В 1942 году обе воюющие стороны начали осознавать и систематизировать опыт, полученный в ходе Сталинградской битвы. Одним из главных выводов, которые сделало для себя руководство Третьего Рейха в области бронетанковой техники было осознание того, что бои в городе требуют специальную технику в том числе и САУ.
Поэтому уже весной 1943 года был выдан заказ на разработку специализированной САУ на базе танка Panzer IV.
Первой на конкурс свою конструкцию представила компания Алкетт, которая специализировалась на производстве разнообразных САУ. Это была самоходка Бруммбер, хорошо известная любителям бронетехники.
Несмотря на то, что в целом машина была более чем не плоха, по своим характеристикам она мало чем отличалась от существующих САУ и мало подходила для боёв в городе.
А вот Krupp-Gruson Magdeburg представила гораздо более подходящую под предложенное задания машину. Несмотря на то, что машина имела меньше переделок чем предыдущая конкурсная САУ, для боёв в городе она была более приспособлена. Вооружение у неё было установлено во вращающейся башне с очень хорошими углами вертикальной и горизонтальной наводки. Что позволяло вести огонь по верхним этажам зданий в городских узкостях.
Естественно, столь мощную артсистему, как на САУ Бруммбер в такую башню поставить было невозможно. Но конструкторы вышли из положения разместив на самоходке лёгкую 10,5 cm гаубицу leFH 18.
Башня была полностью закрытой и имела углы возвышения от -5 ° до + 45 °. Эффективная дальность стрельбы САУ составляла до 10 675 м. При этом опытные расчёты могла добиться скорострельности до шести выстрелов в минуту.
В основном комплект боеприпасов состоял из фугасных снарядов массой 14,81 кг. Однако в комплекте было незначительное количество и бронебойных боеприпасов, но характеристики у них были мягко говоря не очень из-за низкой начальной скорости пушки. В общем этим боеприпасом можно было пробить броню до 50 мм и с убойной дистанции 500 м. Однако в городских боях бо́льшая дистанция боя редко возникала.
В разработке машины чувствовалась явное влияние советского танка КВ-2. Башня или скорее боевая рубка имела почти вертикальные боковые стенки с парой больших дверей в задней части башни. Это решение позволяло облегчить вход и выход из машины и загрузку боеприпасов в неё. Однако на этом сходство с КВ-2 заканчивалось, так как в отличие от нашего тяжа башня имела только противопульное бронирование.
Вспомогательное вооружение САУ первоначально состояло только из пулемёта MG 34 расположенного в лобовом листе корпуса. Однако впоследствии, по результатам боевого применения, ещё один пулемёт был размещён на люке командира САУ. С этого пулемёта можно было вести огонь как по верхним этажам зданий, так и по атакующим самолётам. Боезапас пулемёта составлял 3150 патронов.
Производство САУ SdKfZ. 161/5 было быстро налажено. Первые 40 машин представляли собой переделанные уже готовые танки Panzer IV (модификаций F, G и H) на которые были установлены новые башни/рубки. Кроме установки новых башен на машины, переделке подверглась ещё и боеукладка, которая была переделана под снаряды калибром 105 мм.
Новые самоходки, успели наряду с другими новыми танками Третьего Рейха, принять участие в сражении на Курской дуге. Однако, там машина не смогла в полной мере реализовать заложенные в её конструкцию идеи. Из-за высокого силуэта она стала отличной мишенью для советских танкистов и противотанковой артиллерии. Более того, в башню, машину уверенно пробивали даже наши лёгкие танки, вооружённые 45 мм пушками. В итоге все машины, участвовавшие в летней кампании 1943 года были потеряны. А по итогам боёв было издано боевое наставление, категорически запрещающее использование САУ SdKfZ. 161/5 в полевых боях и главное в первых рядах войск. В боях вне населённых пунктов рекомендовалось использовать самоходки исключительно с закрытых позиций.
Характеристики:
- Экипаж: 5 человек (командир, наводчик, заряжающий, водитель, радист / стрелок-стрелок)
- Вес: 27,8 тонны
- Длина: 5,92 м (19 футов 5 дюймов)
- Ширина: 2,88 м (9 футов 5 дюймов)
- Высота: 3,20 м (10 футов 6 дюймов) без зенитного пулемета
- Подвеска: листовая рессора
- Запас топлива: 470 л (120 галлонов США)
Броня:
- 10-50 мм (0,39 — 1,96 дюйма)
Силовая установка:
- Бензиновый двигатель Maybach HL 120 TRM V12 мощностью 300 л.с. (296 л.с., 221 кВт)
- Максимальная скорость по шоссе: 38 км / ч
- Устойчивая скорость движения по шоссе: 34 км / ч
- Запас хода: 200 км (120 миль)
Вооружение:
- Пушка – 1 × 10,5 cm leFH 18/4 L / 28 с 60 патронами
- Пулемёты – 2 × 7,92-мм MG 34 с 3150 патронами боезапаса,
PS. Данную модель сделал наш западный коллега dizzyfugu, работ которого достаточно много на страницах нашего ресурса.
Источник — https://www.flickr.com/photos/dizzyfugu/48744958112/