2

(Эта статья появилась от чувства сострадания к проблемам отечественных судостроителей, возникших при проектировании и строительстве лидеров пр.26)

Альтернативный эскортный океанский корабль для флота АИ Андрея

 

 
Рассматривая различные варианты построения альтернативных флотов довоенного СССР, постоянно складывается ощущение, что при соблюдении объективных возможностей страны, сильный и сбалансированный флот ну никак не получается. Точнее, получается, но только при отсутствии этой самой чёртовой войны, в лучшем случае, годику этак к 43-му, а то и попозже. И как пел Семён Слепаков: «…до свадьбы – нельзя!».
Ну, хорошо, сильный и сбалансированный «до свадьбы», то бишь до войны – нельзя, а хотя бы более-менее эффективный? Так все АИ, по сути, только над этим и пыжатся. Ибо РИ ВМФ по эффективности больше чем на троечку не тянет. И то только с учётом конечного результата… Если же рассматривать эффективность более конкретно и по операциям флотов и по боевой эффективности конкретных кораблей, то картина представляется и вовсе не радужной.
Я хочу этой статьёй, немножко помочь, уважаемому коллеге Андрею (понятно, что он в такой помощи в принципе не нуждается, но, ежели есть интересная идея… не пропадать же ей!). Почему именно ему? Только по той причине, что в его АИ, в войну СССР вступает только в мае 1942 г. А для данной фишки (о которой ниже) это принципиально.
В чём проблема многих альтернатив? Цейтнот. К концу 30-х, верфи перегружены, в лихорадочном темпе строя корабли всех классов. Ресурсов это требует колоссальных. Металла у страны, на форсированный судострой, не хватает катастрофически. Рабочих рук (в т. ч. квалифицированных судокорпусников) в стране недоставало всегда с момента начала индустриализации.
Вывод? Для начала, было бы неплохо оптимизировать распределение ресурсов. А это означает верно расставить приоритеты в строительстве кораблей. Опять же в АИ уважаемого Андрея с этим уже хорошо, поскольку отсутствуют как класс лёгкие крейсера – дорогие и неэффективные, «белые слоны» РККВМФ.
Теперь к сути вопроса.
Как многим известно, в августе 1939 года СССР и Германия заключили пакт о ненападении, а после разгрома Польши, договор «О дружбе и границе». Цели при этом обе стороны преследовали сугубо свои. Товарищу Сталину требовалось время для перевооружения и развёртывания армии, Германии, вполне неожиданно для себя схлопотавшей войну с Англией и Францией, жутко не хотелось воевать на два фронта. А поскольку доверять товарищу Сталину «за так» на западе почему-то считалось чем-то сверхъестественным, немцы решили ублажать СССР со щедростью невероятной. Это означало самое широкое военно-техническое счастье, обрушившееся на СССР, в виде любых образцов германской военной техники и технологий её производства. Так же нельзя забывать и о экономическом факторе, предопределившем особую германскую «щедрость». Германия тогда уже буквально задыхалась в тисках кредитной блокады. Милитаризация экономики, обширные НИОКР, строительство автобанов и помпезных имперских сооружений, плюс мобилизация и прямые военные расходы, настолько истощили казну, что любые расходы требовали личного утверждения Гитлером. СССР же изъявлял готовность в той или иной форме платить за все немецкие технические чудеса.
В РИ, 2.10.40 г. СССР за нехилую такую сумму, купил у немцев недостроенный тяжёлый крейсер «Лютцов». И если в принципе, такой шаг абсолютно понятен – экономика страны уже выросла из коротких штанишек доктрины «приоритета лёгких сил» и приступила-таки к постройке сбалансированного ВМФ, то обладая хоть малой толикой послезнания, можно смело утверждать, что это была неудачная покупка.
А если без послезнания? Нужна ли была эта сделка, учитывая, что получили мы фактически жестянку, а на собственных стапелях уже были заложены «Кронштадты», которым немец, что называется, в подмётки не годился? Нет, конечно, применение немцу мы бы нашли – от подготовки экипажей для тех же «Кронштадтов» и «Советских Союзов» (они вошли бы в строй позже немца) до отсылки этого корабля на флот, которому новые тяжи отечественного производства светили в последнюю очередь. В общем, я, не считая эту покупку совсем уж бесполезной, полагаю, что мы могли бы без неё и обойтись (вот если бы мы изыскали средства и согласие немцев на покупку двух-трёх таких крейсеров в полностью укомплектованном, боеготовом виде – чтоб сразу получить действующее соединение….!!!).
В своей альтернативе, уважаемый Андрей, строя действительно более продуманный флот, тоже не побрезговал «Лютцовом».
В то же время, он, строя свои авианосцы и линейные крейсера будущего океанского флота, весьма красочно обрисовал хотелки военморов и проблемы судостроителей, при создании достойного эскорта для этих тяжеловесов в дальних походах – лидера проекта 26.
Проектировалось сие чудо весьма хлопотно, строилось проблематично,  да и на выходе, получилось не совсем то, на что рассчитывали. И это при полной загрузке стапелей перед войной и неизбежном дефицитище судокорпусного металла в стране.
Так почему бы не оглядеться по сторонам в поисках того, что сэкономит стране время, металл и человеко-часы наиболее ценных – конструкторских кадров, дав флоту хотя бы относительно схожие по ТТХ корабли в те же примерно сроки?
Располагая некоторым свободным временем, я так и сделал. И…? Нашёл!
В сентябре-октябре 1939 года в Италии, на верфях сразу пяти судостроительных фирм, были заложены 12 (!) сверхлёгких крейсеров-скаутов типа «CapitaniRomani» то бишь «полководцы древнего Рима», специально для действий в Красном море и Индийском океане (любопытно бы узнать, какие там у итальянцев имелись интересы?).

