Особенности Т-26 БТРЗ №4, который во время Великой Отечественной войны располагался на территории Кронверка (ныне Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург)
В условиях блокады Ленинграда, а также эвакуации значительной части производств из города на Восток, произошла оптимизация предприятий. Вплоть до того, что в городе смогли организовать выпуск тяжелых танков КВ-1. Выпустили их сравнительно немного, тем не менее, факт очень показательный. Более того, в дальнейшем ленинградские предприятия начали производство оружия, которое в дальнейшем отправлялось на большую землю. Наиболее известным случаем подобного рода стала история производства пистолета-пулемета ППС. Естественно, занимались в Ленинграде и ремонтом бронетехники.
В коллекции Музея Техники Вадима Задорожного есть немалое число танков, восстановленных музейной мастерской. В том числе и легкие танки Т-26. Восстановлены они с использованием фрагментов настоящих танков, но с современными агрегатами. Один из этих танков вызывает споры среди любителей заклепок и моделизма. Мол, реставраторы ошиблись, не может быть такого. На самом деле вполне может. Подобных «кентавров» делали на бронетанковом ремзаводе №4, который во время Великой Отечественной войны располагался на территории Кронверка (ныне здесь находится Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург).
Сам по себе Кронверк появился в 1709 году как одно из укреплений на севере от Петропавловской крепости. Здание, где ныне находится музей — это Новый арсенал на Кронверке, его строительство было закончено в конце декабря 1860 года. С этим и связана довольно специфичная архитектура здания. Благодаря специфике использования здания имеется возможность перемещать орудия без помощи кранового оборудования. Пандусы как раз для этого и предназначены. Кроме того, арсенал создавался и в качестве защищенного объекта. Узкие окна-бойницы и стены, в иных местах достигающие толщину 1,8 метра, сделаны совсем не для красоты.
На территории Нового арсенала на Кронверке музей появился в 1868 году, постепенно заняв всю территорию арсенала. Но летом-осенью 1941 года пришлось вспомнить о том, для чего изначально создавалось это здание. Еще летом 1941 года началась постепенная эвакуация музея в Новосибирск. А а вот о том, что было с помещениями Нового арсенала на Кронверке во время войны, обычно дается мало информации. Между тем, они совсем не пустовали. В 1941 году здесь был организован бронетанковый ремонтный завод №4, который занимал часть музея. Его деятельность почти никак не освещается, хотя данный завод сыграл весьма важную роль в обеспечении ремонта танков, которые использовались на Ленинградском фронте.
Отчеты по деятельности завода довольно отрывочны, тем не менее, общую картину составить можно. В 1941-43 годах основной специализацией БТРЗ №4 являлся ремонт танков Т-26. Эти боевые машины довольно массово использовались на Ленинградском фронте. В последний раз они применялись уже в Карелии, летом 1944 года. Также, согласно отчету гвардии инженер-капитана Васильева, военпреда при БТРЗ №4, в 1942-43 годах завод занимался ремонтов тракторов. Одним из направлений деятельности являлся ремонт двигателей М-5 (Liberty L-12), которые стояли в танках БТ-2 и БТ-5.
До войны ремзавод, существовавший с 1932 года (на другой территории), также занимался ремонтом Т-26. Нахождение в помещениях музея, по признанию военной приемки, представляло массу проблем для завода. Образно говоря, он в них задыхался. Например, заниматься ремонтом Т-34 он не мог, потому как затащить такой танк внутрь было крайне сложно. Также помещение не позволяло увеличить объемы ремонта, так что число сданных танков было невелико. Руководство завода неоднократно обращалось с просьбой найти для завода новое помещение, но по состоянию на начало 1944 года подвижек не наблюдалось. Помимо Т-26, на БТРЗ №4 освоили ремонт малых танков Т-60, далее начался ремонт Т-70 и СУ-76М. Шло освоение ремонта моторов В-2.
Надо сказать, что ремонт Т-60 и Т-70 осваивали в два этапа. Дело в том, приспособления и запчасти передали на вагоностроительный завод им. Егорова, поэтому пришлось всё начинать сначала. Из 253 работников завода на начало 1944 года 122 были женщинами. Работников очень не хватало, а передача на другой завод оборудование привело к тому, что зимой-весной 1944 года БТРЗ №4 продолжал ремонтировать Т-26 и Т-60. К лету 1944 года начался ремонт Т-70 (сдан 1 танк за июнь), а основой продукции оставались отремонтированные Т-26 (за тот же июнь сдали 13 танков). Лишь к осени 1944 года основой матчасти, которая здесь ремонтировалась, стали Т-70 и СУ-76 (19 штук из 29 танков, отремонтированных за октябрь 1944 года). Лишь в апреле 1945 года завод начали переводить в Ригу. А здание снова полностью перешло под музей.
Надо сказать, что сам по себе процесс ремонта танков происходил в крайне сложных условиях. Особенно это касалось 1942-43 годов. Рабочие завода выкручивались, как могли, главной задачей было обеспечение войск исправной бронетехникой. Кроме того, БТРЗ №4 занимался экранировкой Т-26. Объем экранированных машин неизвестен, но широко известен снимок, который обычно подписывается как «рабочие ленинградского завода экранируют танк Т-26». Если приглядеться, то можно заметить характерные детали, присущие внутренним помещениям музея.
Так вот, в ходе ремонта часто так получалось, что один танк собирался из двух. Поскольку Т-26, в ходе производства, довольно существенно менялся, не редкостью оказывались случаи, когда «низ» и «верх» были разных годов выпуска. На это обычно не обращают внимание, но вообще крайне полезно смотреть на «ленинградские» танки, что называется, под микроскопом. Например, на каноничный снимок ремонта Т-26, датированный августом 1942 года. Так вот, там коническая башня Т-26 выпуска 1939-41 гг установлена на корпус выпуска до 1938 года. Более грубо сделанный уголок слева на подбашенной коробке (еще и более короткий, чем положено) выдает «лохматку».
Впрочем, нападки были на другую конфигурацию танка. А именно цилиндрическая башня на подбашенной коробке с наклонными бортами. Вероятнее всего, у музея просто так получилось, но насчет громких криков «не было такого!» можно только посмеяться. Во-первых, битые Т-26 именно в такой конфигурации вполне попадались. Во-вторых, подобные Т-26 обнаружились в 90-м танковом полку, они использовались там летом-осенью 1944 года, пока полк не получил Т-34 с минными тралами. Думаю, если всматриваться в «ленинградские» Т-26 еще сильнее, может чего еще вылезет.
Надо сказать, что это далеко не единственный случай подобных переделок. Про то, что пулеметные БТ-2 в 1942 году активно переделывали в БТ-5, уже писалось. Те же самые БТ получали характерные наварки на траки, которые четко говорят, где это делали. Их можно видеть на танке с Невского пятачка, а также у БТ-шек из Кубинки и в ЦМВС. Прямой навек, откуда они в Кубинку прибыли.
Список источников:
-
-
- ЦАМО РФ
- РГАКФД
- Архив автора
- artillery-museum.ru
-
источник: https://dzen.ru/a/ZtRIr_xTIQSzu5n7