Взгляд из США 1949 года на предысторию создания палубного истребителя Mitsubishi A6M
Винтажная статья из журнала «Air Trial» (апрельский выпуск 1949 года), которая посвящена взгляду с запада на создание палубного истребителя Mitsubishi A6M и которая, думаю, заинтересует читателей и коллег.
Великая тайна «Зика»
Автор: ДЭВИД А. АНДЕРТОН
Копировали ли японцы [1] самолеты союзников, когда создавали свой знаменитый истребитель Zeke (Зик)? Многие машины союзников считаются его прародителями, но только один из них демонстрирует прямое сходство.
В яростном небе Перл-Харбора проносились крошечные истребители – длинные, гладкие и серебристо-серые. Специалист не смог бы их опознать; формы этих самолетов были новыми и очень странными. В тот день японцы сообщили всему миру, что они отказались от своих старинных бипланов и угловатых монопланов. Действуя в обстановке полной секретности, они спроектировали, запустили в производство и кинули в бой один из самых красивых самолетов всех времен. Эти маленькие истребители были тузами в рукаве, кроликами в шляпе, котами в мешке. Это были Mitsubishi, Type 00, – «самолет-загадка» – крупнейшая загадка в авиации Второй Мировой войны.
Помимо обычных смыслов, вкладываемых в слова «самолет-загадка», в истребителе Zeke («Зик»), как называли Type 00, не было ничего необычного. Вероятно, ни один другой самолет, ни до, ни после, не удостоился чести так часто объявляться представителями американской авиационной промышленности конструкцией, созданной на базе их собственных разработок.
Одно время было принято объявлять про тот или иной американский истребитель, что это тот самый
«самолет, который японцы скопировали для своего «Зика».»
Данный тезис, который иногда высказывался с обвинительными интонациями, а иногда и хвастливыми, всегда основывался на довольно ошибочном рассуждении, что: 1) Zeke был небольшим, легким истребителем и хорошим самолетом; 2) наша модель – небольшой, легкий истребитель и хороший самолет; 3), следовательно, японцы скопировали конструкцию нашего самолета. С теми или иными вариациями этот тезис и сопровождающая его логика были приписаны компании Chance Vought Aircraft, майору Северскому и его P-35, и компании Northrop. В ходе прошлогоднего сенатского расследования оно было распространено и на рекордный самолет Хьюза (последнее заявление было сделано самим г-ном Хьюзом).
Возможно, сейчас самое подходящее время, чтобы попытаться раз и навсегда разобраться в том, кто именно вдохновил парней из авиастроительного подразделения корпорации Mitsubishi Heavy Industries.
Лучшим способом приблизиться к разгадке любой тайны является доскональное ознакомление с фактами и историей прошлого. Как только это будет сделано, следующим шагом будет составление списка улик и их сортировка. Здесь начинается первый процесс отбора и отбраковки, и нити подсказок начинают сплетаться в единую ткань разгадки. История «Зика» начинается для нас ранним воскресным утром в декабре 1941 года, и идет от этой точки вперед и назад.
Перл-Харбор стал началом и концом многих событий в морской и воздушной войне. Одним из самых больших сюрпризов, преподнесенных в тот черный день, стал скоростной и маневренный маленький истребитель, который стал известен под прозвищем «Зеро» (Zero), а позднее «Зик». Во время непродолжительной по времени атаки на Перл-Харбор один из самолетов, сбитых огнем с земли, разбился недалеко от шоссе, ведущего из Гонолулу. Это был первый боевой контакт между «Зиком» и американскими войсками. (На единственной фотографии этого самолета, которую я видел, можно было заметить, что этот самолет несмотря на то, что он врезался в землю, находится в хорошем состоянии. По какой-то причине до первых технических анализов «Зика» оставалось еще четыре месяца, в ожидании, что японскому пилоту на Алеутских островах немного не повезет.)
