Что если Россия закупит чилийские броненосцы перед Русско-Японской войной или корабли которые могли изменить многое

21

Мои мысли, так сказать, по мотивам статьи посвящённым англо-чилийским броненосцам Броненосцы «Трайомф» и «Свифтшур».  

Бывший английский броненосец «Свифтшур» ведёт огонь во время Цусимского сражения

Бывший английский броненосец «Свифтшур» ведёт огонь во время Цусимского сражения

Для начала предположим, что Россия таки приняло предложение чилийцев и выкупила у них английские броненосцы «Трайомф» и «Свифтшур». Какие бы они получили названия в РИФ, гадать не берусь. Вполне возможно, что один из них стал бы Гангутом, ну а второй, получил бы какое-то название в честь парусных кораблей. Тут вариантов слишком много.

По объективным причинам в Порт-Артур до начала войны они вряд ли бы успели, то скорее всего вошли бы в состав Второй Тихоокеанской эскадры. С ними численность 2ТОЭ возрастала с 8 до 10 кораблей линии, и в этом случае Рожественский вполне мог продавить продолжение похода, не дожидаясь Небогатова. А вот тут могло быть совсем интересно.

Представим себе на секундочку, что каким-то чудом Зиновию Петровичу удалось убедить высокие инстанции в необходимости скорейшего движения 2-й Тихоокеанской во Владивосток. В Санкт-Петербурге напряглись, нашли бы уголь, и где-нибудь в середине января наши корабли двинулись из Нуси-Бе (Nosy Be) в Камранг.

Что могло быть дальше?

По факту переход из Мадагаскара в Камранг занял 28 дней, так что следует ожидать, что, покинув Нуси-Бе где-то 15 января – 12 февраля русская эскадра оказалась бы в Камранге. Израсходовав 10–12 дней на восстановительный ремонт и боевую подготовку, 2-я Тихоокеанская могла двинуться на прорыв никак не позднее 22–24 февраля.

Как известно, в реальности она вышла в свой последний поход 1 мая и, спустя 13 дней, 14 мая вступила в сражение, ставшее для нее роковым.

Соответственно, если бы эскадра вышла бы от берегов Аннама 22–24 февраля, то 7–9 марта она бы уже находилась в Корейском проливе.

Если же совсем размечтаться и представить себе, что З. П. Рожественскому удалось бы покинуть Мадагаскар 1 января, как он и собирался, то его эскадра вошла бы в Корейский пролив не позднее 23 февраля.

К чему могло привести такое смещение сроков? Время и сроки ремонта главных сил Объединенного флота:

«Микаса» – 45 дней (декабрь 1904 г. – февраль 1905 г.);
«Асахи» – 13 дней (ноябрь 1904 г.);
«Сикисима» – 24 дня (декабрь 1904 г.);
«Фудзи» – 43 дня (декабрь 1904 г. – февраль 1905 г.);
«Касуга» – 36 дней (декабрь 1904 г. – январь 1905 г.);
«Ниссин» – 40 дней (январь – февраль 1905 г.);
«Идзумо» – 21 день (декабрь 1904 г. – январь 1905 г.);
«Иватэ» – 59 дней (декабрь 1904 г. – февраль 1905 г.);
«Якумо» – 35 дней (декабрь 1904 г. – январь 1905 г.); 13 дней (март-апрель 1905 г.);
«Адзума» – 19 дней (декабрь 1904 г.), 41 день (март-апрель 1905 г.);
«Асама» – 20 дней (декабрь 1904 г.);
«Токива» – 23 дня (ноябрь-декабрь 1904 г.), 12 дней (февраль 1905 г.).

Так вот, японцы, при всех своих несомненных талантах, сверхлюдьми не были, и главные силы Объединенного флота в конце 1904 года требовали неотложного ремонта. В то же время, зная о серьезнейших приготовлениях к походу 2-й Тихоокеанской эскадры, японцы ожидали ее чуть ли не со дня на день, допуская возможность ее появления даже и в 1904 году. Соответственно, решено было, начиная с начала ноября 1904 года отправлять по нескольку кораблей в ремонт с тем, чтобы к решительному бою восстановить боеспособность хотя бы части главных сил Объединенного флота.

То есть в реальности броненосные корабли Х. Того и Х. Камимуры получили большую передышку между гибелью 1-й Тихоокеанской эскадры и сражением в Цусиме. Хейхатиро Того приказал своим главным силам возвращаться в Японию 11 декабря 1904 года, так что 15 декабря «Микаса» бросил якорь в Куре. Основная масса его кораблей прошла ремонт в январе-феврале 1905 года, причем «Якумо» и «Адзума» в дальнейшем ремонтировались еще и в марте-апреле. Остальные броненосцы и броненосные крейсера 1-го и 2-го боевых отрядов получили возможность с конца февраля и до мая 1904 года восстановить свои боевые навыки, путем проведения интенсивных учений. На том же «Микасе», вернувшемся в строй 17 февраля 1905 года, проводились регулярные стволиковые стрельбы и т.д.

