Королева морей или что из себя представляют перспективные британские авианосцы типа «Куин Элизабет» (Queen Elizabeth)
На просторах ЖЖ попалась мне хорошая статья Александра Ермакова, посвященная перспективным британским авианосцам типа «Queen Elizabeth», и раскрывающая некоторые проблемы и нюансы проектирования и строительства этих кораблей. Итак…
Чуть более месяца остается до церемонии крещения авианосца HMS «Queen Elizabeth» , первого из двух кораблей своего типа, которая пройдет 4 июля в верфи города Росайт в Шотландии. Сама правящая королева Великобритании Елизавета II даст имя крупнейшему в истории боевому кораблю Royal Navy. Кстати, вопреки расхожему заблуждению назван авианосец не в ее честь, а в честь королевы Елизаветы I, правившей во второй половине XVI века, при которой Англия стала владычицей морей. Трудно представить какая судьба уготована HMS «Queen Elizabeth», а создатели отмеряют ей не меньше полувека активной службы, но то, что уже сегодня она по праву заслужила себе место в истории кораблестроения не подлежит сомнению. Это один из самых необычных авианосцев среди когда либо построенных, полный парадоксальных особенностей.
В рамках данной статьи нет смысла подробно останавливаться на истории создания корабля, отметим, что практически сразу было принято решение строить не просто «суперавианосец», водоизмещения сопоставимого с американскими «Нимицами», но «STOVL-суперавианосец», то есть корабль рассчитанный базирование самолетов с укороченным взлетом и вертикальной посадкой (STOVL — Short Take-Off and Vertical Landing, в русском языке принято использовать близкую, хоть и не совсем верную аббревиатуру СВВП). Данная схема, разумеется, дает определенные преимущества, в первую очередь упрощение и удешевление корабля: вместо сложных и требующих энергии катапульт – трамплин, вместо аэрофинишеров – просто площадка на палубе достаточного размера с жаростойким покрытием. Однако эти преимущества раньше просто давали возможность построить в век реактивной авиации легкий авианосец авианосец – английские корабли типа «Invincible» имели водоизмещение 22 тыс.тонн, а самый легкий авианосец современности, таиландский «Chakri Naruebet», испанские судостроители «уместили» в 11,5 тыс.тонн. Строить крупный корабль такой схемы весьма странно, так как на крупном корабле на первый план выходят недостатки – в первую очередь серьезные ограничения на авиагруппу, кроме специализированных STOVL самолетов (уступающих аналогам, взлетающим с катапульты, по взлетной массе, а значит и по запасу топлива и боевой нагрузке) базироваться на нем смогут только вертолеты. Это серьезно затрудняет создание сбалансированной авиагруппы, отсутствие которой еще можно простить легкому авианосцу, действующему в составе соединения на равных правах с другими кораблями, или универсальному десантному кораблю, но недопустимо для «суперавианосца» вокруг которого строится не только авианосная ударная группа, но и, в широком смысле, весь надводный флот страны. Возможно, англичан на столь экстравагантный шаг толкнул успешный опыт применения самолетов «Harrier» в Фолклендской войне 1982 года. В 2002 году в качестве основы авиагруппы будущего авианосца официально был выбран американский многоцелевой истребитель пятого поколения F-35, а точнее его STOVL модификация – F-35B. Ранее, еще с конца 80-х гг. Великобритания активно участвовала в совместных с США программах перспективного STOVL-самолета, в первую очередь, планируя палубное базирование. Так что выбор был предопределен. Однако и тут не обошлось без конфузов – в сентябре 2010 г. совершенно неожиданно было объявлено о решении перейти к классической схеме с катапультой и угловой палубой с аэрофинишерами и к базированию модификации F-35C. Вероятнее всего это было вызвано проблемами с вертикальной посадкой F-35B, которые имели место в тот период.
Так могла бы выглядеть CATOBAR-версия HMS «Prince of Wales».
Однако решение было явно непродуманным – перепроектировка второго корабля этого типа, HMS «Prince of Wales», необходимое участие в программе разработки электромагнитной катапульты совместно с США вызывало бы трудно прогнозируемые, но несомненно очень серьезные затраты и задержки. Первый же корабль, HMS «Queen Elizabeth», уже находившийся в процессе строительства, планировалось и вовсе после эксплуатации в течении несколько лет в виде вертолетоносца-учебного корабля постараться продать, а если покупателей не найдется – пустить на металл. Чтобы понять, что один авианосец возможно по цене целых двух и с большой задержкой по времени, пусть и несколько лучший, это решение не самое оптимальное англичанам потребовалось полтора года. В мае 2012 г. они вернулись к изначальному дизайну и плану. На всевозможные НИОКР и оценки способов и целесообразности переделки кораблей за это время было затрачено около $157 млн.