Весной 1942 года несколько японских бомбардировщиков, сопровождаемых «Зиками», взлетели со своего авианосца в северной части Тихого океана, чтобы нанести удар по американскому передовому посту на Алеутских островах. В ходе возникшей перестрелки один «Зик» был подбит, и пилот начал искать место, где можно было бы посадить машину и при этом самому остаться в живых. Он увидел длинный ровный участок и приготовился к посадке с неработающим двигателем. Но он допустил одну ошибку, или, возможно, эта ошибка была сделана за пилота. Стойки шасси были выпущены, когда самолет коснулся земной поверхности. Возможно, это произошло потому, что он сам выпустил их, или потому, что гидравлическая система отказала и стойки вышли сами. Однако колеса коснулись не твердой земли и короткой травы, а болотистых торфяников Арктики, скоплений грязи, мха и кустарника. Колеса глубоко увязли, самолет перевернулся, а пилота была сломана шея. Пять недель спустя поисковая группа военно-морских сил США обнаружила самолет. Так был получен первый «Зик», пригодный для участия в летных испытаниях, что стало первым шагом в длинной серии испытаний и оценок в боевых условиях.
Для американского народа и американских авиационных заводов было ужасным шоком узнать, что маленькие желтые человечки создали что-то действительно первоклассное. И, следуя нашей обычной политике не отдавать врагу должное за то, что он сделал что-то блестящее, у нас сразу же было высказано мнение, что «Зик» был всего лишь копией самолета, который задолго до этого был создан в Америке. Так и должно было быть, потому что все знали, что японцы не способны на оригинальное мышление. Именно с этой маленькой причуды американского ума все и началось. Все, что было хорошо, должно было быть скопировано у нас. Мы знали, что у японцев были лицензии на двигатели компании Pratt and Whitney и что на сбитых японских самолетах стояли воздушные винты (или их копии) Hamilton Standard.
Кто-то, должно быть, преследовал корпорацию United Aircraft Corporation, потому что именно третий член их команды, компания Chance Vought Aircraft, стала жертвой первых громких обвинений в том, что она продалась японцам. Горячие головы, которые выкрикивали эти заявления, никогда не были экспертами в области авиации или даже не были экспертами в области распознавания самолетов. Для них самолет был просто самолетом, а Зик» выглядел так же, как старый экспортный истребитель компании Vought – Model V-143, который был продан японцам за 100000 долларов. В конце концов, они оба были маленькими и легкими истребителями. У обоих были радиальные двигатели, установленные в передних частях фюзеляжей. У обоих были хвостовые оперения, установленные на обычном месте. Любой мог видеть, что самолеты были похожи, и, очевидно, что компания Vought была виновна также, как ребенок, пойманный в кладовке измазанным в варенье. К сожалению, не нашлось ни одного эксперта в области авиации, который мог бы сказать или хотел сказать, что такое сравнение между «Зиком» и V-143 можно распространить на истребитель Seversky P-35, который также был продан Японии. В это число также следовало бы включить истребители Vultee Vanguard, который воевал в Китае, и Curtiss-Wright 75, который попал на Яву и в Голландию, и, по сути, множество боевых самолетов периода 1936-41 годов. История ходила по кругу и с каждым разом становилась все более запутанной. Единственными, кто отрицали все эти обвинения, были раздраженные работники компании Vought, но им никто не верил.
Наконец, в мае 1944 года популярный еженедельный журнал опубликовал честную, проливающую свет статью, в которой было приведено сравнение «Зика» и V-143. В данной статье упоминался тот факт, что в годы, предшествовавшие «моральному эмбарго» 1939 года, японцам было продано много самолетов. (Среди прочего, японцам было продано шестнадцать самолетов Seversky P-35 и прототип пассажирского самолета DC-4 с трехкилевым оперением). Для среднестатистического читателя, способного рассуждать и здраво мыслить, статья раз и навсегда доказала, что, хотя V-143, возможно, и был одним из самолетов, из которого японцы черпали идеи для «Зика», он, безусловно, был не единственным и уж точно не прототипом.
