Автоматическая винтовка Рощепея. Россия
Общий ход развития основного вооружения пехоты во 2-й половине XIX – начале XX веков – нарезной винтовки в целом известен широкой общественности. 1850-е: окончательный переход на нарезное стрелковое оружие. 1860-е: пляски с бубном вокруг «облика» патрона и затвора. 1870-е: разработка и повсеместное введение на вооружение «оттюканных» со всех сторон, но однозарядных, винтовок. В России таковой оказалась система Бердана № 2. С принятием её закончился кошмар ГАУ по проведению постоянных конкурсов, ежегодными мыслями о введении на вооружение винтовки нового очередного типа, огромными тратами на перевооружение и т.д. Наступила недолгая передышка в этой лихорадочной деятельности. Но 1880-е: проблема увеличения плотности огня пехоты переделкой однозарядных систем в многозарядные и, как следствие, разработка изначально магазинной винтовки. В России – это винтовка образца 1891 г. (сист. Сергея Мосина). А 1890–1900-е гг. – продолжение этой магистральной линии развития – разработка автоматической винтовки. Неплохо освещена в литературе деятельность В.Г. Фёдорова и В.А. Дегтярёва, имеются вразумительные материалы насчет иностранных разработок – Х. Максима, Ф. Манлихера, П. Маузера, А. Шварцлозе и др. Про некоторые же проекты имеются лишь отрывочные данные. Из таковых – деятельность на поприще конструирования автоматического оружия Якова Устиновича Рощепея (1879–1958).
Обильной информации о конструкторе в литературе и интернете не найти. Ощущается острый дефицит данных. На многие факты не приведено ссылок. Но, все же попытаемся свести имеемое.
Яков Устинович Рощепей происходил из крестьян Черниговской губернии, родился в 1879 г. До службы в армии осваивал, вероятно наследственное, кузнечное мастерство. Призван был, вероятно, в 1899 г. и отправлен в Зегржский крепостной полк (Зергж – русская крепость на р. Нарев в Польше). По некоторым сведениям, уже в 1899 г. в Зегрже Я.У. Рощепей представил свою первую разработку – магазин увеличенной ёмкости (на 10 против стандартных 5 патронов) для винтовки Мосина.
Следующая разработка Рощепея – середина 1900-х гг. – самозарядная винтовка под стандартный 3-линейный (7,62-мм) патрон Вельтищева, построенная на принципе неподвижного ствола и полусвободного затвора. Представлена была то ли в 1904, то ли в 1905 г. Эта разработка вызвала интерес Артиллерийского комитета ГАУ, курировавшего все вопросы технического усовершенствования артиллерии и стрелкового оружия в войсках. Винтовка была положительно оценена специалистами, но не лишена недостатков, в первую очередь с точки зрения надёжности действия – при испытаниях отмечались частые заклинивания патрона и остановка автоматической стрельбы. В итоге Артком оружие похвалил и порекомендовал к дальнейшему усовершенствованию.
В начале 1907 г. Я.У. Рощепей представил новый вариант своей винтовки. В журнале Акткома по этому вопросу отмечалось,
«что образец <…> в настоящем виде нельзя признать окончательно доработанным, однако он представляет существенный интерес в том, что это первый образец автоматической винтовки с неподвижным стволом».
Дальше отмечался тот факт, что необходимая доработка образца – дело долгое и трудоёмкое, когда как положение Рощепея далеко не удовлетворительно, почему предлагалось принять Рощепея на службу на казенный Сестрорецкий оружейный завод «как талантливого изобретателя» и выдать ему вознаграждение в триста рублей.
Оружейный отдел Арткома в своём заключении отмечал:
«Рассмотрев образец автоматической винтовки, разработанной г. Рощепеем и признавая его работы заслуживающими самого полного внимания, так как ему удалось при неподвижном стволе добиться автоматического экстрактирования при выстреле гильзы патрона без всяких ее повреждений, оружейный отдел полагал бы крайне необходимым ходатайствовать о том, чтобы изобретателю были предоставлены все необходимые средства для возможности дальнейшей разработки его системы».
Кроме того, по мнению отдела, начальнику Сестрорецкого завода следовало выделить 1000 рублей,
«из которых необходимо выплачивать Рощепею жалованье по 50 рублей в месяц, остальные же — на материалы и расходы, связанные с разработкой винтовки на заводе в течение года».
Оружейный отдел также присоединялся к ходатайству о выдаче изобретателю единовременного вознаграждения в размере 300 рублей.
Именно эта винтовка была представлена на Технической выставке в Петербурге в 1910 г. и вызвала большой интерес со стороны специалистов. По результатам выставки Рощепей был награждён большой серебряной медалью.
Но, несмотря ни на какие ухищрения, заклинивания патрона продолжали происходить. В дальнейшем выяснилось, что причина неполадок была не в конструкции винтовки, а в типе боеприпаса – стандартном патроне с закраиной.
