Мир адмирала Шестакова. Итоги деятельности адмирала Шестакова в этой Альтернативе на конец 1888 года

18

Другие части цикла

Мир адмирала Шестакова. Итоги деятельности адмирала Шестакова в этой Альтернативе на конец 1888 года

Содержание:

Броненосцы

В этой Альтернативе для Черноморского флота, имея в строю уже в 1887 г два броненосца: Синоп и Чесма и, ожидая, вступления в строй в 1889 г еще двух однотипных им броненосцев: Екатерина II и Двенадцать Апостолов, Шестаков чувствовал себя уверено и не торопился с закладкой новых броненосцев. 20-ти летняя программа исполняется для Черноморского флота в соответствие с графиком. Четыре броненосца построены в 1880-х годах. Еще 4 будут построены в 1890-х. Быстрее и больше их построить нельзя по финансовым ограничениям бюджета Российской империи того времени. Поэтому, когда министр финансов Вышнеградский своим секвестром сметы Морского министерства в 1887 г  поставил крест на планах начать строить в этом году очередной броненосец для Черноморского флота, Шестаков не сильно расстроился.

Проблемным местом в выполнение 20-ти летней программы к 1886-1887 г в этой Альтернативе стали броненосцы для Балтийского флота. Если бы была воля одного лишь Шестакова – он бы их вообще не строил! Сам Шестаков  признавался в 1886 г, что он сторонник броненосного крейсера – гибрида броненосца и крейсера, он его называл гермафродитом, который можно при большой нужде в линию против броненосцев поставить, и который может быть «послан в даль» (прямая цитата Шестакова) и заняться истреблением транспортов в океане.

В целом реальный русский крейсер Адмирал Нахимов, особенно в своём варианте до 1885 г с 4 229/30 мм орудиями в барбетных установках, можно сказать, был близким к идеальному варианту балтийского броненосца для русских по взглядам Шестакова. И строил бы Шестаков в 1880-х годах такие корабли большой серией, если бы русским в течение 1880-х не пришлось постепенно отойти от очень важного пункта их решений на Особом совещание 21 августа 1881 г.   Решении о том, что главным противником Балтийского флота является Британский флот, а флоты Германии и Швеции — противники второй очереди.

Зимой 1882-1883 русский морской агент в Германии капитан 1 ранга Невахович Н.А. провернул операцию в духе Джеймса Бонда (Неваховичу из-за этого пришлось бежать из Германии, а его немецкий информатор был разоблачен германской контрразведкой и посажен в тюрьму). Он заполучил секретные германские планы войны с Россией, предусматривавшие высадку крупного морского десанта в прибалтийских губерниях Российской империи. Не отставал от Неваховича и русский военный агент во Франции полковник барон П.А. Фредерикс. Который доставил в Россию тайно добытый им германский план войны против России, разработанный с мая по октябрь 1882 г начальником Большого германского генерального штаба Х.К. Мольтке и комиссией, с участием А. Штоша, Л. Каприви, графа А. Вальдерзее и других  генералов. При ознакомление, с которым русские прифигели!

Раздобытая П.А. Фредериксом копия журнала Комиссии Германской империи по государственной обороне, утвердившей этот план, свидетельствовала, что германский Генеральный штаб предполагает тремя армиями нанести одновременный удар в направлении Пскова, Варшавы и Ивангорода. Вместе с сухопутными силами в наступление должен был перейти и флот, из состава которого выделялись три эскадры: береговая, главная и резервная. Зачисленным в главную эскадру 10 броненосным кораблям ставилась задача при поддержке крейсеров, канонерских лодок и миноносцев блокировать и затем захватить сначала Ревель, а по завершении оккупации Прибалтики — Кронштадт.

7 июля 1883 года, вскоре после того, как о приобретении П.А. Фредерикса сообщили Александру III, П.С. Ванновский адресовал его копию И.А. Шестакову. Это наша история.

Император Александр III  на эту информации русской разведки отреагировал очень болезненно. И не только он. Такого русский царь от немцев не ожидал! Учитывая, что летом 1881 г с ними был заключен новый вариант договора «Союза трёх императоров», фактически союзнический договор между Германией и Россией, а еще и Австро-Венгрией. Последовали указания царя Ванновскому  и Обручеву принять ответные меры. Началась эпоха русских антигерманских мобилизационных расписаний (считай планов войны) за авторством Обручева. Реагировать требовалось и от Шестакова.

