Авианосец CVN-78 «Джеральд Форд». США

18

Аз архива. Статья 2010 года, была написана ещё до окончания постройки корабля.

В настоящее время в США полным ходом идет постройка атомного авианосца CVN-78 «Джеральд Форд». Корабль строиться по проекту CVNX-1, что предусматривает создание в несколько измененном корпусе АВ типа «Честер Нимиц» качественно нового корабля. Нужно сказать, что информации в сети немного, в сущности вот все, что удалось нарыть. Прошу любить и жаловать, символ американской военно-морской мощи, атомный авианосец CVN-78  «Gerald R. Ford»:

Джеральд Р. Форд (1913–2006 гг.; 38-й президент США 1974–1977 гг.)

Джеральд Р. Форд (1913–2006 гг.; 38-й президент США 1974–1977 гг.)

Пректирование авианосцев нового типа «CVX» началось с 1996 года.

На начальном этапе работ над проектом авианосца распоряжением министра ВМС была сформирована консультативная комиссия, которая, сотрудничая с экспертами флота и промышленности, в частности, по проблемам перспективных технологий, призванных повысить оперативную гибкость нового авианосца, выработала следующие рекомендации. Корабль должен иметь водоизмещение не менее 100 тыс. т и большую полетную палубу для базирования на нем авиакрыла полного состава и обеспечения полетов перспективных самолетов, вертолетов и беспилотных летательных аппаратов (БЛА) практически в любых метеоусловиях. Целесообразным признано оснащение авианосца ядерной энергетической установкой (ЯЭУ), позволяющей осуществлять его экстренный переход в район предназначения на высокой скорости хода без дозаправки топливом (в связи с этим проект получил обозначение CVNX). Единая электроэнергетическая система должна обеспечить не только работу вспомогательных механизмов, но и применение перспективных систем оружия. В интересах повышения живучести корабля комиссия рекомендовала принять меры по снижению акустической и электромагнитной сигнатур, а в целях экономии средств – сократить численность экипажа, стоимость строительства и эксплуатационные расходы, а также исключить необходимость перезарядки ядерных реакторов.

Первоначальный облик имел даже излишне «стелсовые» очертания:

Впрочем, рассматривался и такой вариант:

Авианосец CVN-78 "Джеральд Форд". США

И еще такой:

Авианосец CVN-78 "Джеральд Форд". США

Тем не менее, приняв эти рекомендации, командование ВМС вместе с тем отказалось от первоначального варианта проекта из-за его высокой стоимости (имелась в виду разработка совершенно нового архитектурно-конструктивного типа корабля) и предпочло эволюционный переход к проектированию нового корпуса после завершения дополнительных исследований и внедрения в практику кораблестроения новейших технологий. На это, по оценке разработчиков, потребуется около 20 лет, в течение которых будут построены три корабля с корпусом авианосца типа «Нимиц». Наряду с целевой установкой на создание авианосца, существенно превосходящего по боевым возможностям существующие корабли этого класса, перед проектировщиками была поставлена задача обеспечить снижение стоимости жизненного цикла корабля на 20 проц. Поскольку при 50-летнем сроке службы она может составить 21–22 млрд долларов, командование ВМС намерено изыскивать меры, которые не только позволят в условиях финансовых ограничений содержать в составе флота намеченное количество авианосцев, но и использовать сэкономленные средства на создание и развитие других видов вооружений и военной техники. Поскольку до 40 проц. (около 9 млрд долларов) вышеуказанной суммы приходится на содержание личного состава, предусматривается значительное сокращение численности экипажа авианосца – с 3,5 до 2,5 тыс. человек. Это требование частично будет реализовано уже при строительстве CVN-77, который станет промежуточным между существующими АВМА типа «Нимиц» и кораблями нового проекта по конструкции, характеристикам и техническим решениям.

