Всё по-честному. Часть 1. Т-26

25

Всё по-честному. Часть 1. Т-26

Всё по-честному. (Часть -1). Т-26.

Не исключено, что всем уже поднадоели всевозможные варианты модернизации старикана Т-26. В попытке сделать его хоть чутка более полезным в ВОВ, чего только не предлагали!  Но, практически всё – либо изначально авантюры, либо «овчинка выделки не стоит». Особенно когда «модернизировать» его предлагают вообще уже неприемлемо поздно – после 39-го – когда старику уже никакой «Боржом» не поможет и новые танки уже «наше всё».

Я же, предлагаю не «изобретать велосипед», а просто отказаться от производства Т-26 как танка на рубеже 36-37 г.г. – именно тогда, когда от Т-26 как танка и следовало отказаться, из-за уже стремительно устаревающих ТТХ.

Конечно, вместо него и так разрабатывали новый Т-46, но вложив в этот «чудо-танк» гигантские ресурсы (от интеллектуальных до банального времени), на выходе получили «пшик» — машину по вооружению не превосходящую Т-26, по бронезащите ещё хуже, и при этом очень дорогую. В общем – провал, обусловленный изначально ошибочным ТТЗ.

Всё по-честному. Часть 1. Т-26

Вместо танка Т-26, на том же 174-ом танковом заводе им. Ворошилова, будем МАССОВО выпускать САУ на шасси Т-26. Уже разработанные и успешно испытанные СУ-5-1 и СУ-5-2.

Всё по-честному. Часть 1. Т-26

(СУ-5-1 в боевом положении)

Всё по-честному. Часть 1. Т-26

(СУ-5-2 на параде 7.11.1937 г.)

Почему не столь приглянувшуюся многим АТ-1?

Всё по-честному. Часть 1. Т-26

(САУ АТ-1)

Отвечаю. А чем, собственно, АТ-1 лучше обычного Т-26? Рубка? Так это не лучше, а хуже. Трёхдюймовка? А смысл? Если при всё той же «жестянке» вместо противоснарядной брони, стрелять опять-таки придётся прямой наводкой с короткой дистанции – т. е. противник из любого ПТ-средства, даже самого лёгкого, запросто расстреляет ту АТ-1 прежде, чем её короткостволая трёхдюймовка (в т. ч. скорострельная ПС-3) поразит хоть какую-то цель на дальности прямого выстрела. Да и ту самую ПС-3 в серии так освоить и не сумели… В общем – мимо.

Другое дело СУ-5. Фактически, это самодвижущиеся орудия для стрельбы на большую дистанцию, хоть с открытых, хоть с закрытых позиций. Дальнобойность СУ-5-1 с «качалкой» давным-давно освоенной и промышленностью и армией 76,2 мм дивизионной пушки обр. 02/30 – более 8 км. С качалкой 122 мм гаубицы обр.10/30 г. на СУ-5-2 – более 5 км. С такой дистанции, этим «саушкам» никакое ПТ-средство не страшно. А эффективность будет уж точно не меньше чем у той АТ-1.

Надо лишь поработать над существенным увеличением возимого БК. А заодно «облегчить» жизнь силовой и чутка увеличить маршевую скорость (чтоб САУ не сильно отставала от Т-26). Для чего толщину брони уменьшить до 9 мм, отказаться от бронезащиты расчёта (как на прототипе) и увеличить вес возимого БК за счёт сэкономленной массы (куда «притулить» ящики с выстрелами на броне, найдётся), либо просто дополнить САУ простой двухколёсной повозкой зарядного ящика от гужевой упряжки (но не на деревянных колёсах, а на металлических, с грузошиной) – сперва, а потом, заменить уже на специализированный зарядный ящик на подрессоренном шасси от той же Ф-22. Двигатель и элементы подвески модернизировать как на серийном Т-26 в 1937 году (мощность уже 92 л.с. дополнительные листы в рессорах и быстросменные бандажи на разборных опорных катках).

Такие САУ, особенно актуальны, из-за полного отсутствия у РККА (на рубеже 37 г.) высокомобильной артиллерии. Лишь новенькую дивизионную пушку Ф-22 теоретически можно буксировать на относительно высоких скоростях. Вот только буксировать её на тех высоких скоростях нечем! СТЗ-5 в серии ещё нет (а когда появится, таскать им дивизионную трёхдюймовку – избыточная роскошь). Лошади с таким грузом в галоп не пойдут, а мощных грузовиков ЗиС-5 или лучше ЗиС-6 – и снабженцам катастрофически не хватает.

Про гаубицы и говорить не о чем. 6 км/ч при гужевой или тракторной тяге – вот их предел в 1937 году. Позже, при переводе с деревянных на металлические колёса с грузошиной, скорость можно было бы поднять до 12 км/ч. Но кто её будет на такой скорости таскать? Лошади гаубицу с передком на такой скорости смогут тащить очень не долго и только по хорошей дороге. Быстроходных тракторов пока нет. СТЗ-5 в серию пойдёт как раз с 37 г. и это действительно будет хорошая машина для старых, довольно лёгких по массе 122 мм гаубиц. Но ведь уже давно в стране ведётся разработка гаубиц нового поколения, которые будут весить намного больше старых и тот же СТЗ-5 с такой нагрузкой быть «быстроходным» сразу же перестанет. Что конечно не критично в пехотных дивизиях. Но не в механизированных частях!

