Альтернатива — Франция в 1940 году объявляет войну Британии после «Катапульты» (продолжение).

2

Публикую продолжение АИ, в которой Франция выступила союзницей Германии во Второй Мировой Войне. Эта часть посвящена действиям в Африке и захвату французами Кипра.

Предыдущий пост

 

Французские тяжёлые танки В-1bis, участвовавшие в штурме Тобрука

Отношения между Германией и Францией не были безоблачными. В первую очередь немцев беспокоили французские вооруженные силы и флот. Они начали настаивать, что 2 фактически бронетанковые дивизии (официально DLM) в метрополии – это много. Собственно, было желание заполучить эти соединения для себя, но понятно, что начали они издалека. Французы не повелись на эту комбинацию и сказали, что согласны вывести дивизии в Африку и Сирию («делать общее дело»). Этот, по сути незначительный, эпизод имел далеко идущие последствия…

Роммель в конце мая 41 был готов наступать снова. В первой линии он имел 15 танковую, 5 (буд. 21 танковая) и 90 (быв. «Африка») легкие дивизии, итальянскую танковую «Ариете» и еще 2 пехотных итальянских дивизии. Французы составляли дивизионную группу (2 разведывательных группы, 2 драгунских моторизованных полка, рота танков, артиллерия). В резерве у Роммеля было 4 бригады спаги (ок. 200 броневиков) и 2 немецких разведбата. Для пустыни это были крупные силы. А если учесть, что о тыле думать было не надо, то…

Главной проблемой тыла был Тобрук. Его осаждали 3 африканские пехотные дивизии и несколько отрядов немцев и итальянцев. Еще одна африканская дивизия была разбросана гарнизонами по пустыне. Штурм города был назначен вместе с наступлением Роммеля, но транспорты с тяжелым вооружением опоздали.

Англичане находились в шатком положении. После апрельского разгрома на фронт вернулась 7 бронетанковая дивизия, которая вместе с другими танковыми частями помогла укрепить фронт. Опасность была в том, что по танкам с немцами вырисовывался паритет, а как показала практика, против Роммеля этого было недостаточно. «Тигриный конвой» не решились пустить через Гибралтар, и 238 таких необходимых танков (из них 135 «Матильд») сейчас огибали Африку. Относительную уверенность вселяли только укрепления на границе Египта.

Гром грянул 20 мая. В трехдневном сражении на египетской границе армия Уэйвелла была разгромлена. Ударные силы англичан – 7 бронетанковая бригада и 22 гвардейская бригада были разбиты. Части 7 бронетанковой дивизии, которые были брошены в контратаку, понесли тяжелые потери. 4 индийская дивизия отходила с боями.

Тобрук был крепким орешком, настоящая крепость. Английский флот, несмотря на потери, организовал регулярное снабжение. Всего в городе было 72 танка, до 200 орудий и 32 000 гарнизона – австралийцы, англичане, индийцы. Штурм готовили около месяца. Наконец подвезли французскую тяжелую артиллерию. Немцы и африканцы сформировали штурмовые группы, в боевых порядках которых двигались новые 47-мм и 50-мм пушки ПТО. Посильную помощь была готова оказать немецкая авиация. Но гвоздем программы должны были стать 11 французских тяжёлых танков – В1бис.

Штурм продолжался почти неделю. И защитники, и штурмующие показали чудеса храбрости. Немцы благодаря умению и организации, а африканцы за счет бешенной храбрости, метр за метром прогрызали линии обороны. Французские 32-тонные машины оказали неоценимую помощь. Несмотря на потерю 6 танков, они подтвердили свою репутацию неуязвимых. Артиллерия плотно поддерживала огнем каждую штурмовую группу. При английских танковых контратаках в дело вступали противотанковые пушки. Африканская пехота еще раз подтвердила свои боевые способности, правда, понеся крупные потери. Немцы уже вполне дружелюбно смотрели на своих новых союзников, делясь сигаретами и даже водой (с итальянцами, например, не делились).

В Тобруке захватили ок. 20 000 пленных (часть эвакуировалась), 50 танков, орудия, машины, боеприпасы, продовольствие, горючее и многое другое. По этому поводу чуть не возник конфликт – учитывая, что в штурме принимало участие 30 000 французов и только 3000 немецкой пехоты, французский командующий попытался оставить трофеи себе. Роммель моментально прилетел на своем «Хорьхе» разбираться. До серьезного конфликта не дошло – немцы забирали все, что движется и горит, а французам артиллерию и все остальное. На следующий день французы добровольно передали артиллерию и почти все свои склады под контроль немцам. Единственное, что они оставили себе – это пленные, среди которых была треть англичан. Все это было похоже на спланированное мероприятие.

Этих пленных перевезли в Тунис и надежно изолировали. С ними обращались очень хорошо, и лейтмотивом общения было то, что англы не в плену, а на содержании Франции. Так сказать, для спасения от ужасного немецкого плена. Правда, всего пленных осталось 12 000 – англичан и австралийцев. Негров и индийцев отправили в Западную Африку в строительные батальоны. Кто изъявил желание, мог записаться в Иностранный легион – таких оказалось до 1000.