Угрозу для авианосцев могут представлять управляемые ракеты, кумулятивные боеприпасы, новейшие торпеды, самолеты, несущие напалм или крылатые ракеты как с обычными, так и, возможно, с химико-биологическими боевыми частями. В связи с этим наряду с совершенствованием конструктивной защиты и средств самообороны разработчики проекта стремятся снизить радиолокационную и оптоэлектронную заметность перспективных авианосцев. На современных кораблях этого класса одна только надстройка, возвышающаяся на 30 м над верхней палубой, обладает эффективной поверхностью рассеяния (ЭПР), равнозначной ЭПР эсминца УРО типа «Арлей Бурк I». Исследования по проекту CVNX подтвердили целесообразность замены крупной надстройки двумя небольшими, применения конформных антенн, закругленного сопряжения бортов с полетной палубой, специальных покрытий и других мер, связанных с использованием технологии стелт, а также все или часть самолетоподъемников разместить не побортно, а в диаметральной плоскости корабля. Речь идет не о том, чтобы сделать новый авианосец невидимым, задача разработчиков – настолько снизить ЭПР, чтобы радиолокационное изображение АВМА не отличалось от остальных кораблей походного или боевого ордера.

Авианосец CVN-78 "Джеральд Форд". США

АВМА CVN-78 (с корпусом авианосца типа «Нимитц») будет оборудован новой ЯЭУ и электроэнергетической системой, которая позволит обеспечить оснащение корабля электромагнитными катапультами и высокоточным оружием самообороны, энергопитание новых РЛС и перевод на электроэнергию вспомогательных паровых систем. Эти и другие нововведения получат дальнейшее развитие при проектировании АВМА CVN-79, укоторого будет корпус новой (возможно катамаранной) конструкции, что позволит увеличить площадь полетной палубы, и перспективная система электродвижения.

Для перспективных авианосцев период эксплуатации составит ориентировочно 50 лет. С учетом прошлого опыта, в течение этого срока корабль, как прогнозируют разработчики проекта, сможет принять участие в трех крупных региональных конфликтах и не менее чем в 20 – меньшего масштаба, обеспечить 500 тыс. взлетов и посадок самолетов, провести 6000 сут. в море и пройти около 3 млн миль. С учетом ротации членов экипажа за это время на его борту пройдут службу до 100 тыс. человек.

Авианосец CVN-78 "Джеральд Форд". США

ТТХ атомного авианосца «Джеральд Форд»:

Полное водоизмещение: примерно 100 тыс. «длинных тонн» (101.6 тыс. метрических тонн).

Размерения: Длина 317 метров, ширина 40.8 метров (наибольшая).

Главная энергетическая установка: АЭУ, 2 усовершенствованных водо-водянных реактора с увеличенным сроком эксплуатации.

4 ГТЗА (главных турбозубчатых генератора), 4 винта.

Полная скорость хода ок. 30 уз.

Экипаж (моряки, авиагруппа, вспомогательный персонал): 4660 человек.

Авиакрыло: 75 летательных аппаратов различного назначения.

Зенитно-ракетный комплекс: «Усовершенствованный Си Спарроу» или RIM-116 (RAM-116).

Авиационно-технические средства: электромагнитные катапульты EMALS (разработка поручена фирме General Atomics)

Радиоэлектронное вооружение включает в себя БИУС ACDS Block 1 (или её усовершенствованную версию), многофункциональную АСБУ «Aejis» Mk 7 (или улучшенную версию), РЛС с ФАР АСБУ «Aejis» Mk 7 SPY-1E или SPY-1F+VSR, радиолокационные системы обеспечения авиакрыла, системы спутниковой связи, навигационные системы и пр. и пр.

Авианосец CVN-78 "Джеральд Форд". США

Насчет состава авиакрыла:

Ударная составляющая будет представлена истребителями F/A-18E/F Super Hornet и F-35C.

Авианосец CVN-78 "Джеральд Форд". США

Авианосец CVN-78 "Джеральд Форд". США

В перспективе ударные возможности могут возрасти из-за введения в состав авиагруппы БПЛА, например по ТТЗ US Navy фирма Northrop Grumman работает над проектом X-47A.

Авианосец CVN-78 "Джеральд Форд". США

В качестве истребителей ПВО, судя по всему, планируется использовать также истребители F/A-18E/F Super Hornet, по крайней мере специализированные перехватчики F-14 списаны, а новых не проектируется (в конце 90-х годов была информация о разработке корабельной версии F-22, но, судя по всему, тема заглохла).

Возможно, ПВО АУГ будет возлагаться на ЭМ с АСБУ «Aejis», оснащенные ЗРК «Стандарт» SM-3.