Некоторое время все было тихо, пока не закончилась война и не началось внимательное изучение японских и немецких архивов и документов. Затем, в 1946 году, один известный всем Соединенным Штатам обозреватель написал в своей ежедневной статье:
«Тайна того, как японцы разработали «Зеро» теперь находится в правительственных архивах среди изъятых у японцев документов и не является такой уж большой тайной. Японцы купили оригинальный «Зеро» у американской компании Chance Vought, подразделения корпорации United Aircraft Corporation. Японцы модифицировали самолет, и люди из компании Chance Vought утверждают, что это не их машина; однако авиационные эксперты говорят, что это дало японцам большой толчок к разработке «Зеро».»
К этому заявлению прилагалась фотография «Зика» с подписью
«Японский «Зеро», модификация американского истребителя.»
В том, что эта точка зрения была очень далека от истины, можно убедиться лишь взглянув на чертежи V-143 и «Зика». (Данные о самолете компании Vought взяты из рекламного проспекта United Aircraft от апреля 1937 года; изображение «Зика» взято из массы доступной информации, и, разумеется, оба самолета нарисованы в одном масштабе.)
Теперь следует сказать несколько слов об основных принципах распознавания самолетов. В целом, способность распознавать любой самолет основана на знании видов сбоку и сверху (или снизу), поскольку в виде спереди большинство одномоторных самолетов выглядят примерно одинаково. Кроме того, большинство самолетов можно увидеть на снимках в видах сбоку и сверху, и самолеты чаше показывают свои боковые и верхние поверхности, нежели переднюю поверхность. По этой причине для иллюстрации этой статьи были показаны только виды сбоку и силуэты в плане – виды спереди не нужны.
Ну, хорошо, если не машина компании Vought, то кто стал прообразом «Зика»? Была ли компания Seversky ответственным за это? Вот есть еще одна возможность сравнить чертежи. В течение некоторого времени на вооружении японского флота стояли истребители компании Seversky. Согласно японской системе обозначений P-35 получил наименование Type 98; в системе кодовых названий армии и флота США P-35 проходил как Dick. Весьма вероятно, что они никогда не использовались против войск союзников, хотя, возможно, и принимали участие в боях против китайцев.
Беглый взгляд на чертежи покажет, что между P-35 и «Зиком» нет никакого сходства. У майора Северского достаточно заслуг и без необходимости прибегать к иностранным разработкам.
Следующим на очереди стоит Vultee Vanguard. Первоначально этот небольшой самолет был заказан Швецией, но когда началась война, заказ был передан британцам. В какой-то момент в дело вступили китайцы. На одной из немногих имеющихся фотографий Vanguard показан с опознавательными знаками военно-воздушных сил Китая. Трудно сказать, участвовали ли эти истребители в боевых действиях против японцев.
Тем не менее, Vanguard и «Зик» начинают демонстрировать некоторые общие черты. В виде сверху наблюдается большое сходство, но на самом деле эти самолеты сильно отличаются по массе, размерам и летным характеристикам. Один момент, достойный упоминания, – это шасси на обоих летательных аппаратах, которые могли быть изготовлены на базе одной и той же модели. Конструкция практически идентична, а широкая колея и стояночный угол являются общими чертами как «Зика», так и продукцию компании Vultee. Но в виде сбоку ошибки быть не может – сравните изящные, длинные линии фюзеляжа японской машины с плотным капотом истребителя Vanguard.