А механизированных частей у нас уже много! Вот только артиллерии для их сопровождения и поддержки нет. Почти. Есть некоторое количество собранных на шасси трёхмостовых грузовиков САУ СУ-12 со слабенькой полковой трёхдюймовкой. Но, это «ниачём».

Всё по-честному. Часть 1. Т-26

(САУ СУ-12 на учениях)

Механизированным бригадам нужна своя мощная артиллерия со скоростью передвижения и проходимостью не сильно хуже, чем у танков. А танков у нас уже много. И в т. ч. Т-26 много — к началу 37-го уже более 5 тыс.! Зачем продолжать плодить это моральное старьё?

Берём за стандарт танковый батальон в 33 танка (3 танка во взводе). Соответственно в трёхбатальонномполку 100 Т-26. Дополняем этот танковый полк лёгким самоходным артполком: 18 (6х3) СУ-5-1, 12 (4х3) СУ-5-2, плюс дивизион ПВО (от 12 до 18 ЗСУ на шасси трёхмостовых грузовиков – пока 4М (счетверённые «Максимы») позже – спарки 12,7 мм ДК).

Естественно, в артполку ещё должны быть и бронированные машины снабжения в количестве не менее двух машин на каждую батарею. Но их можно даже специально не изготавливать – использовать капитально отремонтированные старые двухбашенные Т-26 обр. 31 г. естественно уже без башен. (Хотя, в РИ на шасси Т-26 было разработано огромное семейство специальных машин в т. ч. и многоцелевой бронетранспортёр ТР-4).

Всё по-честному. Часть 1. Т-26

Учитывая, что к началу 36 г. АБТВ РККА уже имели более 4 тыс. Т-26, а пока разворачивается производство САУ, вполне можно успеть довыпустить ещё Т-26 для замены устаревших двухбашенных машин на однобашенные, мы получим к концу 37-го не менее 30 бригад по 100 танков Т-26. Для этих 30 бригад, соответственно надо выпустить 540 СУ-5-1 и 360 СУ-5-2. Всего 900 самоходок. С таким количеством, 174-й з-д справится за год – до конца 38-го. А потом, встанет на реконструкцию под выпуск уже танка нового поколения. Ну, а пока идёт реконструкция, из задела, можно будет довыпустить Т-26 и СУ-5 про запас – сколько получится и, конечно, запчастей по максимуму.

Как лучше всего использовать те 30 бригад? ИМХО – это идеальное средство качественного усиления стрелковых корпусов. (В РИ тоже планировали сформировать 25 танковых бригад поддержки пехоты, но эти планы рухнули, когда началась лихорадка по спешному формированию мехкорпусов). Особенно полезны те бригады окажутся, если в составе каждой из них будет ещё и собственный батальон мотопехоты – хорошо обученной совместным действиям с танками. На целый мотострелковый полк я не замахиваюсь и по дефициту транспорта и ввиду включения тех бригад в состав стрелковых корпусов.

Достаточно сбалансированные получаются бригады – по своей структуре, огневой ударной мощи, мобильности – самое то, чтоб быть «козырным тузом» в рукаве командира стрелкового корпуса. Козырем, способным заткнуть любую брешь в обороне корпуса. Козырем, способным действовать быстро впереди стрелковых дивизий корпуса в маневренной войне.

Учитывая, что в 1936-37 г.г. РККА имела 25 стрелковых корпусов, то ещё останется пять бригад в резерв (в РГК). Понятно, что имея мобилизационный план, согласно которому РККА была способна развернуть более сорока СК, бригад маловато, но кто сказал, что с прекращением выпуска Т-26 и СУ-5, наше танкостроение на этом закончится? Закончится сугубо «эпоха динозавров» производства именно семейства Т-26, которое будет в принципе не жалко спалить в приграничном сражении – был бы результат – поддержку пехоте они способны оказать весьма существенную!

А чтоб «ещё существеннее», и самого старикана Т-26 можно совсем чутка «подгриммировать» — в смысле экранировать с лобовой проекции до непробиваемости из 37 мм «дверной колотушки» с дистанций более 300 м. Скорость Т-26 ещё снизится, приближая его к скорости тех СУ-5.

Всё по-честному. Часть 1. Т-26

(Т-26 последнего года выпуска с частичной экранировкой)

А как же собственно механизированные части АБТВ? Как с «активной обороной» и «могучими контрударами»? Ну дык, на «любимую игрушку» наших наступательных планов в виде БТ никто и не покушается. К тому же началу 36-го, БТ уже бегало почти 2,8 тыс. штук (у немцев на тот же период в Панцерваффе имелось до 1,5 тыс. смешных Т-1 и … больше НИЧЕГО – Т-2 в серию пойдёт только осенью того же 36-го и за 36-37 г.г. будет выпущено всего 332 Т-2).

Всего же, в СССР выпустили более 7 тыс. БТ всех модификаций. Вполне достаточно для любых задумок АБТУ и ГШ.

Подписаться
Уведомить о
guest

421 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account