А 22 июня над восточной Европой грянул гром.

Летние грозы

По настоянию Германии обе легкие дивизии должны были быть выведены из Франции. Теперь по штатам в такой дивизии был 1 танковый (драгунский) полк, 2 драгунских (моторизованных) полка, 1 бронеавтомобильный полк, 1 моторизованный артиллерийский полк, дивизион противотанковой артиллерии и вспомогательные части.

1 DLM отправили в Западную Африку. Логичнее было бы послать в Египет, но Петену нужно было крупное соединение «на всякий случай». Из Марокко дивизию бы «выдернули» (под прикрытием флота) за неделю, а у Роммеля так просто не заберешь. Именно в этой дивизии были собраны почти все S35 (85 машин) и три десятка тяжелых танков (отдельный батальон).

 

Танк S35

Вторую DLM, после консультаций с немцами, решено было перебросить в Сирию. В начале лета началась переброска, но конвой, перевозивший технику артиллерийского полка, и RAM дивизии, подвергся ударам английской авиации и потерял 1 транспорт из 3. Переброска была временно прекращена, а в июле французская делегация прибыла в Берлин на переговоры с Гитлером.

Фюрер, естественно, хотел, чтобы Франция активно участвовала в «походе на восток». Если живая сила интересовала Гитлера постольку-поскольку (победа в России, казалось уже достигнута), то поставки техники, вооружения и материалов были крайне желательны.

С военной помощью все решилось быстро. Учитывая, что обе DLM уже заняты, было решено сформировать добровольческую усиленную моторизованную бригаду. Забегая вперед, скажу, что такая бригада была успешно сформирована под названием «Легион Триколор» и уже в октябре отправилась на восточный фронт. Кроме того, появилась возможность отправить дополнительно на восток 2 немецкие пехотные дивизии 3-й волны из гарнизонов во Франции (заменены батальонами французской гвардии). Переговоры по военным поставкам проходили сложнее.

Еще при подписании мира французы стремились максимально конкретизировать его условия. Контрибуция, которая была завуалирована разными «экономическими соглашениями», могла быть получена как в деньгах, так и продукцией. Скоро стало ясно, что Германия предпочитала продукцию. Хитрым французам удалось подписать соглашение, по которому определялась пропорция денег/продукции. Скоро немцы выбрали «техническую» часть контрибуции грузовиками, тракторами, броневиками, авиамоторами, полевой артиллерией и др. Петен даже смог записать часть немецких трофеев на оккупированной территории (автотранспорт, материалы, оборудование) в счет контрибуции (Гитлер не хотел выглядеть простым грабителем). С началом войны на востоке потребности вермахта резко возросли, но за новые поставки французы вежливо требовали деньги или сырье. Если немцы уж особенно артачились, то переводили оплату в область технического сотрудничества: получали из Германии чертежи танковых и противотанковых пушек, лицензии на производство Ю-88 и бронетранспортеров и т.д. Возможно, не все из этого нравилось гитлеровской верхушке, но даже самые горячие головы понимали – оккупируй они Францию вновь, они получат от нее в десятки раз меньше пользы, чем сейчас. Это показал опыт с достройкой 2 эсминцев в Бордо.

Захватив город, немцы объявили строившиеся эсминцы своими трофеями. Пока они были в распоряжении оккупантов, никто из французских рабочих даже пальцем не пошевелил. Стоило же передать корабли Дарлану, как работы закипели, несмотря на нехватку материалов. Этот и сотни подобных случаев постепенно складывались в резоны, по которым немцам было выгодней иметь Францию в союзниках, а не в рабах, причем Германия имела еще очень весомые рычаги влияния и могла диктовать условия, но это была уже не абсолютная власть.

После урегулирования вопроса поставок Петен вдруг неожиданно поднял вопрос о морских коммуникациях с Сирией. В своей спокойной манере он заявил, что для безопасности перевозок, и в первую очередь 2-й DLM Кипр нужно нейтрализовать, а лучше захватить. Слегка сбитый с толку Гитлер долго распространялся о усилиях на востоке, совместном антикоммунистическом походе, и в конце заявил, что как только падет Россия, так сразу. Петен так же спокойно ответил, что понимает трудности Германии, и поэтому Франция может занять Кипр самостоятельно, правда для приличия запросив помощь германской авиации. Такой оборот поставил фюрера в тупик – пришлось на день прервать переговоры.

Может, отчасти это был и французский блеф, но допустить такую операцию без своего участия Германия просто не могла. После потерь на Крите, удачная высадка петеновцев нанесла бы удар по престижу Гитлера, а также значительно усилила бы позиции французов в регионе. Изучив план (в нем от немцев требовалось лишь участие 10 авиакорпуса и 2-х групп Ю-87, которые уже находились в Сирии), фюрер объявил, что в операции будут участвовать 4 парашютных батальона 7 дивизии, полк 5 горно-стрелковой дивизии (находился в Сирии), дополнительные силы транспортной и бомбардировочной авиации. Колесики военной машины завертелись.