Именно из-за этого второй русский крейсер типа «Нахимов» в нашей реальности в течение 1883 г трансформировался в броненосец «Александр II», отчего он очень сильно прибавил в цене, «съедая» в смете Морского министерства другие русские проекты того времени. Шестаков это делал вынуждено, против своей воли! Полноценный эскадренный броненосец стал нужен против немцев, учитывая, что немцы воевать с русскими собрались именно броненосцами. Но в данной Альтернативе второй «Нахимов» (здесь «Адмирал Корнилов») уже с декабря 1882 г строится на Новом Адмиралтействе, его летом 1883 г уже ни во что принципиально другое превратить нельзя. Соответственно Шестаков осенью 1883 г идет к министру финансов и государственному контролеру за 7,5 миллионами рублей на новый балтийский броненосец. Но, как и в нашей реальности (он в тот момент просил денег на второй броненосец типа «Александр II») он их от данных должностных лиц не получил. Денег в бюджете на это нет! Бунге и Сольский Шестакову объяснили: «Иван Алексеевич, голубчик, ну, откуда мы тебе возьмем 7,5 миллионов рублей? Бюджеты 1882 и 1883 гг впервые за все годы Российской истории свёрстаны бездефицитными! А ты в них дефицита добавить хочешь. Иди лесом!» Александр III здесь тоже Шестакову своим прямым указом не помог.

В этой Альтернативе, как и в нашей реальности, Шестакову деваться некуда, ему приходиться реагировать на немецкую угрозу разработкой проекта броненосца-тарана. Но ответственность он отдал царю. Я всё, что в моих полномочиях сделал, чтобы добыть денег на новый русский броненосец, но мне их не дали. Поэтому, государь, либо отложим постройку такого корабля до более денежных времен, либо давай денег своим указом, либо снимай какую-то задачу с Русского флота (намёк на Босфорскую операцию, а также крейсерскую войну против Британии), и я перераспределю эти средства. В этой Альтернативе, как и в реальной истории, царь выбрал не гнать лошадей и требовать от Шестакова быстрых результатов, типа, немедленно начинай строить броненосец для защиты Петербурга! Александр III  выбрал пока отстать от Шестакова с этим вопросом.

Новые внешнеполитические кризисы, в которые в 1885-1886 годы была вовлечена Россия: Афганский, Болгарский, корейский протекторат и блокада греческих портов, снова подняли важность роли флота, как инструмента внешней политики, в глазах руководства России. И как по волшебству (намек на указание с самого верха) деньги, как и в нашей реальности, так и в этой Альтернативе, на новый балтийский броненосец у русского Министерства финансов нашлись!

Шестаков в этой Альтернативе к 1886 г имел готовый проект броненосца-тарана в 8400 т для Балтики, но в этом году в данной Альтернативе в отличие от реальной истории, этот корабль не получилось начать строить из-за реконструкции больших деревянных эллингов Нового Адмиралтейства и Галерного островка. Это была инициатива начальника ГУКиСа адмирала Лихачева!

Лихачев в конце 1885 г в этой Альтернативе подал докладную записку на имя управляющего Морским министерством. О том, что текущие судостроительные мощности Петербургского порта (Новое Адмиралтейство), не смогут обеспечить ни в объеме, ни в указанные сроки того количества нового судостроения, что запланировал Шестаков на 1886-1887  гг. Лихачев предложил решение этой проблемы. Вернуть Галерный островок из аренды Франко-Русского завода (невыгодную по деньгам Морскому министерству) и реконструировать на нём большой деревянный эллинг, сравнительно неширокий в 23,15 м. Расширить его стапельную часть до 26 м, за счет сноса стоящего рядом с ним старого фрегатского эллинга шириной 15.26 м, который вообще стал бесполезен для постройки крупных судов.  Также расширить и существующий большой деревянный эллинг Нового Адмиралтейства. Потому что его ширина в 23,16 м подошла впритык к ширине новых кораблей, и они уже начинают переставать в него влезать (здесь Лихачев немного сгущал краски, но строить в нём броненосцы и правда становилось всё более неудобно, что влияло на сроки постройки, увеличивая их). В итоге реконструкция этих двух эллингов в 1886 г вылилась в разборку их старых корпусов, сборку новых деревянных корпусов, шириной стапельной части 26 м и сносом мешающих этому строений вокруг. Но, так как прижимистый Шестаков потребовал экономить казенные средства, Лихачев как начальник ГУКиСа при реконструкции этих двух эллингов вовсю экономил каждую копейку. Отчего они были построены из не очень качественной древесины. И прослужили из-за этого не долго – около 10 лет. Они к 1897-1898 г начали интенсивно гнить, и их пришлось  вначале 1899 года оба разобрать. Чего, конечно же, с ними не было в нашей реальной истории.

