Альтфлот: Тяжелые крейсера типа «Пожарский». А что, так можно было?
Коллеги, в этот раз я не буду расписывать боевой путь и прочее, у меня другая задача. Во всем мире было глобальное увлечение тяжелыми крейсерами, думаю что и Россию при любом раскладе это не может обойти стороной. Поскольку у меня с легкими крейсерами все более или менее, то следующие крейсера будут тяжелыми. По факту полутяжеловесами были крейсера типа «Киров», вот я и подумал, что есть ли возможность построить КТР с использованием их в качестве базы? Я, конечно, альтернативлю, но основа у меня все же реальные корабли. Поэтому это скорее размышление… Ну и честно говоря, я не первый на сайте, кто за такое взялся. Ну а самое интересное будет в самом конце. Кстати, выкладываю сейчас потому, что мне корпус нужен для авианосца – ну должен же я на что-то ссылаться.
Подумаем, что можно сделать? Для начала рассмотрим требования по Вашингтонскому соглашению. Тяжелый крейсер – это корабль со стандартным водоизмещением 10 тыс. тонн, а калибр артиллерии — 203 мм. Вот от этого и будем отталкиваться. С водоизмещением поиграемся, в принципе мало кто соблюдал эти требования, большинство тяжелых крейсеров второго поколения все равно переваливали это ограничение. Например, «Zara» имела около 11 700 т стандартного, японские «Tone» – 11 215 т, а «Mogami» – 12 400 т. «Admiral Hipper» вообще больше 14 тыс. т. В общем честными ребятами были только французы, томи и юэсецы. Мы совсем борзеть не будем, но думаю, до 11 000 т поднять стандартное водоизмещение можем, тем более время было неспокойное – можно и плюнуть на договоры. Сроки закладки сдвигаем назад на 2 года, это позволит как и в РИ проектировать корабли с учетом конструкции итальянских легких крейсеров «Раймондо Монтекукколи» и «Дюка д’Аоста». А теперь посмотрим, что именно необходимо поменять на кораблях для того, чтобы привести их в соответствие с тяжелыми крейсерами; для этого сделаю табличку для сравнения ТТХ. В качестве сравнения возьму тяжелые крейсера, которые были построены в период 1933–1938 г. Крейсер USS Wichita (CA-45) нам интересен тем, что он был построен на базе легкого крейсера типа «Бруклин».
В принципе не так давно уже сравнивали наши крейсера с зарубежными аналогами, правда в основном с легкими крейсерами, а тут сравнение с тяжелыми; но как видим, в принципе их вполне можно сравнивать хотя бы по ТТХ.
Рассмотрим минусы, которые видны из таблицы:
Это конечно же бронирование, хотя для 26 бис уже не так все плохо, но в любом случае нужно его увеличивать;
- Про вооружение вернемся позднее, нужны все же 203-мм орудия;
- Только 2 самолета-разведчика, не в трэнде))), да и держать это все в открытую, пожалуй, лишнее;
- Дальность хода невелика, хотелось бы хотя бы 6000 миль на 17 уз.
- Мы договорились, что смухлюем и сделаем стандартное водоизмещение в 11 000 т; в итоге имеем запас в 3000 т по сравнению с проектом 26 бис. Будем думать, на что мы этот запас потратим.
Начнем с бронирования. На первых двух кораблях, которые у меня заменяют корабли проекта 26 (я даже номер менять не буду), не будем сходить с ума и поставим бронезащиту аналогичную крейсерам РИ «Максим Горький». Установим ПТП, которой практически не было на реальных крейсерах, толщиной в 50 мм, она сожрет около 90 т. Кстати, имена я заменю, естественно, поскольку у меня страна несколько другая, да и этот идиотизм называть корабли именами революционеров и живых государственных деятелей мне претит. Будем называть их именами исторических деятелей, которые сделали свой вклад в защиту и развитие государства. Первые корабли станут носить имена народных героев, «Киров» станет «Дмитрий Пожарский», а «Ворошилов» – «Кузьма Минин» (или Козьма Минин, кому как нравится).
Тяжелый крейсер проекта 26 «Дмитрий Пожарский», БФ, 1936 год
Остальные четыре корабля будем усиливать, потому что надо защитить крейсера хотя бы от снарядов легких крейсеров с минимальных дистанций. Доведем бронирование хотя бы до 100 мм (пояс, барбеты и башни), палубу доведем до 70 мм, все это заберет минимум 500 т. Имена: «Александр Суворов» (ЧФ), «Дмитрий Донской» (БФ), «Адмирал Макаров» и «Муравьев-Амурский» (ТОФ). Хотя в составе ТОФ к 1935 уже есть крейсер «Муравьев-Амурский» (ех-«Kolberg») я его к 1940 переименую в «Амур» и сделаю минзагом.