К концу 1910 г. Я.У. Рощепей приходит к выводу, что разработать надежную автоматическую винтовку с полусвободным затвором под такой мощный патрон ему не удастся. Он понимал, что винтовки Маузера, Федорова, Токарева и других, использующие принцип отдачи с коротким ходом ствола, работают более стабильно. Поэтому, начиная разрабатывать свою новую автоматическую винтовку, он применяет принцип отдачи с коротким ходом ствола. Весной 1913 года Яков Устинович заканчивает разработку новой автоматической винтовки. Новая винтовка была представлена в Комиссию по выработке автоматических винтовок. В журнале Комиссии были сделаны записи – № 13 от 10 марта 1913 года и № 66 от 18 ноября 1913 года – об обсуждении конструкции этой модели, ее испытаниях и отмеченных недостатках. После испытаний этого образца Комиссия сделала заказ Сестрорецкому оружейному заводу на изготовление еще одного экземпляра этой модели. Завод выполнил заказ к лету 1914 года. 11 июня 1914 года были проведены испытания, о чем сделана запись № 28 в журнале Комиссии. Из винтовки произведено 150 выстрелов – автоматика действовала. После испытаний было заказано еще два экземпляра этой модели для продолжения испытаний и выделено 5000 рублей на их изготовление. За работу над этой моделью Яков Устинович получил 500 рублей вознаграждения. Модель автоматической винтовки получила одобрение Артиллерийского комитета, а изобретателю была присуждена Большая серебряная медаль. Заказ же на два экземпляра второй модели автоматической винтовки Я.У. Рощепея Сестрорецким оружейным заводом выполнен так и не был – помешало начало первой мировой войны.
Война должна была бы ускорить разработку и изготовление столь необходимого нового оружия, но только не в России. Все изобретатели автоматического оружия, и Рощепей в том числе, были извещены о том, что в военное время отвлекать завод какой-либо новой разработкой нецелесообразно. Все образцы и заготовки автоматических винтовок были сданы на склад, а изобретатели были отправлены на фронт. Еще до войны в Комиссию по выработке автоматической винтовки были представлены действующие опытные образцы Я.У. Рощепея, В.Г. Федорова и Ф.В. Токарева. И хотя в подготовительных работах по созданию автоматической винтовки Россия не уступала ни одной стране мира, кроме Германии, где была принята на вооружение винтовка Маузера образца 1913 г., к моменту объявления войны автоматическая винтовка и новый патрон к ней на вооружение русской армии приняты не были. Война показала острую нехватку стрелкового оружия, в том числе и автоматического, что и заставило военное руководство вспомнить о талантливых русских изобретателях. По распоряжению начальника ГАУ В.Г. Федоров, Я.У. Рощепей и Ф.В. Токарев осенью 1915 г. были отозваны из действующей армии. Они прибыли на Сестрорецкий оружейный завод для продолжения работ по созданию автоматических винтовок. О последующей конструкторской деятельности Я.У. Рощепея в период до гражданской войны в России ничего не известно.
После 1920 г. Яков Устинович продолжает свою конструкторскую деятельность, работая на заводе «Арсенал» в Киеве. Вплоть до 1928 г. он занимается конструированием автоматической винтовки. Так, 24 августа 1928 г. Научно-технический совет Оружейно-пулеметного треста рассмотрел представленный Я.У. Рощепеем образец автоматической винтовки. Принцип ее работы тот же, что и в образце 1913 г., то есть использование энергии отдачи при коротком ходе ствола. Запирание канала ствола осуществлялось поворотом затвора. Ударный механизм куркового типа допускал ведение только одиночного огня. Питание патронами осуществлялось из коробчатого магазина емкостью 10 патронов, расположенных в шахматном порядке. Магазин снаряжался патронами из обоймы через окно в крышке ствольной коробки. Винтовка была разработана под 7,62-мм опытный патрон без закраины. Научно-технический совет отметил ряд положительных качеств винтовки Рощепея, особенно простоту ее устройства. Вообще, простота устройства – одно из преимуществ всех моделей оружия Якова Устиновича.
Как уже отмечалось, эта винтовка была создана под опытный патрон, но в это же время вышло решение ГАУ, согласно которому разработка всех новых образцов должна была выполняться только под штатный винтовочный патрон образца 1908 года. Именно поэтому все опытные работы и изготовление упомянутой винтовки были признаны нецелесообразными.
25 лет своей жизни Яков Устинович Рощепей посвятил разработке автоматических винтовок. И хотя созданные им образцы так и не были приняты на вооружение, его работы способствовали накоплению необходимого опыта, который был использован в работе других конструкторов-оружейников.
Творческая деятельность Якова Устиновича Рощепея не ограничивалась только военной тематикой. Конструировал он и сельскохозяйственные машины и механизмы, которые могли бы облегчить крестьянский труд. В 1924 г. Я.У. Рощепей разрабатывает и изготавливает в родном селе Осовец модель самоходного зерноуборочного комбайна, приводимого в движение с помощью пружин, подбирающего и обмолачивающего колоски. И вообще, не было в его селе такой техники, которую он не смог бы починить. Односельчане и родственники вспоминают, как Яков Устинович построил у себя во дворе крупорушку и маслобойку, которыми пользовались все жители села. Построил электрогенератор, приводимый в движение энергией ветра. Все односельчане Якова Устиновича вспоминают о нем с большой теплотой, как о человеке душевном, очень добром и скромном. После встречи Якова Устиновича с писателем П. Вершигорой, бывшим партизаном, в мае 1951 г. ему была назначена персональная пенсия республиканского значения.
Окончил свой жизненный путь Яков Устинович Рощепей 31 июля 1958 года. Похоронен на сельском кладбище в родном селе Осовец Черниговской области. На могиле — мраморная плита с портретом конструктора. Цепь ограды покоится на четырех столбах, каждый в форме боевого патрона.
Использованы материалы в основном отсюда:
- • http://zbroya.com.ua/mag/1999/1999-4/1999_4_2.htm
- • http://zn.ua/SOCIETY/kak_ukrainskiy_oruzheynik_operedil_vremya-59435.html
Плюс чуть-чуть данных из хрестоматийных книжек по истории стрелкового оружия: