22

   Вместо пятнадцати отведённых на аудиенцию минут Александра говорила с императором почти час. Она серьёзно подготовилась к этой беседе и на примере Шухова и Худякова вывалила самодержцу весь ворох проблем, с которыми сталкивается не только талантливый изобретатель, но и просто болеющий всей душой за Отечество человек. Упомянула и Александра Николаевича Поля, что уже десять лет бьётся лбом о нашу бюрократию, пытаясь проложить железную дорогу от донецкого угля к криворожской руде. А в итоге всё опять достанется иностранцам, потому что эти господа на порядок расторопнее наших чиновников, когда дело касается больших денег.

   Обсудив с Александрой заказ на катера для черноморцев по её упрощённому проекту, император вспомнил о крейсере, изображённом на двух полотнах, что висят в их с Алексисом дворце. Эти картины Айвазовского наделали в своё время много шума не только под шпицем, но и во всей столице. И император не смог удержаться чтобы не раскрыть завесу тайны, которой были окутаны эти полотна.

     Собственно, никакой тайны и не было. На обеих картинах была изображена «Аврора». Ведь Александра не могла не говорить и не обсуждать с мужем увиденные, существующие и будущие корабли и их проекты, поскольку в этом была вся её прошлая жизнь. А о своих любимцах – паровых крейсерах она могла говорить часами. Разве можно оставаться равнодушной, глядя на этих ощетинившихся орудиями величественных белых красавцев, окутанных клубами чёрного дыма из золотистых труб. Уж сколько она там у себя билась, чтобы «Аврору» перекрасили в парадные цвета, но всё без толку. Серость – наше всё. Поэтому она и  заказала Айвазовскому пару картин, вручив ему свои акварельные наброски, и через год у них во дворце появилось два огромных полотна. На первом «Аврора» вся в белом идёт в Кронштадт,

на втором она же, но уже в боевой окраске рвётся на всех парах через всплески разрывов к вражеской эскадре. Вот только никакой «Авроры» в названиях картин не значилось. С прицелом на будущее, Александра посоветовала художнику назвать полотна: «Возвращение крейсера» и «Неравный бой корсара».

Шуму эти картины натворили тогда изрядно. «Крейсер без парусов! Да за ним в кильватере караван из угольщиков должен идти! Пушки за щитами – это же канонирам никакого обзора! А где таран? Чем он броненосцы топить станет? Вот этими зубочистками? Причём тут корсар, они ведь давно в прошлом?» — эти и  подобные вопросы владельцы картин слышали почти от каждого, кто имел честь лицезреть сии творения великого мариниста. А лицезревших было немало, поскольку картины Александра повесила в холле, и даже прибывавшие с донесениями мичманы выпадали перед ними в астрал, переставая реагировать на оклики. Но после того как у окон дворца было поймано два иностранца с блокнотами для зарисовок, Александра приказала перевесить картины в кабинет мужа на втором этаже.

    В заключение беседы Александре и самой пришлось порисовать, когда она пыталась объяснить  императору что же такое броненосный «рейдер», без которого крейсерские отряды будут вынуждены отсиживаться на базах, под прикрытием береговых батарей. Хоть она и понимала, что говорить про такие корабли ещё рано, но её, как говорится, понесло, и на гербовом листке появился вот такой эскизный проект, в котором Александра скрестила чижа, ужа и ежа, то есть попыталась объединить русскую, французскую и американскую традиции кораблестроения.

Задав ещё несколько вопросов, император убрал рисунок в стол и пообещал хорошенько подумать и разобраться со всем, о чём они тут говорили. Забегая вперёд, можно сказать, что это были не просто слова, и дорогу с мостом через Днепр, несмотря на войну с турками, начали строить в этом же году.    

    Авторитет Алексея в обществе после русско-турецкой войны взлетел до небес. Он отличился со своими торпедными катерами и морпехами не только на море и в устье Дуная, утопив всё, что турки смогли отправить в бой, но и в штурмах крепостей, и в дерзких десантах в тыл врага. Константинополь, к сожалению, и в этот раз не взяли из-за боязни «не удержать», но зато Россия обрела базу флота на Ионических островах. Правда, англичане с французами согласились на это лишь при условии, что в Эгейском море мы можем разместить только крейсера и лёгкие силы. Количество крейсеров при этом было ограничено пятью вымпелами, а их общее водоизмещение не должно превышать 30тт, при этом водоизмещение любого из крейсеров не должно быть больше 10тт. Лёгкие силы были ограничены двадцатью вымпелами.