Альтернативный эскортный океанский корабль для флота АИ Андрея

 
В чём их фишка? Океанские мореходность и дальность, отличная обитаемость, скорость свыше 40 узлов (!), неплохой комплект вооружения, при сверхумеренном водоизмещении и, соответственно, стоимости. Плюс возможность без проблем, сделать из них уже специализированные крейсера ПВО/ПЛО и ввести в строй до (или сразу после) начала войны, которая, напомню, в АИ уважаемого Андрея начнётся для СССР только в мае 1942-го.
И главное – при соответствующем желании, мы можем заполучить по меньшей мере 4 таких крейсера (как минимум в той же степени готовности, что и «Лютцов»)! Дело в том, что летом 40-го, итальянцы, столь же жёстко ограниченные в средствах как и немцы, оптимизировали свою судостроительную программу. Жертвой этой оптимизации стали «римские полководцы». Почему – понятно. В Красном море, как и в Индийском океане, скаутам не фиг было делать, а единственный реальный их соперник – Франция уже пала. Против английского же флота лёгкие крейсера-скауты мало что могли сделать. Таким образом, через год после закладки (когда корпуса уже были практически сформированы), принимается решение заморозить постройку четырёх кораблей (в 41-42 г.г. они были разобраны на стапелях), а достройка остальных была существенно заторможена. В итоге, из 12 в строй в 42-43 г.г. вступили лишь три корабля этого типа: «Аттила», «Помпей» и «Сципион».

Альтернативный эскортный океанский корабль для флота АИ Андрея

 
Дык, а почему бы не прикупить и, соответственно не профинансировать  достройку для себя родного, скажем «Суллы» и «Эмилия» на верфях Ансальдо и «Друза» с «Агриппой» на верфях Тиррено? К лету 41-го, эти корабли были бы спущены на воду, а к концу того же года, готовы к переходу в СССР на достройку, дооснащение и вооружение (затягивать постройку далее в Италии не стоит из-за вероятности конфискации кораблей, находящихся в высокой степени готовности. Хотя, по большому счёту, это очень маловероятно, поскольку к тому времени, Италия уже ощущала дефицит топлива, не позволявший активно эксплуатировать даже имеющиеся корабли. Но… «Бережёного Бог бережёт!»).
Что касается вероятности такой сделки, то схема действий тут достаточно простая. Сперва (сразу же после закладки кораблей – в 1939 году), мы осторожно и не навязчиво, (но так чтоб об этом знали все), зондируем почву на предмет покупки нескольких кораблей данного типа. Естественно получаем отказ. После заключения пакта с Германией и полной нормализации отношений со странами Оси, делаем уже серьёзное предложение (можно согласиться на поставку кораблей без вооружения). Естественно опять получаем отказ. Но! С того момента, когда итальянцы начнут задумываться: «а на фига нам сейчас столько скаутов?» мы уже переходим в степень настойчивости отца Фёдора, с неподражаемой настырностью отжимавшего гамбсовский гарнитур у инженера Брунса. Резоны тут просты. Франция пала. Соперника скаутам больше нет. Топлива и для имеющихся кораблей флота у Италии в обрез, а новые линкоры вообще запредельно прожорливы. Да и эсминцев для их эскортирования более чем достаточно…. А вот нам эти крейсерочки, безусловно «не корысти ради, а токмо волею…»
Особенно будет красиво оформить сделку следующим образом: итальянцы на наши деньги в форсированном темпе достраивают для Тихоокеанского, либо Северного флотов, четыре скаута, окончательный расчёт за которые мы будем производить столь желанной для итальянцев НЕФТЬЮ, причём учитывая возможности нашего эскпорта, чейнч такой: крейсера мы получаем в немного недостроенном и невооружённом виде (но уже на ходу!) на рубеже 41-42 г.г. все недостающие комплектующие должны получить из Италии с таким расчётом, чтоб уже летом 42-го корабли вступили в строй. А вот нефть за них, Италия будет получать по заранее согласованному графику в течение 3-5 лет (с 40-го по 43-й или даже по 45-й г.). Как мне кажется – это удачная сделка. Удачная особенно тем, что пообещать-то можно много. Очень много…

