Альтернатива на тему “послевоенной жизни” проекта глубокой модернизации дальнего бомбардировщика Пе-8 (в реальной жизни проект «Самолет Т»). Его возможные модификации. ВВС СССР без Ту-4.
Поступивший в конце 1944 года на вооружение ВВС СССР дальний бомбардировщик Незваля ПеН-8 стал первым носителем советских атомных бомб РДС-1. До появления новых стратегических бомбардировщиков и межконтинентальных баллистических ракет, поршневой ПеН был основной силой в атомном противостоянии с США до начала 50-х годов. В 1949 машины прошли модернизацию, получили новое радио- и пилотажное оборудование, оборонительное вооружение.
Испытания первых советских ядерных боеприпасов заставили американцев изменить подход к планированию возможной войны против СССР. Директива Совета Национальной безопасности США от 14.04.50 указывала, что потенциальный противник имеет более 1000 бомбардировщиков ПеН-8 и не менее 50 атомных бомб. Подчеркивалось, что это в корне меняет вероятную картину боевых действий против СССР, так как основными целями для них станут войсковые группировки НАТО и американские базы в Европе и Азии. Отдельным пунктом в докладе отмечалось, что советские дальние бомбардировщики обладают максимальной дальностью в 5300 км и теоретически, с авиабаз на Чукотке и Камчатке могут угрожать городам восточного побережья США, а с авиабазы в Исландии – всему восточному побережью США. Что в случае войны с СССР может привести к ужасающим людским и материальным потерям с высокой долей вероятности.
Содержание:
Основные модификации ПеН-8
ПеН-8КС
В СССР еще до войны велась разработка крылатых ракет воздушного базирования, а 13 мая 1946 года вышло постановление Совнаркома, давшее новый импульс этой теме. В результате было создано несколько комплексов вооружения, наиболее удачным из которых был К-1 «Комета».
Носителем стала модификация ПеН-8, обозначенная буквой «КС». Под крылом появилось два пилона для подвески крылатых снарядов КС-1. ПеН-8КС взлетал и уходил в район поиска. В полете из отдельных баков в консолях ракеты заправлялись керосином. После обнаружения и захвата объекта по локатору с дальности 80 км производился пуск. Автоматика вводила снаряд в луч РЛС и обеспечивала его полет так, чтобы носитель, ракета и цель находились на одной прямой, осуществляя наведение по схеме трех точек. За 20 км до цели производился ее перезахват полуактивной головкой самонаведения ракеты, что обеспечивало более высокую точность попадания.
Носитель противокорабельного снаряда КС-1 “Комета” от базового варианта отличался подкрыльевыми держателями БД-186 и РЛС «Комета-Н», установленной в бомбоотсеке. В декабре 1950 г. первый строевой экипаж командира 88-го МТАП ЧФ произвел пуск ракеты с борта ПеН-8КС. Самолеты этого типа первыми поступили в части авиации Тихоокеанского Флота, а затем Северного и Черноморского.
Первые ракетоносцы планировалось применить против кораблей США, ведущих боевые действия в Корее. В феврале 1951 года, в течении двух недель, две пары ПеН-8КС с Порт-Артура и две пары с Владивостока, под прикрытием истребителей Як-9ДД, ежедневно проводили патрулирование в виду американской морской группировки в нейтральных водах, оказывая тем самым психологическое давление на американцев. Таким образом и ракетоносцы ПеН-8КС ТОФ внесли свой вклад в победу КНДР и окончание войны в Корее.
В сумме в ВМФ поступило 87 носителей ПеН-8КС. Они оставались на вооружении до 1955 года, пока полностью были заменены новыми реактивными машинами. На вооружении ВМФ в роли поисково-спасательного самолета, противолодочного, воздушного танкера состояли до 1961 года.
ПеН-8СЗ (Самолет-заправщик)
В новых условиях противостояния перед советской дальней авиацией была поставлена задача увеличения радиуса действия. Для поражения целей на территории значительной части Европы и, особенно, Британских островов запаса топлива ПеН-8 было достаточно, но для истребителей сопровождения – нет. Предполагая действия в глубине территории противника, необходимо было решить проблему прикрытия группы бомбардировщиков. Рассматривались различные схемы дозаправки самолетов эскорта в воздухе, а также варианты «подвесных» и «буксируемых» истребителей.