Теперь орудия. Создавать будем сами, но с итальянской помощью (например «Ансальдо» поможет с изготовлением лейнеров, как и было в РИ). Насколько я знаю, вообще работы по таким системам в СССР шли, правда на стадии проекта, поэтому с трудом понимаю, что это может быть, поэтому предполагаю, что орудие будет иметь примерные характериститики такие – длина ствола 11 571/57, затвор поршневой – открывается вверх, масса орудия около 25 тонн. Совершим ту же ошибку, разместив все 3 орудия в одной люльке (без ошибок нельзя, но и ограничения по габаритам и массе башенных установок также никуда не делись), масса за счет более тяжелых орудий по сравнению с МК-3-180 и более толстой брони вырастет до 290 т.
Количество универсальной артиллерии в принципе осталось то же, но у 26 проекта была проблема, что все сотки стояли у задней дымовой трубы; это плохо, поэтому я перенесу две установки с каждого борта в район носовой надстройки, на месте кран-балки для самолетов. Правда, придется увеличить корпус: ширину на 1,7 метра – до 19 длину в носовой части на 5,5 (надо компенсировать вес новых башен), нос тоже сделаю несколько острее (в волну входить проще). Совсем же мелочь вроде 45- и 37-мм зениток можно поставить больше хотя бы на две. Размещение такой артиллерии ниже, хотя нет, мне лень рисовать))).
Самолетов поставим 3 при одной катапульте, для них смонтируем ангар на 2 самолета (3 на катапульте) перед второй дымовой трубой (для этого уберем две сотки из шести). К ангару поставим кран-балку, ее расположение позволяет и самолет и катер поднять. Дымовую трубу сдвинем назад на 3 метра, да и сам корпус в центральной части удлиним на 4 метра для размещения ангара, для этого же сдвигаем катапульту вперед (она будет почти упираться в носовую трубу). Это высвободит около 11,5 метра для ангара, то есть это будет помещение размером 11×11×5 м с двухстворчатой крышей. Кстати, СУ установку оставлю ту же, но обводы не сильно изменятся, поэтому скорость должна упасть не сильно – до 33 уз., что вполне достаточно.
Еще 500 т водоизмещения отдадим для топлива, правда я не уверен, что танки смогут вместить столько, поэтому 6000 миль наверное будут возможны только на 16 уз. и то только на кораблях проекта 26 бис (на 26 дальность будет примерно 5200 на 16 уз.).
Остальные изменения между проектами будут такие же, как и были в РИ: замена четырёхногой фок-мачты на башенноподобную (для уменьшения вибрации КДП), реконструирована передняя надстройка, изменения систем управления огнем и т.д. Ну и на Тихоокеанских поставлю вместо соток 85-мм зенитки, по той же причине, что и на «Калинине» и «Кагановиче» в РИ.
В общем меняем и дополняем только то, что я описал, конструкция корпуса и основные системы те же, что и на «Кирове» и «Максиме Горьком». Должно получиться что-то вроде этого:
Тяжелый крейсер проекта 26бис «Адмирал Макаров», ТОФ, 1942 год
Насчет службы ничего особо придумывать не хочу, пусть будет также как и в РИ, поскольку по сути у меня страна пусть и под другим названием и несколько другой идеологией и экономической политикой к войне подойдет с тем же что и было в РИ, ну за несколькими исключениями. В частности появиться Средиземноморский театр военных действий за счет эскадры кораблей с базированием на Бари (Черногория). В состав эскадры эти крейсера не войдут. «Минин» будет на модернизации в Севастополе с установкой РЛС, а «Суворов» будет оканчивать ходовые испытания. Ну а дальше, как и было «Суворову» как и «Молотову» оторвет корму, и он проторчит до 44 года в ремонте и повоевать толком не сможет. На Балтике практически тоже самое как и в РИ, входили в состав бригады крейсеров вместе с двумя легкими крейсерами-лидерами типа «Яхонт» (проект 47), все пережили войну.
«Адмирал Макаров» был задействован в операции по захвату портов Корейского полуострова. «Муравьев-Амурский», во время второй русско-японской войны он находился в ремонте и принять участие в боевых действиях не успел.
В 1949 – 1953 все катера прошли модернизацию, как и в РИ. 100-мм установки Б-34 заменялись на модифицированные Б-34УСМ), имевшие дистанционное наведение, усоршенствованную систему управления стрельбой «Зенит-26» и новые стабилизированные посты наводки СПН-500, кроме тихоокеанских, на которых 100-мм установок не ставили изначально. На смену разнообразной малокалиберной зенитной артиллерии (45-мм полуавтоматы 21-К, 37-мм автоматы 70-К и пулеметы) пришли 11 спаренных 37-мм установок В-11. Устанавливались новые радиолокационные станции различного назначения (РЛС обнаружения надводных целей «Риф», РЛС обнаружения воздушных целей «Гюйс», РЛС управления огнем главного калибра «Залп», РЛС управления огнем универсального калибра «Якорь»). Для компенсации перегрузки с крейсеров сняли торпедные аппараты и глубинные бомбы, а также авиационное оборудование и самолетно-барказные краны. Изменился и внешний вид кораблей, грот-мачты были перенесены и установлены перед второй трубой.