В следующем 1887 г броненосец-таран в 8400 т не получилось строить из-за секвестра сметы Морского министерства.

В 1886 году дефицит бюджета Российской империи достиг 130 миллионов рублей! Огромная величина, образовавшаяся, не смотря на все попытки Бунге, с этим бороться. Даже Александру III стало понятно, что Бунге не справляется на посту министра финансов. Отчего в конце этого года его на этом посту сменил Вышнеградский – известный банкир. А Бунге стал председателем совета министров. Должность без полномочий. И Вышнеградский сразу показал, что он — не мягкий Бунге! Он секвестировал все бюджетные расходы на сумму бюджетного дефицита. Досталось всем министерствам, не только Морскому.

Шестакову помимо отмены многих планов по новому кораблестроению, пришлось сильно сократить количество кораблей в компании и много разного берегового строительства. Это привело к ликвидации в 1887 г Средиземноморской эскадры русских, а также резкому уменьшению Тихоокеанской эскадры с 2 броненосных фрегатов и 4 корветов и клиперов, до 1 и 2 соответственно. А по планам Шестакова должно было быть всё наоборот! И Тихоокеанская эскадра должна была в 1887 г увеличиться до 3 фрегатов и 6 корветов и клиперов!

В этой Альтернативе в конце 1886 г, когда задули холодные бюджетные ветры, и опытный, и умный Шестаков догадался, в какую сторону они дуют, он решил подстраховаться. И дал задание инженеру Гуляеву разработать проект броненосца в 8000 т (реальный проект «Двенадцати Апостолов» из нашей истории) для Балтики. Предвидя из своего опыта, что  на башенный броненосец-таран в 8400 т (реальный «Николай I») может не хватить денег. Так и вышло.

В этой Альтернативе Шестаков проект броненосца в 8000 т никогда не рассматривал для Черного моря. Этот проект был всегда для Балтики. А данью тогдашней таранной тактики ведения боя броненосцев стала носовая оконечность этого корабля с самым длинным тараном из всех русских броненосцев, когда-либо построенных!

Корабль, названный «Ингерманландом», начали строить в большом деревянном эллинге Галерного островка в июне 1887 г. Галерный островок в 1886 г вернули в Петербургский порт из аренды Франко-Русского завода. Машины тройного расширения в 8500 л.с. по проекту и котлы «Ингерманланда» строил Балтийский завод. Сам этот броненосец в 8000 т по проекту, а по факту в 8700 т, должен был дать максимальный ход в 15,5 уз, максимальная дальность плавания у него была 4200 миль на 8 узлах. Сталежелезную броню для него изготавливал Ижорский завод, а барбетные установки для 305/30 мм орудий – Металлический. Этот проект в данной Альтернативе дан без всяких изменений относительно реального броненосца «Двенадцать Апостолов», кроме места строительства корабля.

«Ингерманланд» был спущен на воду в мае 1889 г. Осенью 1890 он перешел на достройку в Кронштадт. Весной-летом 1891 г прошел испытания и вступил в строй. На испытаниях, как и реальный  «Двенадцать Апостолов» в 1892 г, «Ингерманланд» в 1891 г показал максимальную скорость в 16 узлов, имея водоизмещение 8707 т и мощность машин 8758 л.с.

Цена «Ингерманланда» — 7 123 253 рублей такая же, как и у реального «Двенадцати Апостолов». Экономия 210 000 рублей относительно броненосца «Николай I», вместо которого в этой Альтернативе был построен «Ингерманланд». «Ингерманланд» был меньше, проще и дешевле реального «Николая I», поэтому был построен быстрее него – строился 4 года, а не 5 как «Николай I».

