Как из Пе-2 сделать А-10 (и что получилось)

7

Как из Пе-2 сделать А-10 (и что получилось)

Мелькнула мысль о том, чтобы космический штурмовик «Валдай» (упомянутый в книге «Похитители душ» Ника Перумова) адаптировать под местные (земные) условия. А именно, под 40-е годы века двадцатого. Другими словами, создать аналог А-10 «Тандерболт» в СССР, еще в 40-е годы. В качестве образца подошел Пе-2.

По некоторым вопросом консультировался с коллегами redstar72 и E .tom, но скорее всего (помню, что была некая критика, скорее насчет двигателей, но вот саму критику не сохранил) вернулся к традиционному «я художник, я так вижу».

***

В начале сороковых годов, в СССР объявился очередной попаданец… Искренне считающий, что « штурмовик Ил-2 – все плохо», а вот «А-10 Тандерболт – форева». Советское руководство подумало, и решило, что им в будущем виднее что лучше, а что хуже. И раз попаданец отстаивает американский А-10, то пусть им и занимается (в конечном счете, это даже не копирование иностранной техники, типа Б-29, ведь сам А-10 еще не создали).

 

И попаданец, принялся за работу (решив не создавать новый самолет с нуля, а использовать в качестве основы разрабатываемый аналог Пе-2), подготовив проект штурмовика, снабдив презентацию (причем в самой презентации, о штурмовике говорилось как о уже решенном деле)  качественными иллюстрациями. При этом, как и следовало ожидать некоторые научно-технические решения были с энтузиазмом встречены и позднее внедрены, а вот сам самолет….

***

Штурмовик «Валдай», стал первым самолетом советских ВВС, специально созданным для непосредственной авиационной поддержки, сухопутных войск на поле боя. Это был достаточно простой, живучий и эффективный самолёт.

К концу 30-х годов, в Советском Союзе был накоплен обширный опыт (как Европе – испанский и польский, так и в Азии – китайский и японский) применения боевой авиации непосредственно над полем боя. Опыт был не только отечественным, но и зарубежным, касающейся применения фронтовой авиации над полем боя (африканский, южноамериканский). Обобщенный опыт показывал: имеющиеся на вооружении самолеты уже мало соответствовали предъявляемым требованиям самолета поля боя.

В частности, отечественные штурмовики «Вьюрм» несли ощутимые потери от легких пулеметов противника. В таких условиях становилось все труднее оказывать поддержку наземным войскам.

В процессе работы, будущий проект «Валдая» претерпел множество изменений.

Двигатели из тянущих стали толкающими.

Крылья по сравнению с первым вариантом были сдвинуты назад.

Трехлопастные винты заменены шестилопастными.

При разработке самолета наряду с высокой технологичностью, ремонтопригодностью, и заданными ЛТХ должна быть обеспечена повышенная живучесть самолета за счет живучести конструкции, использования проектированных топливных баков (израсходованное топливо должно было заменяться отработанными охлажденными выхлопными газами), резервирования систем управления самолетом и двигателями, бронирование кабины пилотов, частично двигателей и отдельных элементов системы управления.

«Валдай» действительно способен летать на одном двигателе. В расчете на это он, собственно, и проектировался, и испытывался. На высший пилотаж он, конечно, не потянет, но спокойно долететь до базы сможет.

При выборе конфигурации самолета, оба двигателя были размещены над крылом, по обеим сторонам хвостовой части, где они экранируются конструкцией от наземного огня с большинства ракурсов с передней полусферы и задней полусферы консолями крыла или хвостовым оперением.

***

Сам попаданец, с радостью бы установил реактивные двигатели, но их, не смотря на его мудрые слова, почему-то сделать было не так просто. Поэтому, был выбраны толкающие двигатели, в качестве некого аналога реактивного.

***

Система шасси выполнена в виде трёхопорной конструкции с носовым размещением поворотного колеса. Две основные опоры находятся с наружи центроплана. При взлёте они убираются (не полностью, что позволяло совершать жесткие посадки) в мотогондолы.

Хвостовое оперение самолета двухкилевое. Выбор схемы с двумя килями и рулями направления осуществлен по результатам исследований, показавших что такая схема допускает повреждения с одной стороны фюзеляжа без значительного ущерба для аппарата, практически без потери управления.

Удачная конструкция кабины предоставляла лётчику отличный обзор вперёд и вниз.

Для снижения скорости при пикировании самолёт был оснащён решётчатыми тормозными щитками, прижатыми к нижней поверхности крыла; во время торможения щитки устанавливались навстречу потоку.

Экипаж. Несмотря на то, что по техническому заданию требовалось два человека (летчик и стрелок-радист), был оставлен задел на различные варианты, как пилотов, так и самого самолета.

Так, один из вариантов «Валдая» имел только пилота, без стрелка (на его место ставился дополнительный топливный бак). Такая модификация применялась в условиях господства своей авиации.

Другой вариант, адоптированные штурмовика «Валдай» в бомбардировщик, с тремя членами экипажа.

На основе штурмовика и истребителя танков, фронтовой бомбардировщик, тяжелый истребитель, самолет-разведчик

К негативным моментам стоит отнести высокорасположенные двигатели: малоуязвимые для огня с земли, они являлись прекрасной мишенью для вражеской истребительной авиации, из положения сзади и сзади-сверху. Атаки вражеским самолетов решались как собственными силами штурмовика (штурмовиков) – высокая маневренность, действие в группе, оборонительным огнем (а также дополнительным бронированием двигателей), так и силами своей авиации, а именно истребителями прикрытия.