Таким образом, налицо преобладание ударных возможностей авиакрыла над ПВО.

Самолеты РЭБ: судя по всему, в этом качестве будет выступать версия «Хорнета» EA-18G Growler (что весьма неплохо с точки зрения унификации состава авиагруппы).

Авианосец CVN-78 "Джеральд Форд". США

Самолеты ДЛРО/управления будут представлены E-2D Advanced Hawkeye (по внешнему виду от обычных «Хокаев» не отличается, но имеет изрядно расширенные возможности; в частности, в отличие от предшествующих вариантов новый самолет «Эдванст Хокай» сможет координировать удары с воздуха по воздушным, наземным и морским надводным целям).

В качестве противолодочного самолета скорее всего будет использоваться V-22 Osprey в варианте SV-22 (вместо «Викинга»), плюс к этому многоцелевой вариант конвертоплана НV-22, в виде десантного и поисково-спасательного средства.

Авианосец CVN-78 "Джеральд Форд". США

Впрочем, это не отменяет наличия на борту и вертолетов, которыми скорее всего останутся различные варианты «Си Хоков».

Некоторые вехи постройки CVN-78:

Первая секция киля заложена 14 ноября 2009. При закладке присутствовала Сюзан Форд Бойлс, дочь Джералда Р. Форда, которая выступила в роли покровительницы корабля, названного в честь её отца (нужно сказать, что по поводу названия корабля некоторое время шли споры, в частности ветераны флота настаивали на присвоении новому авианосцу имени «Америка», в честь списанного корабля класса «Китти Хоук»). Её инициалы были выполнены электросваркой на стальном листе, который был вложен в первую секцию киля.

Авианосец CVN-78 "Джеральд Форд". США

А вот, собственно, первая секция киля в судостроительном доке:

Авианосец CVN-78 "Джеральд Форд". США

Итак, если сделать некоторые предварительные выводы об особенностях CVN-78, то представляется следующее:

1. Из новинок, собственно говоря, имеет место быть использование э/м катапульты (реакторы с увеличенным сроком эксплуатации впервые внедрены на АПЛ типа «Вирджиния», АСБУ «Aejis» с ФАР впервые внедрена на предшествующем CVN-77 «George H. W. Bush»). С одной стороны это позволяет экономить немалую массу (э/м катапульты примерно в 2 раза легче паровых, а вес паровых катапульт составляет примерно 20% от стандартного водоизмещения АВ типа «Нимиц»), запускать более тяжелые машины; опять же нет расхода воды (пара), нет износа гидравлики. С другой стороны, оборудование э/м катапульт более чувствительно к агрессивным факторам морской среды, работа некоторых компонентов может создавать нежелательные колебания палубы; электромагнитный импульс во время работы катапульты может создавать помехи радиоэлектронному оборудованию корабля.

2. С другой стороны, имеет место критика программы CVNX за излишнюю дороговизну, при этом оппоненты указывают, что для решения ударных задач флота достаточно использования КР корабельного базирования, а задачи авиационной поддержки морской пехоты может взять на себя F-35B Корпуса морской пехоты.

Предположительно постройка АВ «Джеральд Р. Форд» будет завершена в 2015 г.


Ссылки:

http://www.ship.bsu.by/ship.aspx?guid=100850 – «Энциклопедия кораблей», основная информация;

http://www.navsource.org/archives/02/78.htm – англоязычный ресурс;

http://www.waronline.org/forum/viewtopic.php?t=20941 – насчет электромагнитных катапульт;

http://www.airwar.ru/ – сайт «Уголок неба», информацию насчет большего числа ЛА брал отсюда;

http://www.rusarmy.com/forum/topic6411.html – насчет самолета РЭБ EA-18G Growler;

http://bp-la.ru/udarnye-bla-ssha/ – насчет ударных БЛА.

ЗЫ: в процессе поиска попалась ссылка на журнал «Арсенал XXI века» №1/2009 (предложение приобрести), где есть статья «В ПОИСКАХ ИСТИНЫ. АВИАНОСЦЫ CVNX: ВЗЛЕТ-ПОСАДКА», к сожалению онлайн-версии не нашлось, а заказывать жаба давит; может кто-нибудь найдет, дополнит информацию.

Подписаться
Уведомить о
guest

10 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account