Есть еще один американский самолет, который, предположительно, мог бы оказать некоторое влияние на конструкцию японского истребителя. Компания Curtiss, как и многие другие американские производители самолетов и авиационных двигателей, до начал войны довольно активно занималась экспортными продажами. Среди товаров, доступных для продажи зарубежным заказчикам, был CW-21 – крошечный перехватчик, который в некотором роде произвел сенсацию, но не привлек большого внимания у себя на родине. Следующими за CW-21 моделями были Hawk 75 с неубирающимся шасси и Hawk 75A, который был продан во Францию. В самих Соединенных Штатах тот же, по сути, самолет, что и 75A, был принят на вооружение ВВС армии США под обозначением P-36, а дальнейшее развитие этого самолета в виде P-40 выпускалось в огромных масштабах, но это, впрочем, уже другая история. В любом случае, голландцы на Яве встретили начало войны с несколькими самолетами Hawk 75A, но к этому времени «Зик» уже был запущен в производство. Любые новые особенности конструкции могли быть заимствованы у истребителей Hawk только в виде модификаций уже серийно выпускавшихся самолетов. Так что компания, Curtiss также, похоже, оправдана.
Раз уж мы упомянули имя Хьюза, давайте разберемся, в чем была причина. История, стоящая за утверждением, что рекордный самолет Говарда Хьюза вдохновил создателей «Зика», вероятно, связано с интригами, которые привели к появлению истребителя Vanguard. Дик Палмер (Dick Palmer), который приложил максимум усилий к созданию гоночного самолета Хьюза позднее стал вице-президентом компании Vultee Aircraft. На этом посту он, вероятно, оказал большое влияние на формирование облика истребителя Vanguard.
Ранее мы уже видели, что есть некоторое сходство между «Зиком» и машиной компании Vultee, равно как есть некоторое сходство между истребителем Vanguard и гоночным самолетом Хьюза. Однако хорошо известно, что гоночный самолет – это гоночный самолет, а истребитель – это истребитель. Конструкция каждого из этих самолетов уникальна, и эти конструкции отличаются друг от друга. Время показало, что рекордные и гоночные самолеты не попадают на военную службу: в их внутреннем пространстве просто не было места для топлива, радиостанций, приборов, вооружения и самоуплотняющихся баков. Можете ли вы назвать хоть один гоночный самолет, который стал истребителем без внесения в его конструкцию необходимых изменений?
Все, что мы сделали до сих пор, – это исключили все рассмотренные возможности. Это не поможет разгадать тайну, но, возможно, где-то здесь кроется то единственное действие, которое привело в движение все колеса и шестерни, которые в конечном итоге привели к созданию в 1940 году истребителя Mitsubishi Type 00.
Для этого мы вернемся в первые годы истории авиации – в период вскоре после окончания Первой Мировой войны. В 1920 году на японских верфях Асано состоялась закладка первого в мире авианосца, который с самого начала предназначался для применения палубной авиации. Японцы столкнулись с уникальной ситуацией, когда авианосец был готов еще до того, как у них появились военно-воздушные силы палубного базирования. Поэтому в 1921 году они пригласили британскую миссию для реорганизации, оснащения и обучения авиации Императорского флота. Тридцать офицеров и рядовых военно-воздушных сил Королевского флота провели в Японии три года, выполняя там свои обязанности, и было приобретено множество новейших британских военных самолетов. С тех пор японцы были очень дружелюбны с британцами, итальянцами, немцами, американцами и французами. (Последние были выбраны в качестве группы для реорганизации и обучения военно-воздушных сил Императорской армии.)
Итак, поскольку обучением занимались британцы, то было логично, что создаваемые японцами самолеты должны были вдохновляться британскими образцами. Фактически, первым японским палубным истребителем был Sparrowhawk III, который был специально разработан г-ном Фолландом, работавшим в то время в компании Gloster Aircraft Company. Когда корпорация Mitsubishi Heavy Industries Corporation основала свое авиационное подразделение, в Англии был нанят некий г-н Смит. Под руководством этого специалиста из компании Sopwith было построено много типов боевых самолетов. Один из этих самолетов, получивших обозначение Navy Type 10, до 1928 года был стандартным палубным истребителем.
