2

Юрий Пашолок. Шерман на торсионах

История Medium Tank M4A2E4, опытного американского танка на торсионной подвеске

Для танка «ноги» являются ничуть не менее важным компонентом, чем вооружение, двигатель или броня. Без хорошей ходовой части даже хороший мотор будет бесполезен. По этой причине в тех странах, где понимали важность ходовой части, вели массу экспериментов. Далеко не все они заканчивались успехом, но без отрицательных результатов не бывает положительных. Если же зацикливаться на чем-то одном, то рано или поздно можно получить оптимальный результат. Так, например, случилось с американским танкостроением в годы Второй мировой войны. Для многих то, что там творилось, не очень-то заметно, но на самом деле работу американские инженеры провели огромную.

Один из двух опытных Medium Tank M4A2E4, август 1944 года

Один из двух опытных Medium Tank M4A2E4, август 1944 года

Во Вторую мировую войну американское танкостроение вступило, используя блокированную подвеску VVSS. Она получилась очень удачной, стал едва ли не лучшей блокированной подвеской того периода. Вместе с тем, еще в 1941 году начались поиски альтернативных вариантов подвески. В 1942 году впервые оказалась поднята тема торсионной подвески. Одним из результатов работ по данной теме стал Medium Tank M4E4 (позже M4A2E4). Серийным этот танк не стал, но оказался крайне полезным с точки зрения работ по торсионной подвеске.

Общий принцип ходовой части танка

Общий принцип ходовой части танка

С торсионами американские инженеры были знакомы еще до в середине 30-х годов. Гладеон Барнс, например, прорабатывал такую подвеску еще в 1934 году. Но тогда торсионы не понадобились, в дело пошла совсем другая подвеска. Снова к торсионам вернулись после того, как познакомились с зарубежными танками, которые оснащались торсионной подвеской. Речь идет, прежде всего, о Pz.Kpfw.III и КВ-1, первый захватили в Северной Африке, второй получили от Советского Союза.

Летом 1943 года он, кстати, именовался иначе

Летом 1943 года он, кстати, именовался иначе

Работы по торсионной подвеске официально началась 2 октября 1942 года. В этот день Комитет по Вооружениям утвердил работы по танку, который вскоре получил обозначение Medium Tank T20E3. Впрочем, единственным американским танком с торсионной подвеской он пробыл недолго. Вскоре на свет появились новые проекты танков и САУ с торсионной подвеской. Первенцем стала GMC T70, первый образец которой был сдан 15 апреля 1943 года. А еще раньше, в марте 1943 года, Комитет по Вооружениям утвердил работу по танку Medium Tank M4E4. По традиции, заказали два пилотных образца.

Помимо ходовой части, пришлось менять и днище

Помимо ходовой части, пришлось менять и днище

В это время для Medium Tank M4 прорабатывалось сразу несколько альтернативных вариантов ходовой части. Связано это оказалось с тем, что ходовая часть на подвеске VVSS подошла к пределу нагрузки. Пока что перегруза не случилось, что уже оказалось близко. Поэтому подыскивался оптимальный вариант замены. Впрочем, торсионы выглядели наименее перспективным решением вопроса. Они требовали слишком много доработок, а это не очень хорошо с точки зрения освоения подобной подвески в серии.

Причиной тому стала установка торсионов

Причиной тому стала установка торсионов

За основу были взяты два танка M4A2 выпускал Fisher Tank Division лета 1943 года. Первый пилотный образец, получивший регистрационный номер 301044306, был сдан 22 июля 1943 года, второй, с регистрационным номером 301044307, сдали 15 августа того же года. Если не считать ходовую часть, то танки соответствовали серийным M4A2 выпуска того периода, еще без дополнительных броневых листов на корпусе и башне, но уже со стопором орудия на лобовой плите корпуса.

Индекс M4A2E4 появился ближе к концу 1943 года

Индекс M4A2E4 появился ближе к концу 1943 года

Ходовую часть пришлось менять полностью, причем она не была похожа ни на T20E3, ни на GMC T70. Она сразу же делалась «тяжелой», существенно отличалась от других вариантов торсионной подвески. Танк получил 6 сдвоенных опорных катков диаметров 660 мм, с точки зрения соотношения диаметра к количеству для данной платформы это стало оптимальным вариантом. Из 6 катков 4 получило телескопические гидравлические амортизаторы, которые гасили продольные колебания. Схема похожа на T20E3, но все элементы получились свои.

M4A2E4 довольно быстро стал просто тестовой лабораторией

M4A2E4 довольно быстро стал просто тестовой лабораторией

Существенная разница оказалась с траками. Если у T20E3 они были похожими по конструкции, то на M4E4 их сделали совершенно иначе. Были установлены траки шириной 607 мм, разработанные силами Fisher, цельнометаллические, с привычными пальцами и шплинтами. Создавались они параллельно с еще несколькими моделями траков. Надо сказать, что больше они напоминали не американские, а советские траки, прежде всего от КВ-1. Это и не удивительно, в случае с подвеской также имелись советские корни, благо КВ-1 американцы получили. Вместе с тем, следует отметить, что Джозеф Колби, автор американской торсионной подвески, всё же сделал оригинальную конструкцию.

В ходе доработки на Fisher Tank Division

В ходе доработки на Fisher Tank Division

Получившаяся конструкция обеспечивала наиболее плавный ход из всего, что можно было выбрать. Вот только имелось две ключевые проблемы. Первая заключалась в массе. Одни только траки имели массу 2540 кг, а вся ходовая часть в сборе — около 7950 кг (17500 фунтов). Боевая масса танка выросла с 29700 до 32650 кг, то есть почти на 3 тонны. И это не говоря о том, что торсионы требовали более существенных доработок корпуса. Вторая проблема заключалась в надежности ходовой части. Особенно это касалось траков.

Испытывали танк и в Форт-Нокс

Испытывали танк и в Форт-Нокс

Судя по всему, Medium Tank M4E4 (к концу 1943 года его переименовали в Medium Tank M4A2E4) создавался скорее как лаборатория для испытания ходовой части. «Торсионный» Medium Tank M4 не выглядел перспективным направлением, тем более что имелась более простая для монтажа подвеска HVSS. Тем не менее, машина вызвала интерес со стороны американских военных. Хотя бы потому, что на других образцах американской бронетанковой техники торсионная подвеска работала не лучшим образом.

В ходе доработки траков

В ходе доработки траков

Обкатывали оба образца танка до конца 1944 года. Впрочем, выхлоп от этих испытаний появился гораздо раньше. Очень похожая ходовая часть появилась на Medium Tank T26E1, который позже переименовали в Heavy Tank T26E1. Траки T82 однозначно произошли от траков, которые ставились на Medium Tank M4A2E4. Таким образом, главную миссию танк выполнил.

Список источников:

      • US NARA
      • Sherman: A History of the American Medium Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1994

источник: https://dzen.ru/a/Z0NDoBEXqF2nOhW5

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account