Идея корабля-арсенала — по сути, пусковой платформы для ракет, наведение которых осуществляется с других кораблей — сама по себе, не нова. Еще в 1950-ых, во время разработки зенитной ракеты RIM-24 «Тартар», американский флот предлагал располагать контейнеры с ракетами на торговых кораблях, а наводить ракеты радарами сопровождающих конвой эсминцев. В дальнейшем, идея отдельного плавучего арсенала для ракет возрождалась неоднократно, и вплотную приблизилась к реализации в 1980-1990-ых.
Привлекательность идеи корабля-арсенала достаточно очевидна. Самой дорогой и сложной частью корабельного ракетного комплекса является управление огнем: компьютеры и радары, осуществляющие наведение ракетного оружия. Поэтому идея построить дешевые корабли с минимальным экипажем, которые будут только транспортировать и запускать ракеты (а наводить их будут «настоящие» боевые корабли с безопасного удаления) выглядела простым и эффективным способом увеличить боезапас эскадры.
Для лучшего понимания: один ракетоносный эсминец типа «Арли Берк», несущий 96 вертикальных пусковых установок Mk-41 (12 модулей по 8 ячеек в каждом) стоит 2,2 миллиарда долларов. Сами же ракетные установки стоят приблизительно 10-12 миллионов долларов за модуль — то есть ракетное вооружение эсминца обходится менее чем в 1/15 его суммарной стоимости. Без учета, собственно, ракет, разумеется.
Тем не менее, с реализацией концепции не слишком торопились. Главной причиной было в общем-то… отсутствие необходимости в дополнительном боезапасе после окончания Холодной Войны. Сокращение производства ракет в 1990-2000-ых привело к тому, что и имевшиеся на кораблях пусковые ячейки далеко не всегда были заполнены полностью. Плюс к этому американский флот — основной «двигатель» концепции корабля-арсенала — основательно утратил к ней интерес, когда (ввиду соглашений по ограничению стратегических вооружений) появилась возможность переоборудовать в «ракетные мониторы» четыре сокращаемые субмарины типа «Огайо».
В последние годы, впрочем, интерес к концепции корабля-арсенала возрос вновь. Усиливающееся международное напряжение и неожиданно высокая интенсивность даже локальных конфликтов (например, морской кампании в Красном Море) привели к существенному переосмыслению прежних представлений о «достаточном». Особенно со стороны малых флотов, которые могут позволить себе дополнительные ракеты — но не могут позволить себе дополнительные корабли.
Одним из таких малых флотов является голландский. Основу его надводных сил составляют четыре ракетоносных фрегата (официально классифицируемых как «командные фрегаты ПВО») типа «De Zeven Provinciën». Эти корабли оснащены пятью модулями Mk-41 (суммарно 40 ячеек, предполагается добавить еще 8, для крылатых ракет «Томагавк») и многоканальной СУО на основе РЛС Thales Nederland APAR.
С точки зрения 2000-ых (когда эти корабли были построены), фрегаты «De Zeven Provinciën» вполне соответствовали требованиям времени. Однако ситуация с тех пор значительно изменилась. Затяжной конфликт в Красном Море продемонстрировал, что современным боевым кораблям приходится иметь дело с массированными атаками беспилотников и ракет — как баллистических, так и крылатых — намного превосходящих прежние прогнозы относительно «конфликтов малой интенсивности», и более соответствующих «худшим сценариям Холодной Войны». Поэтому после того, как совместная голландско-немецкая программа фрегата нового поколения «Future Air Defender» столкнулась с задержками и противоречиями, голландцы начали искать иные решения.
Результатом стали планы строительства двух «кораблей поддержки», предназначенных для совместного оперирования с существующими фрегатами. Иначе говоря — двух кораблей-арсеналов, транспортирующих и запускающих ракеты, которые фрегаты будут наводить.
По сравнению с амбициозными американскими проектами 1990-ых, голландские корабли-арсеналы невелики. Их водоизмещение планируется всего в 600 тонн, длина в 53 метра а ширина в 9,7 метров. По водоизмещению, они почти в десять раз меньше фрегатов типа «De Zeven Provinciën» (в 6600 тонн каждый). Экипаж каждого из «кораблей поддержки» будет состоять из «не менее восьми моряков» — опять-таки значительно меньше, чем 230 человек экипажа одного фрегата. Самое же главное, что оба корабля вместе будут стоить около 250 миллионов евро — то есть существенно меньше, чем один фрегат в 600 миллионов евро.
И эти маленькие кораблики, тем не менее, будут нести мощное вооружение. На выложенных официальных эскизах, они оснащены четырьмя контейнерными пусковыми установками (хранящимися горизонтально и поднимающимися вертикально перед запуском) на шесть ракет в каждой — то есть каждый корабль поддержки будет нести по 24 ракеты. А возможно, и больше.
Согласно техническому заданию, корабли поддержки будут идти вместе с фрегатами — оставаясь в пределах видимости от боевых кораблей — и запускать ракеты по команде с фрегата. Уже после запуска, СУО фрегата возьмет на себя управление ракетой и наведет ее в цель.
* Основными ракетами, запускаемыми с кораблей поддержки, должны стать зенитные ракеты семейства «Barak-8», израильского производства. Такой необычный для европейского флота выбор обусловлен практическими соображениями. Ранее голландский флот использовал зенитные ракеты RIM-66 SM-2 Block IIIA американского производства, но производство этих ракет в США завершается; более современные же ракеты SM-2 Block IIIС не совместимы с голландской СУО. Рассматривавшиеся в качестве альтернативы европейские зенитные ракеты MBDA Aster непригодны для горизонтального хранения (и просто не влезут в небольшие корабли). Ракета же «Barak-8» изначально разрабатывалась под взаимодействие с различными типами систем управления огнем и — будучи изначально наземной ЗУР — может транспортироваться в горизонтальном положении.
* Другим потенциальным боеприпасом являются израильские же ударные беспилотники-камикадзе IAI «Harop». Эти «барражирующие боеприпасы» с электро-оптическим наведением и высокой автономностью являются, в определенном смысле, прямыми предками всех современных БПЛА аналогичного типа. Конфликты последних лет доказали высочайшую ценность боеприпасов такого рода — способных часами оставаться в воздухе и патрулировать в поисках цели. Относительно недавно IAI представила морскую версию, приспособленную для пуска из контейнера на борту корабля.
* Наконец, вполне вероятно что корабли поддержки могут использоваться для запуска крылатых ракет «Томагавк». На данный момент, флот Нидерландов планирует запускать их с фрегатов — для чего заказал в США восемь модулей Mk-41 ударной длины (допускающей размещение крылатых ракет — слишком длинных для уже используемых на фрегатах модулей тактической длины). Однако представляется вероятным, что корабли поддержки также могут быть оснащены такой возможностью.
* Помимо «кинетического» вооружения (этот термин все чаще используется в западных источниках для обозначения систем, направленных на физическое уничтожение противника), корабли поддержки также предполагается использовать как платформы РЭБ/РЭР. Для этого они могут быть оснащены контейнерными комплексами, наподобие уже используемых голландским флотом комплектов «Thales Sabre»:
В общем и целом — голландский флот реализует старую, но весьма эффективную концепцию как средство увеличить свои боевые возможности без значимого расширения корабельного состава. Современные боевые корабли стоят дорого как в постройке, так и в эксплуатации; постройка новых боевых кораблей требует значительного времени (как и обучение их экипажей). С другой стороны — небольшие «корабли поддержки» с минимальным экипажем (или вообще беспилотные) могут быть построены быстро, и значительно увеличить боевые возможности флота.