Русско-немецкая военно-морская конкуренция броненосцами в 1880-х была в этой Альтернативе на первых порах весьма сдержанной относительно реальной истории, так как в ней не было русских броненосцев-таранов «Александра II» и «Николая I», так  раздражавших немцев в нашей истории. Единственный немецкий броненосец постройки 1880-х годов «Ольденбург» в 5600 т, тихоходный (13,5 узлов) с 240 мм артиллерией в казематах, русских не впечатлял. Он был явно слабее даже «Петра Великого», как и четверка «Заксенов», предшественников «Ольденбурга». Маневры, имитирующие гипотетическое нападение немецкой эскадры на Ревель, состоящей из этих пяти броненосцев, летом 1888 г русские провели на Балтике. Это было в реальной истории, в этой Альтернативе состав участников тех маневров Балтийского флота несколько иной. Начальник ГМШ адмирал Чихачев ради этого на лето 1888 г временно покинул свою должность (уступив её своему заместителю адмиралу Кремеру) и стал командующим практической эскадры Балтийского флота. С помощью «Петра Великого», трёх «Первенцев» и четырёх «Чичаговых», а также «Русалки», «Чародейки», «Смерча», «Минина», «Князя Пожарского», минных крейсеров «Ильина», «Сакена» и миноносцев русские на этих маневрах уверенно «отбили» немецкое нападение.

В общем-то, и сами немцы тогда понимали, что их флот слабоват против русского Балтийского флота береговой обороны. У русских были ведь еще и океанские крейсера! И когда русские в 1887 г начали строить «Ингерманланд», сильно превосходивший «Заксены» и «Ольденбург», в прессе Германии началась компания, про то, что необходимо усиливать свой флот. Он стал слишком слаб относительно русского флота, а русские того и гляди нападут! Информационная атака сработала, и генерал Карпиви – морской министр Германии получил в 1888 г от Рейхстага деньги на проектирование и строительство четырех новых броненосцев типа «Вёрт» в 10 000 т, 16 узлов и 6 280 мм орудий, размещенных в барбетных установках. Эти броненосцы выглядели много сильнее «Ингерманланда» и всех остальных русских балтийских броненосцев вместе взятых. На такой выпад немцев в 1888 г Шестаков не мог ни отреагировать и пошел к царю за деньгами.

Не любивший немцев Александр III, в этот раз проникся опасностью ситуации и своим прямым указом заставил министра финансов выделить сверх сметы Морского министерства денег в 1888 и 1889 годах на строительство адекватного ответа на новые германские броненосцы.

Таким русским ответом на немецкие броненосцы типа «Вёрт» стали в этой Альтернативе однотипные броненосцы Гангут и Наварин полностью аналогичные реальному русскому броненосцу Наварин.  По деньгам в этой Альтернативе нет никакого отступления от реальной истории, потому что я превратил в ней (Альтернативе) «Гангут» из броненосца-карлика в броненосец 1 класса, перераспределив на это экономию средств, что образовалась в Альтернативе от изменения других русских проектов того времени.  Маленький «Гангут»  в нашей истории стоил 6 134 406 рубля (судовой список 1899 г), а «Наварин» — 7 923 893 рубля. Чтобы превратить «Гангут» в тип «Наварин» ему нужно добавить 1 789 487 рублей. В этой Альтернативе у меня к 1888 г образовалась экономия в 2 038 000 рублей, выделенных и частично потраченных на флот в тот момент в реальной истории, но не потраченных еще в данной Альтернативе. Эта экономия образовалась из следующих сумм:

1 «Капитан Сакен» дешевле реального на 56 000 руб.,

2 «Память Азова» дешевле реального на 210 000 руб.,

3 «Ингерманланд» дешевле реального «Николая I» на 210 000 руб.,

4 «Рюрик» дешевле реального на 1,56 миллиона руб.

Экономии средств в 2 038 000 миллионов рублей с лихвой хватит, чтобы «Гангут» смог быть построенным русскими по проекту реального «Наварина» в этой Альтернативе. Еще останется остаток в 238 513 рублей. Часть денег этого остатка в данной Альтернативе пойдет на то, чтобы броневой пояс четырёх русских канонерский лодок Грозящий, Отважный, Гремящий и Храбрый шел от штевня до штевня, а не так как в нашей реальности, в которой у них не была забронирована носовая часть. По моим расчетам это будет стоить 66 924 руб. на все четыре канонерки. Остаток экономии после этого составит 171 588 руб.

В этой Альтернативе броненосец Гангут водоизмещением  по проекту 9431 т как у реального «Наварина» начал строиться в октябре 1888 г в Большом деревянном эллинге Нового Адмиралтейства. Его машины мощностью по проекту 9000 л.с. и цилиндрические котлы строил Франко-Русский завод в Петербурге. Сталежелезная броня поставлялась Ижорским заводом Морского министерства, а башенные установки для 305/35 мм орудий – Путиловским заводом.