      После смерти Александра 2 Алексиса назначили главой морского ведомства. Естественно, его первым шагом была модернизация всех казённых верфей и объединения их вместе с заводами морского ведомства в одну судостроительную корпорацию. Не забыли супруги и про Мурманск, пробив прокладку железной дороги к будущему незамерзающему порту и военно-морской базе, ну и к месторождениям никеля заодно. И про балтийские бастионы с морскими крепостями не забыли, укрепив их железобетоном и утвердив главный калибр береговых батарей в 11 дюймов. Для чего пришлось открывать ещё два орудийных и снарядный заводы. А броня у нас уже варилась такая, что дедушка Крупп себе всю бороду обкусал, засылая своих шпионов пачками на Никопольский и Криворожский сталеплавильные комбинаты. Александра предусмотрела почти всё, чтобы у них с Алексисом получились лучшие в мире корабли. Но вот сами корабли рождались в долгих и мучительных муках, с трудом прогрызаясь через стандартность и косность, оглядки на Запад и парусно-чугунных адмиралов. 

     На эскизах и чертежах кораблей 20-ти летней программы уже покоилось немало копейной щепы, пролитых слёз и даже крови. Но благодаря всё тем же Конштадтским лабораториям и послезнанию Александра всё же смогла убедить мужа, а следом за ним и ретроградов с англо и франкофилами, что:

  1. 130- наше всё;
  2. Бронепалуба – это, конечно, хорошо, но она не обеспечивает боевой живучести корабля;
  3. Дерево и открытые расчёты – зло. Команда на палубе должна быть в касках и пробковых жилетах, в карманах которых лежат жгут, ИПП и свисток для вызова санитаров и отпугивания акул;
  4. Таран – оружие греческих галер. Даже древние византийцы отказались на своих поздних огнемётных дромонах от этого носового плуга в пользу большей скорости и мореходности, а если уж дело дойдёт до тарана, то для этого хватит и забронированного форштевня;
  5. Морское чудище хоть и должно быть обло, озорно, огромно, стозевно и громко лаяй, но обязано иметь при этом правильный адмиралтейский коэффициент.

И ещё у неё получилось утвердить под шпицем главный принцип американского кораблестроения: «Быстрее тех кто сильнее, и сильнее всех остальных».

     Щас, ещё немножко, и будут кораблики ) Ведь прежде нам нужно разобраться со структурой будущего флота, классификацией и специализацией получившихся кораблей, ибо универсальный корабль будет плох во всём. Определить единицу заказа, состав эскадр, и где вся эта красота будет столоваться. Про деньги и кадры  разглагольствовать не буду – денег и грамотных мичманов с матросами море, и баста!

    Заранее прощу у коллег прощения за издевательство над их работами, ибо многие модельки кораблей были взяты с этого сайта.

     Итак, авторитетной комиссией морского ведомства общая эскадренная скорость была определена как: «не менее 15 узлов», а боевая, с форсированием, не менее 18. Каждому кораблю обязывалось иметь свою  эмблему, барельеф и девиз. А в кают-компании предписывалось иметь импровизированный музей и книгу с историей корабля и его экипажа. Кроме того, с подачи перфекционистки Александры, адмиралы приняли волевое решение, что поскольку у нас появятся совершенно новые классы кораблей, то не грех и навести порядок в чехарде с их названиями. Чтобы любая тыловая штафирка по одному имени корабля могла определить к какому он относится классу и разряду, какова его дальность плавания, к какой базе приписан и сколько на нём людей, орудий и брони, что существенно упростит снабжение и планирование совместных операций. И вот что у них получилось:

   Классификация кораблей эскадры: Класс – соответственно, принадлежность к тому или иному классу кораблей согласно старой, парусной классификации для более чёткого понимания экипажами своих задач и прозрачности ценза и чинопроизводства. Ранг – деление кораблей внутри класса по вооружению,  водоизмещению и скорости.

Линкор, ЛК I ранга – сокр. ЛК, до25тт, ГБП-300мм, ГК-12”(3х3), СК-130мм, ВК-57мм, 17-18 узлов. Основа эскадры. Бой с линейными кораблями противника. Охрана побережья и минных позиций. Поддержка наземных операций. Разрушение береговых укреплений и баз противника. Всего планировалось построить 15 единиц таких кораблей.

Линейным кораблям предписывалось носить имена великих московских князей, русских царей, императоров и императриц: «Дмитрий Донской, Иван Великий, Иван Грозный, Борис Годунов, Козьма Минин, Дмитрий Пожарский, Царь Алексей, Пётр Великий, Императрица Анна, Императрица Елизавета, Екатерина Великая, Император Павел, Императрица Мария, Император Александр, Император Николай».

Лин. крейсер, ЛК II ранга – сокр: ЛКр, до20тт, ГБП – 270мм, ГК 10-11”(3х2), СК-8”, ПМК–120мм, ВК – 57мм, 19-20 узлов. Быстрое крыло линейной эскадры. Бой с линейными кораблями и крейсерами противника. Крейсерские операции. Охрана побережья и минных позиций. Поддержка наземных операций.  Обстрелы береговых укреплений, баз и портов противника. Всего планировалось построить 5 единиц линейных крейсеров.

Линейным крейсерам предписывалось носить имена прославленных русских маршалов и адмиралов. Адмиральская серия: «Адмирал Апраксин, Адмирал Ушаков, Адмирал Нахимов». 

Маршальская серия: «Князь Суворов, Князь Потёмкин».

Рейдер, крейсер IклI ранга –тяж. фрегат – сокр: Рд, до10тт, ГБП – 185мм, ГК-8”(3х2), СК – 130мм, ВК – 57мм, 21-22 узла. Дальняя разведка. Стержень крейсерского отряда (поддержка лёгких сил и крейсеров, охрана временных баз, транспортов снабжения и конвоирование захваченных судов). Борьба с крейсерами противника. Крейсерские операции. Защита судоходства. Минные постановки. Поддержка десанта, обстрелы побережья. Всего планировалось построить 7 единиц таких крейсеров.

Крейсерам I класса I ранга предписывалось носить имена новгородских и киевских князей.

Княжеская серия: «Рюрик, Олег, Святослав, Ярополк, Владимир, Даниил, Всеволод».

 

Корсар, крейсер IклIIранга –лёгк.фрегат  — сокр: Крс, до7тт, ГБП – 75мм, ГК-6”- не менее 8-ми орудий на борт.  СК-102мм, ВК-57мм, 4ТА, 23-24  узла.

Дальний разведчик — океанский прерыватель торговли. Одиночные крейсерские операции на дальних коммуникациях (ТОФ, Атлантика, Индийский океан). Скорость, дальность, мореходность, большая автономность, условия для экипажа, живучесть. Всего планировалось построить 5  единиц таких крейсеров.

Крейсерам I класса II ранга предписывалось носить названия древних народов-завоевателей, которые проживали на территории современной России. Скифская серия: «Скиф, Сармат, Викинг, Варяг, Арий».

Скаут, крейсер IIкл – корвет – сокр: Ск, до5тт, ГБП — 72мм, ГК-130мм 6/3, ПМК – 57мм, 4ТА, 25 узлов.Ближний морской разведчик — лёгкий броненосный крейсер (Балтийское, Баренцево, Чёрное, Эгейское и  Японское моря). Гонять эсминцы и бронепалубники, убегать от остальных. Морские крейсерские операции. Разведка при эскадре и базах, дозорная служба, охрана эскадры и транспортов от минных атак, минные постановки. Всего планировалось построить 14 единиц таких крейсеров.

Крейсерам II класса предписывалось носить имена богатырей, героев битв и бояр.

 Богатырская серия: «Богатырь, Хоробр, Гридень, Рында, Святогор, Добрыня, Ослябя, Пересвет, Боброк, Евпатий».

Боярская серия: «Боярин, Новик, Посадник, Воевода».