Альтернативный эскортный океанский корабль для флота АИ Андрея

 
«Германик», «Траян», «Октавиан-Август», «Марий» и «Тиберий» конечно, тоже жаль оставлять (введены в строй они не будут), но… бум стараться жить по средствам J, а упомянутая нами выше четвёрка, наверное, обошлась бы СССР в конечном итоге не сильно дороже тяжкой громадюки «Лютцова». Кроме того, имеется вероятность, что вырученные с продажи четырёх крейсеров-скаутов средства, итальянцы вполне могли вложить в ускоренную достройку остальных систершипов и они успеют войти в строй задолго до того, как их, уже в 1943-ем, «нейтрализуют» прямо на верфях в высочайшей степени готовности: («Траян», «Марий» и «Сулла» – более 80 % готовности, «Октавиан Август» и «Германик» более 90 %)!
Ну, да Бог с ними. Предположим всё срослось и, где-нибудь в январе 1942 г, недостроенные «римские полководцы» пришли в СССР.
Вопрос – как их будем вооружать?
А вот так… исходя из АИ уважаемого Андрея:

Альтернативный эскортный океанский корабль для флота АИ Андрея

 
Для отпугивания разных миноносцев издалека – на оконечностях установим по двухорудийной башне, навроде МК-4, но с немецкими 150 мм пушками. 130 мм для крейсера, хоть и такого малюсенького – всё-таки не комильфо, а 150 мм двухорудийные установки разрабатывались (в данной АИ) в качестве универсальной арты линкоров. Вот только, дабы уложиться в заданный вес, бронирование у этих самых псевдо МК-4 будет уже чисто символическим – противоосколочным, хотя, нет худа без добра и благодаря сэкономленным на броне тоннам, установки будут чуть порезвее и, соответственно, ещё чуток поуниверсалистее.
Для эффективного расстрела тех же миноносцев в ближнем бою, а так же для дальней ПВО, добавим пару немецких лицензионных двухорудийных стабилизированных 105 мм установок. ПВО ближнего боя – 6х2 40 мм бофорсин и 10 либо одноствольных 20 мм МАП, либо столько же спаренных ДШК. Хронологически – вполне допустимо появление на кораблях этого типа и радаров. Тем паче, что итальянцы установили их на двух из трёх введённых ими в строй кораблях.
Естественно предусмотрим либо один, центральный, как на эсминцах, четырёхтрубный ТА, либо побортно два двухтрубных с небольшим углом поворота. Противолодочное вооружение – по полной программе: и активный сонар, и гидрофоны, и бомбомёты (можно прикупить пневматические итальянского типа, а можно придумать и собственные – РБУ).
Итак, сравнительные ТТХ лидера пр. 26 из АИ Андрея, exploratoreoceanici «ScipioneAfricano» и крейсера-скаута … хрен его знает, как и назвать – пусть по аналогии с итальянскими прародителями, полководцами, это будет «Адмирал Нахимов».

 

Пр. 26

«Сципион»

«Нахимов»

Длина (м)

140

142

142

Ширина (м)

13

14.4

14.4

Углубление(м)

4

4.9

4.9

Водоизмещ. Ст. (т)

3450

3686

3600

Мощность СУ(л.с.)

100 000

110 000

110 000

Скор. макс.(уз.)

42

40

40

Дальн. (миль. эк.х)

6000

3000 (25!)

3000(25)

Вооружение:
ГК
УК
ЗАП
МАП и ЗПл
ТА
ГБ

 
4х2/130
4х1/88
6х2/40
4х2/20
2х5(533)
70

 
4х2/135
8х1/37
4х2/20
2х4(533)
24

 
2х2/150
2х2/105
6х2/40
8х1/20
1х4(533)
24
 
В общем, по ТТХ довольно близко…
 Что в итоге? Уж не знаю, как сложилась бы судьба программы строительства лидеров пр. 26 после начала войны, но четыре таких крейсера как «Нахимов», могли бы обеспечивать эффективное охранение караванов на Севере, а после вступления в строй ЕМНИП в 44 году первых тяжёлых крейсеров пр. 69 осуществлять их эскортирование в дальних походах.
Вот такая идея. Очень спорная, но это ведь АИ…!

 

А это, кстати, всё тот же «Сципион Африканский» во французском флоте (после войны, Франция получила два корабля этого класса). В ходе модернизации, две штатные башни заменены на… трофейные немецкие 105 мм спарки!

Альтернативный эскортный океанский корабль для флота АИ Андрея

Ansar02
Подписаться
Уведомить о
guest

143 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account