«Гангут» был спущен на воду в октябре 1890 г. Осенью 1892 г перешел на достройку в Кронштадт. И летом 1893 г вышел на первые испытания еще без артиллерийского вооружения. Но его достройка и вооружение затянулась из-за недофинансирования Морского министерство в тот период. Проблемы были с финансированием постройки его артиллерии на Обуховском заводе, в первую очередь новых 305 мм орудий длинной ствола в 35 калибров. Проблемы были и с развитием проектной мощности его машинами, постройки Франко-Русского завода. Окончательно он вошел в строй лишь летом 1895 г, когда на 12 часовом пробеге при водоизмещение 10188 т развил скорость в 16,2 узла при мощности 9184 л.с.  Эта очень долгая достройка — негативное следствие того, что данный «Гангут» является типа «Наварин». Он куда позже входит в строй реального «Гангута».

Забегая вперед, надо сказать, что такой «Гангут» в данной Альтернативе не погиб на Балтике в навигационной аварии летом 1897 г, потому что раз он был типа «Наварин», его летом 1897 г просто не было на Балтике. Он был в Средиземном море, где в тот момент были все боеспособные балтийские эскадренные броненосцы, из-за кризиса на острове Крит 1896 г и греко-турецкой войны 1897 г. А затем в конце 1897 г ушел на Тихий океан, усиливать Тихоокеанскую эскадру русских в связи с предстоящим в феврале 1898 г захватом Порт-Артура. В нашей реальности планы отправить маленький «Гангут» в 1896 г в Средиземное море у русских были. Им помешала первая авария «Гангута», случившаяся в 1896 г, и общий страх, отправлять этот очень своеобразный корабль сильно далеко от русских берегов. Понятно, что относительно броненосца типа «Наварин» русские адмиралы ничего такого бояться не будут и на Крит в 1896 г отправят все мореходные броненосцы, что у них на тот момент были, как они поступили в реальной истории.

В августе 1889 г уже при новом управляющем Морским министерством адмирале Чихачеве в Большом деревянном эллинге Галерного островка начал строиться, как и в нашей реальности, броненосец Наварин. У него по ТТХ и данным, показанным на испытаниях, в этой Альтернативе всё точно так же,  как  и у реального «Наварина», кроме того, что его на Галерном островке строит Петербургский порт, а не Франко-Русский завод. Но котлы и машины «Наварина» этот завод и в данной Альтернативе строил.

«Наварин» был спущен на воду в октябре 1891 г. Осенью 1893 г перешел на достройку в Кронштадт. Но из-за проблем с финансированием постройки его артиллерии Обуховским заводом, не смотря на то, что на первые испытания он вышел еще весной 1894 г, окончательно вошел в строй только в апреле-мае 1896 г (всю свою артиллерию полностью он получил только в декабре 1895 г) г, пройдя 12 часовой пробег полным ходом при нормальной нагрузке. И показав на нём скорость 16,3 узлов, при 9194 л.с. и водоизмещение в 10207 т.

Канонерские лодки

По ним в 1885-1888 годах в этой Альтернативе всё также как и в нашей реальности и в те же сроки.

Канонерки Кореец и Маньчжур строились в 1885-1886 заграницей для Сибирской флотилии. А 6 канонерок типа «Черноморец» по образу и подобию «Маньчжура» строились по три («Донец», «Черноморец», «Запорожец») в Николаеве и («Кубанец», «Терец», «Уралец») в Севастополе. Котлы с машинами для николаевских лодок строились в Англии, а для севастопольских в Швеции. Эти черноморские лодки входили в строй с 1888 г по 1889 г.

В 1888 г в России началось проектирование бронированной канонерской лодки для Балтийского флота. За образец явно взяли немецкую бронированную лодку «Бремзе»  водоизмещением 1050 т с одним 210-мм орудием и скоростью хода 15 уз. Спецификацию, которой морской агент в Германии лейтенант Доможиров А.М. выслал в МТК в марте 1887 г.

По русским представлениям того времени бронированные канонерки в 14,5 узлов были не только кораблями береговой обороны, взаимодействующими с морскими крепостями (отсюда крепостной калибр их артиллерии 229 мм), но еще и эскадренными кораблями, эскадр броненосцев береговой обороны. Они мыслились разведчиками при такой эскадре и посыльными судами. Ведь крейсера в 1880-х русскими адмиралами на роль эскадренного корабля не рассматривались. Их задумывали рейдерами-одиночками. При том, что эскадры броненосцев береговой обороны тогда уже у русских были. По представлению русских 1880-х годов высокая скорость для разведчика при эскадре была не самым главным. Важным аспектом  была их боевая живучесть, что и обеспечивала броневая защита данных канонерок. Похожие корабли, но слегка побольше, строили тогда китайцы для Бэйярского флота. И называли их крейсерами.

Будущий «Грозящий» был спроектирован в 1888 г в МТК водоизмещением по проекту в 1492 т, двумя вертикальными машинами тройного расширения общей мощностью 2000 л.с. по проекту, скоростью 14,5 узлов. И водотрубными котлами системы Бельвиля. Лодка была безрангоутной и с двойным дном. Ввиду наличия у Шестакова немного больше свободных денег в конце 1888 г  проект этих лодок в части  бронирования относительно нашей реальности был изменен. В этой Альтернативе все четыре лодки имеют полный пояс по ватерлинии от штевня до штевня, который в районе машин и котлов имеет толщину 127 мм, а дальше к носу и корме сначала 102 мм, а потом 76 мм. Палуба 25 мм плоская. Также 25 мм броня их боевой рубки. Вся броня сталеникелевая, кроме «Храброго». У него выделка брони по способу американца Гарвея. Для головной лодки «Грозящий» сталеникелевая броня была заказана в Англии. Вооружение этих лодок, кроме «Храброго», без изменений относительно нашей реальной истории. Машины и котлы «Грозящему» строил, как и в нашей истории, Франко-Русский завод.

«Грозящий» начал строиться на малом эллинге Нового Адмиралтейства в октябре 1888 г. Как и в нашей истории, это был последний боевой корабль русского флота, который был начат постройкой при жизни адмирала Шестакова.

К сожалению, адмирал Шестаков не успел при своей жизни увидеть эти лодки в строю русского флота. Поэтому в этой Альтернативе про их строительство и альтернативные изменения  по его ходу будет рассказ в части, посвященной описанию пребывания адмирала Чихачева на посту управляющего Морским министерством.

В мае 1888 г на малом эллинге Балтийского завода была начата строиться императорская яхта «Полярная звезда» в 3640 тонн по проекту и около 4000 т по факту. С двумя вертикальными машинами тройного расширения в 6000 л.с. по проекту и скоростью в 17 узлов. Она в этой Альтернативе без всяких изменений относительной нашей истории. Спущена на воду в мае 1890 г и в 1891 вступила в строй.

Также и все русские миноносцы постройки 1884-1888 годов в этой Альтернативе без изменения относительно нашей реальности  как в своих ТТХ, так и в том, где и когда строились, за какую цену и какой был срок строительства.

Управляюший Морским министерством адмирал Шестаков Иван Алексеевич скончался 21 ноября 1888 г в Севастополе от пневмонии.

Как изменился Русский флот в этой Альтернативе при Шестакове с января 1882 г по ноябрь 1888 г? Что произошло в этой Альтернативе в это время и не произошло в нашей реальности?

БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ И СИБИРСКАЯ ФЛОТИЛИЯ

1.В русском флоте с 1882 по 1888 гг построено на один крейсер фрегатского (первого) ранга больше, чем в нашей реальности. Им стал броненосный крейсер «Александр Невский» типа «Владимир Мономах», построенный в этой Альтернативе в 1882-1885 гг на Невской заводе. Всего с 1882 по 1888 гг  в строй вошли четыре океанских крейсера-рейдера: «Владимир Мономах» (1883), «Дмитрий Донской» и «Александр Невский» (1885) и «Полкан» (1888). Строились и вошли в строй уже после Шестакова в 1889 г «Память Азова» и в 1892 г «Рюрик».

2.Два крейсера типа «Нахимов» водоизмещением по факту (со строительной перегрузкой) в 8400 т были построены в 1882-1886 гг. «Адмирал Нахимов» вошел в строй в 1885 г, а «Адмирал Корнилов» в 1886 г. «Корнилов» был построен вместо реального броненосца «Александр II». На них оставлены 4 229/35 мм орудия в одноорудийных барбетных установках. Во много из-за этого данные крейсера рассматриваются русскими в этой Альтернативе не столько уничтожителями торговли, сколько мореходными броненосцами 2 класса с облегченной броневой защитой и артиллерией.