***

Еще одной проблемой, по истенне жизненно важной, стала проблема покидания падающего самолета. Тут попаданец предложил сразу два решения — катапультируемое кресло и отстрел лопастей.

***

Уникальный силуэт «Валдаев» делал самолет легко узнаваемым, благодаря чему потери от «дружественного огня», были (особенно учитывая специфику самолета непосредственной поддержки войск) не велики, хотя и имели свою особенность: из-за узнаваемого силуэта, трудно было незаметно подкрасться к противнику (выдать за вражеский самолет), и в то же время трофейные «Валдаи» крайне редко использовались в боях против Советского Союза (сбивали собственные войска). Однако, стоит учитывать, что сами «Валдаи» не редко обстреливали свои войска.

Недостатком «Валдаев» явилась его подверженность ошибочно атаковать свои объекты. Ему категорически не следовало вести охоту вблизи своих войсковых подразделений.

 

Главное вооружение штурмовика «Валдай» — 37-мм пушка Шпитального.

Анализ результатов полигонных испытаний показывает, что поражение 37-мм снарядом БЗТ-37 из авиапушки НС-37 с самолета Ил-2 легких немецких танков, бронемашин и бронетранспортеров всех типов, а также САУ «Wespe» , «Marder II» и «Marder III» обеспечивалось с дистанции до 500 метров с любого направления. Средние немецкие танки и САУ типа StuG 40, Pz III Ausf L/M и Pz. IV Ausf G/H, а также появившиеся позже StuG IV и Jgd Pz IV/70 с толщиной брони на бортах до 30 мм могли поражаться БЗТ-37 с дистанции до 500 м с планирования под углами 5-10 градусов с высоты 100 м. В этом случае атаку необходимо было производить сбоку или сзади, ведя стрельбу по борту или по задней части корпуса и башни танков.

Попадания снарядов этой пушки в ролики и другие детали ходовой части танков всех типов производили существенные разрушения, выводящие последние из строя. (37-мм авиапушки ОКБ-16)


Однако, имели и иные варианты вооружения (ставились как 23-мм, так и 45-мм пушки), в частности,

7-и ствольный пулемет Владимирова калибром в 14,5-мм.

«Валдай» — его основное оружие, дополненное двумя пристрелочными ШКАСами, било секундными очередями по полсотни 14,5-миллиметровых пуль, а боезапас в триста патронов позволял, в теории, сделать шесть заходов на цель. На практике в одной атаке, особенно поначалу, отстреливалось по 2–3 очереди, что позволяло привозить из каждого вылета пару-тройку сожженных танков. Восстанавливать и ремонтировать самураям там было уже нечего. Тонкая противопульная броня выламывалась градом одновременных попаданий целыми кусками, внутренние механизмы сразу превращались в металлолом, практически всегда воспламенялись или взрывались боеприпасы. Понятно, что выжить экипаж мог где угодно, но только не внутри машины. Как ни странно, даже увидев в небе самолет с характерным распухшим носом, танкисты упорно оставались под броней, пытаясь сорвать атаки маневром, и несли тяжелые потери (взято и малость изменено: «Звоночек-4» М.Маришин)

К сожалению, доводка тяжелого пулемета затянулась, и к моменту массового производства, вражеские танки имели уже серьезную броню, не уязвимые к огню тяжелых пуль.

Атака противника:

С малых высот (400—1000 м) на пологом пикировании;

С бреющего полета на высотах 15-50 м, малая высота, высокая угловая скорость и складки местности должны были защищать самолёт от огня зенитных орудий, в то время как броня защищала его от стрелкового огня вражеской пехоты;

После израсходования боезапаса бомб и РС «Валдай» мог вести воздушный бой с вражескими самолётами. Причем его жертвами становились не только транспортные самолеты, но и бомбардировщики: скоростных возможностей «Валдаев» для этого вполне хватало, а мощная бронезащита позволяла игнорировать оборонительный огонь бортовых пулемётов.

 

Основными целями «Валдаев» были:

Колонны автотранспорта и бронетехники;

Полевые артиллерийские части, а также части дальнобойной артиллерии;

Непосредственно позиции вражеских войск на передовой.

Железнодорожные станции и узлы;

Мосты, дороги;

Транспортные и военные корабли, подводные лодки (на Балтике, Чёрном Море, Северном и Тихом океанах);

Морские порты, причалы;

Аэродромы;

Склады боеприпасов, ГСМ.

 

Тактико-технические характеристики штурмовика «Валдай» (одна из серий)

Длина: 12,78 м

Размах крыла: 17,16 м

Высота: 3,42 м

Масса пустого: 5950 кг.

Взлетная масса: 7536 кг.

Силовая установка: два 12-цилиндровых двигателя жидкостного охлаждения М-105РА мощностью по 1100 л. с.

Максимальная скорость на высоте 5000 м.: 530 км/ч

Вооружение: 1 х 37-мм пушка НС, 1х12.7-ми пулемет УБ и 1х7,62-мм ШКАС; 600 кг бомб на внутренней подвеске, 400 кг на внешней подвеске, РС-82 или РС-132.

Потолок: 8800 м

Дальность полета: 1200 км

Воздушный винт: шестилопастные винты изменяемого шага ВИШ-61П.

Топливные баки: пять внутренних топливных баков на 1086 л.

****

Однако, после презентации проекта, советские авиаконструктора, сделав не мало пометок для себя, и в то же время едва сдержавшись что бы не остановить презентацию, вынесли решение:  не мешало бы попаданцу учить матчасть. Так как самолет представленный попаданцем, имел множество проблем, от от винтов (низкий КПД толкающего воздушного винта; проблема конструкции 6-и лопастного винта), до центровки самолета.

Подписаться
Уведомить о
guest

35 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account