Альтернативный БРДМ на шасси КСП-76. СССР
Реальная история КСП-76.
Согласно полученному от Главного Артиллерийского Управления РККА технического задания на разработку общевойсковой САУ (проект ОСА https://alternathistory.ru/divizionnaya-osa-76-sssr-1944g) специалисты Горьковского автозавода разработали один из самых интересных проектов самоходки времен Великой Отечественной войны. В противовес КБ завода №38, где в качестве основы был выбран легкий танк Т-70, группой инженеров ГАЗа под общим руководством ведущего конструктора В.А.Грачева была спроектирована САУ на шасси полноприводного автомобиля ГАЗ-63.
Работа над машиной повышенной проходимости началась ещё в апреле 1938 г., когда на рассмотрение был представлен первый эскизный проект. Почти одновременно прорабатывалось несколько вариантов двух- и трехосных грузовиков с колесной формулой 4х4 и 6х6, правда их большая часть осталась только в виде опытных образцов.
Первые два прототипа были построены в марте 1939 и декабре 1940 года, успешно прошедших испытания. С началом войны дальнейшее развитие проекта было приостановлено, поскольку все усилия сосредоточили на выпуске серийной продукции. Вновь о ГАЗ-63 вспомнили только в 1943 г., когда на совещании конструкторов автомобильной промышленности у Сталина главный конструктор ГАЗа А.А. Липгарт доложил о наличии в опытном экземпляре полноприводного автомобиля повышенной проходимости, основные показатели которого были не хуже, чем у аналогичных иностранных машин. В ноябре того же года был собран новый прототип ГАЗ-63, отличавшийся кабиной, почти целиком заимствованной у автомобиля Studebeker US6-62, Г-образными крыльями и решетками перед фарами. Несколько ранее, в августе 1943 г., шасси более раннего прототипа было выбрано для создания САУ, первоначально получившей обозначение “изделие 63-СУ”, а затем ГАЗ-68.
Перед конструкторами, помимо основных показателей, стояла задача максимально облегчить обслуживание машины и её серийный выпуск, так что выбор в пользу автомобильного шасси был частично оправдан. В разработке САУ, помимо В.А.Грачева, приняли участие не менее талантливые инженеры: И.В. Гавалов, А.Л. Иванов, Б.Д. Кирсанов, И.Г. Шимановский и другие. Согласно официальным данным предварительный вариант компоновки начали прорабатывать 19 октября 1943 г. и уже к концу года был построен деревянный макет самоходки, переименованной к этому времени в КСП-76 (колесная самоходная пушка калибра 76 мм). Руководство ГБТУ РККА, поначалу относившееся к проекту ГАЗа довольно скептически, быстро убедилось, что колесная самоходка может получиться не хуже гусеничной и 7 февраля 1944 г. проект получил официальное одобрение.
Не дожидаясь, пока будет готов полный комплект рабочих чертежей, в сборочные цеха стали передавать техническую документацию, что отчасти позволило сэкономить время при сборке первого прототипа. Спустя три месяца, 4 мая 1944 г., опытный образец КСП-76 был полностью готов. Бронекорпус самоходки, разработанный инженерами Ю.Н. Сорочкиным и А.Н.Кирилловым, не имел крыши боевого отделения, но его листы устанавливались под рациональными углами, что надежно защищало экипаж от крупнокалиберных пуль и осколков. Полная масса корпуса составила 1140 кг. Основное вооружение КСП-76 состояло из 76,2-мм дивизионной пушки ЗИС-3 с углом наведения по горизонтали 37°, по вертикали – от -3 до +15°. Орудие установили в корпусе максимально низко, чтобы снизить высоту машины и одновременно увеличить устойчивость самоходки при стрельбе. Компоновка боевого отделения была следующей. Орудие размещалось по оси машины, справа от которого находилось кресло водителя, слева – командира-наводчика, позади него – откидное сиденье для заряжающего. Наблюдение за окружающей обстановкой велось смотровые пуленепробиваемые приборы в корпусе, а также при помощи командирской панорамы. Командир дополнительно выполнял обязанности радиста – перед ним в особой нише была установлена радиостанция 12-РТ.