В тот год японцы желали еще больше увеличить свои растущие военно-воздушные силы, и поэтому, по словам г-на Н. Мацумуры (Mr. N. Matsumura), процитированным в выпуске ежемесячного авиационного журнала примерно за 1936 год,
«…были рассмотрены большие планы по совершенствованию палубных истребителей, и были проведены конкурсные испытания для их принятия на вооружение. Были проведены сравнительные испытания палубных истребителей из европейских стран и отечественных конструкций, и, наконец, на вооружение был принят истребитель Gloster Gambet, права на производство которого были немедленно приобретены.»
В 1932 году этот истребитель был заменен на Nakajima Type 90, но до снятия с вооружение эти палубные истребители приняли участие в боевых действиях против китайцев. В том, что г-н Мацумура назвал первым воздушным боем на востоке, Navy Type 10 сбил закупленный в Соединенных Штатах истребитель компании Boeing (предположительно, этот самолет был похож на выпускавшиеся серийно P-12).
Эти извилистые блуждания по древней истории недолговечной авиации Императорского флота имеют смысл, как кажущиеся косвенными подходы вымышленных детективов. Эта историческая интерлюдия была представлена здесь, чтобы ее можно было иметь ее в виду в следующих абзацах статьи, в которых мы перенесемся в Англию 1934 года.
В том же году министерство авиации Великобритании выпустило спецификацию с требованиями к новому истребителю Королевских ВВС. Именно эта спецификация привела к созданию истребителей Spitfire и Hurricane. Также эта спецификация породила опытный истребитель Gloster F.5/34, который теперь является одним из претендентов на звание прототипа «Зика». Вот, наконец, машина, которая действительно имеет большое сходство с «Зиком», особенно в видах три-четверти спереди и три-четверти сзади. Этот самолет впервые поднялся в воздух в 1937 году, но к тому времени и Spitfire, и Hurricane уже были запущены в серийное производство, и министерство авиации Великобритании не проявило интерес к машине компании Gloster. По данным британского журнала «Aeroplane Spotter», были изготовлены два F.5/34, которые использовались в качестве учебных самолетов по регулировке оборудования.
(Благодаря большой любезности сотрудников компании Gloster Aircraft Company, Ltd.,Хакклкот, графство Глостершир, было предоставлено много достоверных данных по F.5/34, включая заводскую схему в трех проекциях и, по-видимому, одну из немногих фотографий самолета, которые у них были.)
Сравните два чертежа этих самолетов и обратите внимание на общие для обоих самолетов особенности внешнего вида: обтекатели втулок винтов, моторные рамы, подъемы фюзеляжей к каплевидным фонарям кругового обзора, смещенные вперед крылья, у каждого из которых основной лонжерон расположен у передней кромки кабины пилота.
Также существует большое сходство в аэродинамических размерах этих двух самолетах. В приведенной ниже таблице сравниваются размеры и характеристики. Следует отметить практически идентичные массы и удельные нагрузки на крыло, большую схожесть значений максимальной скорости, похоже закрылки и, по сути, все поверхности управления. Чем больше смотришь на эти два самолета, тем больше находишь сходства. Попробуйте сами — посмотрите на два рисунка и внимательно изучите их. Затем спросите себя, кто это?
Прежде чем прийти к какому-либо выводу, подумайте о японских самолетах времен Второй Мировой войны. Честно говоря, были ли какие-либо из них точными копиями наших самолетов или чьих-то еще? Вы же знаете, что это не так. На самом деле, японские авиаконструкторы очень ярко продемонстрировали оригинальное техническое мышление при создании боевых самолетов. Помните палубный [так в тексте – byakin] средний бомбардировщик «Бетти» (Mitsubishi G4M) с размахом крыла 70 футов (21,3 м)? Этот отличный многоцелевой боевой самолет мог легко удрать от многих наших палубных истребителей. как насчет «Дины» (Mitsubishi Ki-46), вероятно, самого скоростного самолета-разведчика той войны? А также отличных истребителей конца войны – «Джорджа» (Kawanishi N1K-J Shiden), «Джека» (Mitsubishi J2M Raiden) и «Фрэнка» (Nakajima Ki-84 Hayate)? Любой из них был опасным противником. И спросите моряков из Task Force 58 о «Баке» (Yokosuka MXY7 Ohka) – настоящей управляемой ракете, использующей дешевую, одноразовую систему управления.