После отказа от крайне запоздалой попытки приведения их к «нормальному» виду авианосцы типа «Queen Elizabeth» теперь имеют все шансы на звание самого причудливого боевого корабля современности. Как это уже упоминалось выше, это предназначенный для базирования STOVL самолетов трамплинный авианосец водоизмещением 70,6 тыс.тонн – втрое с лишним больше чем «Invincible» и почти вдвое больше чем оснащенный катапультами французский атомный авианосец «Charles de Gaulle», больше его только американские «суперавианосцы» родственных типов «Nimitz» и «Gerald R. Ford». Он обойдет отечественного «Адмирала Кузнецова» в борьбе за звание самого крупного находящегося в строю неатомного боевого корабля. При взгляде на «Queen Elizabeth» в первую очередь бросаются в глаза две равные по размерам надстройки – из первой управляют самим кораблем, а во второй, с остеклением по периметру, действиями команды на полетной палубе и авиагруппой. Решение разнести посты управления очень интересно и, если оправдает себя в ходе эксплуатации, может оказать серьезное влияние авианосцы будущего. Уже сейчас оно «будоражит умы» и отечественных судостроителей — макет перспективного авианосца в видении «Крыловского государственного научного центра» (ранее известного как «ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова») был с двумя надстройками аналогичного назначения. Один небольшой трамплин автоматически сводит количество стартовых позиций фактически до одной, однако это ограничение можно частично обойти, выстроив самолеты один за другим и запуская их последовательно. При этом занимается предназначенная для посадки задняя часть полетной палубы, однако, справедливости ради, стоит отметить, что и авианосцы с угловой палубой не могут пользоваться всеми стартовыми позициями, параллельно осуществляя посадку самолетов, в лучшем случае двумя. На «Queen Elizabeth» обещают обеспечить возможность выполнения до 110 вылетов F-35B в сутки и до 420 вылетов в течение пяти дней, т.е. можно говорить о максимальном темпе, который можно поддерживать длительное время, порядка 80-85 вылетов в сутки. Для сравнения, максимальный темп запуска самолетов у авианосцев типа «Gerald R. Ford» планируется 160 вылетов в сутки, с перенапряжением – до 220. Взлет группы из 24 самолетов «Queen Elizabeth» должна обеспечить за 15 минут, посадку – за 24 минуты. Посадку предполагается осуществлять не только вертикально, как принято на американских универсальных десантных кораблях, но и, по необходимости, с небольшим свободным пробегом, т.н. SRVL (Shipborne Rolling Vertical Landing). Это позволяет повысить посадочную массу и, например, избавляет от необходимости сбрасывать в море неизрасходованное дорогостоящее оружие.
Для перемещения между полетной палубой и ангаром длиной 155 м. и шириной 33 м. служат два крупных лифта, способные вместить по два F-35B. Столь крупные лифты понадобились для того, чтобы обеспечить перемещение тяжелых транспортных вертолетов CH-47 «Chinook», а у этой чисто сухопутной машины даже не складываются лопасти винтов! Места она соответственно занимает как два F-35B. Трудно объяснить, что помешало закупить в США небольшое количество специально предназначенных для палубного базирования CH-53E «Super Stallion». «Chinook» же без сомнения доставит много «приятных» часов палубной команде. Однако даже более интересным является причина появления его в составе авиагруппы «Queen Elizabeth» (ведь на тех же «Nimitz» тяжелые транспортные вертолеты не базировались за ненадобностью ) – на корабле предусмотрена казарма для 250 морских пехотинцев. Для обеспечения их высадки возможно одновременное размещение на палубе для быстрого взлета до десяти вертолетов «Merlin» или неназываемого количества «Chinook» (вероятно не более шести). Десант из двух с половиной рот оснащенных в лучшем случае легким транспортом представляют из себя довольно сомнительную ударную силу. Возможно, мы имеем тут дело с комбинацией желания компенсировать недостаток на флоте десантных кораблей и традиционным «генералы готовятся к прошедшей войне», в данном случае чувствуется влияние Фолклендской кампании 1982 г.