«Адмирал Макаров» с 1960 года стал учебным кораблем, а уже в 1964 стал плавучей казармой, исключен 1972 года. «Муравьев-Амурский», 19 сентября 1958 года, в Охотском море попал под удар тайфуна. Сила ветра была порядка 12 баллов. Крейсер получил значительные повреждения. В корпусе корабля образовалась течь. Несмотря на полученные повреждения дошел до базы, но 6 февраля 1960 года был исключен из состава флота. После был перестроен в плавучую казарму. В также в 1964 году сдан на слом.
Самой масштабной реконструкции подвергся «Дмитрий Донской» проекта 26бис. В 1956-57г.г он был перестроен в ракетный крейсер с установкой 2 ПУ спаренных для ПКР П-1 «Стрела» (КСЩ) на месте бывшей катапульты и кормовой башни ГК, ангары могли вмещать по 12 ракет для каждой пусковой установки. В 1959 он был переведен на Северный флот, а в 1962 был добавлен ЗРК М-1 на месте второй башни, но основное вооружение очень быстро устарело и уже в 1966 он стал учебным крейсером, а в 1970 г.
Крейсер УРО «Дмитрий Донской», СФ, 1962 г.
Краткая история.
Дмитрий Пожарский (в РИ за основу взят «Киров») 1933/1934/1937 – корабль проекта 26 входил в состав БФ, с 1954 учебный крейсер, фактически исполнял обязанности флагмана. С 1965 включен в состав судов высшего морского училища –– искл. 1975
Кузьма Минин (в РИ за основу взят «Ворошилов»)-1934/1936/1938 — корабль проекта 26 входил в состав ЧФ, с 1956 учебный крейсер, фактически исполнял обязанности оптового корабля для отработки зенитного управляемого оружия. Из-за плохого состояния корпуса в результате полученных еще во время войны повреждений исключен из состава флота уже в 1960 г.
Дмитрий Донской (в РИ за основу взят «Максим Горький») 1936/1937/1940 – корабль проекта 26бис, входил в состав БФ. В 1957 переведен на СФ, в 1958-59г.г перестроен в ракетный крейсер с установкой 2 ПУ спаренных для ПКР на месте бывшей катапульты и кормовой башни ГК, в 1962 был добавлен ЗРК М-1 на месте второй башни. С 1966 учебный крейсер, искл. – 1970 г.
Александр Суворов (в РИ за основу взят «Молотов») 14.07.1936/4.06.1939/ 14.01.1941 – служил в составе ЧФ, с 1961 учебный крейсер, в 1972 году переформирован в плавказарму «ПКЗ-19» –– искл. 1973
Адмирал Макаров (в РИ за основу взят «Калинин») 12.06.1937/8.05.1941/31.12.1941 – входил в состав ТОФ, в феврале 1960 переоборудован в учебный крейсер, искл. 1972.
Муравьев-Амурский (в РИ за основу взят «Каганович») 26.08.1937/7.10.1941/8.07.1942 – входил в состав ТОФ, 19 сентября 1958 года, в Охотском морепопал под удар тайфуна. Сила ветра была порядка 12 баллов. Крейсер получил значительные повреждения. В корпусе корабля образовалась течь. Несмотря на полученные повреждения дошел до базы. 6 февраля 1960 года был исключен из состава флота. После был перестроен в плавучую казарму. В 1964 году сдан на слом.
Ну и обобщим все ТТХ, что у нас получились.
Тип |
Проект 26 |
26бис |
Год |
1935 |
1939 |
Водоизмещение стандарт. |
10 200 т |
10 900 т |
Водоизмещение полное |
13 200 |
13 800т |
Длина (по ВЛ/полная) |
199,7 м |
200,4 м |
Ширина |
19 м |
19,05 м |
Осадка |
6,8 м |
6,9 м |
Бронирование |
Борт, траверсы, барбеты башен ГК – 70 мм, нижняя палуба 50 мм, боевая рубка 100–150 мм, башни 50–70 мм, ПТП 50 мм |
Борт, траверсы, барбеты башен ГК – 100 мм, нижняя палуба 70–100 мм, боевая рубка 100–150 мм, ПТП 50 мм |
Двигатели | 2 ТЗА, 6 водотрубных котлов |
2 ТЗА, 6 водотрубных котлов |
Мощность |
126 500 л.с. |
129 750 л.с. |
Скорость хода |
34 узла |
33 узла |
Дальность плавания |
5200 миль/16 уз |
6000 миль/16 уз |
Экипаж |
701 человек |
897 человек |
Артиллерия ГК |
3×3-203/57-мм в башнях МК-3-203 |
3×3-203/57-мм в башнях МК-3-203 |
Зенитная артиллерия |
6×1×100/56-мм, 8×45-мм; 4×12,7-мм пулемёта ДШК |
6×1×100/56-мм или 8×1×85/52-мм 90-К (крейсера ТОФ);. 11×45-мм; 10×37-мм; 4×12,7-мм ДШК |
Минно-торпедное вооружение |
2×3-трубных 533-мм ТА;100 мин |
2×3-трубных 533-мм ТА;100 мин |
Авиационная группа |
3 КОР-1, 1 катапульта |
3 КОР-2, 1 катапульта |