы «Кольт-Брау­нинг» с водяным охлаждением стволов) и бомбометов на корме. Только в 1944 установили электрифицированные 85-мм спаренные универсальные установки обр. 1944 г. — ранее наведение «среднего» калибра осуществлялось вручную.

Альтфлот: Крейсера типа «Яхонт»

Легкий крейсер-лидер «Топаз» ЧФ, 1942 год.

В итоге временное вооружение из 130-мм орудий и катапульту получили только первые крейсера серии -«Яхонт» и «Бриллиант», правда второй успел пройти модернизацию весной-летом 1941 по типу черноморских крейсеров. «Яхонт» должен был стать на модернизацию в июле 1941, но началась война.

Судьба кораблей была разная, выжили только 4 из них.

«Бриллиант» 23 сентября 41 года была затоплена на Кронштадтском рейде в результате воздушного налета. Поднять корабль смогли только больше чем через год, но ввести в строй не получилось и в течении всей войны он использовался как плавучая зенитная батарея. В дальнейшем в связи с поступлением в строй новых крейсеров проекта 68 его восстановление посчитали нецелесообразным. Головной «Яхонт» получил 3 неповрежденные башни с затопленной «Бриллиант» уже зимой 1941-42 года, еще одну новую установили весной. Бесполезную катапульту сняли, а на ее место поставили все что было под рукой, в том числе и старые сорокапятки. Участвовал в артналетах при обороне Петрограда, несколько раз получал серьезные повреждения, при ремонте частично использовали узлы неходовой «Бриллиант».

«Гранат» подорвалась на мине уже на 4 день войны на Черном море. «Топаз» погиб 6 октября 1943 года от действий немецкой авиации в ходе набега отряда советских кораблей и катеров на Южное побережье Крыма. «Алмаз» находился в составе Средиземноморской эскадры, он участвовал в прорыве совместно с авианесущим крейсером «Пересвет» и дивизионом ЭМ из Которского залива на Мальту 22-23 июня 1941 года, весной 1942 года он перешел на СФ где относительно благополучно пережил войну.

Тихоокеанские также проявили себя. «Жемчуг» в составе ЭОН-18 совместно с авианосцем «контр-адмирал Можайский» и двумя ЭМ 7 проекта совершил переход из Владивостока до пролива Югорский Шар, тем самым став одним из первых боевых кораблей, совершивших переход Северным морским путём с востока на запад. 24 октября 1942 г. он был официально зачислен в состав СФ. Во время Великой Отечественной войны «Жемчуг» совместно с «Топаз» сопровождал союзные транспорты и конвои, участвовал в набеговых операциях на коммуникации противника, входил в состав кораблей охранения, обеспечивавших проводку конвоев. В 1943 добавили четыре 40 мм Бофорсы которыми поделились британцы.

«Изумруд» оставался в составе ТОФ 8 августа 1945 года корабль, который был флагманом минной бригады ТОФ, был включен в состав действующих сил флота. 12 августа из бухты Золотой Рог под флагом командующего флотом И. С. Юмашева корабль высадил роту десанта в составе 100 автоматчиков 354-го отдельного батальона морской пехоты в бухту Витязь (залив Посьета). Командовал ротой старший лейтенант Захарченко. В тот же день на торпедных катерах она была доставлена и высажена в корейском порту Расин в составе основных сил десанта. Этим и ограничились боевые действия корабля.

В 1952-54 гг. на всех оставшихся крейсерах установили РЛС управления стрельбой главного калибра «Якорь-М» совмещенный с постом наводки СПН-500, но старый дальномерный пост сохранили как резервный. Так же были сняты пулеметы, 85-мм АУ заменены на 6х2 37-мм АУ В-11, а автоматы на 8 25-мм спаренных универсальных орудий 2М-3. Их судьба сложилась по разному.

«Яхонт», с 1957 стал учебным крейсером, но уже 1961 г. был исключен из списков флота и автоматически превращен в плавучую мишень ТСЛ-75. В том же году потоплен ракетами в Финском заливе у острова Малый.

«Алмаз» был выведен из боевого состава флота только 18 апреля 1960 года и переоборудован в корабль-цель ЦЛ-75, 15 сентября 1960 года разоружен и превращен в плавказарму ПКЗ-16, 10 августа 1961 переоборудован в судно-мишень СМ-5. В мае 1963 года при отработке новой системы наведения ракетного корабельного комплекса потоплен крылатой ракетой КСЩ крейсера «Дмитрий Донской» в Белом море вблизи Соловецких островов.

Но если «Алмаз» и «Яхонт» закончили свою службу как мишени уже через несколько лет после перевооружения, правда второй еще и успел послужить учебным крейсером, то «Изумруд» и «Жемчуг» оставались в составе флота и служили до 1967 г. правда в последние годы фактически как флагманы бригад охраны водных районов.

Альтфлот: Крейсера типа «Яхонт»

Крейсера «Алмаз», «Яхонт», «Изумруд» и «Жемчуг»  в последние годы службы

Бриллиант, Яхонт (на 1939)Гранат, Жемчуг, Изумруд, Топаз, Алмаз, Бриллиант с 1941 г.
Водоизмещение, т. станд.45004700
Водоизмещение, т. пол.59006100
Длина,м147,3147,3
Ширина, м15,815,8
Осадка, м4,24,35
БронированиеБашни ГК, броне пояс 25-50 мм, палуба 25 мм, боевая рубка 70мм.Башни ГК, броне пояс 25-50 мм, палуба 25 мм, боевая рубка 70мм.
Двигатели2 ТЗА, 4 водотрубных котла2 ТЗА, 4 водотрубных котла
Мощность, л.с.8000080000 л. с.
Скорость хода, уз3635,5
Дальность плавания5900 миль/16 уз5800 миль/16 уз
Экипаж, чел.301332
Артиллерия ГК4×2 130-мм4 × 2 -152,4/58,6 мм в башнях МК-4
Зенитная артиллерия6 × 45-мм полуавтомата; 4х12,7-мм пулемёта ДШК6 × 1 × 85/52-мм 90-К, 8 × 37-мм автомата, 4х12,7-мм пулемёта 8 × 1 × 85/52-мм 90-К, 8 × 37-мм автомата, 4х12,7-мм пулемёта (с 1954 8х2 37-мм АУ В-11, 8х 2 25-мм АУ 2М-3).).
Минно-торпедное вооружение2 × 3- 533-мм ТА; 100 мин2 × 3 533-мм ТА; 100 мин
Авиационная группаКОР-2бис и катапульта.
Wasa
Подписаться
Уведомить о
guest

25 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account