Авиагруппа корабля может превышать 50 различных ЛА, но при такой загрузке будут крайне затруднены полеты, так как в ангаре поместится только порядка 20 машин и остальными будет занята значительная часть палубы. Оптимальная численность — менее 40 ЛА. Какого то «жесткого» состава нет, все определяется задачей и условиями. Известно, что авиагруппа «мирного времени» будет включать в себя всего 12 F-35B. Дополнением к ним станут вертолеты семейства «Merlin» — противолодочные (до 9 ед.) и дальнего радиолокационного обнаружения (4-5 ед.). В 90-е гг. Королевский Флот планировал заказать ДРЛО модификацию конвертоплана V-22 «Osprey», однако по финансовыми причинам эти планы давно канули в лету.
Таким мог бы стать ДРЛО «Osprey». Судя по пролетающим ниже F-32 — это концепт-арт «Боинга».
При выполнении специфических миссии связанных с поддержкой десантов на авианосце могут размещается как упомянутые выше транспортные вертолеты семейств «Merlin» и «Chinook», так и ударные вертолеты «Apache». Будут использоваться и перспективные многоцелевые палубные вертолеты AW159 «Wildcat» — как поисково-спасательные и, при отсутствии F-35B, противокорабельные и ударные.
В целом, несмотря на размеры корабля, авиагруппа его намного ближе по численности и возможностям к французскому авианосцу «Charles de Gaulle» (водоизмещением всего 42 тыс.тонн) чем к американским «суперавианосцам». При этом у французского корабля преимущество в наличии палубных самолетов ДРЛО. При полном укомплектовании самолетами схожую с английским авианосцем авиагруппу может иметь и отечественный «Адмирал Кузнецов» (полное водоизмещение – 59 тыс.тонн).
Авианосец «Queen Elizabeth» оснащен весьма сложной силовой установкой из двух газовых турбин Rolls-Royce Marine MT30 и четырех дизелей Wärtsilä 38 которые обеспечивают работой электрогенераторы питающие, в свою очередь, два электродвигателя. Силовая установка такого типа (известна как IFEP,Integrated Full Electric Propulsion ) обеспечивает одновременно экономичность при длительных переходах и высокую максимальную скорость хода. Используется, например, на новейших американских универсальных десантных кораблях: последнем типа «Wasp» — «Makin Island» и новом типе «America».
Собственное вооружение корабля представлено средствами поражения воздушных целей, в первую очередь противокорабельных ракет, на предельно малых дистанциях в виде трех автоматических 20-мм пушечных установок «Phalanx» и пулеметами «миниган» и 30 мм автоматически пушками для борьбы с таким противниками как моторные лодки.
Если после церемонии крещения 4 июля все пойдет по плану док авианосца будет заполнен водой через несколько дней и корабль будет отбуксирован к другому пирсу для продолжения оснащения различными системами и внутренней отделки. Док будет освобожден для «Prince of Wales». К морским испытаниям планируется приступить в августе 2016 г., авиационным – в 2017 г. и начать их с вертолетов «Merlin». Будучи испытанным только с вертолетами авианосец будет по плану принят Королевским Флотом в мае 2017 г. Испытания F-35B запланированы в четвертом квартале 2018 г., у восточного побережья США – в них будут участвовать английские летчики и самолеты, но с американских баз и вероятно при поддержке американских специалистов. Английские летчики уже принимали участие в морских испытаниях F-35B на УДК «Wasp». Впрочем возможно, если позволит погода, впервые F-35B и «Queen Elizabeth» встретятся уже на церемонии крещения. Несколько самолетов как раз прибудут в Великобританию для участия в авиасалоне в Фарнборо и есть информация об их возможном участии в церемонии 4 июля, вероятно в виде торжественного прохода над кораблем. Полной оперативной готовности авианосец вместе с авиагруппой должен достичь в 2020 г.
Строительство корабль этого типа, «Prince of Wales», уже ведется во всю, по плану будет закончено к июлю 2016 г., морские испытания запланированы на январь 2019 г., приемка флотом – в августе того же года.
Несмотря на свою специфичность, авианосцы «Queen Elizabeth» и «Prince of Wales» в начале следующего десятилетия должны дать Королевскому Флоту Великобритании столь необходимые ему ударные возможности. Для мирового военного судостроения они ценны тем, что это вероятно первая со времен советских авианесущих крейсеров попытка свежего взгляда на авианосцы, возможно какие-то решения со временем станут образцом для подражания.
Прим. doktorkurgan: данная статья являеться расширенным и дополненным вариантом материала для ленты.ру.