Не приходится сомневаться, что боевая подготовка, проводимая в период с февраля по май 1905 года, не только восстановила боеспособность японских кораблей, которая была в известной степени утрачена из-за необходимости вынужденного простоя в ремонтах, но и подняла ее на новую высоту.

А вот если бы русская эскадра появилась в Корейском проливе не в середине мая, а в конце февраля – начале марта, то такой возможности бы у японцев не было. Далеко не факт, что все корабли 1-го и 2-го боевых отрядов, вообще, прошли бы ремонт и были способны вступить в бой – вспомним, что «Якумо» и «Адзума» повторно ремонтировались в марте-апреле.
Возможно, также, что известия об ушедшей из Мадагаскара 2-й Тихоокеанской эскадры, если бы таковое произошло в 1-й половине января 1905 года, заставило бы японцев ограничить объемы работ на ремонтирующихся кораблях. Но во всяком случае, даже если бы японский флот и сумел восстановить боеспособность технически, то времени на боевую подготовку у него уже почти не оставалось бы.

И – кто знает? Возможно, в этом случае русская эскадра смогла бы, согласно ожиданиям З. П. Рожественского, «дойти до Владивостока с потерею нескольких судов».

Андрей
Подписаться
Уведомить о
guest


47 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Игорь Харламов
29.03.2025 08:08

А вот интересно, может кто знает. Голландская Ост-Индия доход королевству приносила? Или её содержание, ради престижа, всё же обходилось дороже. А то прям видна деградация флота с начала ХХ века.

29.03.2025 09:49
Ответить на  Игорь Харламов

Няп уже после наполеоновских воин у Голландии флота почти не осталось.

Арк Роял Голланци не потянут ни экономически ни в эксплуатации. А вот Юникорн — могли бы. Можетдаже два )

29.03.2025 10:47
Ответить на  Андрей Уваров

На борту или Фоккеры 21 или уже Кулховены 58

cv-i72-unicorn-1943
Игорь Харламов
29.03.2025 10:04
Ответить на  Андрей Уваров

Ну сложно сказать. В конце 19 века шли серии БрБО и крейсеров. Причём вполне на уровне. А с начала 20 века голландский флот как обрезало. Только крейсера, и то по великим праздникам.

Андрей Андреев
29.03.2025 08:50
Ответить на  Игорь Харламов

Ну если Британская Малайя как колония в своё время на целый линкор в одиночку насобирала, то Индонезия для Голландии тоже наверняка была не убыточной.

Последний раз редактировалось 3 дней назад Андрей Андреев ем
Игорь Харламов
29.03.2025 10:01
Ответить на  Андрей Андреев

Сложно сказать. Как то не насобирали. А Сингапур ещё тот торговый хаб был. Ради него Сиаму запретили канал Кра строить.

Травников Александр

А что, если сделаем «по большому»… Голландцы решают строить (ну и проектировать) авианосец самостоятельно, а за образец берут «Лекингтон» и «Саратогу», только в уменьшеном виде. Возможно даже с турбоэлектрической ГЭУ, как более экономичной. Корабль закладывают, даже успевают спустить на воду, при готовности допустим 37%. Этот недострой успевают отбуксировать в Англию, где он «пылится с 1940 г. по 1942 г.(работы идут с минимальным напряжением). Непобедимая и Легендарная Красная Армия громит нацистов под Сталинградом, англичанцы стали намного свободней «дышать». Задумались о Дальнем Востоке и вот есть недоделанный авианосец. Есть два пути или буксировать снова в США, и там достраивать, или достроить на месте. Выбирают второе, с помощью стандартного, на тот момент, вооружения и оборудования Королевского флота. В конце 1943 года он вступает в строй. За счёт чего же, я думаю, возможен этот «праздник жизни», снова «по большому»!!! Отказываемся от постройки двух крейсеров типа «Де Зевен Провинсиен», а вместо них и появляется авианосец.На момент оккупации Нидерландов De Zeven Provinciën был готов на 25%, а Kijkduin — на 12%. Не заморачиваемся и допускаем, что один авианосец при сопоставимых затратах всего будет готов на 37% (25%+12%). Далее по названию вместо крейсеров «Де Зевен Провинсиен» предполагается одноимённый авианесущий корабль, а к моменту вступления в строй вспомнили, что «империя» должна… Подробнее »

sbl9k7a-—-kopiya
Ansar02
29.03.2025 19:51

Как всегда очень красиво! Хотя, ИМХО, голландцы крейсера-то едва-едва осиливали, куда уж им авианосцы…

Zeev
30.03.2025 15:46
Ответить на  Ansar02

Ну как бы один авианосец у Нидерландов был. С 1948 по 1968 год. Назывался «Карел Доорман», а построен он был британцами для своего флота под названием «Венерэйбл» в 1945 году.

Альтернативная История
Logo
Register New Account