Jagdpanzer IV/43 – машина так и не переломившая хребет советским танковым войскам

16

После того как в ходе проведения операции «Барбаросса» Вермахт столкнулся с новейшими советскими танками Т-34 и КВ, остро встала необходимость в САУ способные уверенно бороться с нашими машинами.

Был объявлен соответствующий конкурс, и в начале 1942 года немецкие компании представили проекты истребителей танков, в конструкции которых были широко использованы шасси и другие компоненты, от самых массовых немецких машин Panzer III и Panzer IV.

Главной особенностью всех этих машин было использование пушки Pak 43/1 (8,8 cm Panzerjägerkanone 43/1 L / 71) – противотанковой артсистемы уверенно поражавшей наши танки на дальних дистанциях.

Пушка Pak 43

Пушка Pak 43

Однако данная артсистема имела один очень существенный недостаток. Она была достаточно тяжёлой, что ограничивало её сферу применения.

В рамках этого конкурса первой свой проект показала компания Alkett. Он представила САУ 8.8 cm PaK 43/1 auf Geschützwagen III/IV «Nаshorn». Чуть позже свет увидела САУ от компании Vomag AG — Jagdpanzer IV. Правда вооружена она была не пушкой Pak 43, а чуть более слабой артсистемой – Pak 39 L/48. При этом по другим характеристикам машина на много превосходила творение Алкета.

САУ «Насхорн»

САУ «Насхорн»

Jagdpanzer IV

Jagdpanzer IV

Однако, при том что обе машины, в целом, были не плохими, полностью они не удовлетворили немецких военных. Тяжёлая и громоздкая Pak 43 мало подходила для установки на шасси, что Panzer III, что Panzer IV. Из-за этого Насхорн был практически небронированным, а в Jagdpanzer IV это орудие вообще не встало.

Однако немецкие конструкторы не сдавались и вскоре компания Vomag представила второй вариант САУ, получивший название SdKfz. 163. Машина была выполнена в стиле их Ягдпанцера, однако при этом боевое отделение было на много больше, да и сама машина получилась на много тяжелее. Если Ягдпанцер 4 весил 24 тонны, то масса новой САУ составила 28 тонн. Однако такое увеличение веса посчитали приемлемым.

Машина оказалась достаточно удачной. Боевое отделение было хорошо защищено, спереди бронёй 80 мм под углом 40 °, с бортов 40 мм, под углом 40 °. Сзади боевую рубку защищала броня толщиной 30 мм. Крыша и днище так же имели броню, правда чисто символическую, толщиной 10 мм.

Такой брони было достаточно что уверенно держать снаряды наших 76,2 мм танковых пушек на дистанциях от километра и выше. При этом главное оружие САУ, Pak 43 их уверенно поражала. При этом зона уверенного пробития лобовой брони наших танков начиналась с 3000 мм. То есть у новой немецкой САУ в бою с нашими танками оставалось достаточно времени что подбить своего противника.

Углы наклона пушки составляли + 15 ° / -5 °, что позволяло вести огонь из-за холмов, при этом она имела и неплохие для САУ горизонтальные углы наводки – 12 ° влево и 17 ° вправо. Такие отличия были вызваны тем что орудие находилось не строго по центру корпуса.

Боекомплект пушки состоял из 46 снарядов. Прицеливание осуществлялось при помощи прицела Selbstfahrlafetten-Zielfernrohr la от компании Карл Цейсс.

В качестве дополнительного вооружение на машину был установлен пулемет MG 34, в лобовом листе корпуса. Со временем на машине появился и второй пулемёт, крепившийся к люку командира танка. Кроме борьбы с живой силой противника этот пулемёт осуществлял ещё и функции ПВО. Всего в САУ находилось 1250 патронов к пулемётам.

По итогам сравнительных испытаний в конце 1942 года, на вооружение были приняты 2 САУ из трёх, Jagdpanzer IV и SdKfz. 163. При этом втораего худшие результаты на испытаниях, отказались.

Производство САУ было налажено в Берлине, на мощностях компании Alkett и в Дуйсбурге на заводах Stahlindustrie. Первые 10 САУ Jagdpanzer IV / 43 поступили в войска в январе 1943 года, далее производилось по 20 САУ в месяц.

Главными потребителями новой САУ, как не трудно догадаться, стали части, воевавшие на Восточном фронте, где постоянно требовались машины способные бороться с хорошо бронированными советскими танками. Там же выяснились и главные недостатки САУ. Из-за чрезмерного веса случались частые поломки подвески и трансмиссии машины. В ходе серийного производства были предприняты усилия, чтобы исправить это.

Была разработана обширная программа модернизации САУ, по которой были усилены пружины и введены новые цельнометаллические опорные катки. Модернизированные машины получили название SdKfz. 163s. Кроме этого в боевом отделении появился электрический вентилятор, а по бокам боевого отделения бойницы, для личного оружия членов экипажа. На фронте модернизация САУ производилась силами ремонтных подразделений.

Однако даже не смотря на эти улучшения, САУ оставалась проблемной. Высокий силуэт затруднял маскировку САУ и делал её хорошей мишенью на поле боя. Перетяжелённость машины, особенно в передней части ухудшил проходимость, что приводило к тому что машины часто теряли из застряваний в мягком грунте, особенно на северном театре боевых действий.

Все эти проблемы привели к тому, что как только, в середине 1944 года, появились Jagdpanther и Jagdpanzer IV/L70, производство Jagdpanzer IV / 43 было свёрнуто. А уцелевшие в боях на Востоке САУ были отправлены на Западный фронт.

Всего за время войны было произведено 223 САУ и некоторые из них воевали до 1945 года.

Источник — https://www.flickr.com/photos/dizzyfugu/48749982398/

PS. Для тех кто не искушён в истории бронетанковой техники сообщаю. Что данная машина никогда не существовала и является плодом фантазии нашего западного коллеги dizzyfugu, АИ работ которого достаточно много у нас на сайте.

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account