Для КСП-76 был выбран карбюраторный двигатель ГАЗ-202 мощностью 85 л.с. (танковый вариант автомобильного двигателя ГАЗ-11 с усиленными системой охлаждения и маслорадиатором, который также использовался на легком танке Т-70.) мощностью 85 л.с.(63 кВт) при 3600 об/мин. Слева от двигателя, в изолированных отсеках, располагался 140-литровый бензобак и основная часть боекомплекта., Силовой агрегат устанавливался в кормовой части со смещением на 276 мм вправо от оси машины
Коробка передач оснащалась механическим дистанционным управлением. Привод тормозов также был механическим. Связь двигателя с ведущими мостами осуществлялась через три карданных вала с двухступенчатой коробкой передач. Раздаточная коробка и карданные валы размещались в специальном тоннеле, расположенном по оси корпуса. Оригинальным в конструкции самоходной установки было то, что постоянно ведущей являлась передняя ось. Это в значительной степени повышало устойчивость самоходной установки при движении на всех скоростях с выключенным задним мостом, так как задние колеса в данном случае были менее нагружены силами в горизонтальной плоскости дороги, что увеличивало их способность удерживать машину от заноса.
Привод на передние колеса был постоянным, на задние – отключаемым. Жесткие мосты с шириной колей 1700 мм крепились к лонжеронам, приваренным к корпусу, на четырех рессорах с гидроамортизаторами. На самоходке использовались пулестойкие односкатные шины большого диаметра с грунтозацепами.
В таком виде КСП-76 была представлена на заводские, а затем на сравнительные испытания с ОСА-76, проходившие весной-осенью 1944 г. Поначалу артиллеристы отдавали предпочтение колесной самоходке, обладавшей лучшими эксплуатационными качествами. Основные ходовые характеристики тоже были высокими – при полной боевой массе 5430 кг машина могла развивать скорость до 77 км\ч, а также преодолевать брод глубиной до 0,9 м и подъём 30°.
Правда, очень скоро мнение о КСП-76 изменилось. По сравнению с гусеничной ОСА-76 колесная САУ обладала худшей проходимостью по мягкому и рыхлому грунту. Кроме того, выявилась недостаточная остойчивость при стрельбе. По результатам испытаний для дальнейшего развития и внедрения в серийное производство выбрали ОСА-76. Работы над КСП-76 были прекращены в ноябре 1944 г., а единственный экземпляр был в дальнейшем передан танковому музею в Кубинке, где он находится до сих пор.
ТАКТИКО-ТТХ КСП-76САУ КСП-76
БОЕВАЯ МАССА | 5430 кг |
ЭКИПАЖ, чел. | 3 |
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ | |
Длина, мм | 6350 |
Ширина, мм | 2050 |
Высота, мм | 1550 |
Клиренс, мм | 273 |
ВООРУЖЕНИЕ | 76,2-мм дивизионная пушка ЗИС-3 |
БОЕКОМПЛЕКТ | 58 выстрелов |
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ | |
БРОНИРОВАНИЕ | Лоб корпуса — 16,5 мм |
ДВИГАТЕЛЬ | карбюраторный, ГАЗ-202, мощностью 85 л.с. |
ТРАНСМИССИЯ | механическая с 2-ступенчатой КПП |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | автомобильная, с колесной формулой 4х4 |
СКОРОСТЬ | 77 км\ч по шоссе |
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ | 580 км |
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ | |
Высота стенки, м | 0,50 |
Подъём, град | 30 |
Глубина брода, м | 0,90 |
СРЕДСТВА СВЯЗИ | радиостанция 12-РТ |
Источник:
www.aviarmor.net
М.Свирин. "Самоходки Сталина Сталина. История советской САУ 1918-45 гг." Изд."Яуза", "Эксмо". 2008 г.