Кипр никогда не считался англичанами целью №1. При всей его важности Мальта и Киренаика, Крит и Египет всегда были значимей. На острове было всего 2 слабые пехотные дивизии (индийская и английская) и только 2 танковых батальона. Хотя Черчилль писал Уэйвеллу о необходимости усилить гарнизон, сил банально не было – все, что не шло в Египет и на Мальту, тянули на сирийский фронт. Правда, английская авиация острова перекрывала путь французским транспортам снабжения путь в Левант.

Хотя информация о том, что затевается какая-то операция, постепенно стала просачиваться, английскому средиземноморскому командованию было не до этого – их гнали танки Роммеля. Дезинформацией проходили сведенья, что готовится крупный конвой французов в Сирию. Для этого впервые привлекли крупные корабли.

С начала августа французская авиация в Сирии (370 истребителей) начала понемногу, а потом все сильней, оказывать давление на остров. Благо дальность полета D.520 спокойно это позволяла. Заодно, как потом оказалось, проводилась тщательная аэросъемка. 20 августа «Флот открытого моря» вышел из Тулона. Он включал 1 линейный крейсер, 4 тяжелых и 4 легких крейсера, 12 лидеров и 10 эсминцев. Транспортный флот вышел из греческих портов (туда корабли переходили поодиночке) и присоединился к боевой эскадре близ Крита. Германская авиация раскрыла над кораблями истребительный «зонтик».

На борту конвоя находились 10 батальонов альпийских и пиренейских стрелков и 2 алжирских стрелковых полка. Это были отборные силы «первой волны». Французские альпийцы были вновь сформированы 7 месяцев назад из контрактников и представляли собой отборные штурмовые части. Во «второй волне» были 1 танковый батальон (60 «гочкисов») и 2 «спешенных» драгунских полка 2-й DLM, еще 2 полка алжирских стрелков, 2 батальона гвардии, артиллерийские и инженерные части. Немцы (всего 6 батальонов) должны были прибыть по воздуху.

По соглашению с итальянским флотом, тот занял своими тяжелыми силами фланговое положение недалеко от Крита. Его задачей был удар по английскому флоту в случае его подхода к Кипру. Обстановку над морем также держал под контролем 10 немецкий авиакорпус.

На рассвете 23 августа, после артиллерийской подготовки с лидеров и эсминцев, первый эшелон десантных сил устремился к берегу. Основная высадка проходила в Кирении, а для отвлечения внимания несколько отрядов высадилось в заливе Морфу. Немецкие парашютисты высадились в 3 км за Киренией и перехватили дорогу на Никосию. Английский гарнизон оказал слабое сопротивление, а ожившие огневые точки сразу же подавлялись 138-мм-ками французских лидеров. Тяжелые корабли держались за горизонтом как резерв. В воздухе господствовала французская авиация. К 11 часам сопротивление было сломлено, и альпийские стрелки установили непосредственную связь с парашютистами. С этого момента началась выгрузка второго эшелона. До вечера первые танки 2 DLM были уже на берегу…

Утром альпийские и африканские стрелки при поддержке 12 танков и противотанковой артиллерии начали наступление в сторону Никосии. После короткого сопротивления французы продвинулись на 12 км и вышли к окраине столицы Кипра. По дороге был захвачен аэродром, который сразу же стал готовиться к приему самолетов. Попытка с ходу взять Никосию не удалась – в нее стянули всю 40 английскую дивизию и танки, среди которых было несколько «Матильд».

Ночью горные части немцев и французов стали охватывать город по взгорьям, а к утру перед фронтом у союзников было 40 танков и артиллерия ПТО. После того как на аэродром Никосии вышли германские горные стрелки, англичане стали отступать.

С захватом столицы французы перерезали основные коммуникации английского гарнизона и быстро накапливали силы для финального наступления. В Каире было принято решение об эвакуации.

Английский флот был серьезно ослаблен, но тем не менее вышел в море. Перехватить десантную армаду до высадки он уже не успевал, но смог прикрыть отступление. Два авианосца в его составе обеспечили авиационную поддержку. Несмотря на яростные схватки французских и английских летчиков, от бомб точки эвакуации все-таки сберегли. Потери флота снова были значительными, но итальянцы так и не решились напасть – до смерти боялись налетов авиации на свои линкоры. К 30 августа все было кончено.

В целом потери сторон в этой операции были небольшими. Французы потеряли до 600 человек убитыми и ранеными и несколько танков. Флот потерь не имел. Немцы потеряли и того меньше. У англичан выбыло 1500 солдат (в том числе и пленными), в основном во время эвакуации. Их флот недосчитался 2 эсминцев и крейсера ПВО. Еще 1 авианосец, 1 крейсер и 1 эсминец были серьезно повреждены. В воздушных боях французы и немцы потеряли до 50 машин, англичане почти столько же.

На острове разместилась французская африканская дивизия и авиация. Немцы только обозначили свое присутствие и быстренько перегнали освободившиеся силы на восточный фронт. Французские коммуникации теперь были в относительной безопасности. Вскоре Кипр превратился в транзитный пункт снабжения сирийской группировки.

После этой акции английское правительство объявило Франции войну.

Продолжение

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account