3.Крейсера 1 ранга «Полкан», «Память Азова» и «Рюрик» в этой Альтернативе меньше по водоизмещению своих реальных русских соответствий (а «Рюрик» — очень сильно меньше!). Отчего более скоростные (18-19 узлов длительно), а также проще и дешевле в постройке и быстрее строятся за счет своей бронепалубности («Память Азова» и «Рюрик»). Они образуют единую концептуальную линию развития крейсеров Русского флота близких по своим ТТХ. «Память Азова» относительно реальной истории слегка по другому вооружен – 2х1 203/35 мм, 14х1 152/35 мм, 10х1 47/43 мм, 2 63,5 мм орудий, 3 381 надводных ТА. А «Рюрик» сильно по другому вооружен – 4х1 203/35 мм, 16х1 152/35 мм, 20х1 47/43 мм, 9 револьверных пятиствольных 37/23 орудий, 2 63,5 мм орудий, 5 381 мм надводных ТА.

4.Два крейсера корветского (второго) ранга «Витязь» и «Рында». Были построены в 1882-1885 гг. И были без брони, двойного дна и ходом в 18 узлов, вооруженные 6 152/28 мм, 12 5х1 37/23 мм и 2 надводных 381 мм ТА. Они были сильно проще и дешевле, чем их реальные соответствия, отчего строились быстрее. Но в боевом отношение они серьезно уступают «Рынде» и «Витязю» из нашей реальности, при этом существенного, превосходя их в скорости: 18 уз против 13 уз.

5. Канонерские лодки «Бобр» (в строю в 1884 г) и «Сивуч» (1885 г) были построены в 1882-1885 гг. За счет смены места постройки были дешевле и строились быстрее, чем их реальные соответствия, от которых по ТТХ они не отличаются.

6. С 1887 г по 1891 г построен броненосец «Ингерманланд» в 8700 т фактического водоизмещения вместо реального «Николая I» в 9600 т (1886-1891 гг). Он меньше, проще и дешевле (проект реального «Двенадцати Апостолов»). Отчего был построен быстрее. При этом он превосходит реальный «Николай I» в боевой мощи и общей площади бронированного борта. «Ингерманланд» имеет бортовой залп 1436 кг (от реального «Двенадцати Апостолов») против 1076 кг (реального «Николая I»). Считаю в снарядах 1880-х годов, то есть в основном тяжелых: 305 мм снаряд в 331 кг, 229 мм снаряд в 188 кг, 152 мм снаряд в 56 кг.

7. С 1888 по 1895 гг был построен броненосец «Гангут» типа реального «Наварина». Он сильно дороже маленького «Гангута» 1888-1893 годов постройки из нашей истории. При этом значительно превосходит его в боевой мощи, скорости, дальности плавания, мореходности, боевой и эксплуатационной живучести. Но он вступил в строй на два года позже реального: 1895 г вместо 1893 г.

8. Минный крейсер «Капитан Сакен», предназначенный для Черноморского флота, в этой альтернативе строился в Петербурге, но при этом не смог попасть в Черное море. Отчего образовал пару (с минным крейсером «Лейтенант Ильин») однотипных посыльных судов в практической эскадре Балтийского флота с 1889 года. А Черноморский флот скоростное посыльное судно в 1880-х годах не получил. И пока (на 1889 г) не имеет в своем составе таких судов. Что является серьезным недостатком.

9. Четыре броненосные канонерские лодки типа «Грозящий» (вошедшие в строй уже в 1890-х годах) в этой Альтернативе из-за наличия денег у Шестакова (сэкономленных на других проектах) были спроектированы с полными броневыми поясами по ватерлинии и более толстой палубой в оконечностях. Соответственно имели лучшую боевую устойчивость относительно своих соответствий из нашей реальности. И не имели «голой» носовой оконечности, как эти канонерки имели в нашей реальности, на забронирование которой явно сэкономили. Ведь их немецкий прототип канонерка «Бремзе» имела пояс от штевня до штевня, как и предыдущие русские бронированные лодки «Смерч», «Русалка» и т.д.

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ

10. Броненосцы типа «Екатерина II» фактическим водоизмещением 11 150 т были начаты строительством раньше (в 1882 г, а не в 1883 г). И с 1882 г строилось только два броненосца, из-за чего их срок строительства был в пять лет, а не в шесть. Поэтому в этой Альтернативе «Синоп» и «Чесма» вступают в строй в 1887 г. И «Чесма» имеет машины тройного расширения и не имеет 305/35 мм орудий постройки завода Круппа (вместо них 305/30 мм Обуховского завода). Следующая пара однотипных с первой парой броненосцев «Екатерина II» и «Двенадцать Апостолов» строятся с 1884 г по 1889 г. Они оба типа реальной «Екатерины II» и с машинами тройного расширения. Из-за всего этого русские к концу 1889 г имеют на Черном море соединение из 4 однотипных броненосцев с максимальным ходом в 16 узлов, специализированных для боя в узком и глубоком проливе в основном против береговых батарей (толстая палубная броня в 76 мм против обстрела из мортир). Относительно нашей реальности «Екатерины» более быстроходные за счет машин тройного расширения («Чесма» и «Екатерина II») чем их исторические соответствия. Из-за чего в дальнейшем будут значительно дольше оставаться в строю, чем реальные.