Е. Прочко "Самоходка на колёсах". (Техника-молодёжи №8, 1983 г.)
"Полная энциклопедия танков мира 1915-2000". сост.Г.Л.Холявский. Харвест.Минск\АСТ.Москва. 1998 г.
Альтернатива.
СССР. Лето 1943г.
После совместных испытаний, по результатам которых на вооружение РККА была принята ОСА-76 ( и послужила основой для создания целого семейства легких боевых гусеничных машин. https://alternathistory.ru/alternativnaya-istoriya-osa-76-i-boevye-mashin-na-ee-baze ), ГБТУ предложил ОКБ ГАЗ на шасси КСП-76, разработать разведывательный бронетранспортер на замену БА-64, который уже не отвечал требованиям армии. А поставки предлагаемых американцами БРДМ М3 “Скаут” по “ленд-лизу” ожидались только в следующем году.
ОКБ ГАЗ, творчески переработало шасси КСП-76 и к сентябрю 1943 года, представила новую машину, получившую название БРДМ ГАЗ-68.
БРДМ полностью сохранило шасси и агрегаты КСП, но получило измененную переднюю часть бронекорпуса. Освободившееся от ЗИС-3 место в носовой части, было закрыто сплошной наклонной бронеплитой толщиной 16,5 мм с врезанными пулестойкими приборами наблюдения. Место водителя было смещено вперед, а в увеличившийся внутреннем объеме бронекорпуса, смогли разместиться еще и 4 человек десанта. В бортах были прорезаны бронелюки и амбразуры для ведения огня из личного оружия десанта. Вооружение состояло из пулемета ДШК или СГ-43. Четыре точки крепления в бронекорпусе.
БРДМ-68, успешно прошла испытания и в ноябре 1943, постановлением ГКО была принята на вооружение. Поступала в разветбаты гвардейских мотострелковых, механизированных и танковых дивизий.
Прекрасно зарекомендовала себя в наступательных операциях 1944-45гг. Благодаря высокой скорости, маневренности и незаметности была любима в войсках и получила ласковое прозвище “тачанка”.
Пройдя неоднократные модернизации на вооружении СА до 1960 г. Отлично зарекомендовала себя в “малых войнах”. В некоторых странах “третьего мира” до сих пор на вооружении. Применяется как носитель ПТРК и ПЗРК. Известна в мире, как “русский бронированный багги”.
Модификации.
БРДМ-68А (артиллерийский)
Закрытий бронекорпус. Башня от танка Т-70. Вооружение: 45-мм пушка, 7,62мм пулемет ДТ. Экипаж-3 человека.
БРДМ-68П ( плавающий)
По запросу ГБТУ разработана плавающая модификация БРДМ-68. Машина получила герметичный корпус по типу амфибийных автомобилей Ford GPA и немецкого Schwimmwagen. Движение на воде осуществлялось по средствам опускаемого винта, аналогичного Т-40. Скорость на воде 8-9 км/час.
Отлично себя проявила во время боевых операций по форсировании рек Днепр, Немана, Висла и Дуная. На вооружении в СА и странах ОВД до 1965 г. ( РИ плавающий БРДМ-1 был создан на базе БТР-40 и принят на вооружение только в 1958 году).
БТР-63.
Легкий БТР классической схемы с передним расположением форсированного двигателя. Экипаж-2человека. Десант-6 человек. На вооружении с 1945 года. ( аналогичный РИ БТР-40, так же был создан на шасси грузовика ГАЗ-63, но только в 1950 году поступил на вооружение). Послужил базой для создания целой линейки легких бронемашин различного назначения. На вооружении СА и стран ОВД до 1965 года. В некоторых странах “третьего мира” до сих пор на вооружении
Для сравнения, внешние виды основных БРДМ Второй мировой войны в одном масштабе.
С уважением,
Сергей Сыч
Рисунки: Сергей Сыч