Теперь посмотрите на некоторые из японских довоенных конструкций; те, которые были в начале и середине тридцатых годов. Узнаёте ли вы слегка замаскированные копии машин компаний Boeing, Curtiss и Junkers? Есть ли у какого-нибудь из этих самолетов свои уникальные особенности? Это были самолеты, на которых мы основывали наше фундаментальное утверждение о том, что японцы были расой копировщиков. Если основываться на этих доказательствах, то вывод оказывался верным. Но в конце тридцатых годов японцы, по-видимому, уже были готовы действовать самостоятельно. Кто-то переключил рычаг, и работы по «Зику» были начаты. Или же он тоже был копией?
Трудно сказать. Годы, в течение которых проектировался «Зик», были переходными для военно-воздушных сил японских армии и флота. Они знали о надвигающемся эмбарго и о войне, которая за ним последует; они должны были стать независимыми. Но кто может сказать, была ли конструкция «Зика» последней, которая была скопирована, и первой самостоятельной разработкой? В любом случае, очевидно, что машина компании Gloster оказала влияние на создателей «Зика». Возможно, это было скрытое воздействие, поскольку японцы были знакомы с практикой компании Gloster и конструкциями ее самолетов. Возможно, влияние F.5/34 было сильным, если кто-то из японцев получил информацию об истребителе компании Gloster еще до введения эмбарго. Вот некоторые факты, остальные, насколько мне известно, остаются скрытыми. Был ли «Зик» последней копией или первый оригинальной разработкой?
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ
Компания-производитель | Gloster | Mitsubishi |
Базовое обозначение | F.5/34 | Type 00 |
Общеупотребительное название | –––– | Zeke |
Модификация | –––– | I |
Общий размах крыла | 38 футов 2 дюйма (11,63 м) | 39 футов 5 дюймов (12,01 м) |
Общая длина | 32 фута 0 дюймов (9,88 м) | 30 футов 3 дюйма (9,22 м) |
Высота | 10 футов 2 дюйма (3,10 м) | — |
Общая площадь крыла | 230 кв. футов (21,4 м²) | 248 кв. футов (23,0 м²) |
Относительное удлинение крыла | 6,33 | 6,28 |
Нормальная взлетная масса | 5400 фунтов (2449 кг) | 5555 фунтов (2520 кг) |
Двигатель | Mercury IX | Sakae 12 |
Диаметр воздушного винта | 10 футов 6 дюймов (3,10 м) | 10 футов 0 дюймов (3,10 м) |
Количество лопастей | 3 | 3 |
Встроенный запас топлива | 68 галлонов (258 л) | 141 галлонов (534 л) |
Внешний запас топлива (ПТБ) | –––– | 87 галлонов (329 л) |
Максимальная скорость | 315 миль в час (507 км/ч) | 326 миль в час (525 км/ч) |
Скороподъемность на уровне моря | 2100 футов в минуту (640 м/мин) | 2750 футов в минуту (838 м/мин) |
Время набора высоты 16000 футов (4877 м) | 5,1 минут | 3,8 минуты |
Время набора высоты 20000 футов (6096 м) | 11,0 минут | 8,5 минут |
Практический потолок | 32500 футов (9906 м) | 38500 футов (11735 м) |
[1] в тексте статьи «япошки» (Japs). Здесь и далее слова Jap и Japs переводятся в нейтральной коннотации
источник: David A. Anderton «The Great «Zeke” Mystery» «Air Trial» 1949-04, pages 26, 27, 72-75
перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-vzglyad-iz-ssha-1949-goda-na-predystoriu-sozdaniya-a6m-zero