Этот тот контекст небольших изменений, что нарисовался в этой Альтернативе, и отличает данную историю от истории из нашей реальности. Главные политические дивиденды здесь пока (в 1889 г) русские получают на Черном море, Ближнем востоке и Балканах. У них появилась там морская сила, способная пойти на штурм пролива Босфор и высадить в нём морской десант. И турки не слепые, они тоже это видят! В реагирование на эту русскую угрозу у турок по большому счету есть только два рациональных варианта действий. Они либо ищут могущественных союзников, могущих их (отнюдь не по доброте душевной, а за какие-то уступки или плату со стороны турок) защитить от нападения Черноморского флота, либо ищут хороших отношений с Российской империей, выполняя какие-то (не все, конечно же) указания из Петербурга. Потому что свою собственную военно-морскую мощь они тогда не в состояние были создать. В данной Альтернативе по произволу её создателя, турки, выбирая варианты  своей реакции на серьезно усилившийся Черноморский флот России, оказали большее предпочтение варианту быть более уступчивыми в отношениях с Российской империей, тем самым демонстрировать свою лояльность ей и выгоды для нее в продолжение существования Османской империи. Но это будет ощущаться и влиять на большую политику только уже в 1890-х годах.

Работа над усилением Балтийского флота в 1880-х принесла России в этой Альтернативе немного большую устойчивость и твердость позиции во время Афганского кризиса 1885 и Болгарского кризиса 1886 г. Но по сравнению с реальной историей изменения эти — крайне незначительные, потому что сам русский Балтийский флот еще не может так сильно влиять на политику из-за свой малочисленности и большой зависимости в своих действиях от состояния финансов Российской империи. Тут ожидается накопительный эффект большого количества мелких изменений, копившихся 20 лет с 1881 по 1901 гг. К концу срока действия 20-ти летней программы (1901-1903 гг) можно будет ожидать  перехода количества в качество и военно-морской контекст (количество, качество и распределение кораблей флота, баз и морского вооружения, а также качества личного состава) для России изменится относительно реальной истории.

В этой Альтернативе в 1880-х нарисовался как бы триумвират адмиралов, задающих тон в Морском министерстве. Это в первую очередь управляющий – адмирал Шестаков, чистый прагматик. Во вторую очередь его первый заместитель – адмирал Чихачев реалист и критик, боевой адмирал. И в третью очередь – приглашённый Шестаковым «фантазёр» и визионер адмирал Лихачев, имеющий футуристические взгляды на развитие флота. Их взаимодействие, согласие, конфликты, компромиссы и определили тот ландшафт принятых решений в русском Морском министерстве, что обозначился в данной Альтернативе.

Чихачев стремится Лихачева всё время вернуть с небес на землю. А Шестаков определяет, какое предложение (Лихачева или Чихачева) выгодней сейчас по деньгам и сулит лучший результат по критерию стоимость-эффективность на будущее? При этом Чихачев постоянно пытается апеллировать к критерию «абсолютная эффективность», он хочет строить максимально сильные корабли, понимая, что на них русским морякам предстоит идти в бой и отнюдь не против папуасов. И в этой связи ставить превыше всего интересы экономии денежных средств не всегда уместно. В тоже время Лихачев хочет принести Русскому флоту всё на тот момент самое передовое, современное, а еще рациональное. Корабли всегда строить сериями (одиночки не строить, такие корабли дороже получаются), построить опытный бассейн, идея создания Морского генерального штаба в 1888 г и многие другие его рациональные идеи повышения эффективности флота и управления им. Через всё это сделать флот сильнее. Шестаков тоже всего этого хочет, но он основные свои усилия прикладывает на административную реформу Морского министерства, чтобы само министерство работало эффективней и рациональней расходовало средства, отчего они бы у него были. И Шестаков имел бы физическую возможность и финансовые ресурсы создавать флот.

В следующей части я начнут рассказ в этой Альтернативе о времени после Шестакова, когда управляющий Морским министерством стал адмирал Чихачев Николай Матвеевич.

Подписаться
Уведомить о
guest

8 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account