 Лидер — малый загоризонтный разведчик. Александра знала, что «Новик» не оправдал концепции быстроходного бронепалубного разведчика, ибо в саму разведку за всю РЯВ он ходил всего три раза. Миноносец он догнать не мог, а против «собачки» был откровенно слаб.  Поэтому и использовался в основном для обстрелов побережья противника, но и в этой роли успехами не блистал, поскольку был не очень удачной артиллерийской платформой.  Чтобы лидировать миноносцы корабль должен обладать их скоростью, с чем позже прекрасно справятся лёгкие турбинные крейсера, а тогда зачем плодить сущности.

      Только вот на фоне успехов миноносных малышей концепцию большого мореходного эсминца с приличным торпедным залпом адмиралы восприняли в штыки. Какие полторы тыщи тонн, да ещё без брони, когда на эти деньги можно шесть миноносок наклепать!  А тут один шестидюймовый снаряд, и два миллиона на дно. Поэтому Александра сделала ход конём и обозвала лидером ранний вариант эсминца «Новик» с 4-мя 102мм обуховками, введя этот класс кораблей в состав флота. В миноносном отряде из  восьми миноносок полагалось иметь два таких вымпела.  А морячки уже сами разберут что к чему. Главное, чтоб им было с чем сравнивать.

Лидерам, будущим эсминцам предписывалось носить названия, характеризующие качества человека, сериями из восьми вымпелов (дивизион) на одну из согласных букв.

«Б» (Бойкая серия) «Бойкий, Бесстрашный, Бдительный, Буйный, Бравый, Бодрый, Бесшумный, Беспощадный».

«В» (Верная серия) «Верный, Везучий, Выносливый, Весёлый, Вёрткий, Ветреный, Вздорный, Властный». 

«Г» (Гневная серия) «Гневный, Гремящий, Гордый, Горячий, Грозный, Губительный, Громовой, Громкий».

«Д» (Дерзкая серия) «Дерзкий, Дикий, Достойный, Деловитый, Добрый, Догадливый, Дельный, Доверчивый».

Минзаг, крейсер IIIкл– шлюп – сокр: Мзг, до 3,5тт, БрП – 25мм, ГК-120мм, ПМК-57мм, 400мин, 22узла. Минные постановки, траление. Крейсерские операции. Всего планировалось построить 11 единиц минных заградителей. Минным заградителям предписывалось носить имена с названиями крупных русских рек: «Енисей, Лена, Обь, Амур, Волга, Печора, Двина, Нева, Днепр, Неман, Колыма».

Большой эскадренный скоростной транспорт, сокр: БЭТСи –8000т, 4 трюма, 3-120мм, 6-57мм, 15/17 узлов.

 Угольщики (3 на эск, 2 на отряд), Госпитали (1 на эскадру), Плавмастерская (1 на отряд), Судно для отдыха и перевозки экипажей (1 на эскадру и 1 на кр.отряд), Носитель аэростатов (1 на эскадру), Арсенал (1 на эскадру) и пр. Всего планировалось построить 46 единиц больших эскадренных скоростных транспортов. Им предписывалось носить имена с названиями средних русских рек: «Волхов, Вязьма, Ирбит, Ижора, Ветлуга, Вятка, Елань, Ингода».

Малый эскадренный скоростной транспорт, сокр: МЭТСи – 4500т, 2 трюма, 3-102, 4-57, 16/18 узлов. Малым транспортам — малые реки — 52 единицы.

 Ниже спускаться не будем, ибо и так понятно для чего нужна канонерка, тральщик, ледокол, буксир и пр. И  здесь к сожалению, мы ничего нового про них не узнаем )

Общий состав РИФ по окончании большой судостроительной программы должен составлять:

Линейных кораблей – 15

Линейных крейсеров – 5

Рейдеров – 7

Корсаров – 5

Скаутов – 14

Минзагов – 11

Лидеров – 28 (эсминцы типа «Новик»)

Миноносцев – 112

Ледоколов —11, из них 7 портовых и 4 больших для проводки по СМП.