В 1948 году вышло постановление Совмина о создании системы дозаправки в воздухе. Работу поручили В. С. Вахмистрову. Тот, взяв за основу скудную информацию о зарубежном опыте, спроектировал подобие системы «шланг-конус». На Ту-2 испытали макетную установку, а для создания полномасштабного образца было выделено два самолета ПеН-8 постройки завода №22. Разработка системы «шланг-конус» была завершена в ОКБ-115 С. М. Алексеева.
Система дозаправки самолетов ПеН-8СЗ по схеме «шланг-конус» успешно прошла госиспытания и в 1951 году была принята на вооружение. ПеН-8СЗ была отведена роль небесного танкера, он заправлял реактивные самолеты, в связи с чем топливную систему разделили, выделив часть баков под керосин. Под заправщики были доработаны 68 самолетов ПеН-8 постройки завода №18, которые поступили на вооружение в 1952-53 годах.
Системой дозаправки в воздухе были оснащены следующие самолеты: истребители МиГ-15/17, И-215, Як-25, палубные Як-30/35, бомбардировщики Ил-28/54, Ту-85, Ту-16, Ту-95, М-4, гидросамолеты Бе-6/8.
ПеН-8СЗ находился на вооружении ВВС и ВМФ до 1960 года.
ПеН-8РР (радиолокационная разведка) – самолет ДРЛО
Обеспечению ПВО страны руководство СССР всегда уделяло большое значение. Но гигантская продолжительность сухопутной и морской границы СССР не позволяла в короткое время создать сплошную сеть наземных РЛС.
Единственным выходом была разработка летающих радаров – самолетов ДРЛО. Тогда решили разместить экипаж и аппаратуру в объемном фюзеляже тяжелой многомоторной машины наземного базирования. Для создания серийных самолетов ДРЛО выбрали ПеН-8.
Самолет оборудовали РЛС ”Аметист” с антеннами в надфюзеляжном и подфюзеляжных обтекателях. Станция давала возможность обнаруживать надводные и воздушные цели (последние – в верхней полусфере или на фоне водной поверхности) на дальности до 350 км. Большой фюзеляж позволил не только разместить необходимую аппаратуру, но и создать относительно комфортные условия для экипажа, насчитывающего 22 человека. Продолжительность полета благодаря большому запасу топлива могла достигать 12–14 часов.
С 1954 г. серийные ПеН-8РР начали поступать в авиация ПВО и ВМФ. В общей сложности они получили 112 таких самолетов.
В ВМФ самолеты ДРЛО занимались поиском АУГ противника в открытом океане. Были радиолокационным дозором советских эскадр.
В Атлантике самолеты несли дежурство на рубеже Гренландия – Исландия – Британские острова. В Западной Европе курсировали вдоль границ стран НАТО. “Полярный барьер” проходил по линии Мурманск – Диксон – Тиксон. «Тихоокеанский барьер» пролегал на расстоянии около 300 км от побережья СССР, от Чукотки до Курил на юге. Вначале здесь несла службу лишь одна эскадрилья ДРЛО, базирующаяся во Владивостоке. В дальнейшем в состав полностью развернутого барьера вошли три эскадрильи, благодаря чему появилась возможность постоянно держать на дежурстве в воздухе четыре самолета ДРЛО.
Самолеты ДРЛО патрулировали на высоте около 7000 м. Продолжительность полета обычно составляла 12 часов. Для поддержания необходимого количества машин в зонах патрулирования эскадрилья поднимала в воздух по одному самолету каждые четыре часа. Кроме того, две машины находились на наземном дежурстве (одна в 15-минутной, другая в 30-минутной готовности) для замены патрулирующих самолетов в случае возникновения чрезвычайной ситуации. В итоге, для обеспечения круглосуточного дежурства в воздухе одного самолета требовалось наличие девяти машин.
13 единиц переоборудовали в самолеты радиотехнической разведки. Они использовались в составе разведывательных эскадрилий Тихоокеанского и Северного флота.
На вооружении до 1962 года.
С уважением, Сергей Сыч
www.аlternathistory.оrg.ua