Для сохранения эскадренного баланса во время обновления корабельного состава, была принята система очерёдности в закладке под названием: Малая и большая единицы заказа. Малая единица заказа предписывала на один заложенный линкор закладывать: 1 скаут, 2 лидера, 8  миноносок, 2 тральщика, 1 мореходную канонерскую лодку, 3 БЭТСи, 0,5 Минзага. Большая единица заказа – на 3 заложенных ЛК: 1 Линейный крейсер, 1 Рейдер, 1 Корсар, 1 Ледокол, Плавмастерская, Плавдок, 3Эскадренных угольщика, 1 Плавгоспиталь.

Состав тактических единиц флота предписывалось иметь:

Минный отряд: 2лидера и 8 миноносок, плавбаза торпедных катеров на 8единиц (корабль-матка), малые плавдок и плавмастерская. 2 малых угольщика на 4500т и малый транспорт снабжения.   

Крейсерский отряд: Рейдер, Корсар, 2 скаута, Минзаг. Гуппа обеспечения: 4 тральщика, малый плавгоспиталь, 2 эскадренных угольщика на 8000т, транспорт снабжения, плавмастерская, плавдок.

Линейный отряд(5ед): 3ЛК, 1ЛКр, Группа обеспечения: 8 тральщиков, 4 эскадренных угольщика, плавмастерская, плавгоспиталь, плавдок, 2 транспорта снабжения.

Минимальный состав эскадры: Линейный отряд, Крейсерский отряд, 2 Минных отряда, Группа обеспечения.

Организационный состав: РИФ делится на 4 флота, 4 морских, 4 речных и 2 озёрных флотилии.

Флоты: Балтийский, Черноморский, Тихоокеанский и Северный.

Морские флотилии: Эгейская, Азовская, Каспийская, Беломорская.

Речные флотилии: Волжская, Днепровская, Амурская, Вислинская.

Озёрные флотилии: Ладожская и Онежская.

Составы флотов:

БФ: 3ЛК, 1ЛКр, 1Рд, 2Ск, 2Мзаг, 4Лдр, 16мнс, 1Тяж и 2Портовых ледокола. Базы: Линейный отряд – Ревель, Крейсерский отряд – Рига, 1Минный отряд – Кронштадт, 2Минный отряд – Улеаборг. Кузница кадров – Кронштадт. 

ЧФ: 3ЛК, 1ЛКр, 1Рд, 2Ск, 1Мзаг, 4Лдр, 16мнс. Базы: Линейный отряд – Севастополь, Крейсерский отряд – Новороссийск, 1Минный отряд – Одесса, 2Минный отряд – Батум. Кузница кадров – Севастополь.

 ТОФ: 6ЛК, 2ЛКр, 3Рд, 3Крс, 6Ск, 3Мзаг, 8Лдр, 32мнс, 3 портовых ледокола. Базы: 1,2Линейный и 1,2Минный отряды – Владивосток, 1Крейсерский и 3Минный отряды – Корсаков, 2Крейсерский отряд – Петропавловск-Камчатский, 3Крейсерский и 4Минный отряды – Находка. Кузница кадров – остров Русский.

 СФ: 3ЛК, 1ЛКр, 1Рд, 1Крс, 2Ск, 2Мзаг, 4Лдр, 16мнс. Базы: Линейный и 1Минный отряды – Североморск, Крейсерский и 2Минный отряды – Полярный, Кадры – Североморск.

 Эгейская флотилия: 1Рд, 1Крс, 2Ск, 1Мзаг, 4Лдр, 16мнс. База: Крейсерский и 1,2Минный отряы – Ауза, о.Парос. Кадры и ремонтная база – Севастополь.

Беломорская флотилия:  2Лдр, 8мнс, Мзаг, 3 Ледокола по СМП, 2 портовых ледокола. База: Северодвинск.

Каспийская флотилия: 2Лдр, 8мнс, Мзаг, 4канлодки. База: Баку.

Азовская флотилия: десантные баржи и торпедные катера. Мариуполь.

Материала по корабликам ещё много, но я всё ) Есть история про русских «эльсвиков», но будем считать, что  Александра её успешно воплотила и получилось сие чудо.

И жили они долго и счастливо, и умерли в один день. А их сын Владимир стал последним русским императором.

 

 

Подписаться
Уведомить о
guest

115 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account